Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"
Оценка 4.7

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
6 кл
09.01.2017
Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"
Публикация является частью публикации:
Открытый урок. Музыка объединяет людей..docx
Класс:  6  Предмет:  Музыка Учитель: Рогозина А.В. Тип урока:   Урок комплексного применения ЗУН учащихся Используемые учебники и учебные пособия:  Программы « Музыка» авторы В.В.Алеев, Т.И. Науменко. Т.И. Кичак. Используемая методическая литература:  Методические рекомендации к поурочному планированию. Используемое оборудование:  ­ компьютер, проектор, экран; ­   компакт CD– диск  с записью 4 – части симфонии № 9  Л. Бетховена; песня Е.  Крылатова,  Ю. Энтина  « Прекрасное далеко» видео и музыкальный материал ­рабочая доска; Используемые ЦОР:  Слайдовая презентация. Краткое описание:   На данном уроке учащиеся учатся понимать, как музыка может объединять, людей,  народы ради общих благих целей. Тема урока:     « МУЗЫКА ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ» Цель урока:   1.  Нравственное и эмоциональное воспитание через приобщение к  музыкальной  культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности. 2. Использование междисциплинарных знаний учащихся в аналитической деятельности,  развитие навыка монологического ответа. Задачи:     ­  Познакомить  учащихся с   воздействием музыки на общество и  каждого человека в  отдельности. ­  Познание мира через музыкальные формы и образы.  ­ Дальнейшее развитие  слушательской  и певческой культуры  учащихся.  ­ Воспитание эмоционально – целостного отношения к музыке. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:    1.  В.А. Моцарт – Серенада № 13    2. «Адажио» Т.Альбинони    3. «Индейская этническая музыка»    4. И.С. Бах. Концерт «Токката и Фуга Д­минор»    5. Одинокая флейта. Волшебная мелодия. Панфлейта.    6. Л.Бетховен. 9 симфония «Ода к радости»      7. Е. Крылатова «Прекрасное  далёко» КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1. Моцарт: портрет композитора 2. Эпиграф 3. Том зо Джов нни Альбин ни 4. И. С. Бах: портрет композитора оа : портрет композитора аа аа 5. Л.Бетховен: портрет композитора 6. Картина Васнецова «Песня печали и радости»        Слайд № 1. (звучит музыка Моцарта – Серенада № 13)  Здравствуйте   ребята!  А теперь давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение у вас будет на протяжении всего урока. Слайд № 2 ­ Эпиграф –  Ребята, послушайте эпиграф нашего сегодняшнего урока, подумайте, о чём  пойдёт  речь?                                                       «Композитор может показать миллионам людей то                                                             что делается в душе одного человека, и одному                                                            человеку открыть то, чем наполнена душа                                                            всего человечества»                                                                                                   Д.Д. Шостакович (Д.  – О том, что музыка может воздействовать на общество и на одного человека.) Запишем тему урока:    «Музыка объединяет людей». ­ Музыка,  как  никакое  другое искусство   объединяет людей  для общих дел,  для  радостей, для укрепления духа, способного противостоять бедам и тяготам жизни.   Под её воздействием невзгоды отступают. ­ В музыке,   как и в жизни,  есть вечные темы, такие как добро и зло, борьба светлых и  темных сил. Приведите  примеры из жизни людей,  кино, произведений искусств, где  встречается это противостояние. На   наших   уроках   звучала   разная   музыка.   Разная   не   только   потому,   что   ее   сочинили композиторы разных стран, а потому, что выражала она различные человеческие чувства, потому что в ней были воплощены разнообразные стороны человеческой жизни. Музыка способна воздействовать на человека, вызывать множество оттенков чувств, настроений. Библия рассказывает, как король Саул, мучимый злыми духами, позвал однажды Давида, искусно игравшего на гуслях: «Давид, взяв гусли, играл, отраднее и лучше становилось Саулу».   Великий ученый и мыслитель Пифагор считал, что музыка – это та же математика, и сочинял научно обоснованные мелодии, которые лечили бы, «очищали» человеческие действия и восстанавливали первоначальную гармонию. ­О, Музыка… Ты ­ дивный свет, Несущий душам просветленье! И пусть покоя в жизни нет Но есть святое вдохновенье! Когда­нибудь рассеют Тьму В душе божественные звуки! О, неподвластные уму, Любовь и Музыканта руки… ­ Откуда берётся музыка? Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков  его ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя – всё это образует  свой звуковой мир, не похожий ни на какой другой… А порой музыка таится даже в тишине и безмолвии… Где же звучит такая музыка? ­ А что же такое музыка? Можно ли однозначно ответить на этот вопрос? А может быть  это…( ответы детей) Не всегда жизнь нам дарит возможность открыться…И тогда приходит музыка с её  ласковым прикосновением, музыка утешающая. Конечно, она не в силах нас избавить от  печалей, но она открывает перед нами мир чувств другого человека. И мы понимаем, что даже в своей печали мы не одиноки… Настройте свои зоркие сердца на встречу с прекрасной музыкой. Ведь только музыка  обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. Слушать  музыку так, чтобы услышать её – это напряжённая работа сердца и ума, и особое  творчество. Слайд №3.     Звучит «Адажио» Т.Альбинони (венецианский композитор)  ­Что услышали? О чём рассказал композитор? ­ Какие чувства пробудила в вас эта музыка? ­ Наверное, никакое другое искусство не обнаруживало такого разнообразия чувств,  характеров, настроений как музыка. В каждом произведении – то порыв, то каприз,  раздумье сменяется весельем. Пожалуй, таковы и мы, люди. Часто ли выпадает день,  когда с утра до вечера мы пребываем в одном настроении? И невозможно себе  представить разговор нескольких людей, который протекал бы полностью бесстрастно,  без вопросов и волнений. Так в чём же состоит воздействие музыки на человека? В чём её сила? Тысячи лет существует музыка на земле, и тысячи лет люди снова пытаются ответить на  этот вопрос. На этот вопрос пытаемся ответить и мы с вами…                  «Без музыки не проживу и дня                    Она во мне, она вокруг меня                    И в пенье птиц и в шуме городов                    В молчанье трав, и в радуге цветов                    И в зареве рассвета над землей                    Она везде и вечно спутник мой!» И действительно, музыка способна пробудить лучшее, что есть в человеке – его  стремление к красоте, любви, созиданию. Она открывает миры, которые готовы подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них, всегда сопровождает  человека на протяжении всей его жизни. Какой секрет есть в красоте музыки? (Ответ: в ней есть гармония, она делает человека счастливым и т.д.)  Что нужно сделать, чтобы музыка воздействовала на человека?  (Дети предлагают свои варианты) Ответ: надо познать секрет гармонии.  И чтобы  познать секрет гармонии я предлагаю вам совершить путешествие в мир  Гармонии.  Что такое гармония в музыке? Гармония – это благозвучие, созвучие звуков, аккордов, интервалов, стройность, связь. Гармония ощутима в любом произведении. Она воздействует как непрерывно струящийся  свет, в котором мы чувствуем отблеск неземной божественной силы. В таких  произведениях музыка выражает состояния покоя и равновесия.  («Индейская этническая музыка») Гармония,     прикоснувшись   ко   всем   тайнам   человеческой   души,   научилась   быть многоликой,  изменчивой. Она проникла  в « душу» даже природы – деревьев, облаков, морей, гор и опавших листьев. А где еще мы встречаемся с гармонией, кроме природы?  Ответ: архитектуре, скульптуре, живописи. ­Как вы понимаете слова Герцена: «Одна музыка может перенести трепет одной души в  другую…»          (ответы детей) (Звучит концерт «Токката и Фуга Д­минор») Какой инструмент звучал? (орган) Кто любил исполнять свои произведения на этом  инструменте?  ( И.С. Бах)    Слайд № 4. Какая музыка здесь звучала?   (ответы детей) (торжественная) ­ Какую музыку сочинял этот композитор? (церковную и светскую) ­ Какие чувства вызвала эта музыка?  (яркие, живые, волнующие, заставляет задуматься) ­ Как  называется это произведение? (на доске пишем  ФУГА) ­ Что обозначает слово «фуга»? (бег, движение) ­ Что же там «бегает», «движется»? (тема) ­ Сколько тем? (одна)  Один ли голос? (нет) ­Голоса вступают друг за другом, как бы догоняя или отвечая друг другу, все время развиваясь, то расходясь, то встречаясь и звуча вместе. ­Такая форма построения голосов называется – ПОЛИФОНИЯ (слово пишем на доске) ­  Какой из голосов главный? (все) ­   Здесь   нет   разделения   на   главный   голос   и   аккомпанемент.   Такой   тип   называется ПОЛИФОНИЯ, в переводе на русский многоголосие. ­ А знаете какой инструмент был в самом начале до появления органа? Это флейта Пана. Это древнейший инструмент. Способ игры на нем такой же, как и на органе, вдувание воздуха внутрь трубы… Это духовой инструмент. От флейты пана и произошел орган. (звучит ПАНФЛЕЙТА) Когда мы слышим красивую музыку, то можем получить ответ на вопрос как музыка  объединяет людей. Слайд № 5. (Бетховен) ­Немецкий композитор Людвиг ван  Бетховен  в последней своей   симфонии № 9  воплотил замысел своей жизни ­ от бездны скорби  восславить радость.  В ней он хотел  воспеть братство всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы.  Иногда 9­ю симфонию называют «Симфонией Радости». Этот замысел Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни он читал  Шиллера, продумывая  как в симфонию можно вставить слова. В финальную часть , он   как и планировал, ввел хор и певцов – солистов, поручая им слова из оды Шиллера «К  радости»:                     Люди – братья меж собой!                                                               