"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
7 кл
22.02.2017
Тема урока: Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки. «Урок-суд».
Цели и задачи урока:
Показать учащимся какие изменения произошли в природе Африки в связи с хозяйственной деятельностью человека. Показать необходимость охраны природы на Земле.
Продолжить формирование умений работы с географическими картами.
Развивать познавательный интерес учащихся, желание самостоятельного поиска знаний. Развивать творческое мышление
Урок суд Природа Африки.doc
Тема урока: Влияние человека на природу Африки. Заповедники и
национальные парки. «Уроксуд».
Цели и задачи урока:
Показать учащимся какие изменения произошли в природе Африки в
связи с хозяйственной деятельностью человека. Показать необходимость
охраны природы на Земле.
Продолжить формирование умений работы с географическими
картами.
Развивать познавательный интерес учащихся, желание
самостоятельного поиска знаний. Развивать творческое мышление.
Организационный момент.
Ход урока.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 Активизация знаний учащихся.
1). Два кроссворда на доске:
Климат Африки.
1
3
А
2 Ф
Р
И
5 К
6 А
4
1. Ветры, преобладающие над
большей частью территории
материка.
2. Нагорье на востоке Африки.
3. Линии, соединяющие на карте
места с одинаковыми
температурами.
4. Город на севере Африки, в
котором наблюдалась высокая
температура (абсолютный тах).
5. Климатический пояс,
представленный в единственном
Воды Африки.
3
4
1 А
2 Ф
Р
И
5 К
6 А
1. Сухие русла рек.
2. Нагорье, на котором
берет начало река
Голубой Нил.
3. Третья по длине и
площади бассейна река
Африки.
4. Озеро, образовавшееся в
разломе земной коры.
5. Самая полноводная р.
Африки.
6. Мелководное озеро
Африки, площадь бассейна
которого меняется по
сезонам года. числе.
6. Сильный ветер в пустыне
Сахара.
Ответы: 1 Вади. 2 Эфиопское
нагорье3.Нигер. 4. Танганьика
5. Конго.6. Чад.
Ответы: 1. Пассаты. 2.
Эфиопское нагорье 3. Изотермы.
4. Триполи 5.Экваториальный.
2). Устный вопрос:
1. Ребята, на доске записаны слова
персидского поэта Саади «Все земли
перед тобою убоги… О пустыня!»
Что хотел сказать Саади?
У вас было задание «День в Сахаре».
Давайте послушаем.
2. О происхождении тропических
пустынь нередко можно услышать
образное высказывание: «скотовод
кочевник не столько сын, сколько
отец пустыни». Каков
географический смысл этого
высказывания?
3).За компьютером работают
2учся:
1.Практическая работа №1.
Нанести на контурную карту
Африки крайние точки,
основные формы рельефа.
2. Практическая работа №2
На контурную карту Африки
нанести реки и озера.
Выступление двух учащихся.
4). Фронтально:
Игра: В каждой строчке
найдите «белую ворону».
1). Нил, Конго, Чад, Шари,
Оранжевая.
2). Чад, Танганьика, Нил,
Виктория, Ньяса.
3). Сомали, Драконовые, Атлас,
Капские
Геовикторина: «Самоесамое»
в Африке. 2 Мотивация и изложение нового
материала.
Удивительна и разнообразна природа Африки. Мы установили, что ПК
Африки изменяются в пространстве – широтная зональность. А изменяются
ли они во времени? Какое влияние оказывает человек на природу?
Цель нашего урока – бережное и доброе отношение к природе.
Вы должны помнить, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня на
ладони
И тогда я понял, что прикоснуться к
красоте
Можно только сердцем.
(П. Гвездослов).
Урок у нас будет несколько необычный. У нас будет Уроксуд. Выбирайте
роли.
1. Главный судья 6. адвокат Природы
2. Секретарь 7. адвокат Общества (учитель) 3. Природа 8. свидетель Атмосфера
4. Общество 9. свидетель Биосфера
5. Земля – кормилица Африки 10. свидетель Гидросфера
Главный судья:
Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды, о проблемах
Африки. Дело состоит из двух частей. В первой – природа обвиняет
общество, человека. Как считал Ламарк, человек уничтожит свой род,
предварительно сделав земной шар непригодным для обитания.
