Урок русского языка в 9 классе на тему: «Сбор материала для написания сочинения на лингвистическую тему». Подготовка к ГИА (ОГЭ) с компьютерной презентацией.
Урок строится на анализе текстов художественных произведений (стихотворения М. И.Цветаевой)
Цель: определить готовность девятиклассников к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи: - научить ориентироваться в лингвистических понятиях,
различать лексические и грамматические явления;
- формировать навыки построения частей сочинения-рассуждения, используя тестовый материал КИМов, лингвистические термины и тексты.
Ход урока:
Слайд №2. Анализ I текста. Чтение стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…» Определите основную мысль стихотворения. В каком предложении она содержится?
Слайд №3. Моим стихам настанет свой черед – основная мысль стихотворения.
Слайд №4. Подберите нейтральные синонимы к словам: настанет; черед
Ответ: настанет - придет; черед - время.)
Слайд №5. С помощью каких определений дается характеристика стихам. Какой частью речи являются эти слова ? Все ли они являются художественными определениями, т.е. эпитетами? (разбросанным, написанным, ворвавшимся, сорвавшимся, нечитанным, драгоценным – это причастия и прилагательные, эпитетами можно считать не все эти определения).
Слайд №6. Тест. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: НН пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой на Н:
1) написанным
2) разбросанным
3) нечитанным
4) драгоценным (ответ: 4)
Слайд №7. Найдите в 1 строфе стихотворения обособленное определение. Чем оно выражено? Как обособляется?
Слайд №8. Моим стихам, написанным так рано… ( обособленное определение, выраженное причастным оборотом: «написанным так рано»)
Слайд №9. Какие изобразительные средства использованы в тексте? (сравнения) С чем сравниваются стихи? Выпишите эти сравнения (как брызги из фонтана; как искры из ракет; как маленькие черти; как драгоценным винам
Какое синтаксическое явление образуют сравнения, с помощью какого средства? (сравнение входит в синтаксическую конструкцию - сравнительный оборот и вводится с помощью сравнительного союза «как»).
Обратим внимание на лексику текста. Какая лексика преобладает? (высокая). Выпишите эти слова: святилище, фимиам, драгоценным, настанет.
Слайд № 10. Делаем выводы по лексическому составу стихотворения (сравнения, эпитеты, книжная лексика)
Какой материал для сочинения на лингвистическую тему можно использовать? Заполняем таблицу: «Лексические и грамматические явления» на отдельных листах у учеников и на доске, используя карточки с терминами (сравнение, синонимы, эпитеты, книжная лексика-
лексические явления; сравнительный оборот, причастия , однородные члены предложения- грамматические явления)
Слайд № 11. Анализ II текста. Обратимся к следующему стихотворению: «Идешь, на меня похожий…» Читает ученик.
Учитель: Где происходит действие? Какая картина нарисована поэтом? (действие происходит на кладбище, нарисована картина предполагаемой встречи умершей Марины с прохожим ). Как называется синтаксическая конструкция, с помощью которой говорящий просит о чем-то, советует что-то, к чему-то призывает? (обращение) К кому обращается в стихотворении лирическая героиня? (к прохожему)
Слайд № 12. Тест. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении:
И кровь приливала к коже,(1)
И кудри мои вились,(2)
Я тоже была,(3) прохожий!
Прохожий,(4) остановись! ( ответ: 3,4)
Слайд №13. Выпишите из последних двух предложений грамматические основы ( я была; остановись – выписываются на доску).
Чем отличаются эти предложения ? К какому типу относится последнее предложение? Найдите подобные в тексте и выпишите из них грамматические основы. Это сказуемые-глаголы в односоставном предложении: в форме повелительного наклонения, 2 лица ед.ч. – определенно-личные; и в форме 3л. мн.ч –неопределенно-личные, где подлежащее необязательно. (На доске и в тетрадях)
Слайд № 14. Для самопроверки: остановись, прочти, подумай, не думай, сорви, не стой, забудь, идешь, звали.
В этом тексте большую роль играют глаголы, которые обозначают действие, следовательно, важно действие, а не деятель. А какая часть речи содержит дополнительное, добавочное действие? (деепричастие) Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
Слайд 15. Тест: найдите строфы стихотворения с обособленными обстоятельствами.
1) 2) 3) 4) 5) 6) Как понимаете термин «обособление»? ответ: 1,2,3, 6
Слайд №16. Для самопроверки: 1 строфа: глаза устремляя вниз
2 строфа: слепоты куриной и маков набрав букет
3 строфа: грозя
6 строфа: главу опустив на грудь
Обратите внимание на интонацию стихотворения. Какова роль восклицательных предложений? Найдите их. Что они передают? ( передают разные чувства: грусти, сожаления, восхищения и др.)
Заполняем таблицу в раздел «Грамматические явления»: обращение, восклицательные предложения, глаголы повелительного наклонения, односоставные предложения, деепричастия.
Найдем лексические средства, помогающие нарисовать картину такой необычной встречи.
Выполним тестовые задания.
Слайд №17. Укажите предложения, в которых средством выразительности являются эпитеты:
1) Ты весь в золотой пыли.
2) Как луч тебя освещает!
3) Легко обо мне забудь.
4) И кровь приливала к коже… (ответ: 1,3)
5) Слайд №18. Замените старославянизм «главу» русским синонимом. (голову)
Слайд №19. Укажите предложения, в которых средством выразительности является сравнение.
1) Идешь, на меня похожий.
2) Сорви себе стебель дикий.
3) Но только не стой угрюмо.
4) Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет. (ответ 1, 4)
Слайд №20. Какие лексические явления встретились в этом тексте?
1) Эпитеты: в золотой пыли; дикий стебель; легко подумай, легко забудь
2) Книжная лексика: старославянизм «главу»
3) Сравнения: земляники крупнее и слаще нет; на меня похожий.
Заполняем таблицу в раздел «Лексические явления»: эпитеты, синонимы, устаревшие слова, сравнение.
Слайд №21. Завершаем работу по анализу текстов написанием сочинения на лингвистическую тему. В качестве тезиса берем высказывание И. Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Докажите правильность утверждения; приведите в качестве аргументов примеры лексических и грамматических явлений из текстов стихотворений ( всего 2 примера).
Самостоятельная работа учеников с последующим чтением сочинений.
Список литературы
1. Бархударов С.Г. Русский язык. 9кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.
2. Касаткин Л.Л. Современный русский язык: слов.-справ.: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2005.
3. Литература: 9 кл.: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2012.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.