Тема: «Святыни моей семьи»
Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным традициям посредством создания презентаций о святынях семьи, создания герба семьи.
Задачи: Образовательная: знакомство с ключевыми понятиями урока: cвятыня и святыня великая, реликвия, род, фамилия, герб, геральдика, родословная; совершенствовать навыки создания текста определенного жанра.
Развивающая: развитие эмоциональной сферы и духовного начала подростка, формирование умений аргументировать и творчески представлять выполненную работу. Воспитательная: воспитание интереса, бережного отношения к семейным традициям, ценностям, чувства любви к своей стране.
Тип и вид урока: урок совершенствования универсальных учебных действий по теме «Святыни моей семьи» самостоятельная работа – творческие мини-проекты «Святыни моей семьи», «Герб моей семьи»
Методы: объяснительно-иллюстративный, проектный, исследовательский.
Формыорганизации: индивидуально-фронтальная, групповая.
Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация к уроку с иллюстрациями с изображением святынь семьи, толковые словари разных типов, листы рефлексии.
Ожидаемые результаты:
1. учащиеся узнают, что такое святыня и святыни великие,реликвия,род, герб, геральдика, родословная;
2. познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
3. будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям;
4. усовершенствуют умения в области ответов на учебные вопросы разных типов.
Техн.карта.docx
Анкетазаявка
на участие в городском Конкурсе творческих, проектных и исследовательских работ, посвященных 700летию со дня
рождения преподобного Сергия Радонежского,
в номинации «Урок – вершина мастерства»
1. Ф.И.О. автора (полностью): Лапутина Вера Владимировна
2. Год, месяц, день рождения: 30.07. 1964 года рождения
3. Место работы: г. Сургут МБОУ лицей №3 Email ОУ lic3@admsurgut.ru
4. Должность: учитель русского языка и литературы, педагог библиотекарь
5. Педагогический стаж работы: 26 лет
6. Преподаваемый предмет: русский язык и литература
7. Класс: 9 В, количество детей в классе – 24 человек
8. Тема урока: «Святыни моей семьи».
9. Телефон автора: 89222 534971 Email laputina
. lic 3.@
mail
. ru
24.03.2014
Директор МБОУ лицея №3 __________ /А.В. Тостановский/ Лапутина Вера Владимировна
учитель русского языка и литературы
Г. Сургут МБОУ лицей №3
Урок литературы в 9 классе
Тема: «Святыни моей семьи»
Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным традициям посредством создания
презентаций о святынях семьи, создания герба семьи.
Задачи: Образовательная: знакомство с ключевыми понятиями урока: cвятыня и святыня великая, реликвия, род, фамилия,
герб, геральдика, родословная; совершенствовать навыки создания текста определенного жанра.
Развивающая: развитие эмоциональной сферы и духовного начала подростка, формирование умений аргументировать и
творчески представлять выполненную работу.
Воспитательная: воспитание интереса, бережного отношения к семейным традициям, ценностям, чувства любви к своей
стране.
Тип и вид урока: урок совершенствования универсальных учебных действий по теме «Святыни моей семьи»
самостоятельная работа – творческие минипроекты «Святыни моей семьи», «Герб моей семьи»
Методы: объяснительноиллюстративный, проектный, исследовательский.
Формыорганизации: индивидуальнофронтальная, групповая.
Ресурсы урока: компьютер, проектор, презентация к уроку с иллюстрациями с изображением святынь семьи, толковые
словари разных типов, листы рефлексии.
Ожидаемые результаты:
1.
2.
3.
учащиеся узнают, что такое святыня и святыни великие,реликвия,род, герб, геральдика, родословная;
познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;
будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к семейным ценностям; 4.
усовершенствуют умения в области ответов на учебные вопросы разных типов.
Список используемых информационных ресурсов:
http://www.rusidea.org/?a=25120603
http://school13.admsurgut.ru/teachers//pg1/52/
http://halkidon2006.narod.ru/history/705_mitropolit_vladimir.htm
http://images.yandex.ru/
http://wiki.iteach.ru
nsportal.ru
Характеристика класса: учащиеся 9В класса (24 человека) имеют познавательный уровень выше среднего (70% качества
обученности по предмету «Литература»). Многие учащиеся отличаются творческим мышлением и активной жизненной
позицией. Ребята класса принимают участие в различных олимпиадах и конкурсах.