Вторая часть дела – общество рассматривается, как сила, способная из
дикой, умирающей природы сделать ее приятной и живой, осушить болота,
оживить мертвые земли.
Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле,
выслушать обе стороны, свидетелей и вынести справедливый приговор.
Секретарь: приглашается Природа.
Природа:
Прошло уже более 1 миллиона лет. Как появился на Земле человек.
Благодаря своим достижениям, он возобнил себя моим господином. И стал
применять ко мне давний принцип всех поработителей: «Разделяй и
властвуй».
Секретарь: приглашается Общество.
Общество:
Наивысшая организация жизни на Земле – это Общество. В древние
времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в
гармоничном единстве с природой и полностью зависел от нее. Сейчас мы
стали сильными. Мы можем покорять и подчинять Природу.
Судья:
Теперь послушаем свидетелей и пострадавших. Приглашаю
пострадавшую Землюкормилицу.
Земля:
Чтобы прокормиться, одеться, человек пользуется земельными
ресурсами.
Изза неправильного ведения сельского хозяйства в Африке – выжигание,
чрезмерные выпасы скота, вырубка деревьев и кустарников растет площадь
пустынь. Так пустыня Сахара наступает со скоростью примерно 7км в час.
Секретарь: Приглашается свидетель Атмосфера.
Атмосфера:
Всем известно, что атмосфера нужна живым организмам и прежде всего
для дыхания. Но меня загрязняют: 1). Растет число автомобилей и самолетов в Африке. А ведь в выхлопных
газах содержится 200 вредных для здоровья компонентов.
2). К нам, в Африку, многие страны – США, Англия, Германия отправили
«грязные производства» заводы цветной металлургии, химические комбинаты.
3). Самое страшное, что над Африкой, образовалась озоновая дыра. В
верхней части атмосферы находится тонкий слой Озона – всего несколько
миллиметров, но этот слой защищает все живое от вредного космического
излучения.
Секретарь: Приглашается свидетель Гидросфера.
Гидросфера:
Были реки, море в Африке чистые, лучистые
Но построили завод – и не стало чистых вод
Набросали склянки, банки, даже бросили бревно
И от этого завода стало все грязным грязно.
А ведь вода – неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете.
Секретарь: Приглашается последний свидетель Биосфера.
Биосфера:
Еще в 19 веке Африку представляли, как материк нетронутой
природы, А сейчас? Сократилась площадь лесов, которые выжигались под
пашни и пастбища. Особенно большой ущерб природе Африки был нанесен
европейскими колонизаторами. Охота, проводимая с целью наживы, а часто
спортивного интереса, привела к массовому истреблению животных.
Полностью уничтожены некоторые виды антилоп, зебр, а количество слонов,
носорогов и горилл сильно сократилось. Исчезнувшие виды восстановить уже
невозможно.
Судья:
А сейчас я обращаюсь к адвокату Общества. Сознает ли человек свои
ошибки?
Адвокат Общества (учитель):
Да, человек признает свои ошибки. Сущность конфликта человека с
природой заключается в том, что человечество стремиться взять от природы
значительно больше, чем она может дать без ущерба для своего «Здоровья».
Окружающая нас природа не только величественна, но удивительно хрупка и
ранима.
Секретарь: Суд удаляется на совещание.
Адвокат Общества (учитель): Пока суд совещается, я – как адвокат Общества, покажу вам ребята, что
человек меняется, создает на планете заповедники и национальные парки. Вот
об этом и пойдет сейчас речь.
Откройте атласы.
1) На карте Африки найдите заповедники и национальные
парки.
2) Укажите, в каких природных зонах они расположены
3) Как называются наиболее крупные из них?
В настоящее время человечество все отчетливее понимает необходимость
охраны природы на Земле. С этой целью на всех материках организуются
заповедники (территории, на которых сохраняются в естественном состоянии
природные комплексы) и национальные парки. В заповедниках разрешается
находиться только людям,
ведущим исследовательскую работу.
Национальные парки, в отличие от заповедников, могут посещать туристы,
которые обязаны соблюдать установленные там правила. Во многих
африканских странах охране диких животных и наиболее интересных
природных комплексов ( лесов, саванн, вулканических районов и т.д.)
придается большое значение. Заповедники и национальные парки на
материке занимают большие площади. Особенно их много в Южной и
Восточной Африке. Ряд из них пользуется мировой известностью, например
национальные парки Серенгети, Крюгера, Нгоронгоро.
