Урок-турнир знатоков налогового права

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан в игровой форме, содержит творческие работы учащихся, может быть использован как на уроке, так и во внеклассной работе по предмету.Наша встреча, уважаемые участники турнира, посвящена теме «Налоги». Современный мир, цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства. Пусть девизом нашего турнира станет выражение О.У. Холмса: «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». В турнире участвуют две команды учащихся 9 и 10 классов. Желаем им творческих успехов, умных ответов, и, конечно, победы.
Иконка файла материала конспект.docx
Урок Турнир знатоков. «Чтобы счастлива, сильна была любимая страна». Основные цели: 1. Формирование основ налоговой грамотности и правовой культуры учащихся через познавательные универсальные учебные действия. 2. Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности. 3. Развитие гражданской позиции учащихся в общественных вопросах становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации. Ведущий: Современный мир, Наша встреча, уважаемые участники турнира, посвящена теме «Налоги». цивилизованное общество, человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почемуих нужно платить и почему их платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является существование самого государства. Пусть девизом нашего турнира станет выражение О.У. Холмса: «Налоги – это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». В турнире участвуют две команды учащихся 9 и 10 классов. Желаем им творческих успехов, умных ответов, и, конечно, победы. 1. Конкурс синквейнов. (5 баллов) Каждая команда представляет свой вариант синквейна со словом «налог». Варианты ответа: 9 класс: Налог Обязательный, безвозмездный Обеспечивает, регулирует, охраняет Каждый гражданин платит налоги Обязанность 10 класс: 2Налог Федеральный, местный Взимается, предоставляется, заявляется Расплатись, освободись, живи спокойно Обязанность Ведущий: Выводы синквейна напоминают нам, что уплата налогов – это конституционная обязанность граждан Российской Федерации, а конституционная обязанность – это закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан. 2. Конкурс – викторина. (10 баллов) Викторина «История налогов» Вопросы: 1. Что являлось основным налогом в Древнем Египте? (Плата за пользование землей, принадлежащей главе государства). 32. Какой налог был основным в Древней Греции? (Подоходный налог). 3. Что такое «полюдье»? (Круговой объезд князя на Руси, с целью сбора дани с подвластных ему племен). 4. Назовите главный источник доходов в Римской империи. (Поземельный налог в размере 10% дохода с участка). 5. Кто ввел налог с наследства в эпоху Древнего мира? (император Август). 6. Как называлась первая налоговая декларация на Руси? (Сошное Письмо). 7. Когда был создан специальный государственный орган налогообложения в России и как он назывался? (1655 год, Счетная палата). 8. Кто назвал налоги «узаконенной формой грабежа»? (Фома Аквинский, философ-теолог). 9. Сколько видов прямых налогов содержал список в Византийской империи до 7 века н.э.? (21 вид прямых налогов). 10. Что такое «подомовый налог»? (Это налог на недвижимость в Англии, исчисляемый вначале по числу очагов, а затем по числу окон). Кто в России ввел налог на бороды? (Петр Великий). Что такое «гильдейская подать»? (процентный сбор с объявленного капитала, введенный в России Екатериной ІІ). Когда в России появился налог на автоматический экипаж? (в 19 веке). 11. 12. 13. 14. 15. 16. Кто первым отказался платить налоги в Великобритании? (Святой Хью(1140-1200) из Линкольта). Что стало причиной «Соляного бунта» В России в 1648 году? (введение налога на соль). Когда в СССР был введен налог на холостяков? (21 ноября 1946 года). 43. Конкурс «Налоговая корзина». (1 балл за каждое словосочетание). Условия конкурса: Написать как можно больше словосочетаний, начинающихся с буквы «Н», имеющих место в налоговом законодательстве. налоговые (налоговое право, правоотношения, налоговый контроль, налоговый орган, налоговое правонарушение, налоговая проверка, налоговый кодекс РФ, налоговая база, налоговый период, налоговые льготы, налоговая санкция, Налоговая декларация). нормы налогового права, налоговый кредит, 4. Конкурс «Наука о налогах».(5 баллов). Ведущий: Начало 19 века в России – время развития финансовой науки. В 1818 году Н.И.Тургенев(1789-1871) издает труд «Опыт теории налогов». В своем исследовании Н.И.