Уроки культуры речи лекционная работа
Оценка 4.8

Уроки культуры речи лекционная работа

Оценка 4.8
Лекции +1
docx
русский язык
Взрослым
13.11.2019
Уроки культуры речи лекционная работа
Публикация является частью публикации:
Морфемный разбор.docx

Тема 41.Морфемный разбор слова. Словообразовательный анализ.

План

1.Морфемный разбор слова

2.Словообразовательный анализ

1. При морфемном разборе слова(разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующийсуффикс (если они есть), подчеркивается основа. После этого основа словаразбивается на морфемы.

Как в школьной, так и в научной грамматике представлены два противоположныхподхода к морфемному членению основы: формально-структурный иформально-смысловой.

Суть формально-структурного морфемного разбора состоит в том, что в основе впервую очередь выделяется корень как общая часть родственных слов. Затем то,что идет до корня, должно быть осознано как приставка (приставки) всоответствии с представлениями ученика о том, встречались ли ему подобныеэлементы в других словах. Аналогично с суффиксами. Иначе говоря, главным приразборе становится эффект узнаваемости учеником морфем, внешнее сходствокаких-то частей разных слов. И это способно привести к массовым ошибкам,причина которых - игнорирование того факта, что морфема является значимойязыковой единицей.

Формально-структурному подходу противопоставлен подход формально-смысловой(формально-семантический) . Главная установка данного подхода и алгоритмморфемного разбора выходят из трудов Г. О. Винокура и состоят в неразрывностиморфемного членения и словообразовательного разбора. О том, что этот подходявляется целесообразным и даже единственно возможным, писали многие ученые иметодисты на протяжении многих десятилетий.

Алгоритм морфемного разбора основы состоит в построении словообразовательнойцепочки "наоборот": со слова как бы "снимаются" приставки исуффиксы, корень же выделяется в последнюю очередь. При разборе постояннонеобходимо соотнесение значения производного и значения его производящего;производящая основа в современном русском языке - основа мотивирующая. Еслимежду значением производного и значением производящего (в нашем представлении)слова нет отношения мотивированности, производящее выбрано неверно.

Таким образом, порядок разбора слова по составу таков:

1) выделить окончание и/или, формообразующий суффикс (если они есть) ,

2) выделить основу слова - часть слова без флексий,

3) выделить в основе слова приставку и/или суффикс через построение словообразовательнойцепочки,

4) выделить в слове корень.

Приведем пример разбора по составу словоформы обновлением.

Образец рассуждения:

Окончание словоформы обновлением - ем, оно выражает грамматические значения Т.п. ед. числа.

Основа - обновлениj-.

Существительное обновление обозначает то же действие, что и глагол обновить,формально образовано от этого глагола и мотивировано им по значению. Приобразовании слова обновление от

глагола обновить использован суффикс -ениj.

Глагол обновить образован приставкой об- и суффиксом -и от прилагательногоновый; суффикс -и при образовании от этого глагола существительного обновлениеусекается.

Корень слова обновление - новл; сочетание вл возникло как результат чередованияс в перед суффиксом -ениj.

Образец письменного оформления:

об-новл-ениj-ем (обновить > новый) .

При письменном разборе словообразовательная цепочка может быть убрана в скобки.В несложных случаях процедуру можно провести устно и зафиксировать толькорезультат - записать слово с выделенными в нем морфемами.

2. Словообразовательныйанализ слова — это выяснение того, как образовано данное слово, т. е. от чего ис помощью чего.

Присловообразовательном анализе выясняется структура слова с точки зрениясовременной словообразовательной системы, устанавливается характер и значениесоставляющих его морфем, определяется способ словообразования. Например,слова сам-о-лет-н-ый и мелезн-о-дорож-н-ый имеютодинаковый морфемный состав, но при словообразовательном анализе выясняютсяразные способы их образования: первое слово образовано суффиксальным способомот сложного слова самолет, а второе — сложением в сочетании ссуффиксацией (железная дорога — сложение + суффикс -н-).

