Урок русского языка в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл—8 кл
02.02.2017
Урок русского языка по теме: «Однородные члены предложения» позволит обобщить и систематизировать знания учащихся об однородных членах предложения, пунктуации в предложениях с однородными членами.
В начале урока психологический настрой на восприятие темы урока через прослушивание песни в исполнении М.Бернеса "С чего начинается Родина…"
Воспитание чувства любви к Родине проходит и через анализ эпиграфа урока - слова К.Г.Паустовского: " Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля".
В течение урока учащиеся выполняют разные виды работ:
-заполнение таблицы "Однородные члены";
-тестовая работа по теме урока;
- индивидуальная и групповая работа.Урок закрепления материала по теме "Однородные члены предложения" с разными видами работы на уроке, разноуровневыми заданиями.
Урок русского языка в 8 классе по теме.docx
Урок русского языка в 8 классе по теме: «Однородные члены
предложения»
Цель урока: обобщить и привести в систему знания учащихся об
однородных членах предложения.
(Звучит песня «С чего начинается Родина…)
Ход урока
Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля.
К.Г.Паустовский
Учитель: Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не просто урок русского
языка, а урок русской словесности, т.к. он тесно будет связан с литературой.
В начале урока зарядим себя положительными эмоциями, настроимся на
плодотворную работу.
1.Отгадайте загадку. Зелена, а не луг.
Белена, а не снег.
Кудрява, а не человек. Что это? (Берёза)
По каким признакам вы узнали её? (Зелена, белена, кудрява)
С точки зрения семантики, что это за члены? (Однородные)
Как вы узнали? Перечислите признаки однородности.
Выход на тему и цель урока. Как вы думаете, о чём сегодня мы будем
говорить на уроке?
Каким членом предложения являются слова зелена, белена,
кудрява? (Сказуемые.)
Подберите к слову берёза эпитеты (белоствольная, весёлая, изящная,
развесистая, молчаливая, стройная, нежная, плакучая…)
Что это за слова? (Однородные определения)
Подберите однородные обстоятельства. (Берёзы растут на поляне, в
сквере, в лесу)
Однородные дополнения (Любуюсь берёзой, клёном, дубом)
Однородные подлежащие (Клён, липа, берёза – мои любимые деревья)
Вывод по таблице «Однородные члены предложения»
2. Эмоциональная зарядка. Работа в группах. Текст на экране.
1 группа. Нет дерева в России, которому повезло бы и в фольклоре, и в
литературе, и в живописи, и в музыке. (Составить схему предложения.
Повезло2, в музыке3)
2 группа. Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан,
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан. (С. Есенин) (Холщовый2, полюбил3)
3 группа. Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную,
В зелёном сарафанчике, с платочками в карманчике,
С красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
Люблю её нарядную, родную, ненаглядную, То ясную, кипучую, то грустную, плакучую.
(А.Прокофьев) (Светлую2, плакучую3)
Работа над орфографией и пунктуацией.
Читаем наизусть есенинские строчки, определяем тип предложения
(простое, двусоставное, осложнённое).
3. Выборочный диктант. Послушайте текст, определите вид простых
предложений, выпишите только грамматические основы предложений.
По всей необъятной России
Сегодня светло от берёз.
Пленяют красою чудесной,
Заводят лесной хоровод.
Широкая русская песня
Отсюда начало берёт.
4. Поэтическая минутка. Какие стихи о берёзе знаете вы?
Звучит фрагмент стихотворения Р. Рождественского «Берёза». В каких
строчках заключена идея стихотворения?
5. Словарная работа. По следам ваших ошибок. (Проверка через
слайд.)
Президент, в течение зимы, претензия, репетиция, оптимист, пессимист,
исподтишка, изза. изпод костюма, труженик, комплимент, гениальный,
вследствие, в следствии по делу. (Объясните значение подчёркнутых слов,
подберите синонимы к слову гениальный).
6. Дубльдиктант. (Читаю слова, учащиеся устно приводят примеры
на данное правило.)
Както, наслаждение, цыплячий, расписание, не узнав, ни от кого, нечем.
7. Орфоэпическая минутка. Проговаривание трудных глагольных
форм. Слова через слайд.
Начал, начала, начали; не жил, не жила; понял, поняла; принялся,
принялась, принялись; лечь, лягу, ляжешь, лягут, лёг, легла, ляг, лягте.
8. Повторение пунктуации при однородных членах предложения.
Читаю текст Н. Жукова «Русская берёза». Выделенные
предложения записываются и объясняется пунктуация.
Какое русское, какое очаровательное дерево – берёза! Ни одно из
деревьев не вмещает столько национальных понятий. Не рождает столько
образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину
крестьянское дерево. В ней есть всё: и бабий ситцевый платок, побелённая
хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубашка, и курочка ряба. И даже
молоко, которое пьют на всей земле.
Всматриваясь в кряжистые угловатые стволы, вспоминаешь
мозолистые трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую
тяжёлую крестьянскую работу… А молодые берёзки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках
приподнявшись к голубому куполу неба, напоминают девичью красу,
стройную и статную, с гибкой талией. С русыми косами, светлоокую, и
вспоминается многомного русских имён, таких же милых и светлых.
Смотришь на берёзу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые
звуки гармоники, балалаечные вариации, обязательно вспомнишь Есенина и в
душе любовно обнимешь это дерево, как самое тебе близкое и дорогое.
Пока составляют схемы указанных предложений, звучат
предложения с одновременным показом слайдов.
Ещё в стародавние времена берёзу называли деревом четырёх дел:
мир освещать, крик утешать, чистоту соблюдать, больных
исцелять.
Как символ непобедимости и стремления к жизни, растут на
могилах русских воинов кудрявые берёзки всюду: и на кладбище
деревень в Хатыни, и на Мамаевом кургане в Волгограде, и даже в
Берлине, а Трептовпарке. Они как символ неугасимой жизни,
символ нашей любви к Родине.
9.Работа со схемами предложений, объяснение пунктуации.
1. О, О, О.
2.О, да О.
3. О да О.
4.О, и О, и О, и О.
5. не только О, но и О.
6. О и О,О и О.
7. то О, то О.
8. ни О, ни О.
9. О, а О.
10.О и О.
11. О или О, или О.
12. О или О.
13. как О, так и О.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
1.
2.
3.
4.
10. Графический диктант. Выписать графическое обозначение
О: О, О и О.
О, О, О – О.
О: О, О, О …
? Какой схемы не хватает?
только однородных членов предложения.
1. Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.
2. То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой.
3. Везде русская берёзка дарит людям свет и радость. 4. Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, да, можно голодать и
холодать…
5. Берёзы, родничок заметив, шумят, склонилися над ним и неба синь
вплетали в ветви, как перед зеркальцем живым.
11. Синтаксический разбор предложения.
Наша русская природа полная поэзии и прелести, трогает и волнует
каждого человека, любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние
на его душу.
12. Самостоятельная работа по выбору:
Упражнение №225,
Сочинениеминиатюра «Я любуюсь…» по иллюстрациям берёзы зимой,
весной, летом, осенью (на выбор)
13. Домашнее задание. (на выбор)
Подобрать 10 предложений с фразеологическими оборотами с
однородными членами.
Упражнение №227.
Сочинение «Любимый уголок природы».
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения"
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Однородные члены предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.