Тургенев предлагал пять правил установления и взимания налогов. Задание команде 9 класса: Назовите и объясните эти правила. Ответ: 1. Равномерное распределение налогов – налоги должны соответствовать доходам налогоплательщика; 2. Определенность налога – неясность в отношении количества налогов и времени платежа обрекает налогоплательщика на зависимость от произвола сборщика; 3. Собирание налогов в удобнейшее время – уменьшение налоговой нагрузки предполагает не только снижение ее 5количественной величины, но и ее перераспределение по времени; 4. Ориентация большей части налогового бремени на чистый доход – следует взимать больше «с дохода, притом с чистого дохода, а не с самого капитала»; 5. Дешевое собирание налогов – стремление к наименьшим затратам на издержки собирания налогов; Ведущий: Свой вклад в создание теории налогообложения внес английский экономист Адам Смит. В 1776 году в своей работе «Исследование о природе и причине богатства народов» он не только утверждает, что налоги выгодны обществу и это признак свободы граждан, а не рабства, но и определяет основные принципы налогообложения. Задание команде 10 прокомментируйте их. класса: Назовите эти принципы и Ответ: 1. Принцип определенности – «Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен»; 2. Принцип справедливости – «Поданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам, участвовать в содержании правительства, то есть 6соответственно доходу, покровительством и защитой государства»; каким они пользуются под 3. Принцип удобства – «Каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его»; 4. Принцип экономии – « Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству. Неразумный налог создает большое искушение для контрабанды»; 5. Конкурс творческих работ. (5 баллов) Представление командами сочинений-эссе. Эссе команды 9 класса. Тема налогов всегда волновала лучшие умы человечества. Волнует она и простых граждан любого государства, потому что налоги составляют большую часть доходов государственного бюджета, а значит, уплата налогов влияет на благосостояние общества. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма узаконенное изъятие перераспределения собственности, имущества у собственника в пользу государства. 7Исторически первой функцией налогов была функция сбора денежных средств в пользу государства, то есть фискальная, которая долгое время доминировала. Однако в 20 веке на первый план выходит регулирующая функция: путем перераспределения денежных средств, предоставления налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня доходов населения. Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата налога может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего объекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами. Понятно, что человеку трудно расставаться с частью своих заработанных денег, организациям с частью своей прибыли. Так устроена психология человека. Но если прислушаться к совету польского психолога, писателя Станислава Ежи Лец: «Сперва расплатись, а потом падай в обморок!», то станут понятны советы деловых людей, ведущих свои дела осознанно и цивилизованно, которые знают основы экономической жизни общества. Эти советы просты: никогда не пытайся уклоняться от уплаты налогов: от этого может быть очень плохо вам и вашим близким, от этого обязательно будет хуже тем людям, которым и так нелегко, а значит и вам, и вашим близким, от этого обязательно будет хуже всей стране, а значит и вам, и вашим близким. Сумеешь честно заработать на дворец с фонтанами, заплатив налоги – зарабатывай и покупай себе дворец. Можно разбогатеть, рискуя не платить налоги. Но это чаще всего – случайность. Чаще к успеху, на мой взгляд, приходят те, кто не считается с затратами. Даже если налоги непомерно высоки, нужно сделать ставку на смелость и решительность. Известно немало случаев, когда после серии неудач, успех приходил именно к тем, кто, опираясь на интуицию, моральный кодекс предпринимателя добивался своего и решительно шел вперед. Шел во блага себя, семьи и, конечно, государства. «В деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может давать всегда». нравственность, (Монтескье). знания, 8Эссе команды 10 класса. Мы живем в большом, Счастье – это не только состояние души, но и благополучие каждого человека. красивом, цивилизованном государстве. Наше государство – социальное, правовое, демократическое и оно следит за благополучием общества. И более того, на мой взгляд, делает все возможное, чтобы уровень жизни его граждан возрастал. Чем больше функций возложено на государство, тем больше нужно финансов для их реализации, тем больше оно должно собирать налогов. А платить налоги должны его граждане, для которых – это конституционная обязанность. безвозвратный, Налог – безвозмездный, нецелевой, обязательный взнос в бюджет государства, взимаемый с налогоплательщика на основании законодательного акта компетентного государственного органа. Налоги платят физические и юридические лица. При установлении налога учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Законодательство о налогах и сборах состоит из правовых актов трех уровней: федерального, регионального, местного. Главным источником налогового права является Налоговый кодекс РФ. Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямой налог – налог, взимаемый непосредственно с какого-либо дохода или имущества в установленном размере. Например, налог на прибыль, подоходный налог. А косвенный – налог на продажу товаров и предоставление услуг в виде надбавок к их цене. Примером является налог с продаж, таможенная пошлина. Если государство увеличивает налоги, то экономическая активность фирм и населения снижается. Уменьшение налогов позволяет оживить экономику, замедлить спад производства и потребления. Также государство может полностью или частично освобождать от уплаты отдельных участников экономической деятельности (начинающие предприниматели, предприятия, использующие труд инвалидов, студенты, многодетные семьи). пенсионеры, 9образование, Налоги зачисляются в бюджет государства. Оттуда различные средства расходуются на целевые нужды. Налоги распределяются на пенсии, на охрану правопорядка, здравоохранение. К тому же государство заботится о детях, чтобы они росли здоровыми и сильными, в полных семьях, приемных семьях. Для них строят спортивные оздоровительные комплексы, где дети могут заниматься в свободное от учебы время. Строятся парки отдыха, дома творчества, учреждения дополнительного образования. Мы все хотим, чтобы наши спортсмены побеждали на Олимпийских играх, чтобы наши ученые делали самые интересные открытия, чтобы на рынках были самые передовые технологии по доступным ценам, чтобы медицинское обслуживание было самым квалифицированным, а нас учили самые лучшие учителя. И при этом мы хотим, чтобы деньги на развитие всего этого давало государство, а с нас никто и ничего не брал. В каменном веке никто и ничего не брал. А вот в Древнем Египте уже почти все платили налоги. Ибо именно на этом зиждется развитие цивилизации, государства, и ответственности граждан за свою страну. На таком простом факте, как исправная выплата налогов. И если все поймут и примут на себя ответственность исправно выплачивать налоги государству, то государство возьмет на себя ответственность обеспечить полностью комфортное проживание своих любимых граждан, и более не будет ненависти по отношению к финансовым службам, которые являются мостом между государством и гражданами. Прав был Фома Аквинский, который сказал: «Будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их собственное благополучие». Так давайте исправно платить налоги, не ради государства, а ради нас самих, чтобы в нами любимом государстве, нам жилось счастливо и комфортно. Хорошо когда в стране все счастливы и благополучны. Каждый человек может стать счастливым, если будет работать на благо общества, семьи, на свое благополучие. Каждый будет счастлив, но только уплатив налоги, не скрывая их от государства. Необходимо знать и выполнять свои обязанности перед государством, а государству совершенствовать систему налогообложения в интересах общества и всех его граждан. 106. Конкурс «Реши кроссворд».(1 балл за угаданное слово). 7. Конкурс капитанов «Поговорим о терминах».(1 балл за правильный ответ). Капитанам команд необходимо выбрать из предложенного списка понятий 5 терминов и дать им объяснение. (Налог, налоговые правоотношения, налогоплательщики, налоговый орган, пеня, налоговая ставка, налоговые льготы, акциз, прямые налоги, косвенные налоги). 8. Конкурс «Виды налогов и сборов в РФ». Команды заполняют таблицу «Виды налогов и сборов в РФ». Федеральные   налоги   и сборы Региональные   налоги   и сборы Местные налоги и сборы 119. Конкурс болельщиков «Мы частушки вам споем». Знают все вокруг ребята Про налоговый побор. И налоги всякий платит Даже дядька Черномор. Три машины во дворе Как же это здорово, А пришел налог на транспорт Взялись все за голову. Чтоб испить водицы чистой Или просто ей помыться, Уплатить спеши налог Аккуратно точно в срок. Хочешь жить в добре и мире, 12Обратись, ка ты к банкиру. Денег даст тебе он столько Сколько нужно на постройку. Для того чтоб городок Рос и развивался. С предприятий всех налог Надо, чтоб взимался. Я налоговый инспектор, Я без шуток не хожу. То квитанцию просуну, То пеню вам предъявлю. Веселясь, я и играя, Люблю денежки считать. Часть отдам я государству, А потом пойду гулять. Если хочешь крепко спать, Без хлопот рассвет встречать. Все налоги заплати, И тогда уж крепко спи. 13Конкурс пословиц и поговорок. (Представить две 10. самые актуальные для нашего государства пословицы о налогах) Кому на Руси живется хорошо – платить налоги не грешно. Чтобы Россия была сильна – плати налоги сполна. Подведение итогов турнира. 11. победителей. Награждение Ведущий: Подошла к концу наша встреча. Сегодня мы с вами расширили свои знания в области налоговой грамотности, повысили уровень правовой культуры. Согласно последним социологическим опросам, россияне готовы платить налоги государству, которое способно их эффективно использовать. Мы также не должны забывать о том, что уплата налогов – это конституционная обязанность граждан РФ. Нам, молодому поколению 21 века жить дальше, за нами будущее нашего государства. И от того насколько будет высоким наше законопослушное поведение по уплате налогов, настолько счастливой, сильной будет наша Россия. Автор разработки: Плужникова Елена Александровна, учитель истории и обществознания, город Шахты, Ростовская область, МБОУ СОШ №41 1415