О некоторых заповедниках и национальных парках и пойдет сейчас речь.
Около двух миллионов лет назад в результате сильнейшего извержения была
уничтожена большая часть вулканического конуса Нгоронгоро. Образовалась
огромная кальдера – плоскодонная вулканическая чаша с крутыми высокими
склонами. Кстати, при въезде на заповедную территорию, стоит обелиск –
невысокая пирамида, на которой доска с надписью:
Михаэль Гржимек
12.4.1934 – 10.1.1959
Он отдал все, что у него было,
В том числе свою жизнь,
За мир диких животных Африки.
Нгоронгоро – один из величайших кратеров в мире. Диаметр его
основания превышает 20 км. Крутые склоны, как крепостные стены,
огораживают территорию площадью более 300 км. Склоны достигают высоты
до полукилометра, а в некоторых местах и километра. Когда на него смотришь сверху, то сразу видишь, что это гигантское блюдо, заполненное
буйной растительностью, именно кратер, а не какаянибудь долина.
На плодороднейшей почве растут самые нежные и самые требовательные
к теплу и влаге растения.
Когда несколько миллионов лет назад вулкан Нгоронгоро потух и
лавовые покровы заросли травой и кустарниками, сюда переселились
животные, обитавшие на соседних равнинах. Слоны и носороги проложили на
горных склонах тропы, которыми и теперь пользуются их потомки. За
стадами зебр, антилоп, жираф в эту обетованную землю пришли их исконные
враги: львы, леопарды, гепарды, гиены, шакалы, гиеновые собаки … Пришли
и грузные неуклюжие бегемоты, нашедшие здесь убежище в прохладных водах
большого озера. Но первыми в Нгоронгоро прилетели птицы. В озерках
обосновались розовые фламинго, нильские гуси, венценосные журавли, дрофы
и даже нектарница, живущая среди крупных цветков лобелии.
Этот прекрасный затерянный мир первым из европейцев увидел немецкий
путешественник О. Баумани, поднявшийся на гребень кальдеры в самом конце
19 века. За ним потянулись немецкие колонисты, пытавшиеся изгнать из
кратера диких животных, чтобы пасти там свой домашний скот. Но это им не
удалось. Стада, состоящие из тысяч животных, попрежнему бродят по дну
гигантского кратера.
В кратере Нгоронгоро теперь заповедная территория, где запрещена
охота и звери чувствуют себя в полной безопасности.
А сейчас, ребята, мы с вами посмотрим презентацию, подготовленную
вашим одноклассником. http://rootstravel.livejournal.com/17447.html
Национальный парк Крюгер
Национальный парк имени
Крюгера самый большой
природный резерват в Южно
Африканском регионе.
По
размеру он сопоставим с
территорией Израиля и Уэльса.
Его площадь составляет 18 989
км². Парк простирается на 350
км с севера на юг и на 60 км с
востока на запад по границе с
Мозамбиком, между реками
Крокодиловой и Лимпопо.
Кроме того парк Крюгера, пересекают четыре крупных реки, которые делят
его
условные
части.
на
История парка начинается в 1884 году, когда президент Трансвааля Пауль
Крюгер предложил идею создания природоохранной зоны. В 1898 году между
реками Саби и Крокодиловая был основан резерват Саби, на территории
которого были введены ограничения на охоту. Официально заповедник
приобрел статус парка 31 мая 1926 года, включив в свой состав территории
резерватов Shingwedzi и Саби, и став первый национальным парком в ЮАР.
Национальный парк Крюгера внесен в Список всемирного природного и
культурного
ЮНЕСКО.
наследия
На территории парка преобладает растительность парковой саванны с характерным для нее редколесьем и сухими листопадными лесами. На
территории заповедника растет 17 из 47 видов редких деревьев, находящихся
под охраной государства.
Из фауны на территории парка
слонов,
можно встретить
жирафов, буйволов, белых
носорогов, бегемотов, львов,
леопардов, крокодилов и 17
видов
антилоп
(преимущественно животные
обитаю в центральном районе
парка). Согласно информации
на
парковой
территории парка обитает около 12 тысяч слонов,5 тысяч носорогов (белых и
чёрных), 2,5 тысячи буйволов, 1,5 тысячи львов, а также около 1 тысячи
леопардов. По различным данным, на территории парка обитает от 400 до 500
видов птиц (в том числе Серебристый орел, Орелскоморох, Буроголовая
Альциона).
