Уроки культуры речи лекционная работа
Оценка 4.8

Уроки культуры речи лекционная работа

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
русский язык
Взрослым
13.11.2019
Уроки культуры речи лекционная работа
Публикация является частью публикации:
морфемика.docx

Тема37. Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.

План.

1.Понятие морфемы как значимойчасти слова

2.Многозначность морфем

Морфема— минимальная двусторонняя единица языка, т. е. такаяединица, в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иноесодержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем жесвойством.

 Морфема рассматривается как универсальнаяязыковая единица. Наряду с сегментными морфемами — частями слов — выделяютсясегментные морфемы, функционирующие в качестве целого слова—служебного(например, наши предлоги к, на, союзы и, но)или знаменательного(здесь,увы, метро рагу).

Вычленение морфем— частей слов — основы­вается на параллелизме междучастичными различиями, наблюдаемы­ми во внешнем облике (звучании) слов и ихформ, и частичными раз­личиями в значениях (лексических и грамматических),передаваемых этими словами и формами.

Путем сравнения форм, частично различ­ных(и тем самым частично сходных) по зву­чанию и по значению, мы выявляем различия(и сходства) в звучании, параллельные различиям (и, соответственно, сходствам)в значении, и таким образом устанавливаем единицы, в ко­торых за определеннымэкспонентом (отрезком звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закрепленоопределенное содержание (значение). Если эти единицы окажутся минимальными,т.е. не поддаю­щимися дальнейшему членению на основе того же принципа, то это ибудут морфемы.

Сегментные морфемы — части слов (части простых,синтетических словоформ) — разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) не корни,или аффиксы. Эти классы противопоставлены друг другу прежде всегопо характеру выражаемого зна­чения и по своей функции в составе слова

В составе знаменательных слов корни являютсяносителями лексических значений, обычно совпадающих с лексическими значе­ниямислов, содержащих эти корни и наиболее простых по морфоло­гической структуре.Так, значение корня рук-совпадает с лексическим значением слова рука.В знаменательных словах более сложной струк­туры корень (или каждый изкорней, если их в слове несколько) не­сет какую-то часть целостноголексического значения слова или же выступает как «опора» мотивировки. Аффиксы ненесут самостоятельных лексических значений, их значения либолек-сико-грамматические (словообразовательные, деривационные), либо собственнограмматические (как иногда говорят, реляционные, т. е. выражающие отношения),либо, наконец, они выполняют формально-структурные и формально-классифицирующиефункции.

Корень (или сочетание корней) образует смысловоеядро и струк­турный организующий центр слова. Деривационные аффиксы участ­вуютвместе с корнем (сочетанием корней) в формировании целостного лексическогозначения слова.

В рус­ском языке (и ряде других) возможны трипозиции и, сообразно этому, три главных позиционных класса аффиксов: 1) позициюперед корнем или корнями (нередко, исходя из письменного облика слова, говорят«слева от корня») занимают префиксы, или приставки, что осо­беннотипично для глаголов и отглагольных имен, но широко наблю­дается и в другихчастях речи; 2) позицию после корня или корней («справа») занимают постфиксы(вшироком смысле), нередко представленные в русском языке цепочками из несколькихединиц в одной словоформе; 3) позиция между двумя корнями нередко бы­ваетзаполнена интерфиксом; в качестве интерфиксов высту­паютформально-структурные, соединительные аффиксы, например

орфографическое -о- (собственно -/а/-) в лесорубили орфографическое -е- (собственно -/i/-) в бурелом.

Постфиксы в широком смысле в свою очередьподразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных крите­риев.Так, выделяют окончания (или флексии), которые' большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают пози­цию на самомконце простой словоформы, а главное выражают те или иные синтаксические связиданного слова с другими словами. Поэтому говорят о падежных, личных и родовых(например, внесла, несло) окончаниях, но обычно не считают окончанием,стоящий всегда на конце показатель инфинитива. Большинство постфиксов, непопадаю­щих в число окончаний, называют суффиксами. В русскойграмматике выделяют еще одну группу — постфиксы в узком смысле. Это возвратнаяморфема-ся/-сь, которая всегда ставится после окон­чания, также -то,-либо в какой-то, какой-либо.

Префиксы и постфиксы разного рода широкопредставлены во многих языках, однако есть языки, в которых один из этих типовпочти довсе отсутствует или используется редко. Интерфиксы есть, в частности, внемецком («соединительное -s-»), например, вАrbeit[s]tag'рабочий день').

С помощью морфемы выражается лексическое играмматическое значение слова, образуются новые слова, слова изменяютграмматическую форму, т.е. склоняются, спрягаются.

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019