Длясловообразовательного анализа важно установить, от какого слова непосредственнообразовано данное, решить вопрос, какое из двух связанных по смыслуоднокоренных слов является первичным, а какое вторичным.

Основа слова мужественность имеетзначение отвлеченного качества, поэтому она соотносится по смыслу скачественным прилагательным мужественный, а не ссуществительным мужество. Основа слова мужественность неимеет и общих грамматических свойств с существительным мужество: онавключает суффикс -ость, который образует отвлеченные существительные неот существительных, а от качественных прилагательных. Следовательно, основойдля образования существительного мужественность являетсяоснова прилагательного мужественный.

При каждом производномслове есть непроизводное (два или более при образовании сложных слов): белизна← белый, серебряный ← серебро, железобетон ← железо и бетонсталевар← сталь и варить, опрыскиватель ← опрыскивать. Существительное опрыскиватель посмыслу и строению связано со словом опрыскивать: образовано отосновы слова опрыскивать присоединением суффикса -тель; существительноеобозначает орудие действия.

Встречаться ←встречать. Слово встречаться по смыслу и строению связано со словом встречать:встречаться образовано от слова встречать присоединением к нему суффикса -ся.

Каждое производноеслово состоит из основы исходного слова (или. из исходного слова) и последнейприсоединенной морфемы (или двух, присоединенных одновременно).

Словообразовательнаяструктура слова отражает последовательное «наслоение», нанизываниесловообразующих аффиксов на основу исходного слова: чита(ть) — читатель— читательский (билет). Как отмечает академик Н. М. Шанский,«структура слова является системой взаимосвязанных и соотносительных друг сдругом морфем, образующих слово как лексико-грамматическое целое».

Словообразовательный анализвскрывает существующую в данный момент структуру слова.

Необходимо следить,чтобы при членении слова всегда была соотносительность однокоренных слов;соотносительности одноструктурных слов может и не быть.

Словообразовательныйанализ выступает как промежуточное, но очень важное звено, объединяя разборслова по составу и способы словообразования. Словообразовательный анализустанавливает не только значимые части слова, но и внутреннюю расстановку в немморфем, а также его словообразовательное место среди других слов.

Присловообразовательном анализе в слове указываются только те части, с помощьюкоторых оно образовано. Слово делится на основу и морфему, с помощью которойоно образовано: не-друг, волейбол-ист, гриб-ной, обед-атьпри-ободрить. Еслипри образовании слова принимают участие две морфемы, то доказываетсяодновременность их присоединения: на-говорить-ся, по-домашн-ему,в-низ-у.

Вся предшествующаяприсоединению последней морфемы словообразовательная история слова в этомслучае не представляет интереса. При выяснении того, от чего и с помощью чегообразовано слово, сопоставляются два однокоренных слова, которые являютсяразноструктурными. Сопоставление таких слов позволяет выделить пары слов,противопоставленные друг другу по степени сложности своей морфологическойструктуры: фигурист ←фигуристка, автомат ←автоматчик, цемент←цементный, военный ←антивоенный, лететь ←пролететь, барабанить ←забарабанить,партизан ←партизанить.

Второй член пары, какправило, отличается от первого большей сложностью своего состава. Нужновыделить суффикс, приставку, усложняющие структуру второго слова, и указать наих смысловую роль.

Нога — ножной. Выделяетсясуффикс -н-, выясняется его роль: входит в состав прилагательного,которое обозначает признак предмета, состоящий в отношении к другому предмету,названному первым членом пары — существительным.

Словообразовательносвязаны не любые однокоренные слова, а только те, одно из которых может бытьобъяснено через другое и которое по составу меньше на ту часть, с помощьюкоторой оно образовано. Например, слово гор-н-як сопоставляетсяне со словом гора, а со словом гор-н-ый. Междуоднокоренными словами образуется ряд, если они последовательно произведены другот друга: гора → гор-ист-ый → гор-ист-ость; гора → гор-н-ый → гор-н-як→ гор-н-яц-к-ий; Москв-а → москв-ич → москв-ич-к-а; Москв-а → под- москв-й-э;трактор → трактор-ист → трактор-ист-к-а; трактор → трактор-н-ыйлес→ лес-н-ой → лес-н-ик → лес-н-ич-еств-олес → лес-ист-ый →лес-ист-ость; патриот → патриот-к-апатриот → патриот-изм; патриот→ патриот-ичн-ый → патриот-ичн-ость.

