Корень слова.
Цели урока:
дать понятие о корне как морфеме;
научиться находить корень слова.
Задачи урока:
1. Образовательные:
формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ
лексического значения;
знакомство с омонимичными корнями;
формирование навыков разграничения омонимичных корней.
2. Развивающие:
развитие орфографической зоркости;
развитие наблюдательности и логического мышления.
3. Воспитательные:
развитие интереса к предмету через элементы занимательности;
воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, доска, учебник, карточки.
Методы обучения: частичнопоисковый, объяснительноиллюстративный.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Добрый день, ребята!
Вы готовы начать урок?
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Пожелаю всем удачи –
За работу, в добрый час!
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по стране Морфемика.
2. Мотивация.
Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в
теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными,
внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!
1 3. Актуализация знаний.
Давайте возьмем рюкзак, в который положим знания. Эти знания помогут нам в путешествии.
Продолжи предложение:
Что изучает наука морфемика? ( Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)
Что называют морфемой? (Морфема – это. . . (значимая часть слова)
Какие морфемы вы знаете? (Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)
Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери перед вами!
Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости,
чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
4. Введение в тему урока.
Вставьте пропущенные буквы. Из вставленных букв составьте слова.
1 в. Хок…ей, спасиб…, тер…итория, извинит…, тен…ис, буд…те добры;
…делать, кол…екция, пр…стите, здра…ствуйте, бл…годарю.
2 в. Во…зал, м…рфема, пер…он, г…рбарий, ран…ий, в...юга;
…дать, кал…играфия, ок…нчание, здра…ствуй, …нтонимы. (корень слова)
Верно, ребята. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к Корню, чтобы узнать все его секреты и
научиться правильно находить корень в слове.
5. Объяснение новой темы.
На доске нарисованы окончание, суффикс, приставка.
Какая морфема потерялась?
Можно ли без корня понять значение слова?
Я, как морфема, очень важна!
Слова не может быть без меня!
Спишите, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни у существительных.
Как нас раду…т кр…сота и ар…мат п…левых цв…тов! Но часто к ним
тянутся жадные руки и безжалос…но рвут их.
Давайте бер…жно относиться к каждому цветоч…ку!
Вывод (1й секрет). Корень – главная значимая часть слова.
Молодцы, ребята! В нашем рюкзаке 1й секрет. И мы двигаемся дальше.
Есть у слова корень, ветви и листва,
2 Ствол как смысл, которым наша речь жива.
Лингвистическая сказка.
Жилбыл много лет назад корень –земл . Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и
говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».
Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много
ростков появилось от корня – земл . Все они похожи на корень, но и своё в каждом есть.
Работа с деревом корней. (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)
Что общего у всех слов? (Значение)
Как называются слова этого дерева? (Однокоренные)
В какой морфеме заключено общее лексическое значение?
Ученики работают с деревом корней (на листах).
Корни для работы: един , див , тряс , дрож , явл , свят , вин , скрип , вест .
Вывод (2 секрет). В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Рюкзаки наши потяжелели. Сделаем привал, поиграем в «Третий лишний».
Я слова читаю вам.
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
= Лес, лестница, лесник.
= Косичка, косить, покос.
= Левый, лев, налево.
= Смешной, смешать, смешить.
Являются ли данные слова однокоренными?
Корень у слов одинаковый, а лексическое значение разное.
Как называются слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому
значению? (омонимы)
Такие корни тоже называются омонимичными.
Можно ли такие слова вырастить на одном дереве? (нет)
Одного прошу к доске: получи заданье,
3 Постарайся приложить максимум вниманья.
Задание. В один столбик выписать однокоренные слова к существительному «даль», в другой – «дол».
Д…лина роз, виднеется вд…ли, широкое раздолье, приехать изд…лека, д…лой лень, молча уд…литься,
подол юбки.
Составь предложение с одним из словосочетаний, подчеркни грамматическую основу.
Чтобы раскрыть ещё один секрет, Корень приготовил вам такое задание.
Упр. 379.
В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень слова?
Как они называются?
Как называются остальные слова? (формы слова)
Какая морфема служит для образования форм слова? (окончание)
Есть у слова формы, есть родня,
Корень вам поможет найти лишь она.
Вывод (3 секрет). Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.
Физкультминутка.
«Успокоение». Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все
выбирают удобную позу сидения.
Нам радостно, нам весело!
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
(Закройте глазки, представьте: лето, солнце, сад, порхают бабочки, цветут цветы…)
«Ловушка»: лето, летний, полетать. Запишите эти однокоренные слова и выделите корень.
В ловушку не попали. Молодцы! Нам надо положить в рюкзак знаний последний секрет Корня.
4 Как вы думаете: однокоренные слова могут быть только одной и той же частью речи или нет?
Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда.
Вывод (4 секрет). Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным
частям речи.
6. Закрепление.
Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в
своем рюкзаке? (Секреты корня) Но Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его
секреты.
Выполните самостоятельно задание (тест).
Выбери верное утверждение.
1. Корень – это…
А) главная значимая часть слова,
Б) часть речи,
В) часть предложения.
2. В корне заключено…
А) значение одного слова,
Б) значение предметности
В) общее лексическое значение однокоренных слов.
3. Чтобы найти корень, нужно…
А) изменить слово,
Б) подобрать однокоренные слова,
В) объяснить значение слова.
4. Однокоренные слова…
А) могут быть только одной частью речи,
Б) могут быть только разных частей речи,
В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.
Упр. 383.
7. Итоги.
Друзья мои! Я очень рада,
Что состоялся наш урок.
Ну а сейчас приходит время
5 Уроку подвести итог.
Отметки.
8. Рефлексия.
Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.
Чему научились на уроке?
Было ли вам интересно?
9. Домашнее задание.
П. 74.
По выбору:
1. Упр. 384.
2. Сочинить лингвистическую сказку о корне.
3. Вырастить дерево корней, используя слова сиять, чудо, лить…
Урока время истекло,
Я вам, ребята благодарна.
С корнями справились легко
И поработали ударно.
Спасибо за урок.
6
Урок в 5 классе "Корень слова"
Урок в 5 классе "Корень слова"
Урок в 5 классе "Корень слова"
Урок в 5 классе "Корень слова"
Урок в 5 классе "Корень слова"
Урок в 5 классе "Корень слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.