Технологическая карта урока разработана с целью четкого отслеживания деятельности учащихся на каждом этапе урока.
Данная методика позволяет эффективнее работать над формированием универсальных учебных действий обучающихся,
контролировать время на уроке. Вместе с картой представлены приложения к уроку (листы рефлексии, презентация к
уроку, фотографии семейных ценностей и творческих работ учащихся)
Название этапа урока,
цель, время
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Формируемые УУД 1й этап.
Организационный
момент 1 мин.
Цель: Приветствие.
Включение учащихся в
деятельность
2й этап.
Сообщение темы урока.
Постановка учебных
задач.
Цель: познакомить с
целью урока
4 мин.
Приветствие. Создание положительного
эмоционального настроя на урок.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную
деятельность
личностные:
внимание, уважение к
окружающим;
регулятивные:
саморегуляция
Беседа с учащимися: Начать сегодняшний урок я
бы хотела стихотворением, которое подскажет
вам название темы урока:
Моя семья, моя святыня
Ко мне в наследство перешла,
В ней доброты на всех хватает,
На всех хватает в ней тепла.
Моя семья, тобой горжусь я,
На весь оставшийся мне век
Ты подарила мне не имя,
Дала мне званье – Человек!
Как вы думаете, как звучит тема нашего урока?
Да, действительно, обо всем этом мы будем
говорить на уроке, но тема наша «Святыни моей
семьи»
коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем,
сверстниками;
регулятивные:
высказывание предположения
на основе наблюдений,
определение темы урока
Отвечают на вопросы
(семья, гордость за семью,
святыни семьи, высокое званье
Человек …) 3й этап
Организация и
планирование работы
учащихся по
определению значения
слова «святыня»
4 мин.
Цель:
Организация работы
учащихся со словарями
4й этап
Работа по сбору
информации
10 мин.
Цель: активизация
познавательной и
мыслительной
деятельности учащихся
Давайте обратимся к словарям. (Работа со
словарями).Обратите внимание на примеры,
приведенные в словарях. Выпишите те слова,
которые названы сятыней.(Работа со словарями).
Приложение 1.Определение слова по толковым
словарям.
Какое
словарях?
является общим во всех
значение
Что особенного мы нашли в определении понятия
святыня в Историческом словаре? Для кого эти
понятия знакомы?
Как вы думаете, ребята, что еще можно назвать
святыня?
Приложение 2.Понятие святыни у
различных народов.
Учитель активизирует мыслительную
деятельность учащихся:
Учитель: В моей семье есть ценности,
передающиеся из поколения в поколение. Это
икона, сделанная прадедушкой из фотографии с
иконы «Неопалимая купина», орден Великой
Отечественной войны моего дедушки, которого
нет в живых уже 28 лет. Мне очень дороги эти
реликвии, т.к. это история моей семьи, они для
меня очень ценны. И я обязательно буду хранить
их и передавать потомкам)
Приложение3.Семейные реликвии,
совесть,
Выписываются слова (Ветвь
Ерусалима, искусство, боевое
знамя,
перстень,
подаренный любимым, святыня
сердца, последний звук речи
любимой)
Отвечают на вопросы
(Чтото особенно дорогое,
заветное, любовно хранимое и
чтимое)
(Святыни великие и святыни –
разные понятия).
( Для верующих христиан)
(Семья, герб, икона, картина и
т.д.)
Учащиеся слушают сообщение
учителя.
коммуникативные:
построение речевого
монологического
высказывания в соответствии
с поставленными задачами
личностные:
внимание, уважение к
окружающим
регулятивные:
принятие учебной задачи
познавательные:
восприятие и оценка
информации, умение
делать выводы, обобщения;
преобразовывать
информацию из одной формы
в другую.
коммуникативные:
построение речевого
монологического
высказывания в соответствии с поставленными задачами
регулятивные:
осуществлять самоконтроль
и самооценку;
представленные учителем.
А у вас есть какието реликвии?
Выступления учащихся, которым было
предложено задание, рассказать о святынях своей
семьи.
Приложение 4. Представленные учащимися
святыни семьи.
