Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
05.03.2018
Этот урок способствует формированию умений учащихся создавать свой художественный образ и с его помощью расширять своё представление об окружающем мире. Ребята также усовершенствуют навыки работы в группах, парах, индивидуально, а также закрепят навыки работы над сочинением-описанием. Важным является воспитание у учащихся чувства доброты, понимания прекрасного, чувства гордости за свою Родину, интереса к русскому языку.Урок - мастерская творческого письма по русскому языку в 5 классе
мастерская урок.doc
УРОК ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
1. Творческая мастерская
Предмет
Класс
Тема
Цели и задачи
Русский язык
5
ДОБРОТА
Цель урока:
научить создавать свой художественный образ и с его
помощью формировать представление об окружающем
мире;
развивать навыки работы учащихся в группах, парах,
индивидуально;
закрепить навыки работы над сочинениемописанием.
Задачи урока:
развитие ассоциативного мышления, письменной и
устной речи;
развитие творческого воображения;
формирование умения вглядываться, вслушиваться во
всё окружающее;
воспитание чувства доброты, понимания прекрасного,
чувства гордости за свою Родину, интереса к русскому
языку.
Тип мастерской
Оборудование
Мастерская творческого письма и построения
знаний
Рисунки учащихся, раздаточный материал («лучики
добра», «словаподсказки»), цветной картон, тексты,
фонограмма «Песня о доброте». Этапы
I.Индуктор
Ход мастерской
Эпиграф к мастерской: «Собраться вместе есть
начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать
вместе есть успех» (Генри Форд) (слайд 2)
I. Индуктор (мотивация)
Ребята, сегодня у нас урокмастерская
творческого письма, на котором мы займёмся
несколько необычной работой – будем учиться
видеть, слушать, наблюдать и чувствовать. И что
особенно важно – формулировать свои наблюдения и
создавать свой художественный образ. Я желаю вам
творческого вдохновения.
А начать сегодняшнее занятие я хочу со
стихотворения поэтессы из Донбасса Ирины
Быковской (Вязовой). (слайд 3) Послушайте,
пожалуйста:
На войне, с глазами скорбными,
С горькой складочкой у рта,
По руинам и убежищам
Пробиралась Доброта.
Шла тихонько меж обстрелами
От дверей и до дверей.
И несла комуто яблочек,
А комуто сухарей.
Мужикам чаёк и курево,
Кашу, тёплые носки,
Леденцы в ладошки детские,
Бабам – слово от тоски. И усталые, чумазые –
Ни кола и ни двора –
Открывали люди души ей.
Улыбалась детвора.
Друг об друга, как у печечки,
Грелись теплотой речей.
И делились хлебной корочкой
И огарками свечей.
И под «Градами» и пулями,
За терпения чертой
Мой Донбасс роднился душами
И спасался Добротой.
Ребята, скажите, о чем это стихотворение? ( о войне,
мире, страданиях, понимании, сострадании, доброте)
Как вы думаете, может ли доброта спасти мир? Что
об этом сказано в стихотворении?
Да, молодцы , темой нашего сегодняшнего урока и
будет Мастерская доброты .
Ирина Быковская написала много замечательных
стихотворений о войне и мире, добре и зле. А сегодня
на уроке мы будем создавать свой мир доброты и
счастья при помощи слов и мыслей.
Какие ассоциации к слову «доброта» у вас
возникают? (свет, тепло, мама, ласка, нежность, улыбка
и т.д.) (слайд 4)
(дети по очереди называют ассоциации, записывают их
на «лучики доброты» и прикрепляют к доске в форме
солнца). II. Создание
творческого
продукта
III. Социализация
Представьте себе, что вы художники и писатели, а
значит вы немного волшебники . Волшебники бывают
добрыми и злыми. Все вы – добрые волшебники. и
только в ваших силах сделать так, чтобы доброты и
тепла в нашем мире стало больше.
(работа в парах)
Составьте словосочетания со словом «доброта» или
однокоренными словами, запишите их на «лучики
доброты» и закрепите на доске. (слайд 5)
.
А теперь давайте объединимся в группы.
Вспомните интересные истории, связанные с добрыми
поступками вашей жизни, и расскажите их друг другу в
группе, используя слова и словосочетания «лучиков
добра». Выберите самую интересную, чтобы
рассказать её всем. (слайд 6. 7)
А теперь, чтобы о ваших добрых делах узнали все,
нарисуйте 1 рисунок от группы « Добрые дела» и
подпишите его. А чтобы правильно его подписать, вы
будете вытаскивать из волшебной корзинки « добрые
подсказки», на которых записаны слова. Вам нужно
составить с этими словами по 23 предложения и
подписать ими свои картинки . (слайд 8)
Рисунки вывешиваются на доску.
IV.Промежуточна После выполнения задания происходит обмен я рефлексия и
самокоррекция
мнениями в группах, учащиеся рассказывают свои
истории, использовав словосочетания : добрая улыбка,
V. Новая
информация и ее
обработка
VI. Корректировка
творческого
продукта
доброе слово, человеческая доброта, душевная
доброта, свет добра,…
Все вы молодцы. Хорошо понимаете, что такое
доброта и добрые дела , но как же объясняется
значение этого слова в Словаре?
Сравните его со своим пониманиеми и дайте
определение.
