Пояснительная записка к уроку математики
в
1-ом «Б» классе по теме
«Закрепление изученного. Решение простых текстовых задач»
(в
форме игры-путешествия «Царство Нептуна»)
Сведения об авторе: Карякина Марина Викторовна.
Учитель МБОУ СОШ № 2, города Междуреченска.
Начальная школа – это, прежде всего, творческий труд учителя. И посвящен этот
труд миру детства.
Класс: 1 «Б». Количество учащихся: 27 человек.
Проведение
открытого урока в форме путешествия выбрано не случайно. Так как именно такие уроки
способствуют созданию положительного эмоционального настроя на работу у всех
учащихся, помогают каждому ученику проявить и развить свои индивидуальные
способности и сформировать демократический стиль общения.
На каждом этапе данного урока я старалась создать ситуацию успеха для каждого
ребенка. Ведь успех – первоначальное условие становления личности. Это
внутренний настрой, комфорт. Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их
живой неподдельный интерес, желание показать свои знания и умения – что может
быть лучше этого?
В урок включен следующий материал по математике: геометрический материал, работа
с числовыми равенствами и неравенствами, анализ и решение простых
текстовых задач и т.д. На уроке прослеживается тесная межпредметная связь
с предметом «Познание мира», а воспитательные моменты урока способствуют
формированию экологической культуры младших школьников.
Активно используются технические средства обучения (компьютер). Урок сопровождается красочной презентацией с анимационными эффектами.
На
данном уроке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность,
наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость,
развиваются конструктивные умения.
Интегрированный урок – путешествие «Царство Нептуна»
(математика + познание мира).
Тема «Закрепление изученного материала. Решение простых текстовых задач».
Цель урока: закрепление знаний, умений и вычислительных навыков первоклассников по ранее изученным темам.
Задачи:
-совершенствовать навык счёта в пределах 10;
-упражнять в решении простых текстовых задач;
- формировать познавательный интерес к учебному материалу;
- повторить прямой и обратный счет в пределах 10;
- развивать умение анализировать, синтезировать учебный материал, делать выводы;
- развивать умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
- способствовать воспитанию экологической культуры младших школьников,
- воспитывать доброжелательное отношение к мнению своих товарищей.
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд 1
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь!
Ну, что ж…. Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
-Ребята, я вижу улыбки на ваших лицах, значит у вас хорошее настроение.
-Не так ли? (Да)
-Поделитесь частичкой своего хорошего настроения со своим соседом, пожелайте друг другу удачи ( на счёт «3-4»дети поочерёдно соединяют пальчики – в парах).
Желаю (большой)
большого
(указательный)
успеха (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
Закрепление пройденного материала.
1.Подготовка к восприятию:
Слайд 2
- Посмотрите внимательно на экран.
-Кто из вас догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
(О море)
Совершенно верно!
– Трудно представить себе человека, который бы не любил море?
Оно всегда прекрасно.
Слайд 3
-Некоторые моря на Севере круглый год скованы тяжёлыми льдами.
Слайд 4
-По берегам южных морей растут пальмы и цветут мандариновые сады.
Слайд 5
-Посмотрите на море. Оно бывает очень спокойным и ласковым.
Слайд 6
- А вот каким бывает бурное, штормовое море!
Слайд 7
-Говорят, что на дне морском находится янтарный замок самого Нептуна.
Именно
он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
Медуз и крабов повелитель.
-Богаты владения морского царя Нептуна. Много у него подданных – почти 20000 разных рыб и животных.
-Свои богатства царь Нептун не прячет, он приглашает всех вас полюбоваться на удивительный подводный мир.
-Вы согласны вместе со мной отправиться в путешествие и стать исследователями морских глубин? Вам интересно узнать, почему мы должны охранять моря и океаны нашей планеты? Так что же мы теряем понапрасну время…
Учитель: Юнги! Слушай мою команду! (Дети встают)
Приказываю вам занять места в подводной лодке!
(Правую руку приложить к виску и сказать: «Есть, капитан» )
Задраить люки!
(Руками сделать круговые движения над головой, как будто что – то закручиваем. )
Приготовиться к погружению! (Садятся на место.)
2.УЧИТЕЛЬ ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛЮБОЙ КЛИП (о подводном мире)
-Хочу вас предупредить, что на время урока ваша рабочая тетрадь превратится в бортовой журнал, в который мы будем записывать всё то, что произойдёт с нами за время путешествия.
Слайд 8
-Итак, открываем бортовые журналы, записываем сегодняшнее число.
(Классная работа) – комментированное письмо.
3.Минутка чистописания. Графический диктант.
Слайд 9
-Ух ты, какая красота кругом! А вот и первые гости – разноцветные рыбки. Они такие яркие и необыкновенные! Так и хочется зарисовать их в своём бортовом журнале. Что мы сейчас и сделаем. Вам нужно внимательно рассмотреть образец в тетради и изобразить точно таких же рыбок до конца строки (Рисуем рыбок по клеточкам).
Теперь, ребята, не зевайте,
Дружно рыбок сосчитай – те!
(В этом задании предусмотрено большое количество анимации – по щелчку мыши будет запускаться задание)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, перед вами числовой ряд.
Вопросы на выделение числа из числового ряда.
Верно! Лангуст – это десятиногий длиннохвостый рак.
· Известно ли вам, как передвигаются раки? ( задом – наперёд).
· Давайте же и мы повторим с вами обратный счёт.
Слайд 10
4.Составление, запись и решение «четвёрок» примеров.
-Перед вами украшение морского дна – кораллы. Посмотрите, какую сказочную расцветку они имеют. Поселяются кораллы всегда вместе и потому напоминают диковинные кусты. На самом же деле это не растения, а животные.
