уроки культуры речи лекционная работа

  • Лекции
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.11.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала морфемика.docx

Тема37. Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем.

План.

1.Понятие морфемы как значимойчасти слова

2.Многозначность морфем

Морфема— минимальная двусторонняя единица языка, т. е. такаяединица, в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иноесодержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем жесвойством.

 Морфема рассматривается как универсальнаяязыковая единица. Наряду с сегментными морфемами — частями слов — выделяютсясегментные морфемы, функционирующие в качестве целого слова—служебного(например, наши предлоги к, на, союзы и, но)или знаменательного(здесь,увы, метро рагу).

Вычленение морфем— частей слов — основы­вается на параллелизме междучастичными различиями, наблюдаемы­ми во внешнем облике (звучании) слов и ихформ, и частичными раз­личиями в значениях (лексических и грамматических),передаваемых этими словами и формами.

Путем сравнения форм, частично различ­ных(и тем самым частично сходных) по зву­чанию и по значению, мы выявляем различия(и сходства) в звучании, параллельные различиям (и, соответственно, сходствам)в значении, и таким образом устанавливаем единицы, в ко­торых за определеннымэкспонентом (отрезком звучания, иногда нулем звучания и т. д.) закрепленоопределенное содержание (значение). Если эти единицы окажутся минимальными,т.е. не поддаю­щимися дальнейшему членению на основе того же принципа, то это ибудут морфемы.

Сегментные морфемы — части слов (части простых,синтетических словоформ) — разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) не корни,или аффиксы. Эти классы противопоставлены друг другу прежде всегопо характеру выражаемого зна­чения и по своей функции в составе слова

В составе знаменательных слов корни являютсяносителями лексических значений, обычно совпадающих с лексическими значе­ниямислов, содержащих эти корни и наиболее простых по морфоло­гической структуре.Так, значение корня рук-совпадает с лексическим значением слова рука.В знаменательных словах более сложной струк­туры корень (или каждый изкорней, если их в слове несколько) не­сет какую-то часть целостноголексического значения слова или же выступает как «опора» мотивировки. Аффиксы ненесут самостоятельных лексических значений, их значения либолек-сико-грамматические (словообразовательные, деривационные), либо собственнограмматические (как иногда говорят, реляционные, т. е. выражающие отношения),либо, наконец, они выполняют формально-структурные и формально-классифицирующиефункции.

Корень (или сочетание корней) образует смысловоеядро и струк­турный организующий центр слова. Деривационные аффиксы участ­вуютвместе с корнем (сочетанием корней) в формировании целостного лексическогозначения слова.

В рус­ском языке (и ряде других) возможны трипозиции и, сообразно этому, три главных позиционных класса аффиксов: 1) позициюперед корнем или корнями (нередко, исходя из письменного облика слова, говорят«слева от корня») занимают префиксы, или приставки, что осо­беннотипично для глаголов и отглагольных имен, но широко наблю­дается и в другихчастях речи; 2) позицию после корня или корней («справа») занимают постфиксы(вшироком смысле), нередко представленные в русском языке цепочками из несколькихединиц в одной словоформе; 3) позиция между двумя корнями нередко бы­ваетзаполнена интерфиксом; в качестве интерфиксов высту­паютформально-структурные, соединительные аффиксы, например

орфографическое -о- (собственно -/а/-) в лесорубили орфографическое -е- (собственно -/i/-) в бурелом.

Постфиксы в широком смысле в свою очередьподразделяются дальше, исходя из смешанных функционально-позиционных крите­риев.Так, выделяют окончания (или флексии), которые' большинстве случаев (а в некоторых языках всегда) занимают пози­цию на самомконце простой словоформы, а главное выражают те или иные синтаксические связиданного слова с другими словами. Поэтому говорят о падежных, личных и родовых(например, внесла, несло) окончаниях, но обычно не считают окончанием,стоящий всегда на конце показатель инфинитива. Большинство постфиксов, непопадаю­щих в число окончаний, называют суффиксами. В русскойграмматике выделяют еще одну группу — постфиксы в узком смысле. Это возвратнаяморфема-ся/-сь, которая всегда ставится после окон­чания, также -то,-либо в какой-то, какой-либо.

Префиксы и постфиксы разного рода широкопредставлены во многих языках, однако есть языки, в которых один из этих типовпочти довсе отсутствует или используется редко. Интерфиксы есть, в частности, внемецком («соединительное -s-»), например, вАrbeit[s]tag'рабочий день').

С помощью морфемы выражается лексическое играмматическое значение слова, образуются новые слова, слова изменяютграмматическую форму, т.е. склоняются, спрягаются.