Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Оценка 4.8

Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
20.05.2017
Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Разработка урока "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века" поможет учителям 11 класса подготовить семинар по этой теме и провести его. Работа по группам, каждой группе для изучения предлагается одно произведение следующих авторов: И.Бабаля, А.Фадеева, Д.Фурманова, Б.Лавренёва. в разработке учтены все этапы работы с учениками.Урок по литературе в 11 классе "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Тема революции и гражданской войны в произведениях 20 века.doc
Тема революции и гражданской войны в произведениях 20 века.  Гуманизм и жестокость в произведениях А.Фадеева, , И Бабеля, Б.Лавренёва, Д.Фурманова. Цель: 1. Расширить представление учащихся об отношении писателей 20 века  к революции и гражданской войне.   Обучающая: 1. Знать биографию А. Фадеева, И. Бабеля, Д.Фурманова, Б.Лавренёва.                        2. Знать содержание произведений. («Разгром», «Конармия», «Чапаев», «Сорок первый»). Развивающая: 1.Уметь, сопоставляя, анализировать произведения,                             эпизоды.                           2.Уметь давать характеристику героям, анализировать их                                  поступки, делать выводы. Воспитательная: 1.Воспитание нравственности, чувства справедливости.                               2.Воспитывать уважение к прошлому своего                                  государства. Ход урока: 1.Слово учителя.                      Страшна любая война, потому что она несёт смерть, горе, боль, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне, так как эта война  братоубийственная. Революция и гражданская война круто изменила Россию,  вошла в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души.  Сегодняшний урок мы начнём со стихотворения В.Маяковского «Ода  революции.» ­чтения стихотворения (слайд № 2,3  ); Продолжая традицию высокой гражданской поэзии Маяковский использует  жанр оды. Пафос оды он переключил на политическую тему, чтобы показать  разрушительную и созидательную силу, беспощадность и гуманизм народной  революции. ­найдите эпитеты, подтверждающие это; Мы видим, что революция для Маяковского была гуманна и жестока. ­Изображение гражданской войны и осуждение её стало одной из главных тем  русской литературы 20 века, литературы страны, прошедшей через страшный  эксперимент. ­обратимся к истории (слйд №4,5,6); ­ Конечно, те, кто писал о войне, имели свою четко выраженную позицию. Для писателей­большевиков (Серафимович, Шолохов, Фурманов, Фадеев) война справедлива,ведется против врагов советской власти, герои в их произведениях четко делятся на своих и чужих. Вражда их  непримирима. Для писателей беспартийной ориентации ( русских интеллигентов — И  Шмелева, М.Булгакова, Б.Пастернака) война братоубийственна, власть большевиков вносит разруху, губит людей, но и действия белых  не менее страшны.  В одном все русские писатели сходятся: война жестока, человек на войне  ожесточается, ему приходится преступать общечеловеческие нравственные  законы. ­обратимся к терминам (слайд№ 7,8) ­работа по группам: каждая группа рассказывает о писателе, о его  политической ориентации в годы гражданской войны; (слайд№  9, 10,11,12); ­ Как  чувствовал себя человек в эпоху революции и  братоубийственной войны?(слайд№13) 2.В романе «Конармия» есть новелла под названием «Гедали» (рассуждение  старика­еврея о революции)­ответ учеников третьей группы; ­Трагическая реальность гражданской войны­основная тема сборника  рассказов Бабеля «Конармия». За пафосом революции писатель разглядел  иной её лик: он понял, что революция­это экстремальная ситуация,  обнажающая тайну человека. Характеры его героев парадоксальны, поступки  неожиданны. То, что стало дозволено в эктремальной ситуации, революция  накладывает печать на будущих людей. Автор хотел бы оправдать и понять  своих героев. Но оправдания не получалось. ­Новелла «Письмо»­3 группа. (шкала жизненных ценностей­ убийство брата,  отца и просьба заколоть кабанчика­ такова мораль естественного человека,  эта мораль чужда автору. (слайд№15) ­Новелла «Соль»­ жестокость по отношению к женщине, обман с её стороны,  чтобы выжить. ­На чьей стороне правда? 3.Трагизм гражданской войны впервые показал в своём романе «Разгром»  А.Фадеев. в этом произведении нет ни громких речей, ни звонких  революционных фраз, ни клятв верности идеалам. Есть кровь, грязь,  раздражение., гибель партизанского отряда, зажатого противником в кольцо.  Именно неприглаженное изображение событий гражданской войны, трагизм её обусловили роману долгую жизнь и популярность. ­ Может ли быть гуманизм абстрактным? ­кто же такой Левинсон ? Садист? Гуманный , добрый человек?  ­эпизод «Смерть Фролова»­слово 1 группе. Похожая ситуация прослеживается в новелле «Смерть Долгушова» (Бабель)­ слова 3 группе; ­ Как правильно поступить в этих ситуациях? Где здесь гуманизм, а где  жестокость? Левинсон живёт светлой мечтой о прекрасном будущем. И ради великой цели, по его мнению, можно допустить многое. ­эпизод «С корейцем»­слово 1 группе. Мы видим , что в экстремальных ситуациях, во время войны человек мыслит  совершенно по­другому, у него появляются другие приоритеты. ­Как чувствует себя герой? Роман «Разгром» не только подтверждение победы большевизма, но и  демонстрация зла, крови, страдания, смерти. 4.То, как калечит война судьбы и сознание людей, отражено в повести «Сорок  первый» Б.Лавренёва.  ­Почему так называется произведение? ­Марютка и Говоруха –Отрок были счастливы, но счастье это длилось  недолго. В каких обстоятельствах они мгли бы быть вместе? ­Почему Марютка убивает своё счастье?­слово 4 группе; 5.В романе «Чапаев» пред нами главный герой предстаёт как легендарный  герой революции. Перед нами человек со сложным и сильным характером, в  романе подчёркивается, что он, несомненно, народный герой. ­Какие решения принимает Чапаев? Всегда ли они верные? Как проявляется  гуманизм и жестокость в этом произведении?­слово 2 группе. ­(слайд № 14  ); Вывод: ­Может ли быть одно мнение на революцию и гражданскую войну? Революция и гражданская воцна явилась трагедией для всей нации.Каждый из  писателей по­своему выразил это в художественной ткани своих  произведений, но ясно одно: нельзя построить на крови и страданиях счастье,  нельзя разрешить кровь по совести, без серьёзного осмысления прошлого  невозможно построить справедливое будущее. Д/З: написать сочинение по теме : « Человек в огне революции и гражданской войны» ( По произведениям  А.Фадеева, , И Бабеля, Б.Лавренёва, Д.Фурманова.) Литература: 1.Литература для учащихся 11 класса и поступающих в вузы. («Братья  Гринины», 2001 г.); 2.Интернет­ресурсы.

Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"

Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"

Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"

Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"

Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"

Урок "Тема революции и гражданской войны в литературе 20 века"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2017