Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
14.04.2017
Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"
Урок русского языка.doc
МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола» Урок русского языка в 8 классе по теме:  «Группы односоставных предложений».                                        Учитель русского языка Вайс Светлана Владимировна МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола» Тема: «Группы односоставных предложений».  Место урока в теме: первый урок в теме «Односоставные предложения» Цель урока:  создать условия для актуализации  знаний учащихся по теме:  «Односоставные предложения».   Задачи урока:    сформировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и  грамматическим признакам;   использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы по теме  «Односоставные предложения»;   развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, систематизировать,  делать выводы;   уметь анализировать роль односоставных предложений в художественном тексте,  оценивать их выразительные возможности;   создавать связь содержания учебного занятия с личностным опытом обучающихся;   развивать рефлекторные способности в оценке своей деятельности и полученных учебных  действий и навыков;   использовать односоставные предложения в собственной речи.   Тип урока – урок систематизации и обобщения нового материала.   Методы : объяснительно­иллюстративный, проблемное изложение изучаемого материала,  эвристический, практический, частично­поисковый.  Применение элементов инновационных технологий:   интеграция,   дифференцированное обучение,   элементы эвристического поиска,   использование иллюстративного материала из областей «Литература», «Искусство» и  «Иностранный язык».   Оборудование : учебники, карта урока, средства ИКТ.                                                                            Ход урока:   Организация начала урока.    Слайд № 1. МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола» ­ Здравствуйте! – приветствуют друг друга россияне. А как англичане... , немцы...,  французы..., японцы? ( G ' day (англ.);  Bonjour (франц.);  Guten Tag (нем.); Коннитива  (японск.)   ­  Что общего между этими этикетными формами? А что различного?   Общее: это форма приветствия.   Различное:  1. Дословный перевод (русский «пожелание здоровья», остальные ­ пожелание хорошего,  «успешного» дня)  2. Части речи (русский – глагол, остальные – главное слово подлежащее)   ­ Какое из приветствий Вам кажется более «активным», более доброжелательным и  личностно­ориентированным? Почему? (Подвести  к мысли, что приветствие  «Здравствуйте!» более позитивно и личностно­ориентировано по содержанию и более  активно благодаря использованию глагола в повелительном наклонении.)   ­  Каким членом предложения он является? (Сказуемым в предложении без подлежащего).   ­ А какими членами предложения являются остальные приветствия? (Подлежащими без  сказуемого).   ­ С анализа грамматических форм приветствия мы начали изучение абсолютно новой для  нас темы. Какой? Сейчас узнаем.  Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности    1. Исследовательская работа в группах (по рядам).   Слайд № 2.   (Работа с карточками: у каждого ряда свой блок предложений, но вывод должны сделать  общий.)   ­ Я на каждый ряд разложила карты урока с разными блоками заданий, и таким образом  разбила класс на 4 группы: I группа работает с предложениями, объединёнными темой  «Литература», II ­ «Живопись», III – «Музыка», IV ­ «Театр». Я буду называть номер  предложения, а вы, прочитав его, будете называть грамматическую основу и делать вывод о её строении. (По 1­2 предложения с каждого ряда)  I группа II группа III группа «Литература»  «Живопись»  «Музыка» IV группа «Театр» 1. Я люблю читать  рассказы о  животных. 2. Люблю  приключенческие  романы.  3. Выпустили новый  детективный роман.  1. Я люблю ходить  на выставки  изобразительного  искусства. 2. Предпочитаю  живопись русских  передвижников. 3. Открыли новый  арт­салон. 1. Я люблю слушать  современную  музыку. 2. Предпочитаю рок­ музыку.  3. Поставили новый  мюзикл. 1. Я люблю ходить в  театр. 2. Люблю больше  весёлые театральные  постановки. 3. Объявили об  открытии нового МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола» 4. Нужно  обязательно много  читать.  5. Что за прелесть  эти сказки!    4. Нужно изучать  язык живописи. 5. Какая правда  жизни! 4. Нужно  воспитывать  музыкальный вкус 5. Упоительные  звуки! сезона. 4.Нужно  внимательно следить за игрой актёров. 5. Какая игра  актёров!  ­ Подумайте, как их можно разделить на 2 группы.  ­Заполните поля таблицы номерами предложений и пустые поля заголовков таблицы.  (Заполнение таблицы)   ­ По какому принципу вы их поделили?   (Принцип разделения – состав основы предложений. Предложения ­ 1 двусоставное и 4  односоставных.)    Деление по принципу...    №/№ предложений  2 главных члена ­  двусоставные  1 1 главный член ­  односоставные 2, 3, 4, 5  2. Определение темы урока .   ­  На прошлом уроке мы написали диктант по теме «Строение двусоставных  предложений» и завершили эту тему. Сможете ли Вы предположить, как будет  сформулирована следующая наша тема? (Односоставные предложения.) Примеров в  карточке несколько, значит, в формулировке темы чего­то не хватает. (Группы  односоставных предложений. Я подчёркиваю: « Основные группы односоставных  предложений» Сегодня будем говорить не обо всех группах).   Слайд № 3 (Тема урока)   ­ Сформулируйте, какие задачи мы будем решать на уроке в связи с новой темой?  (Сравнивают с задачами на слайде, выделяют ключевые слова)   • Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.   • Узнаем, на какие группы делятся односоставные предложения.   • Понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, увидим, как часто они употребляются в нашей речи.   • Начнём активно использовать односоставные предложения в своей речи.   Слайд № 4 (Задачи урока)    3. Мотивация.   ­ Чем интересна эта тема в контексте изучения синтаксиса русского языка? Какое  применение эта тема может найти в реальной жизни? Вспомните, как часто мне  приходилось подчёркивать неоправданный повтор местоимения «Я» в Ваших сочинениях.  (Поможет избежать неоправданных речевых повторов, на ЕГЭ знания об односоставных  предложениях тоже понадобятся.) МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола» 4. Обучение технологии тестирования.   Слайд № 5.   ­ Я предлагаю сейчас выполнить задание, которое по своей технологии будет похожим на  одно из заданий итоговой аттестации. Впишите в таблицу номера предложений из данного  текста в порядке возрастания. Каждую цифру аккуратно заносите в отдельную клеточку,  начиная с первой. Между числами в отдельной клеточке ставьте запятую.  1.Осенний лес. 2. Ночь. 3.Всё кругом залито прозрачным лунным светом. 4. Идём по лесной вырубке. 5. Кругом тихо. 6. Лес спит. 7. Вдруг перед моим лицом кто­то бесшумно  взлетает.  8.Невольно вскидываю ружьё и тут же опускаю.9. Ведь это не дичь. 10. Это  ночная ласточка­ козодой, по­ деревенски,  полуночник.  Ответ: I . – 3, 6, 7, 9, 10        II . – 1, 2       III . – 4, 5, 8   5. Исследовательская работа по определению типов односоставных предложений,  работа с терминологией.   Слайд № 6.   ­ После того, как мы уже научились находить односоставные предложения в тесте и даже  не перепутали их с двусоставными, давайте перейдём к выяснению вопроса, на какие же  группы делятся односоставные предложения.   Перед вами строки из стихотворений русских поэтов. Найдите сказуемые, попробуйте  вставить в предложения несуществующие подлежащие.   Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков)  (я, личное местоимение  1 лица, ед.ч.)   Не позволяй душе лениться! (Н. Заболоцкий) (ты, личное местоимение, 2 лица, ед.ч.)   ­ Попробуйте подставить местоимения другого разряда, например, кто, каждый, себя и пр. (Нельзя). Вывод: в предложениях такого типа можно легко определить конкретное личное  местоимение. Подумайте, какой термин лингвисты придумали для предложений такого  типа. (Определённо­личные)   Историческая справка.  М.В. Ломоносов писал об этих предложениях: «Умолчание  местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности  служит». У истоков изучения односоставных предложений стояли такие крупные учёные,  как Александр Афанасьевич Потебня, Филипп Фёдорович Фортунатов, Алексей  Александрович Шахматов и Виктор Владимирович Виноградов. Именно они предложили  современную терминологию изучаемой нами темы.  ­ Продолжаем нашу работу. Слайд № 7.  (Так же предпринимаются попытки подставить несуществующее подлежащее.) МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола»  И на обломках  самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин) (они – личное местоимение 3 лица, мн.ч., а также существительные «потомки», «внуки», «россияне» и т.п.)   Слайд № 8. Лексическая работа:  устар. единоличное управление государством,  неограниченная власть царя.   К кому­то принесли от мастера ларец. (И. Крылов) (они – личное местоимение 3 лица,  мн.ч., а также существительные «заказчики», «горожане» и т.п.)  ­ А какой, по­Вашему, термин лингвисты придумали для предложений этого типа.  (Неопределённо­личные)     Слайд № 9.   В окно повеяло весною... (А. Плещеев)   Только мне не плачется — на душе светло (С. Есенин)   ­ А теперь попытайтесь подставить подлежащее в эти предложения. Не получается?  Сделайте вывод: как называются эти предложения? (Безличные, т.е. действие совершается  само, «без лица»)   ­ Безличные предложения могут объединяться в группы в зависимости от того, какие  действия и состояния они обозначают. Давайте познакомимся с некоторыми смысловыми  группами безличных предложений.  Смысловые группы безличных предложений Стрелками соедините соответствия Безличные предложения о  состоянии природы    Безличные предложения о  состоянии окружающей среды  Безличные предложения о  состоянии человека (физическом  или нравственном)    И скучно и грустно, и некому руку подать   В минуту душевной невзгоды...   (М.Ю. Лермонтов) В небесах торжественно и чудно!   (М.