службы,
Помимо животного и растительного мира, территория парка имеет важное
научноисторическое значение. На территории парка были обнаружены следы
Homo erectus, обитавших здесь более полумиллиона лет назад. Также на
территории парка обнаружены стоянки времен каменного и железного века.
На территории заповедника находится более 130 объектов наскальной
живописи, а также около 300 археологических объектов, включая такие
достопримечательности как руины Thulamela и Masorini.
В парке уделяется достойное внимание экологическому туризму, а также
внедряются новейшие разработки в области охраны окружающей среды. Для
туристов в парке имени Крюгера оборудовано несколько лагерей для
временного жилья. Каждый лагерь для отдыха располагается в территории,
характерной для обитания определенной группы животных и птиц. Лучшим
временем для посещения парка считается сезон засухи с марта по сентябрь,
когда с деревьев опадает листва, увеличивая поле наблюдения за животными.
http://www.nparks.ru/kruger.php
http://www.arworld.ru/safariv
afrike/natsionalnyiparkkryuger
yuzhnayaafrika.html
Национальный парк Серенгети,
Танзания Один из крупнейших и лучших заповедников Африки Национальный
парк Серенгети, расположен на севере Танзании.
Танзания известна своими национальными парками. Пожалуй, самым
знаменитым из них является национальный парк Серенгети. «Сеpенегети» на
языке масай означает «бесконечные pавнины».
На севере парк граничит с заповедником МасаиМара, расположенным на
территории Кении и являющимся фактическим продолжением Серенгети. С
южноговосточной стороны парк граничит с биосферным заповедником
Нгоронгоро. Общая площадь парка составляет 14 763 км². С 1981 года
Национальный парк Серенгети входит в список объектов Всемирного
наследия ЮНЕСКО.
Первоначально территории парка не были заселены, однако во второй
половине XIX века с северных регионов сюда пришли племена кочевых
скотоводов Масаи. В 1912 году в Серегенти был создан небольшой частный
заказник. В 1951 году территория заказника была превращена в национальный
парк. В 1959 году в рамках парка был выделен резерват Нгоронгоро площадью
8288 км². Недавно в восточном районе парка в ходе археологических
раскопок были обнаружены следы прибывания первобытного человека, в
связи с угрозой для раскопок исходящей от массового посещения туристов,
было принято решение закрыть данный участок парка.
Географически территория парка разделена на три части: Равнины Серенгети
(огромные безлесные пастбища), Западный коридор (представляет собой
район болотистой саванны) и Северный Серенгети (представляющий смесь
холмов, редколесья и густой саванны).
Это низкотравные холмистые долины. Их покрывает сочная трава, которая
прекрасно растет на плодородной почве вулканического происхождения.
Серенгети рай для животных, восхищающий всех побывавших в нем.
мир
Животный
парка
разнообразен и насчитывает
более 3 миллионов животных и
около 500 видов птиц.
Территория парка является
зоной миграции для ряда
животных. Ежегодно в период
засухи
с
севера на юг мигрируют около 1
миллиона антилоп гну и около
250 тысяч зебр. С наступлением
сезона дождей (апрельиюнь)
(октябрьноябрь) происходит обратная миграция. Миграции животных сопровождаются
большой смертностью детенышей, однако в это же время наблюдается пик
рождаемости, когда поголовье антилоп увеличивается на четверть. На
территории Серенгети обитают все представители так называемой
"большой пятерки": львы, африканские леопарды, африканские слоны,
африканские буйволы, черные носороги. Также здесь можно встретить
гепардов, гиен, крокодилов, африканских диких собак, жирафов и
бабуинов. Из птиц вы сможете увидеть страусов, птицусекретарь,
журавлей, боевого орла, аистов марабу, а также многочисленных грифов.
http://www.nparks.ru/serengeti.php
http://www.arworld.ru/safarivafrike/natsionalnyiparkserengetitanzaniya.html
Национальный парк Ишкель
Национальный парк Ишкель расположен на самом
севере Африканского континента. Он находится в
непосредственной близости от обжитых районов
Туниса.
создания
национального парка в этом районе огромное
значение водноболотных угодий этой местности
для перелетных и водоплавающих птиц.