-Итак, вы видите, что на веточках кораллов разбросаны числа и арифметические знаки (верхняя и нижняя строчки).
-Вам нужно составить верное числовое выражение и решить «четвёрки» примеров (на доске - 2 столбика).
· После дети составляют 1 равенство и 3 неравенства (на доске- 3 столбик).
Слайд 11
5. Повторение геометрического материала.
-Перед вами морской угорь. Колонию морских угрей ошибочно можно принять за подводные растения.
- На какую линию похожа эта рыба?
(Далее повторяем названия линий: прямая, луч, кривая замкнутая и т. д.)
-После того, как дети перечислят названия всех линий, они чертят отрезок длиной 7 см (с объяснением - в тетради)
Слайд 12
6. Физминутка
Слайд 13
- Угадайте, о ком я поведу сейчас рассказ?
Эти морские обитатели очень умны, дружелюбны и любопытны. Питаются рыбой и живут стаями. Известно, что они очень любят играть; прямо, как маленькие дети. Прекрасно поддаются дрессировке: если нужно - станцуют или напоют любимую мелодию и даже могут с ветерком прокатить вас на своей спине.
Кто это? (Дельфины)
7.Индивидуальная работа по карточкам № 1 (в приложении).
Слайд 14
8. Повторяем компоненты.
-А вы когда – нибудь видели, как в морском цирке дельфины жонглируют мячами и прыгают через обручи? Так вот, некоторые числа в этих выражениях научились прыгать, точно так же, как дельфины.
Задание: дайте точное математическое название «прыгающим» числам
(Повторяем компоненты)
Слайд 15
9. Состав числа 9.
-Продолжаем подводное путешествие.
-Так, а это что ещё за гигантская водоплавающая «бабочка»? (ответы детей) Скаты - это рыбы, имеющие плоское тело. По бокам у них имеются грудные плавники, которые обычно называют крыльями. Многие хищные рыбы, в первую очередь акулы, являются врагами скатов, поскольку любят полакомиться их нежным мясом.
Я знаю, как уберечь ската от опасности. Мы спрячем его в числовом домике.
Какие молодцы!
Слайд 16
10. Работа над простой текстовой задачей.
-А сейчас, кого вы видите на картинке? (ответы детей)
-Морские звезды оправдывают свое название — форма их тела действительно похожа на звезду с пятью лучами. С помощью лучей они передвигаются по морскому дну и находят себе пищу. Ну а в случае опасности прячутся: мгновенно зарываются в грунт или песок.
- Ребята, прочитайте задачу, которую вы видите на экране.
· На дне морском было 9 морских звёзд.
3 звезды спрятались от хищников.
Сколько морских звёзд осталось?
-О ком говорится в задаче? (о морских звёздах)
-Что известно о морских звёздах? (что их было 9)
-Что еще сказано о морских звёздах? ( 3 звезды зарылись в грунт).
-Это известные данные, которые по- другому называются как?
(условие задачи).
-А кто прочитает мне вопрос задачи?
-Решить эту задачу нам поможет схема. Кто попробует составить её у доски?
-Дополните схему числовыми данными (Какой пример нужно составить? Почему вы выбрали знак «минус»?)
-Так, сколько же морских звёзд осталось?
Задание: вам нужно (самостоятельно) восстановить пропущенные данные в задаче и решить её (в карточке).
· Главные слова вы видите на экране.
Карточка № 2(в приложении)
Слайд 17
-Я попрошу проверить решение задачи. Так ли получилось у вас?
(Если так же – похлопайте в ладоши)
11.Воспитательный момент.
-Заканчивая наше путешествие нельзя не упомянуть о том, как люди используют богатства морей.
Слайды 18-23
-Морские обитатели являются одними из главных продуктов питания жителей морских побережий.
-Из многих видов рыб человек изготавливает консервы, получают целебный рыбий жир. -А блюда, приготовленные из лангуста, считаются деликатесом.
-Водоросли тоже активно используются человеком. Их употребляют в пищу, делают различные лекарства. А модные дизайнеры приспособились шить из морских водорослей стильную одежду.
-Жемчуг и кораллы широко применяют в ювелирном искусстве. Из них получаются очень красивые украшения.
– НО! ВНИМАНИЕ! Морям угрожает страшная опасность.
Слайды 24-27
-Во- первых, человек безжалостно истребляет морских обитателей.
-Даже киты (каркасы зонтов, жир) и хищные акулы (из акульих плавников варят суп) превращаются в беззащитных гигантов!
-Во- вторых, человек загрязняет реки, озёра, океаны и моря бытовым мусором, сточными водами, нефтью.
-От этого страдают обитатели водоёмов.
- Они выбрасываются на берег и погибают.
Слайд 28
-Люди остановитесь! Не загрязняйте моря и океаны!
-Не превращайте живую воду в мёртвую!
Слайд 29
-Берегите природу!
Слайд 30
- Подумайте о том, где и как вы будете жить завтра!
Итог урока.
-Время нашего урока подошло к концу.
-Что вам особенно запомнилось сегодня?
-Как нужно охранять моря и океаны нашей планеты?
Рефлексия.
-У вас на партах лежат картинки с водяными капельками.
-Как они связаны с темой сегодняшнего урока?
(моря состоят из большого количества водяных капелек)
-Хотелось бы узнать, понравился вам сегодняшний урок?
(Если на уроке вы узнали достаточно много, вам всё было понятно и интересно – то покажите капельку, которая улыбается и наоборот).
Выставление оценок.
(Награждение медальками ребят и гостей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.