Урок "Водные ресурсы" 8 класс
Оценка 4.6

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
8 кл
10.02.2017
Урок "Водные  ресурсы" 8 класс
урок географии в 8 классе по программе классической линии (учебник Бариновой) является обобщающим в разделе "Внутренние воды России", позволяет проверить знания учащихся по данной теме и рассмотреть вопрос о необходимости охраны водных объектов и бережного отношения к ним. проверка знаний построена по принципу телевизионной интеллектуальной игры, когда сложность вопроса и соответственно количество баллов за него, ученик выбирает самостоятельно.
водные ресурсы 8 класс.doc
Черемискина  Ольга  Федоровна, учитель биологии и географии Урок географии в 8 классе Тема урока «Водные ресурсы. Охрана вод». Цели урока Образовательные:  ­формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их значении; ­дать понятие о размещении водных ресурсов по территории России; ­дать понятие о водном кадастре, стихийных природных явлениях,  связанных с водой; ­сформировать умения извлекать необходимую информацию из  различных источников. Развивающие:   ­формирование умения самостоятельной работы с атласом;  ­формирование умений извлекать нужную информацию и делать  выводы;  ­формирование умений анализировать полученную информацию; ­ развитие информационной культуры учащихся; ­формирование умения слушать и вступать в диалог. Воспитательные:   ­формирование умения участвовать в коллективном обсуждении        проблемы;          ­продолжение экологического воспитания школьников;          ­привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;  ­привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему  здоровью;  ­развитие чувства прекрасного. Методы обучения:  объяснительно – иллюстративный, проблемно – поисковый, эвристический. Оборудование:   компьютерная презентация, физическая карта России, план урока, атласы,  учебник  под редакцией Н.И.Бариновой. География. М., «Просвещение»,2013г  тетради. Тип урока: комбинированный Эпиграф урока на доске:  «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник»  (монгольская пословица). Ход урока.   1  .  Организационный момент.     Здравствуйте. Садитесь. Проверьте: все ли готово у вас к уроку.  2. Повторение изученного.       Учитель:  Люди издавна прославляли свою Родину, так в одной песне поётся:  «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…». Давайте  разберёмся, много ли рек в России? ­ Что относится к внутренним водам? (реки, озёра, болота, ледники, подземные  воды, вечная мерзлота, искусственные водоёмы). ­А что вы про них знаете? Условия: 6б  ­«5», 5б – «4», 4б – «3» Внутренние  воды реки озёра болота подземные воды ледники многолетняя  мерзлота 1 1 1 1 1 1 Номер вопроса 2 2 2 2 2 2 3 3 3 3 3 3 Учитель: Каждому необходимо выбрать тему и номер вопроса, вопросы  распределены по уровню сложности по нарастающей. Вопросы: Реки 1. Что такое устье? (место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан) 2. Почему многие реки России текут на север? (большая часть территории  России имеет уклон к северу) 3. Почему Волга разливается весной, а Амур – летом? (Волга имеет  смешанное питание с преобладанием снегового, а Амур – дождевое  питание муссонными дождями) 1. Что такое озеро? 2. На какие группы делятся озёра по происхождению озёрной котловины?  Озёра. (тектонические, ледниковые, вулканические, карстовые, старицы, лиманы,  запрудные) 3. Почему бессточные озёра солёные? (в них реки впадают, но не вытекают, в  таком озере соли накапливаются). 1. Что такое болото? (территория с избыточным увлажнением). 2. Где в России болота занимают большую площадь? (Западно ­ Сибирская  Болота. равнина) 3. При каких условиях возможно образование болот? (избыточное  увлажнение, плоский рельеф, замедленный сток, зарастание озёр, близость  грунтовых вод, близость водоупорного слоя) 1. Что такое подземные воды? (воды, находящиеся в земной коре) 2. Какие воды называются межпластовыми? (находящиеся между двумя  Подземные воды. водоупорными слоями) 3. Почему зимой в колодцах мало воды, а весной много? (весной грунтовые  воды пополняются за счет таяния снега). 1. Какими бывают ледники? (горные и покровные). 2. Назовите самые большие по площади ледники России? (Богдановича на  Ледники. Камчатке, Безенги на Кавказе) 3. Где выше снеговая линия: на северном Урале или на Кавказе? (Кавказ) Многолетняя мерзлота. 1. На какой карте показана граница многолетней мерзлоты? (почвенной) 2. Большая ли территория в России занята многолетней мерзлотой? (более  60%) 3. Какое влияние оказывает вечная мерзлота на реки? (реки полноводнее,  речная сеть более густая, т. к. вечная мерзлота выступает в качестве  водоупорного слоя). 3. Объяснение нового материала. Постановка   целей   и   задач   урока.  (как   используется,   оценить   водные ресурсы, источники  загрязнения и  способы  охраны) Как­то   раз   поспорили   люди,   что   же   можно   считать   богатством:   один предположил   ­   что   это   деньги   и   золото,   другой   назвал   богатством   любовь   и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство­это то, что дает нам матушка­природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения).  Да, каждый из вас прав по­своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды. Мы продолжим изучать тему «Внутренние воды» и сегодня будем  говорить о водных ресурсах России и их охране.   Учитель   просит   обучающихся   сформулировать   цели   урока,   исходя   из предложенного плана урока. Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Сегодня   вы   узнаете   о   значении   воды,   попытаетесь   дать  оценку   водным ресурсам и их размещению по территории России, познакомитесь с понятием «водный   кадастр»,   рассмотрите   мероприятия   по   охране   воды,  вспомните стихийные природные явления, связанные с водой.  4. Изучение нового материала.  