Урок русского языка в 9-ом классе. Сбор материала к сочинению на лингвистическую тему.
Оценка 4.7

Урок русского языка в 9-ом классе. Сбор материала к сочинению на лингвистическую тему.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
12.05.2017
Урок русского языка в 9-ом классе. Сбор материала к сочинению на лингвистическую тему.
Презентация к уроку в 9-ом классе на тему:" Сбор маатериала к сочинению на лингвистическую тему. Подготовка к ГИА (ОГЭ)".
Урок русс Сбор материала в 9 кл.docx

             Урок русского языка в 9 классе на тему: «Сбор материала для написания сочинения    на лингвистическую тему».  Подготовка к ГИА (ОГЭ)                         с компьютерной презентацией.

Урок строится на анализе текстов художественных произведений (стихотворения  М. И.Цветаевой)

Цель: определить готовность девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Задачи:  - научить ориентироваться в лингвистических понятиях,

                 различать лексические и грамматические явления;

               - формировать навыки построения частей сочинения-рассуждения, используя тестовый      материал КИМов, лингвистические термины и тексты.

 

                                             Ход урока:

       Слайд №2.  Анализ I  текста.  Чтение стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»  Определите основную мысль стихотворения. В каком предложении она содержится?

      Слайд №3.  Моим стихам настанет свой черед – основная мысль стихотворения.

      Слайд №4.  Подберите нейтральные синонимы к словам:  настанет; черед

  Ответ:  настанет -  придет;  черед - время.)

     Слайд №5.  С помощью каких определений дается характеристика стихам. Какой частью речи являются эти слова ?  Все ли они являются художественными определениями, т.е. эпитетами? (разбросанным, написанным, ворвавшимся, сорвавшимся, нечитанным,  драгоценным – это причастия и прилагательные, эпитетами можно  считать не все эти определения).

     Слайд №6.  Тест. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н:

1)      написанным

2)      разбросанным

3)      нечитанным

4)      драгоценным    (ответ: 4)

     Слайд №7.   Найдите в 1 строфе стихотворения обособленное определение. Чем оно выражено? Как обособляется?

     Слайд №8.   Моим стихам, написанным так рано… ( обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «написанным так рано»)

    Слайд №9.   Какие изобразительные средства использованы  в тексте? (сравнения) С чем сравниваются стихи? Выпишите эти сравнения (как брызги из фонтана;  как искры из ракет; как маленькие черти;  как драгоценным винам

    Какое синтаксическое явление  образуют сравнения, с помощью какого средства? (сравнение входит в синтаксическую конструкцию - сравнительный оборот и вводится с помощью сравнительного  союза «как»).

    Обратим внимание на лексику текста. Какая лексика преобладает? (высокая). Выпишите эти слова: святилище, фимиам, драгоценным, настанет.

    Слайд № 10. Делаем выводы по лексическому составу стихотворения (сравнения, эпитеты, книжная лексика)

     Какой материал для сочинения на лингвистическую тему можно использовать? Заполняем таблицу:  «Лексические и грамматические явления» на отдельных  листах у учеников и на доске, используя карточки с терминами (сравнение, синонимы, эпитеты, книжная лексика-

лексические явления;  сравнительный оборот, причастия , однородные члены предложения- грамматические явления)                        

    Слайд № 11.  Анализ II текста.  Обратимся к следующему стихотворению: «Идешь, на меня похожий…» Читает ученик.                 

   Учитель:  Где происходит действие? Какая картина нарисована поэтом? (действие происходит на кладбище,  нарисована картина предполагаемой встречи умершей Марины с прохожим ).            Как называется синтаксическая конструкция, с помощью которой говорящий просит о чем-то, советует что-то, к чему-то призывает? (обращение)   К кому обращается в стихотворении  лирическая героиня? (к прохожему)

      Слайд № 12.  Тест. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении:

И кровь приливала к коже,(1)

И кудри мои вились,(2)

Я тоже была,(3) прохожий!

Прохожий,(4) остановись!  ( ответ: 3,4)

    Слайд №13.  Выпишите из последних двух предложений грамматические основы ( я была; остановись – выписываются на доску).  

  Чем  отличаются  эти предложения ? К какому типу относится последнее предложение? Найдите подобные в тексте и выпишите из них грамматические основы. Это сказуемые-глаголы в односоставном предложении: в форме повелительного наклонения, 2 лица ед.ч. – определенно-личные; и в форме 3л. мн.ч –неопределенно-личные, где подлежащее необязательно. (На доске и в тетрадях)

    Слайд № 14. Для самопроверки:  остановись, прочти, подумай, не думай, сорви, не стой, забудь, идешь, звали.

    В этом тексте большую роль играют глаголы, которые обозначают действие, следовательно, важно  действие, а не деятель.  А  какая часть речи  содержит дополнительное, добавочное действие? (деепричастие) Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

    Слайд 15.  Тест: найдите строфы стихотворения с обособленными обстоятельствами.

 1)  2)   3)   4)   5)  6) Как понимаете термин «обособление»?  ответ: 1,2,3, 6

     Слайд №16. Для самопроверки: 1 строфа:  глаза устремляя вниз

2 строфа: слепоты куриной и маков набрав букет

3 строфа: грозя

6 строфа: главу опустив на грудь

     Обратите внимание на интонацию стихотворения. Какова роль восклицательных предложений? Найдите их. Что они передают? ( передают разные чувства: грусти, сожаления, восхищения и др.)

        Заполняем таблицу в раздел «Грамматические явления»: обращение, восклицательные предложения, глаголы повелительного наклонения, односоставные предложения, деепричастия.

     Найдем лексические средства, помогающие нарисовать  картину такой необычной встречи.

Выполним тестовые задания.

     Слайд №17. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются эпитеты:

1)      Ты весь в золотой пыли.

2)      Как луч тебя освещает!

3)      Легко обо мне забудь.

4)      И кровь приливала к коже… (ответ: 1,3)     

5)        Слайд №18. Замените старославянизм «главу» русским синонимом. (голову)       

      Слайд №19. Укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.                            

1)      Идешь, на меня похожий.

2)      Сорви себе стебель дикий.

3)      Но только не стой угрюмо.

4)      Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет. (ответ 1, 4) 

     Слайд №20. Какие лексические явления встретились в этом тексте?

1)      Эпитеты: в золотой пыли; дикий стебель; легко подумай, легко забудь

2)        Книжная лексика:   старославянизм «главу»

3)      Сравнения: земляники крупнее и слаще нет; на меня похожий.

Заполняем таблицу в раздел «Лексические явления»: эпитеты,  синонимы, устаревшие слова, сравнение.

     Слайд №21.  Завершаем работу по анализу текстов написанием сочинения на лингвистическую тему.  В качестве тезиса берем высказывание   И. Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением,  слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».  Докажите правильность утверждения;  приведите   в качестве  аргументов примеры лексических и грамматических явлений из текстов стихотворений ( всего 2 примера).

 

     Самостоятельная работа учеников с последующим чтением сочинений.

 

Список литературы

1.      Бархударов С.Г. Русский язык. 9кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

2.      Касаткин Л.Л. Современный русский язык: слов.-справ.: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.

3.      Литература: 9 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2012.

 

 

   

 

    

 

 

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 9 классе на тему: «Сбор материала для написания сочинения на лингвистическую тему»

Урок русского языка в 9 классе на тему: «Сбор материала для написания сочинения на лингвистическую тему»

Учитель: Где происходит действие?

Учитель: Где происходит действие?

Книжная лексика: старославянизм «главу» 2)

Книжная лексика: старославянизм «главу» 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017