Основная
причина
Первые упоминания о природоохранном статусе
Ишкеля относятся к 13 веку, когда правящая
тогда в Арабском халифате династия Хафсидов
запретила в окресностях озера охоту. Охраняемый
статус в современном понимании Ишкель
приобрел в 1891 году. Национальный парк в
современных границах был основан в 1980 году.
Тогда же парк был внесен в Список объектов всемирного природного и
культурного наследия ЮНЕСКО.
Благодаря разнообразию территории парка его животный мир очень богат. В
озере обитает немало рыбы: угорь, кефаль, лаврак, барбус и другие. Изобилие
пищи привлекает сюда водоплавающих птиц. Многие из них прилетают сюда
на зимовку, но некоторые просто останавливаются здесь во время перелета на
юг. На территории национального парка Ишкель обитают также и
млекопитающие. В озере встречается выдра. Обширны популяции диких
кабанов и генетт. Есть также небольшие популяции дикобразов и мангустов.
Также обитает индийский буйвол, который очевидно был завезен сюда
человеком.
http://www.nparks.ru/ishkel.php Национальный парк Вулканов, Руанда
Расположенный на северозападе
Руанды национальный парк
Вулканов,
с
национальным паркам Вирунга и
национальным парком Мгахинга,
расположенными соответственно
в
Уганде.
Преимущественно парк известен
изза обитающих на его
территории горных горилл. На
территории парка расположено пять вулканов: Карисимби, Бисоке,
Мухабура, Гахинга и Сабиньо. Общая площадь парка составляет 130 км².
Конго
граничит
и
Флора парка разнообразна и преимущественно зависит от высоты местности.
Большая часть парка покрыта горными лесами. Около 30% территории парка
занимают леса HageniaHypericum, расположенные на высоте от 2600 до 3600
метров.
Среди животных, обитающих в парке, наибольшей известностью пользуются
горные гориллы (Gorilla beringei beringei). Помимо горилл на территории
парка можно встретить дукеров, пятнистых гиен, лесных антилоп и
золотистых обезьян. В парке насчитывается 178 видов птиц, из которых 13
видов можно встретить только на территории заповедника.
http://www.arworld.ru/safarivafrike/natsionalnyiparkvulkanovruanda.html
Секретарь: Суд объявляет решение.
Судья: Высокий суд признал
Есть у человека победы, которые наполняют воодушевлением; есть и другие,
которые принижают. Во избежание катастрофы необходимо:
1) Бережно, рационально пользоваться природными богатствами.
2) Создавать заповедники и национальные парки
3) Строить очистные сооружения, перерабатывать промышленные отходы.
4) Использовать техническую воду по замкнутому кругу.
5) Промышленным предприятиям проводить комплексную очистку воды,
воздуха.
6) Переходить к биологическому земледелию.
Учитель. (Благодарит учеников за активную работу и читает стихотворение).
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю, Лететь в одном полете …
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайтека мы все навек объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся…
3. Осмысление и воспроизведение изученного материала.
3). Какие, по вашему мнению, следует провести мероприятия в Африке,
чтобы уменьшить стихийные бедствия, вызываемые засухами?
4). Какие изменения произошли в природе Африки в связи с хозяйственной
деятельностью человека.
4. Домашнее задание
1. П.29, В.А.Коринская, И.В. Душина «География материков и
океанов».
2. Составьте памятку туристам, отправляющимся в Африку.
Литература
1). Программы для общеобразовательных учреждений Министерство
образования Российской Федерации. География 611 класса (Допущено
департаментом образовательных программ и стандартов общего образования.
–М.; Дрофа, 2009г.)
2). В.И. Сиротин. Самостоятельные и практические работы по
географии (6 – 10 классы). М.; Просвещение, 2009г.
3). Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.,
Просвещение, 1990.
4). Хрестоматия по материкам и океанам. Сост.: Т.А. Смирнова – М.,
Просвещение, 1987г.
5). Энциклопедия для детей: т.13. Страны. Народы. Цивилизации. – М.,
Аванта +, 2000г.
6). Сайт: http://rootstravel.livejournal.com/17447.html
7). Сайт: http://www.nparks.ru/kruger.php 8). Сайт: http://www.arworld.ru/safarivafrike/natsionalnyiparkkryuger
yuzhnaya afrika.html
9) «География в школе» №3 2001г.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
"Урок-суд"-Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.