Семья это самое ценное, что может быть у
человека.
А что объединяет семью? Людей в семье? Какие
особенности есть в вашей семье? Что для вас
значит семья?
А вот что возникает в воображении наших
маленьких братишек и сестренок.
Видеоролик "Устами младенца" (учащиеся
начальных классов отвечают на вопрос: Что такое
семья?)
Вопрос: Что является залогом крепкой семьи?
Послушайте притча "Ладная семья".
Приложение 5.
ПРИТЧА.docx
КИТАЙСКАЯ
Учащиеся дают свои ответы,
представляют информацию
(сведения подготовлены
несколькими ребятами заранее,
учитель лишь обобщил и
обработал информацию)
Чтение стихотворения
подготовленным учащимся:
Семья
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с
любовью,
И провожают в путь с добром!
Семья мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
Ученики: Любовь, традиции,
дети, интересы, жизненные
ценности… герба семьи
Составление
учениками.
Ученики выходят и
прикрепляют герб на
доску
Познавательные:
преобразовывать
информацию из одной формы
в другую.
регулятивные:
осуществлять самоконтроль
и самооценку;
коммуникативные:
построение речевого
монологического
высказывания в соответствии
с поставленными задачами
5й этап
Самостоятельная
творческая работа
12 минут
Учитель сообщает новую информацию о гербах
Издревле люди придумывали символы,
отражающие единство и традиции семьи. Эти
символы помещали на эмблемах, печатях,
перстнях, гербах. Существовали фамильные
гербы, гербы династий (Романовы, Пушкин,
Лермонтов). Изображение герба имеет свой
символический смысл. Сегодня у вас есть
прекрасная возможность составить свой родовой
герб, а вот в старину таким правом обладали
только потомственные дворяне. Главной частью
герба является щит. На щите помещаются
геральдические фигуры.
Каждое животное на щите символизирует какое
нибудь человеческое качество:
Лев силу, собака преданность, орел власть и
великодушие. Широко используются в геральдике
и растения: цветы, травы, деревья и т.д.
Приложение6. Основой гербов служит щит.docx
Эмблемы
профессий.
Геральдические цвета также имеют свое значение.
Конечно, не искушенному во всех этих тонкостях
человеку трудно разобраться, о чем же говорит
герб. Другое дело, если на нем есть девиз
краткое изречение или слово, выражающее
основную мысль или идею владельца. Например:
"ВСЕ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВА", "НЕ СЛЕДУЙ
НИСШЕМУ",
ДЕЛАЕТ
СИЛЬНЫМ".
В дореволюционной России
располагался девиз "С нами Бог!". Частыми были
такие словосочетания: "Ум, честь, наука", "Вера,
"ЕДИНЕНИЕ
должностей
и труд, правда". Комментарии здесь излишни.
В рыцарском гербе обязательно присутствовал
девиз краткая надпись, чаще она находилась на
ленте (фрагмент из фильма "Айвенго").
Учитывая правила геральдики и все
вышесказанное, мы с вами, приступаем к работе.
У вас на партах лежат листки, в которых есть все
необходимое для составления герба.
Вы можете использовать другие символы,
отражающие особенности и традиции именно
вашей семьи.
Учитель:
гербов.
Посмотрите, то о чем мы с вами говорили,
присутствует на ваших гербах. Свою любовь,
единство, традиции, интересы вы отразили в
гербе, т.е. то, что вы считаете самым важным,
самым святым в семье.
многообразие
Какое
Учитель активизирует внимание учащихся к
выступлениям
Учащиеся по желанию
объясняют символы герба
6й этап
Представление
выполненной работы –
Герб семьи
5 мин.
коммуникативные:
публичное выступление
познавательные:
восприятие и оценка
информации 7й этап.
Рефлексия
деятельности итог
урока
4 мин.
Что ожидали вы от нашего занятия, узнав его
тему?
Что вы поняли на уроке?
Что вы вынесли с нашего занятия для себя?
Взглянули ли вы на вашу семью другими
глазами?
Учащиеся оценивают урок в
листах рефлексии.
регулятивные:
осуществлять оценку и
самооценку;
личностные:
внимание, уважение к
окружающим
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Урок: «Святыни моей семьи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.