Данный урок разработан для обучающихся коррекционных школ VIII вида. Урок комбинированного типа. Целью урока является формирование представлений о различных операциях по ремонту одежды, умений правильного ухода за одеждой. Рассказ учителя об истории возникновения пуговиц подкреплён показом презентации. На уроке применены различные карточки-задания. Подробное описание учителем выполняемой работы позволит ученицам самостоятельно выполнить практическое задание. Урок построен с учётом коррекционной направленности, выдержаны все этапы. Соблюдаются здоровьесберегающие технологии: физминутка и разнообразие форм работы помогают избежать усталости. Подведены итоги урока.
Урок по труду в 4 классе
Тема: «Ремонт одежды и белья. «Сведения о пуговицах».
Цель: Формирование представлений о различных операциях по ремонту
одежды, умений правильного ухода за одеждой.
Задачи: 1. Обучение технологии пришивания пуговиц с четырьмя сквозными
отверстиями. Закрепление умения отрезать нитку нужной длины, завязывать
узелок. Закрепление умения работать по намеченному плану.
2. Развитие внимания, точности, координации движений правой и левой рук,
ритмичности движений, зрительнодвигательной координации,
пространственной ориентировки.
3. Воспитание самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, культуры
труда.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: коллекция пуговиц, образцы пришивания пуговиц, рабочие
коробки.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку и состояния рабочих мест.
II. Вводная беседа.
Вопросы к учащимся:
1. Какие правила безопасной работы с ножницами вы знаете?
2. Какие правила безопасной работы иглой вы знаете?
3. Какой ручной стежок вы умеете выполнять?
Учитель. Мы начали наш урок с повторения правил безопасной работы с
иглой и ножницами и ручного косого стежка, потому что с ними связана не
только тема сегодняшнего урока, но и раздел программы «Ремонт одежды».
К сожалению, нет ничего вечного. Любимые вещи выходят из строя, теряют
внешний вид очень быстро. Продлить срок службы поможет правильный уход
за ними, умение аккуратно и незаметно произвести ремонт, устранить
недостатки. Следует помнить, что одежду, нуждающуюся в ремонте,
необходимо выстирать и отутюжить. Затем рассортировать по видам:
полотенца, рубашки, наволочки и т.п.
Задание. Рассмотри изображённую на рисунке одежду, определи и впиши вид
необходимого ремонта.1. ______________ 2. ______________ 3. ______________
Подсказка: пришить пуговицу, пришить вешалку, пришить карман.
А теперь ответьте, что чаще всего отрывается на одежде?
Конечно, пуговицы. Нет ни одного человека, у которого не отрывалась бы
пуговица на одежде.
Для чего нужны пуговицы?
Презентация. Слайд «Виды пуговиц»
История возникновения пуговицы – это занимательный рассказ о выдумке,
мастерстве, фантазии портных, ювелиров и других мастеров. Слово
«пуговица» попало на Русь с Востока, из древнеиндийского языка, и
буквально означает ком, куча, масса. В переводе с английского слово
«пуговица» означает нераспустившийся бутон цветка. Наиболее древние из
известных нам пуговиц действительно напоминали цветы, плоды. К русским
модницам пуговица пришла в конце 15 – начале 16 века. Русские бояре и
боярыни щедро платили золотых дел мастерам и иностранным купцам за
пуговицы, изготовленные из драгоценных материалов с различными вставками
из бирюзы, жемчуга, кораллов.
Как и много веков назад, пуговицы в современной одежде служат для
застёгивания и отделки. Они бывают разных цветов и размеров. Подбирают их
в зависимости от назначения, как в тон ткани изделия, так и другого цвета
(если пуговицы используются для отделки, украшения).
Ребята, а какой формы бывают пуговицы?
Изготавливают пуговицы из разных материалов: стекла, пластмассы, дерева,
кожи, ткани и из сочетания этих материалов. Назначение пуговиц
определяется видом одежды, для которой эти пуговицы предназначены. По
назначению пуговицы бывают: плательные, пальтовые, костюмные, детские и
т.д.
Показ коллекции пуговиц.
Для крепления пуговиц к одежде служат сквозные отверстия в них или
специальные ушки. Пришивают пуговицы нитками в два сложения. Для
пуговиц со сквозными отверстиями используют нитки №4060 в цвет пуговиц.Пуговицы с двумя отверстиями пришивают 45 стежками, используя нитки в
тон ткани.
В зависимости от назначения пуговицы и толщины ткани их пришивают
вплотную к ней или на стойке. К толстым пальтовым тканям пуговицы со
сквозными отверстиями пришивают, делая стойку из ниток. Высота стойки
зависит от толщины ткани. Стойка нужна для того, чтобы пуговицу было
легче застёгивать, и чтобы при этом не стягивалась ткань изделия.
Задание. Посмотри на эти пуговицы и ответь на вопросы.
1. Где находится пуговица с двумя сквозными отверстиями?
2. У какой пуговицы четыре отверстия?
3. У какой пуговицы имеется ушко?
4. Какие инструменты понадобятся для работы?
Рассматривание образцов пришивания пуговиц
Посмотрите внимательно на пуговицы своей одежды, и определите, к
какому виду они относятся.
Как определить место на одежде, откуда оторвалась пуговица?
При ремонте одежды место оторванной пуговицы определяют по остаткам
ниток или следу от пуговицы. Пуговицу нужно пришивать сразу, как только
вы заметите, что она начинает отрываться, а не ждать, пока она отвалится. За
потерю пуговицы солдата во времена Николая I могли серьёзно наказать,
например, прогнать сквозь строй с розгами.В наше время так не наказывают, но ходить с оторвавшейся пуговицей
некрасиво.
На практическом занятии вы будете пришивать различные виды пуговиц.
III. Практическая работа «Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными
отверстиями».
Учитель. Перед началом работы повторим правила безопасной работы с
инструментами.
(повторение правил)
После того, как мы повторили правила, переходим к плану работы по
пришиванию пуговиц.
План работы
1. Отрезать нитку длиной 30 см. Вдеть нитку в ушко иглы. На конце нитки
завязать узелок.
2. Пришить пуговицу.
Ориентируемся на предметнотехнологическую карту.
Демонстрация приёмов работы учителем.
Физкультурная пауза
В процессе работы учитель делает целевые обходы, контролируя
правильность выполнения технологической последовательности, качество
работы, соблюдение правил безопасной работы.
IV. Отчёт о проделанной работе.
Учитель следит за тем, чтобы отчёт соответствовал порядку произведённых
действий, названы действия, материалы и порядок работы.
V. Закрепление нового материала.1. Учитель. Зарисуйте в тетради способы пришивания пуговиц .
Вопросы к учащимся:
а) Почему нужно следить за одеждой и беречь её?
б) Для чего нужен ремонт одежды?
в) Как объяснить поговорку «Береги платье снову…»
2. Оценка качества выполненной работы.
Выставка работ учащихся.
VI. Подведение итогов.
Учитель. Вы познакомились с историей, видами и назначением пуговиц,
освоили способы их пришивания. Я надеюсь, что теперь у вас на одежде все
пуговицы будут пришиты аккуратно и своевременно.
VII. Рефлексия.