В Толковом словаре русского языка Ожегова:
«ДОБРОТА, ы, ж. 1. см. добрый. 2. Отзывчивость,
душевное расположение к людям, стремление делать
добро другим.» (слайд 9)
Доброта это свет и тепло. Доброта – это радость и
улыбки. Доброта – это счастье и хорошее настроение.
Доброта – это мир!
Как замечательно у вас получилось. А теперь ,
дорогие поэты, давайте всё вами сказанное оформим в
коротенький, но емкий свободный текст составим
даймонд «доброта». (работа в группах) (слайд 10)
Доброта.
Светлая, улыбчивая.
Согревает, оберегает, успокаивает.
Доброта – мир. Злость – война.
Разрушает, опустошает, убивает.
Мрачная , угрюмая .
Злость. (вывешивается на доску) VII. Социализация
Замечательно у вас получилось, вы настоящие
мастера. А теперь давайте прочитаем небольшой
рассказ В.А.Сухомлинского, каждая группа пусть
составит по 23 вопроса к нему и задаст другой группе.
И давайте ответим на главный вопрос: «Живет ли
рядом с нашими героями Доброта?»
Группы получают одинаковые тексты. ( слайд 11)
В.А.Сухомлинский
Пусть я буду ваша, бабушка...
На окраине села живет старенькая бабушка Марина
— У нее нет никогоникого, — часто говорит мама
Марийке трехлетней дочке. Марийка с мамой живут
через дорогу от бабушки Марины.
Встанет утром Марийка, посмотрит на бабушкин двор
и видит: сидит бабушка на стульчике, греется на
солнце и смотрит на нее, Марийку.
Марийка бежит к бабушке:
— Добрый день, бабушка.
— Добрый день, Марийка, — радостно отвечает
бабушка. Посиди возле меня, дитятко.
Марийка посидит немного, послушает сказку. Но долго
сидеть не хочется. Манит луг — сколько бабочек там
летает. Манит речка — какой песочек чистый на
берегу, какая вода теплая. Марийка собирается
бежать, а бабушка вздыхает.
— Почему вы вздыхаете, бабушка?
— Потому что некому слова сказать. Одна я, одинешенька...
— Пусть я буду ваша, бабушка, — тихо шепчет
Марийка и целует ее в морщинистую щеку.
— Хорошо, детка, будешь моя, — улыбается бабушка
Марина.
До вечера Марийка бегала по лугу, купалась,
любовалась бабочками. Но о бабушке не забывала.
Побегает на лугу, потом прибежит к бабушкиному
двору и защебечет:
— Я не забыла, что я ваша, бабушка!
Учащиеся читают составленные ими вопросы.
1. Кто является главными героями рассказа?
2. Что можно рассказать о бабушке Марине?
3. О чем разговаривали Марийка и бабушка?
4. Чему учит этот рассказ?
(слайд 12)
Молодцы! Вы правильно сказали, доброта должна
жить в сердце каждого человека, и тогда не будет войн,
и на нашу землю, придет долгожданный мир! Давайте
запишем главную мысль рассказа и поместим её на
«лучик доброты». («Доброта должна жить в сердце
каждого человека»).
– А теперь давайте в нашей творческой мастерской
напишем письма мира и добра «Впустите доброту в
своё сердце».
VIII. Общая
рефлексия и выход
на новую систему
проблем Чтение работ и вывешивание их на доску. ( Слайд 13)
Здравствуйте, господин президент! Пишут вам ученики
5 класса обычной школы города Донецка. Мы очень
любим наш город, он очень красивый, не смотря на то,
что частично уже разрушен. Мы очень любим наше
чистое, голубое небо. Когда то мы наблюдали , как
летят самолёты. Но однажды самолеты прилетели,
чтобы бомбить наш город. И теперь мы боимся
самолётов. Мы привыкли просыпаться и слышать
гудок завода. Но однажды мы проснулись от взрывов и
грохота снарядов. Мы не хотим больше бояться и
прятаться , мы хотим просто жить: учиться, общаться,
радоваться. Впустите доброту в своё сердце и
прекратите войну! Нам нужен мир!
Обсуждение результатов занятия (рефлексия)
Молодцы! Вы настоящие добрые волшебники!
Посмотрите, на доску. .Нам с вами удалось создать
настоящую Планету добра, где ласковое солнышко
согревает всех своими лучиками добра, тепла и
справедливости. Давайте посмотрим, что у нас
получилось. (дети читают записи с доски). (слайды
14,15) Какие хорошие слова. Какая добрая планета!
Как хорошо жить на такой планете, ведь там, где
каждый житель знает, помнит и говорит такие слова,
царит доброта, справедливость и мир! Давайте же
жить на этой планете! ( звучит «Песня о доброте») IX. Домашнее
задание
Использованная
литература
(слайд 16)
Написать сочинение – идентификацию
«Я – доброта»
1. Педагогическое мастерство и педагогические
технологии: Учебное пособие / Под ред. Л. К.
Гребенкиной, Л. А. Байковой. – 3е изд., испр. и доп. –
М.: Педагогическое общество России, 2001. – 256 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные
технологии: Учебное пособие. – М.: Народное
образование, 1998. – 256 с.
3. Степанова Г. В. Творческое воспитание школьников.
Педагогические мастерские. – М., ЦГЛ, 2006. – 160 с.
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Урок - Творческая мастерская по русскому языку для 5 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.