Ю. Лермонтов) Светло на улице,   И виден сад насквозь.   (А.Т. Твардовский)  ­ Наше исследование продолжается. Какой общий элемент принадлежит зоне пересечений  множеств А, В, С? («Личное», т.е. все три слова включают корень личн­) Сделайте вывод:  односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым в термине  обязательно имеют словообразовательный элемент «личное», т.е. действие осуществляется  с помощью определённого или неопределённого лица, а также действие может совершаться само по себе – «без лица».  Физминутка для глаз  (доска выключена) МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола»  Слайд № 12.  «Мысленное представление»   …Закройте глаза и слегка прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и  попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по  буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В  конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и мысленно воспроизводите  только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими,  медленными и легкими покачиваниями…   Слайд № 13.   ­ Односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного  члена делятся на две большие группы:   1) Глагольного типа – личные.   2) Именного типа – назывные.   Слайд № 14.   Работа с флэш­анимацией: стихотворение А.Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека....»   ­ Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами  автор способен передать свой замысел. Первые две строки – бессоюзное сложное  предложение, состоящее из пяти назывных. Первые четыре состоят только из  существительных, лишённых определений, это констатация предметов, которые поэт видит вокруг себя. Так возникает картина неподвижности и одиночества.   Жизнь замерла, превратилась в однообразное движение по кругу: все повторится, все  начнётся «опять сначала». Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится  символом ограниченности жизни, ее пустоты. Эту безысходность, замкнутость  подчеркивает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная  строка. Грустное стихотворение. Но не будем предаваться унынию – у нас впереди ещё  много интересных открытий!  6. Создание алгоритма определения типа односоставного предложения и подведение  итогов исследования.   Слайд № 15.   ­ Давайте, восстановим ход нашего исследования   Находим грамматическую основу предложения.   Определяем, двусоставное предложение или односоставное.   Смотрим, чем выражен главный член предложения.   Можно ли вставить в предложение подлежащее.   Определяем, чем выражен главный член предложения.   ­Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных  предложений. Пользуясь схемой в карте урока, назовите свои шаги. МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола» 7. Чтение образцов художественных поэтических текстов русских поэтов .   ­ Следующим этапом урока будет анализ употребления односоставных предложений в  художественной литературе. Определите группу односоставного предложения, сохраняя  пошаговую структуру своего рассуждения.   1. Не спится, няня: здесь так душно! (А. Пушкин)  2. В небесах торжественно и чудно!   Спит земля в сиянье голубом…   Что же мне так больно и так трудно?   Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)  3. Шёпот, робкое дыханье,   Трели соловья.   Серебро и колыханье   Сонного ручья. (А. Фет)  4. Пора, пора насмешкам света прогнать спокойствия туман   (М. Лермонтов).  5. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!   ( А.С.Пушкин)  8. Диктант с заменой. Двусоставные предложения заменить на односоставные, записать  получившийся текст.   Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом  царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца.  Душа радуется наступлению зимы.   (Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и  спокойствие! Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от  наступления зимы.  9. (Резерв). Составить свой текст, используя односоставные предложения на тему «Утро  ученика».  Утро. Тишина. С вечера крепко подморозило...  Подведение итогов урока.   1. На какие группы делятся предложения в зависимости от строения грамматической  основы (наличие одного или двух главных членов)?   2. Как называются предложения с главным членом предложения сказуемым?   3. Как называются односоставные предложения с главным членом предложения  подлежащим?   4. А теперь вопрос повышенной трудности. Что объединяет, а что разделяет  односоставные предложения? МКОУ « Коммунарская  средняя общеобразовательная щкола»  Домашнее задание.   Выучить правило из § 20.    Выполнить в тетрадях упражнение № 203.   Рефлексия   Рефлексия проводится с применением опоры:   • Сегодня на уроке я узнал …   • Тема показалась мне …, потому что …   • Больше всего мне понравилось…   • Труднее всего было …  • Особенно интересным мне показался ... этап урока   Выставление оценок за урок и комментарий к оценкам.

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"

Урок русского языка в 8 классе по теме: " Группы односоставных предложений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2017