Класс 10 Тема
урока: Обработка строк и символов в языке Паскаль
Тип урока: объяснение новой темы, комбинированный
Методы и приемы: Беседа, интерактивный тест, демонстрация, работа со справочным материалом, практикум за ПК.
Оборудование, наглядность, ПО: ПК, проектор, интерактивная доска, MS PowerPoint, on-line сервис для теста (сайт www.learningApps.org), среда PascalABC, раздаточный материал.
Цели и задачи урока:
Образовательная: сформировать представление об строковом типе данных, способе обработке строк; научить учащихся работать со справочным материалом, использовать полученные знания для решения учебных задач;
Развивающая: повышение интереса к процессу программирования в информатике; развитие познавательного интереса; логического мышления, речи и внимания учащихся; формирование информационной культуры и потребности приобретения, совершенствования знаний.
Воспитательная: воспитывать ответственность, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, умение выполнять правила, инструкции; бережное отношение к компьютерной технике, привитие учащимся навыка самостоятельности в работе, уважение к труду программиста.
План урока:
I. Орг. момент
II. Мотивация, актуализация знаний
III. Тема урока, постановка целей урока
IV. Объяснение новой темы
V. Ф/п, напоминание про ТБ, практическая работа,
VI. Итоги урока. Д/З
Ход урока:
1. Орг. момент. Здравствуйте, я очень рада видеть вас на уроке информатики. Сегодня мы с вами изучим новый материал. Давайте определим название темы.
2. Актуализация знаний, мотивация
Перед вами стихотворение, написанное в 60-х годах программистом С.А. Маркиным.
Найти в этом стихотворении термины, обозначающие название типов данных в языке Паскаль
Начало
светлое весны…
Лесов зеленые массивы
Цветут.
И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе
присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душах метки
Он расставляет невзначай...
И
пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей: пока!
(Учащиеся выбирают слова: массивы, строка.)
Давайте сначала повторим, что вы знаете о типах данных и о массивах. Выполните тест. Переход к тесту на сайте www.LearningApps.org (проверка результатов)
3. Итак, массивы мы повторили, а тема сегодняшнего урока … (учащиеся называют свою версию):
«Обработка строк и символов в языке Паскаль»
- Какие цели вы бы перед собой поставили? Что бы вы хотели узнать?
(раздаточный материал отдается ученикам)
У вас находится краткий справочный материал по теме урока, прошу вас заполнить пропуски по мере получения информации.
4. Объяснение темы
Строка - последовательность символов клавиатуры. Строковый тип относится к числу структурированных типов данных.
Обозначается строковый тип – String Каждый символ строки занимает 1 байт памяти (код ASCII). Количество символов в строке называют ее длиной.
Длина строки может находиться в пределах от ___ до ______. Строковые величины могут быть константами и переменными. Строковые константы заключаются в апострофы.
Например: …..
Строковые переменные описываются в разделе описания переменных таким образом:
Var список переменных: String [максимальная длина строки];
Например: Var name: string[14];
s: string;
Параметр длины может не указываться в описании. В таком случае, подразумевается, что он равен максимальной величине - _______________.
Строковая переменная занимает в памяти на 1 байт больше, чем указано в описании строки. Дело в том, что один байт содержит значение текущей длины строки. Пустая строка ‘’ имеет текущую длину =0.
Чтобы получить доступ к отдельному символу строки, указывают имя строки и порядковый номер данного символа в строке, заключенный в [ ].
Значение индекса не должно превышать установленную длину.
Тип String и стандартный тип Char совместимы: строка состоит из символов.
Давайте рассмотрим стандартные строковые функции и процедуры. И выполним упражнения.
Даны описания VAR s,s1,s2:string;
Обратимся к вашему справочнику и посмотрим, какие операции можно выполнять со строками
(учащиеся анализируют данные справочного материала и говорят результат, который должен быть получен)
Наименование операции |
пример |
Что получим |
Сцепление (объединение) строк |
s1 := ‘Привет, ’; s2 := ‘мир’; s := s1 + ‘ ’ + s2 + ‘!’; |
Привет, мир! |
Выделение подстроки (копирование) S1:=Copy (S, n, k); |
s := ‘форматирование’; s1 := Copy ( s, 6, 3 ); s2 := Copy ( s, 1, 5 ); |
тир форма |
Удаление части строки Delete (S, P, N) |
s := '123456789'; Delete ( s, 3, 6 ); |
129 |
Вставка подстроки в строку Insert ( s1, s, p );
|
s := '123789'; Insert ( ‘456', s, 4 ); Insert ( ‘+’, s, 4 ); |
123456789 123+456789 |
Поиск позиции в строке P:=pos (s1,s); |
S:=‘Лесов зелёные массивы’; S1:=‘с’; P:=pos (s1,s); |
3 |
5. Ф/пауза (2-3 упражнения)
Чтобы закрепить материал, давайте решим задачу:
Ввести имя, отчество и фамилию. Преобразовать их к формату «фамилия инициалы».
Пример: Михаил Юрьевич Лермонтов
Результат: Лермонтов М.Ю.
(выполнение за ПК – написание программы к задаче)
6. Итоги урока.
· Что вы сегодня узнали нового?
· В чем общие черты и различия между массивами и строками?
· Труден ли был материал урока для вас?
Домашнее задание (на обратной стороне листа)
1. выучить теоретический материал урока,
2. составить программу к задаче: Дана строка. Проверить является ли она палиндромом (читается ли одинаково слева направо и справа налево).
Спасибо всем за урок.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.