Разведчик, подписчик,браковщик, сварщик, зимовщик, сортировщик — существительные, образованные поодной схеме; гусиный, утиный, львиный, воробьиный, звериный —прилагательные, образованные по одной схеме; почитать, порисовать,посидеть, попеть, порешать — глаголы, образованные по одной схеме.

Заиграть, запеть,заговорить, заболеть — «приставка за- + глагол», глаголы обозначают началодействия.

Глинистый, лесистый,болотистый, водянистый, пятнистый, холмистый — «основа исходногосуществительного + суффикс -ист-», общее значение «наделенныйтем, что названо основой исходного слова».

Должно быть четкоеразграничение морфемного и словообразовательного анализа. Присловообразовательном анализе последняя присоединенная морфема (или две,присоединенные одновременно) всегда словообразовательная. Например, дляпричастия и деепричастия, несмотря на наличие у них приставок и суффиксов,возможен только морфемный анализ, так как перед нами формы одного и того жеслова и аффиксы формообразующие: расправленный, переписанный,выдолбленный, перечитывая.

Следовательно, задачиразбора слова по составу и словообразовательного анализа различны. При разбореслова по составу устанавливаем его морфемный состав; выделяем все значимыечасти, из которых состоит слово. При словообразовательном анализе выясняется,как образовано данное слово (от чего и с помощью чего); проникаем в структуруслова; определяем способ словообразования.

Сравнительныйморфемный и словообразовательный анализ наглядно показывает их различие.

Морфемный анализ

Словообразовательныйанализ

При-влек-а-тельн-ость□

привлекательн + ость(от привлекательный, суффиксальный способ образования)

Раз-оруж-ениj-е

разоруж + ений-э (отразоружить, суф­фиксальный способ образования)

Не-со-раз-мер-н-ый

не + соразмерный (отсоразмерный, при­ставочный способ образования)

Раз-мин-ирова-ть

раз + минировать (отминировать, при­ставочный способ образования)

 

Образец выполнениясловообразовательного анализа.

1. Бессовестный–1) тот, кто не имеет совести, т.е. производящей основой является слово совесть,2) слово совесть служит для прилагательного бессовестный производящими по форме: бессовестный образовано от слова совесть спомощью приставки бес- (вариант приставки без-) исуффикса – Н, ср.: без ума – без-ум-н-ыйбезчести – бес-чест-н-ыйбез условия – без-ус-лов-н-ый.Таким образом, слово бессовестный произведенопрефиксально-суффиксальным способом.

Письменный образец:

Бессовестный— совесть (безсовести), форманты бес- и -н-, преф.-суфф. способ.

2. Вход– 1)место, где входят, то есть производящей основой является глагол входить,2) слово входить служит для процессуального (отглагольного)существительного вход производящим и по форме: вход образованоот глагола входить с помощью нулевого суффикса, подобно томукак образовано слово бег от глагола бегатьвзвод отглагола взводитьвздох от глагола вздохнуть.Таким образом, слово вход произведено безаффиксным способом(или способом нулевой суффиксации).

Письменный образец:

Вход-0-(0)– входить, нулевойсуффикс, безаффиксный способ (или нулевая суффиксация).

Некоторые отыменныесуществительные также образуются с помощью нулевого суффикса.

Например:

Зелень– 1) нечто зеленое, тоесть по значению производное мотивировано прилагательным зеленый,2) слово зеленый служит для существительного зелень производящими по форме: зелень образовано от прилагательного зеленый спомощью нулевого суффикса, то есть безаффиксным способом.

 

Литература: Русский язык и культура речи Е.С.Антонова

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа

Уроки культуры речи лекционная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2019