А) Водные ресурсы России. Учитель: Итак, вода повсюду окружает человека. Сам человек состоит из воды на  70%. А что такое водные ресурсы? (дети высказывают свои предположения) ­ Водные ресурсы – это воды (поверхностные и подземные), которые человек  использует в хозяйственной деятельности. ­ Запишите определение в тетрадях. Активизация мыслительной деятельности. Откройте в атласе физическую карту России. Какие виды водных ресурсов показаны на карте России? (обсуждение ответов учащихся). Какие   водные   ресурсы   не   показаны   на   карте,   но   мы   ими   пользуемся постоянно? (подземные воды) А где крупных рек больше всего? ( В Сибири) С чем это связано? (климат и рельеф) Какой   вывод   мы   можем   сделать?   Хорошо   ли   обеспечена   Россия   водными ресурсами? Вывод: наша страна богата водными ресурсами. Постановка проблемного вопроса учащимся.  Как вы считаете, может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка пресной воды и почему? (Не вся вода, пригодна для питья) А теперь мы выясним, как используется пресная вода.(работа в группах)  Дополнить  примерами Использование воды водопользование водопотребление Рыбное хозяйство Промышленность Гидроэнергетика Сельское хозяйство Речной транспорт Коммунальное хозяйство (вода в квартире,  полив улиц) Купание в реке   Рыбалка на берегу с удочкой   Водопользователи загрязняют воду, ухудшают ее качество В результате потребления воды становится  меньше, т.е. уменьшается ее количество, но и  меняется качество воды из­за стоков. Учитель: Для оценки водных ресурсов создан водный кадастр – свод сведений о  водных ресурсах России (записать определение в тетрадях). Он обобщает материалы гидрологических наблюдений и исследований. В кадастре  указано и распределение вод на территории нашей страны, и сезонное  распределение многоводных рек.    На каждого жителя Русской равнины приходится 8500м³ воды в год, а на одного  жителя Сибири – 100000м³ в год, т е в 12 раз больше. В южных районах  (земледельческих) России дефицит воды, т.к. большая часть воды идёт на орошение. На Урале водная проблема стоит очень остро, т.к. реки Урала маловодны (это  верховья рек), а потребности для городов и многочисленных предприятий в воде  очень большие. Карта в атласе Источником водных ресурсов является речной сток, а его главной ценностью ­ то, что он возобновим. По запасам речного стока  Россия занимает 2 место в мире после   Бразилии.   Вспомните,   как   называется   самая   многоводная     река   мира, протекающая в Бразилии. (Амазонка). Ее речной сток в 2 раза больше, чем речной сток всех вместе взятых рек России. Однако по объему водного стока  в расчете на одного человека Россия находится на 4 месте, а в расчете на 1 кв км – только на 9. (слайд­карта России) ­ Почему европейская часть России более бедна внутренними водами по сравнению  с азиатской частью? (в азиатской части меньше испаряемость и наличие вечной  мерзлоты)  Приведите примеры ухудшения качества воды. А) сплав древесины (молевой) ­ часть древесины, намокая, тонет, гниет,  загрязняя воду ядовитыми веществами. (Слайд № 12). Б) загрязняет воду и водохранилище, в котором замедлена скорость течения  воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Кроме того, водохранилище приводит к заболачиванию  окрестностей, т.е. происходит подъем уровня грунтовых вод. Происходит  затопление пойменных земель, обладающих наибольшим плодородием. На дне водохранилищ остаются деревни и даже города. (Слайд № 13). Охрана вод, система обратного водоснабжения. Как сохранить воду чистой для нас и будущих россиян? (Слайд № 14). Ребята называют ответы, учитель постепенно открывает шторку для  проверки. ­ Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения  реконструировать. ­ Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например,  ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и  снова используются на этом же предприятии. ­ Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику. 5.Закрепление  Работа с кроссвордом на тему «Водные ресурсы России».  Кроссворд  поможет вам выяснить то, что вы хорошо запомнили, и то, на что следует обратить внимание. Время  работы с кроссвордом ­ 3 минуты.  Теперь проверьте себя по ответам указанным на экране. Поднимите руку те, кто дал менее 10 правильных ответов. От 10 до 15, от 15 до 20? Есть ли такие, кто успел ответить на все вопросы кроссворда?  В) Экологические проблемы. ­ Россия принадлежит к группе стран мира, которые хорошо обеспечены водными  ресурсами. Но это не означает, что мы должны нерационально их использовать. Мы  цивилизованные люди и должны думать о будущем. Охрана вод на сегодняшний  день – одно из важнейших экологических мероприятий. Давайте поработаем в  группах. На данный момент вы члены экологической организации. В каждую группу пришло «письмо­обращение» за помощью или советом. Давайте попробуем  разобраться в ситуации.  Каждая группа получает карточку с экологическим заданием. Экологические задачи: 1) После весеннего разлива рек в старицах и понижениях остаётся много рыбы и  особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им  оказать? (Когда старицы мелеют, вы можете вылавливать мальков и мелкую  рыбу и выпускать их в большую реку) 2) Скажите, какие отрицательные последствия могут возникнуть при создании  водохранилища? (Замедляется скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков.  Вода теряет способность самоочищаться. Водохранилища приводят к заболачиванию  окрестностей, т.к. происходит подъём уровня грунтовых вод. Происходит затопление  пойменных земель, обладающих плодородием). 6. Рефлексия o o o o o o сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… 7. Задание на дом   параграф 22.   Практическая   часть:   узнать   у   родителей   сколько   стоит   холодная   вода, установлены ли в  квартире счетчики на воду? В какую сумму обходиться оплата воды?  Творческая часть (по выбору) ­ создать буклет, презентацию, листовка  и т.д. Есть ли ко мне вопросы по домашнему заданию? Спасибо  за урок!

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс

Урок "Водные ресурсы" 8 класс

Урок "Водные  ресурсы" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017