Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
Оценка 4.7

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Оценка 4.7
Лекции
docx
русская литература
7 кл
25.09.2019
Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
Подготовка к сочинению, работа над содержанием произведением Задачи: -обучать комплексному анализу текста; -развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения; -воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов. Цель: повторение материала, работа со словарем и энциклопедией.
конспект.docx
Тема урока: Особенности жанра и композиции повести А.С.Пушкина  «Барышня­крестьянка». Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Барышня ­  крестьянка», его сюжетом и героями. Выявить роль антитезы в повести. 2. Формировать умение анализа художественного текста. 3. Воспитывать эмоциональное восприятие  художественного текста,  внимание к художественному слову; воспитывать уважение к чувствам  человека. Оборудование:  ­ текст повести «Барышня­ крестьянка», проектор, экран. Методические приёмы: ­ рассказ учителя с элементами беседы; словарная работа; комментированное  чтение; сравнительный анализ персонажей                                                                                   Ход урока 1. Орг. момент. ­ Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас открытый урок ,  поприветствуем наших гостей. 2. Слово учителя. ­ Ребята, сегодня мы начинаем знакомство с циклом повестей, имеющих  название «Повести Белкина». Написаны они были в Болдино, осенью 1830  года. (Сообщение о Болдинской осени  в жизни А.С.Пушкина) На сегодняшнем уроке мы с вами будем работать над повестью Пушкина  «Барышня­крестьянка». 3.Беседа по тексту. ­ Дома вы прочитали повесть. Начиная чтение, вы наверняка обратили  внимание на её заголовок и эпиграф. Как вы можете объяснить заголовок?  Каково лексическое значение слов барышня и крестьянка ? ­ Что даёт совмещение этих слов? ­ Объясните смысл эпиграфа. ­ Как Пушкиным переосмыслена «романтическая» ситуация, описанная в  повести «Барышня­крестьянка» ? ­ Какие признаки романтизма вы можете назвать в повести? 4.Обсуждение персонажей повести (сопоставительный анализ) Анализ персонажей повести начнем со старшего поколения (отличия):  Иван Петрович Берестов 1.Ведет хозяйство на русский манер; «В будни он ходил в плисовой куртке, по праздникам надевал сюртук из  сукна домашней работы; сам записывал расход и ничего не читал, кроме  «Сенатских Ведомостей ». 2. Из людей, осуждавших Г.И.Муромского, «Берестов отзывался строже  всех. Ненависть к нововведениям была отличительная черта его  характера». Григорий Иванович Муромский 1. Англоман: «…развёл он английский сад…Конюхи его были одеты английскими  жокеями. У дочери его ­ англичанка. Поля обрабатывал он по английской  метод…» 2. Григорий Иванович «почитался человеком не глупым, ибо первый из  помещиков догадался заложить имение в Опекунский совет: оборот,  казавшийся в то время чрезвычайно смелым» Англоман «выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши  журналисты». Отметим иронию Пушкина в описании отношений Берестова ­ старшего  и Муромского. В их изображении Пушкин использует прием антитезы.  Однако, несмотря на отличия, у них много общего: 1. Иван Петрович Берестов­ русский дворянин, ведущий хозяйство по  русскому образцу. 2. Оба были женаты по любви и овдовели, оставшись с одним ребенком. Благодаря общности жизни Берестов ­ старший и Муромский смогли в конце  концов найти общий язык и помириться.                                   Младшее поколение Алексей Берестов 1. Характеристика персонажа, портрет: «Он был воспитан в … университете и намеревался  вступить в военную службу, но отец не соглашался… Они друг другу не уступали, и  молодой Алексей стал жить покамест барином, отпустив усы на всякий  случай (атрибут военного)» Он был «в самом деле , молодец…Барышни поглядывали на него, а  иные и заглядывались; но Алексей мало ими занимался , а они причиной  его нечувствительности полагали любовную связь». «Легко вообразить, какое впечатление Алексей должен был произвести  в кругу … барышень. Он первый пред ними явился мрачным и  разочарованным, первым говорил им об утраченных радостях и об  увядшей  своей юности; сверх того носил  он чёрное кольцо с  изображением мертвой головы. Всё это было чрезвычайно ново в той  губернии. Барышни сходили по нем с ума». Лиза (Бетси)­ Акулина (имя героини выбрано не случайно: у всех на  слуху «Бедная Лиза» Карамзина, не случайно героиня читает «Наталью, боярскую дочь» Карамзина ). 1.Характеристика персонажа, портрет: «Ей было семнадцать лет. Черные глаза оживляли смуглое и очень  приятное лицо. Она была следственно, балованное дитя. Её резвость и  поминутные проказы восхищали отца и приводили в отчаянье мисс  Жаксон…» «За Лизою ходила Настя, она была постарше, но столь же ветрена, как и её барышня». ­ Почему Лиза решила переодеться крестьянкой, разве она не могла  очаровать Алексея в своем истинном обличии? ­ Почему Алексей и Лиза полюбили друг друга? 5.Работа над композицией и сюжетом повести. ­ Как произошло последнее объяснение Алексея и Лизы?  ­А какова роль случая в повести? Давайте перечислим случайности,  которые двигают повестью. Так ли они случайны? Рассмотрим  композицию. Напомним, как строится композиция:                                        На доске: Экспозиция – завязка­ кульминация­ развязка­ эпилог (не обязателен)                      Экспозиция: Рассказ о героях старшего поколения, характеристика     младшего поколения. Завязка: Настя, служанка Лизы, знакомится с А.Берестовым и  рассказывает  об этом Лизе. Случайное знакомство Насти с  А.Берестовым влечет за собою хорошо спланированное «случайное»  знакомство Лизы с  Алексеем. Кульминация: Случайная встреча с Лизой­Акулиной в ее доме.  Кульминации предшествует еще одна случайность: падение  Муромского с лошади и спасение его Берестовым­ старшим. Развязка:  Отсутствует: «Читатель избавит меня от излишней  обязанности описывать развязку…» Так ли случайны случайности в повести? Поразмышляйте над этим  вопросом дома. 6. Домашнее задание 1. Сочинение­миниатюра «Роль случая в повести А.С.Пушкина  «Барышня­ крестьянка». 2. Прочитать роман А.С.Пушкина «Дубровский»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»

Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.09.2019