Урок по рассказу Бориса Алмазова "Лягушонок" - это урок внеклассного чтения в 5, а может быть в 6 классе. Произведение имеет большой воспитательный потенциал, поэтому интересен и детям, и учителю, и родителям. Форма проведения увлечёт детей, побудит их к сопереживанию.Методическая разработка урока литературы в 6 классе
УТВЕРЖДЕНИЕ ДОБРА, ГУМАНИЗМА, ЛЮБВИ К «БРАТЬЯМ НАШИМ
МЕНЬШИМ» В РАССКАЗЕ
Б. АЛМАЗОВА «ЛЯГУШОНОК»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: уроксопереживание
Методы ведения урока: наглядный,
словесный,
частичнопоисковый,
проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная
Цели:
Образовательный аспект: формировать умения и навыки взаимодействия читателя с
текстом;
Развивающий аспект: развивать культуру читательского восприятия, эмоциональную
сферу, творческие способности, коммуникативные компетенции;
Воспитательный аспект:
формирование приоритета добра, толерантности и
коммуникативности, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Оборудование: 1. тексты рассказа;
2. раздаточные материалы;
3. портреты мальчиков;
4. словарик чувств;
5. рисунки и иллюстрации
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок литературы. А начать я его хочу с вопросы,
который может показаться вам странным: вы умеете плавать?
Хорошо. Если не умеете, купались ли когданибудь в открытом водоёме? Конечно,
большинство из нас любит купаться, плавать.На прошлом уроке мы с вами познакомились с рассказом Бориса Алмазова
«Лягушонок». Мы окунулись в мир героев рассказа, познакомились с ними. А сегодня мы с
вами займёмся дайвингом – подводным плаванием. Ведь в морских глубинах столько нового,
неизведанного. Мы обратимся к тексту нашего рассказа ещё раз и попробуем разобраться, что
есть в нем такого, что мы не заметили с первого раза. Нас ждет глубокое погружение, поэтому
давайте наберём в легкие побольше воздуха и в путь. (дыхательная разминка)
Итак, наша цель:
(дети пытаются её сформулировать)
Правильно, научиться видеть в тексте скрытое, научиться читать между строк.
2. Актуализация ранее изученного материала
Итак, давайте вспомним сюжет рассказа. Обратите внимание на определение понятия
сюжет (дети читают самостоятельно)
Пробуем вспомнить сюжет.
Кто герои? (таблички на доску с именами мальчиков).
Чем увлекался Тимоша? Зачем Валька хотел выменять у Тимоши, выструганные им
кораблики?
Что можете рассказать о деде Аггее?
Вывод: мы помним содержание рассказа
3. Работа с текстом – «ПОГРУЖЕНИЕ»
Каждый, кто сумеет найти в тексте ответ на вопрос, имеет право «запатентовать» свою
находку в нашем море Открытий.
1. Как отреагировал дед на предложение Вальки выменять у Тимоши корабли?
(Обратитесь к тексту).
(Горазд ты на чужом горбу в рай скакать. Стал плести быстрее, руки у него
затряслись, несколько пруточков сломалось…..значит расстроился он)
2. Какое «научное достижение» сделал Валька Кудинов?
(Обратитесь к тексту.)
(Я в пузырёк маленького головастика затолкал, а уж он там сам вырос)
3. Почему Тимоша решил обменять лягушонка на коллекцию? (Обратитесь к
тексту).
(посмотрел на дедовы ноги ….представил, что это они сидят, распластавшись
в душной банке…)4. Спасая лягушонка, Тимоша решает бежать в мастерские к сыну деда Аггея Антипу,
потому что у него есть стеклорез, которым он может разрезать пузырёк. Что вас
удивило в словах Тимоши, уговаривающего лягушонка.
Обратитесь к тексту. (недалеко, бежать всего 3 км!)
5. Как отреагировала кухарка, когда Тимоша поставил пузырёк с лягушонком на стол?
Обратитесь к тексту. (пакость всякую на стол)
6. Изменила ли она потом своё мнение? Обратитесь к тексту.
(дала блюдечка с водой).
7. Каков финал рассказа? –лягушонок поплыл, заулыбались все
Тимоша получил нож от Антипа за науку: что вот
значит такой поворот мыслям дал, на жалость…
Вывод: так зачем же автор написал этот рассказ?
(идея обратить внимание людей на братьев наших меньших, сделать нас,
читателей, более внимательными, чуткими к окружающему нас миру)
Молодцы, смотрите, сколько интересного мы увидели в морских глубинах текста
(НЕ боитесь, ныряем ещё глубже, объединимся в группы)
4. Работа в группах
1 группа – Найдите в тексте описание, соответствующее рисунку и выразительно
прочитайте. (Лягушонок плывет в блюдце)
2 группа – Какие чувства и эмоции рождались в душе Тимоши и Вальки (по
предложенным табличкам, прикрепив их к портретам). Аргументируйте свой ответ.
3 группа – Заполнить «лесенку» степень проявления чувств лягушонка. (У доски)
Вывод: вы молодцы, хорошо ориентируетесь в тексте рассказа, сумели разобраться
понять, а главное почувствовать переживания героев
6. Какие чувства и эмоции испытывал ты и по отношению к кому? Объясни
Работа со словариком чувств и эмоций.
Человек даже на дне морском дне остается человеком, умеющим переживать и
сопереживать. И в подтверждение этого мы послушаем ребят, подготовивших
домашние задания
5. Проверка индивидуальных домашних заданий.
Тюрин Миша – рассказ об этой истории от лица ЛягушонкаЗибарева Алиса сочинениесопереживание. (Кто согласен с Алисой и испытал от
рассказа похожие чувства и эмоции встаньте)
6. Итог урока
У индийских йогов есть мудра, которая называется «бутон» (показываю). Сложите
«бутон» правой рукой и прижмите её к сердцу, которое стало чуточку добрее, так как
мы пожалели маленького лягушонка – частичку природы, частью которой являемся и
мы с вами. А теперь раскройте ладонь и почувствуйте, как мир стал добрее в 26 раз,
так как мы отправили нашу доброту в мир. В знак благодарности за урок, уходя,
каждый возьмёт себе медаль, которую от сегодня заслужил: медаль за отзывчивость и
доброту.
7. Д/з И это ещё не все. У меня для вас есть ещё один подарок. Я прочитаю вам
эпизод из ещё одного рассказа Бориса Алмазова. Думаю, вы захотите его прочитать
самостоятельно.
Читаю отрывок из рассказа «Цыплёнкин батька», (интригую, читая наиболее
интересный отрывок, чтобы у детей возникло желание прочитать рассказ).