Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
20.05.2017
Разработка урока "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века" поможет учителям 11 класса подготовить семинар по этой теме и провести его. Работа по группам, каждой группе для изучения предлагается одно произведение следующих авторов: И.Бабаля, А.Фадеева, Д.Фурманова, Б.Лавренёва. в разработке учтены все этапы работы с учениками.Урок по литературе в 11 классе "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Тема революции и гражданской войны в произведениях 20 века.doc
Тема революции и гражданской войны в произведениях 20 века.
Гуманизм и жестокость в произведениях А.Фадеева, , И Бабеля,
Б.Лавренёва, Д.Фурманова.
Цель: 1. Расширить представление учащихся об отношении писателей 20 века
к революции и гражданской войне.
Обучающая: 1. Знать биографию А. Фадеева, И. Бабеля, Д.Фурманова,
Б.Лавренёва.
2. Знать содержание произведений. («Разгром», «Конармия»,
«Чапаев», «Сорок первый»).
Развивающая: 1.Уметь, сопоставляя, анализировать произведения,
эпизоды.
2.Уметь давать характеристику героям, анализировать их
поступки, делать выводы.
Воспитательная: 1.Воспитание нравственности, чувства справедливости.
2.Воспитывать уважение к прошлому своего
государства.
Ход урока: 1.Слово учителя.
Страшна любая война, потому что она несёт смерть, горе, боль, но
война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне, так как эта война
братоубийственная. Революция и гражданская война круто изменила Россию,
вошла в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души.
Сегодняшний урок мы начнём со стихотворения В.Маяковского «Ода
революции.»
чтения стихотворения (слайд № 2,3 );
Продолжая традицию высокой гражданской поэзии Маяковский использует
жанр оды. Пафос оды он переключил на политическую тему, чтобы показать
разрушительную и созидательную силу, беспощадность и гуманизм народной
революции.
найдите эпитеты, подтверждающие это;
Мы видим, что революция для Маяковского была гуманна и жестока.
Изображение гражданской войны и осуждение её стало одной из главных тем
русской литературы 20 века, литературы страны, прошедшей через страшный
эксперимент.
обратимся к истории (слйд №4,5,6);
Конечно, те, кто писал о войне, имели свою четко выраженную позицию. Для
писателейбольшевиков (Серафимович, Шолохов, Фурманов, Фадеев)
война справедлива,ведется против врагов советской власти,
герои в их произведениях четко делятся на своих и чужих. Вражда их
непримирима. Для писателей беспартийной ориентации ( русских интеллигентов — И
Шмелева, М.Булгакова, Б.Пастернака)
война братоубийственна,
власть большевиков вносит разруху, губит людей,
но и действия белых не менее страшны.
В одном все русские писатели сходятся: война жестока, человек на войне
ожесточается, ему приходится преступать общечеловеческие нравственные
законы.
обратимся к терминам (слайд№ 7,8)
работа по группам: каждая группа рассказывает о писателе, о его
политической ориентации в годы гражданской войны; (слайд№ 9, 10,11,12);
Как чувствовал себя человек в эпоху революции и братоубийственной
войны?(слайд№13)
2.В романе «Конармия» есть новелла под названием «Гедали» (рассуждение
старикаеврея о революции)ответ учеников третьей группы;
Трагическая реальность гражданской войныосновная тема сборника
рассказов Бабеля «Конармия». За пафосом революции писатель разглядел
иной её лик: он понял, что революцияэто экстремальная ситуация,
обнажающая тайну человека. Характеры его героев парадоксальны, поступки
неожиданны. То, что стало дозволено в эктремальной ситуации, революция
накладывает печать на будущих людей. Автор хотел бы оправдать и понять
своих героев. Но оправдания не получалось.
Новелла «Письмо»3 группа. (шкала жизненных ценностей убийство брата,
отца и просьба заколоть кабанчика такова мораль естественного человека,
эта мораль чужда автору. (слайд№15)
Новелла «Соль» жестокость по отношению к женщине, обман с её стороны,
чтобы выжить.
На чьей стороне правда?
3.Трагизм гражданской войны впервые показал в своём романе «Разгром»
А.Фадеев. в этом произведении нет ни громких речей, ни звонких
революционных фраз, ни клятв верности идеалам. Есть кровь, грязь,
раздражение., гибель партизанского отряда, зажатого противником в кольцо.
Именно неприглаженное изображение событий гражданской войны, трагизм её
обусловили роману долгую жизнь и популярность.
Может ли быть гуманизм абстрактным?
кто же такой Левинсон ? Садист? Гуманный , добрый человек?
эпизод «Смерть Фролова»слово 1 группе.
Похожая ситуация прослеживается в новелле «Смерть Долгушова» (Бабель)
слова 3 группе;
Как правильно поступить в этих ситуациях? Где здесь гуманизм, а где
жестокость? Левинсон живёт светлой мечтой о прекрасном будущем. И ради великой цели,
по его мнению, можно допустить многое.
эпизод «С корейцем»слово 1 группе.
Мы видим , что в экстремальных ситуациях, во время войны человек мыслит
совершенно подругому, у него появляются другие приоритеты.
Как чувствует себя герой?
Роман «Разгром» не только подтверждение победы большевизма, но и
демонстрация зла, крови, страдания, смерти.
4.То, как калечит война судьбы и сознание людей, отражено в повести «Сорок
первый» Б.Лавренёва.
Почему так называется произведение?
Марютка и Говоруха –Отрок были счастливы, но счастье это длилось
недолго. В каких обстоятельствах они мгли бы быть вместе?
Почему Марютка убивает своё счастье?слово 4 группе;
5.В романе «Чапаев» пред нами главный герой предстаёт как легендарный
герой революции. Перед нами человек со сложным и сильным характером, в
романе подчёркивается, что он, несомненно, народный герой.
Какие решения принимает Чапаев? Всегда ли они верные? Как проявляется
гуманизм и жестокость в этом произведении?слово 2 группе.
(слайд № 14 );
Вывод:
Может ли быть одно мнение на революцию и гражданскую войну?
Революция и гражданская воцна явилась трагедией для всей нации.Каждый из
писателей посвоему выразил это в художественной ткани своих
произведений, но ясно одно: нельзя построить на крови и страданиях счастье,
нельзя разрешить кровь по совести, без серьёзного осмысления прошлого
невозможно построить справедливое будущее.
Д/З: написать сочинение по теме : « Человек в огне революции и гражданской
войны» ( По произведениям А.Фадеева, , И Бабеля, Б.Лавренёва,
Д.Фурманова.)
Литература:
1.Литература для учащихся 11 класса и поступающих в вузы. («Братья
Гринины», 2001 г.);
2.Интернетресурсы.
Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.