Урок "Строковый тип данных в языке Паскаль"
Оценка 4.9

Урок "Строковый тип данных в языке Паскаль"

Оценка 4.9
Лабораторные работы +3
docx
информатика +1
10 кл—11 кл +1
20.06.2017
Урок "Строковый тип данных в языке Паскаль"
Файл содержит краткое описание основных процедур и функций для работы со строками.
Публикация является частью публикации:
Урок_Строковый тип данных.docx

Класс 10          Тема урока:  Обработка строк и символов в языке Паскаль

 Тип урока: объяснение новой темы, комбинированный

Методы и приемы:  Беседа, интерактивный тест, демонстрация, работа со справочным материалом, практикум за ПК.

Оборудование, наглядность, ПО: ПК, проектор, интерактивная доска, MS PowerPoint, on-line сервис для теста (сайт www.learningApps.org), среда PascalABC, раздаточный материал.

Цели и задачи урока:          

Образовательная:  сформировать представление об  строковом типе данных, способе обработке строк; научить учащихся работать со справочным материалом, использовать полученные знания для решения учебных задач;

Развивающая: повышение интереса к процессу программирования в информатике; развитие познавательного интереса; логического мышления, речи и внимания учащихся; формирование информационной культуры и потребности приобретения, совершенствования знаний.     

Воспитательная: воспитывать ответственность, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, умение выполнять правила, инструкции; бережное отношение к компьютерной технике, привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, уважение к труду программиста.        

 

План урока:

        I.            Орг. момент

     II.            Мотивация, актуализация знаний

  III.            Тема урока,  постановка целей урока

  IV.            Объяснение новой темы

    V.            Ф/п, напоминание про ТБ, практическая работа,

  VI.            Итоги урока. Д/З

 

Ход  урока:

1.    Орг. момент. Здравствуйте, я очень рада видеть вас на уроке информатики. Сегодня мы с вами изучим новый материал. Давайте определим название темы.

2.    Актуализация знаний, мотивация

Перед вами стихотворение, написанное в 60-х годах программистом С.А. Маркиным.

Найти в этом стихотворении термины, обозначающие название типов данных в языке Паскаль

 

Начало светлое весны…
Лесов зеленые массивы

Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.

Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душах метки
Он расставляет невзначай...

И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!

 

(Учащиеся выбирают слова: массивы, строка.)

Давайте сначала повторим, что вы знаете о типах данных и о массивах. Выполните тест. Переход к тесту на сайте  www.LearningApps.org (проверка результатов)

3.        Итак, массивы мы повторили, а тема сегодняшнего урока … (учащиеся называют свою версию):

«Обработка строк и символов в языке Паскаль»

-    Какие цели вы бы перед собой поставили? Что бы вы хотели узнать? 

(раздаточный материал отдается ученикам)

У вас находится краткий справочный материал по теме урока, прошу вас заполнить пропуски по мере получения информации.

 

4.        Объяснение темы

 

Строка -  последовательность символов клавиатуры. Строковый тип относится к числу структурированных типов данных.

Обозначается строковый тип –  String   Каждый символ строки занимает   1   байт памяти (код ASCII). Количество символов в строке называют ее длиной.

Длина строки может находиться в пределах от ___  до ______. Строковые величины могут быть константами и переменными. Строковые константы заключаются в апострофы.

Например: …..

Строковые переменные описываются в разделе описания переменных таким образом:

Var  список переменных: String [максимальная длина строки];

Например:                 Var  name: string[14];

                                                   s: string;

Параметр длины может не указываться в описании. В таком случае, подразумевается, что он равен максимальной величине -  _______________.

Строковая переменная занимает в памяти на 1 байт больше, чем указано в описании строки. Дело в том, что один байт содержит значение текущей длины строки. Пустая строка ‘’ имеет текущую длину =0.

Чтобы получить доступ к отдельному символу строки, указывают имя строки и порядковый номер данного символа в строке, заключенный в [ ].

Значение индекса не должно превышать установленную длину.

Тип String и стандартный тип Char совместимы: строка состоит из символов.

Давайте рассмотрим стандартные строковые функции  и процедуры. И выполним упражнения.

Даны описания  VAR s,s1,s2:string;

Обратимся к вашему справочнику и посмотрим, какие операции можно выполнять со строками

(учащиеся анализируют данные справочного материала и говорят результат, который должен быть получен)


 

 

Наименование операции

пример

Что получим

Сцепление (объединение) строк

s1 := ‘Привет, ’;

s2 := ‘мир’;

s := s1 + ‘  ’ + s2 + ‘!’;

 

Привет, мир!

Выделение подстроки (копирование)

S1:=Copy (S, n, k);

s := ‘форматирование’;

s1 := Copy ( s, 6, 3 );

s2 := Copy ( s, 1, 5 );

 

тир

форма

Удаление части строки

Delete (S, P, N)

s := '123456789';

Delete ( s, 3, 6 );

129

Вставка подстроки в строку

Insert ( s1, s, p );

 

s := '123789';

Insert ( ‘456', s, 4 );

Insert ( ‘+’, s, 4 );

 

123456789

123+456789

Поиск позиции в строке

P:=pos (s1,s);

S:=‘Лесов зелёные массивы’;

S1:=‘с’;

P:=pos (s1,s);

 

 

3

 

5.    Ф/пауза (2-3 упражнения)

Чтобы закрепить материал, давайте решим задачу:

  Ввести имя, отчество и фамилию. Преобразовать их к формату «фамилия инициалы».

    Пример:    Михаил Юрьевич Лермонтов

             Результат:    Лермонтов М.Ю.

(выполнение за ПК – написание программы к задаче)

6.                                Итоги урока.

·         Что вы сегодня узнали нового?

·         В чем общие черты и различия между массивами и строками?

·         Труден ли был материал урока для вас?

 

Домашнее задание (на обратной стороне листа)

1.     выучить теоретический материал урока, 

2.    составить программу к задаче: Дана строка. Проверить является ли она палиндромом (читается ли одинаково слева направо и справа налево).   

Спасибо всем за урок.

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Класс 10 Тема урока:

Класс 10 Тема урока:

Давайте сначала повторим, что вы знаете о типах данных и о массивах

Давайте сначала повторим, что вы знаете о типах данных и о массивах

Наименование операции пример

Наименование операции пример
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017