Обнимитесь, миллионы!                                                               Слейтесь в радости одной! Первое исполнение Девятой симфонии стало величайшим  триумфом композитора.     Количество    желающих попасть на концерт было так велико,   что у входа  произошла драка. Оркестром дирижировал Умлауф. Совершенно глухой Бетховен стоял у рампы и давал  темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался после последнего аккорда.  Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и  только Бетховен никак не  реагировал на восторженные воз гласы публики – он их просто не слышал.  Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и  вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал – зрители аплодировали,  подбрасывая   вверх шапки. Бетховен достиг своей цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью. (Слушание фрагментов Девятой симфонии Л Бетховена) ­ Что нам с вами даёт эта симфония?  Печаль, скорбь, борьба, а затем устремлённость  ввысь, к свету, как вы понимаете это?         (Д.  К радости через страдания.)  ­   Л. Н Толстой утверждал, что музыка, как одно из могущественнейших  средств   воздействия на душу человека, должна исполняться  перед совершением какого – либо  важного дела. ­ Девятая симфония, зовущая всех людей к строительству новой красивой жизни, нужна  нам или нет? Да,  – эта музыка позитивна, несет в себе радость,  показывает выход из трудной  жизненной ситуации, призывает дружбе народов мира. Тему радости и печали показывает в своей картине и знаменитый художник Васнецов. Она так и называется «Песнь радости и печали».        Слайд № 6. (Картина Васнецова) Творчество В. М. Васнецова – это сказки, былины, мифы, исторические и фольклорные  сюжеты. В том числе нередки обращения художника к древнеславянской языческой  тематике. Не является исключением известная картина «Песнь радости и печали»,  законченная в 1896 году. В центре картины – дерево, на ветвях которого сидят две полуптицы – Алконост и  Сирин. Первая птица обещает рай когда­то в будущем. Вторая поет о том, что рай уже  был, и он утрачен. Изображение их в виде полуптиц­полулюдей является традиционным.  Васнецов допустил отклонение от мифа – по легенде Алконост и Сирин были  обоеполыми. У художника же они имеют головы прекрасных девушек в коронах. Птица Алконост рассчитывает на будущий рай. У нее на лице улыбка, разноцветные  крылья, изображенные в светлых тонах. Одна из легенд гласит, что пение этой  полуптицы утешает страждущих. Другая легенда гласит, что пение ее так прекрасно, что услышавший его забудет обо всем. Художнику удалось передать настроение птицы –  Алконост не чувствует сама себя, когда поет. Сирин скована горем. Если Алконост раскрывается, Сирин склоняет голову вниз.  Оперение изображено в темных тонах. Скорбь птицы еще более подчеркивается  синяками под глазами. Считается, что пение птицы Сирин несет с собой забвение и  смерть. Контраст усиливается задним планом. Птицы сидят на разных ветвях одного дерева.  Рядом с птицей Сирин листья почернели и пожухли, их осталось совсем мало. Вокруг Алконост листва расцветает пышным цветом, словно радуясь жизни и  предстоящему раю.      Вокально –  хоровая работа Распевание: 1. – упражнения на дыхание                  2. – артикуляционный тренаж                  3. –  мелодии припева песни «Прекрасное далеко» с закрытым ртом  (вокализ)   ­ Можно ли познать мир через музыкальные  произведения? (ответы детей)               Сегодня вы были внимательны во время слушания и восприятия  музыки,  многие  принимали участие в обсуждении темы урока, я думаю, что главная тема из девятой  симфонии Л. Бетховена останется с вами на всю жизнь, и будет звучать в вашей душе   ликующей радостью. Домашнее задание: мини – сочинение « Как музыка помогла мне познать  мир»  ­  До свидания!  Я желаю вам всего самого доброго! Одна из лучших страниц, когда либо написанных о музыке, это строки Томаса Манна из романа Доктор Фаустус, где автор старается словами воплотить звучание 9 симфонии - появление темы радости: "Виолончели одни ведут тоскливо задумчивую тему, которая с философским прямодушием вопрошает о нелепице жизни, о смысле всей травли, гона, суеты и мучения человека человеком. Мудро покачивая головами и соболезнуя, говорят они об этой загадке. С глубоким вздохом вступают трубы… Возникает прелестное сочетание звуков и возносится в волшебные выси, где царят скрипки и флейты, недолго реет там и в миг, когда достигает наивысшей пленительности, слово берет приглушенная медь… Хорал неудержимо устремился вверх, мощно поддерживаемый звуком басовой трубы, и осиянный, достиг вершины, чтобы тотчас же, словно бы оглядываясь со сдержанным удовольствием на им сделанное, с честью допеть себя до конца".

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"

Урок в 6 классе "Музыка объединяет людей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2017