Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Оценка 4.7

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Оценка 4.7
Лекции +1
docx
русская литература
1 кл—4 кл
27.05.2018
Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного  воспитания младшего школьника.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач педагогов становится: способность формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач педагогов становится: способность формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
доклад.docx
Уроки литературного чтения как основа духовно­нравственного  воспитания младшего школьника. Духовно­нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей  современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального  заказа для образования. В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач  педагогов становится: способность формированию духовно­нравственной личности, на основе  духовных и культурных традиций многонационального народа. Проблема духовно­нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего  разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и  поведении. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Сегодня необходим пересмотр системы ценностей. Нравственно­духовное воспитание молодёжи  обретает не меньшую, если не большую, значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому сейчас  как никогда актуальны слова известного просветителя 19 века В.Г.Белинского: “Есть много родов  воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное”. Одним из традиционных  источников нравственности является русская литература. Красота, гармония, духовный мир  человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие – всё это основные вопросы,  поднимаемые в литературных произведениях. Недаром литературу, особенно классическую,  называют предметом человековедения и способом самопознания. В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по  отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных  мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте,  милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал, поэтому уже с младшего  возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие  нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим  примером, а также с помощью чтения художественной литературы. Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у  учащихся. Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.Н.Носова и др. писателей знакомят детей  с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и  милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний  импульс к содействию, сопереживанию. Такие задания, как пофантазируй, представь, объясни,  вообрази. Творческая работа по тексту помогает развить способность одухотворять окружающий  мир, чувствовать самоценность. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: “В  каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Из­за чего ты волновался? За кого  из героев ты тревожился больше и почему?”  Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через  чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно­нравственное  воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Трудно представить себе детей младшего школьного возраста без книг. Слушая знакомую сказку,  стихотворение, ребёнок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать  литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Огромное влияние на детей оказывают сказки. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми.  Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.  Сказка является одним из самых доступных средств для духовно­нравственного развития ребёнка,  который во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт  мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт и выражает своё собственное отношение к  добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя  при этом простор воображению. Слушая сказки, дети накапливают некий “банк жизненных  ситуаций”. И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет “откладывать”  знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные  ценности. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и  обычаи. Сказки о животных помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло  (“Зимовье”), как добрые и миролюбивые побеждают “Волк и семеро козлят”, что зло наказуемо  (“Кот, петух и лиса”, “Заюшкина избушка”). Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её  содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно  возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка “Репка” учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми. Страх,  трусость высмеиваются в сказках “У страха глаза велики”, хитрость – в сказках “Лиса и журавль”,  “Лисичка­сестричка и серый волк”. Наказ слушаться родителей мы видим в сказках “Гуси­лебеди”,  “Снегурочка”, “Терёшечка”. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается (“Царевна­ лягушка”, “Мороз Иванович”), забота о близких поощряется “Бобовое зёрнышко”. Книга – это открытие мира. Кто много читает, тот много знает. Действительно, читая, ребёнок  знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками и т.д.  художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, и на поступки ученика.  Слово может окрылить ребёнка, вызывать желание стать лучше, помогает осозновать человеческие  взаимоотношения познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных  представлений и нравственного опыта способствуют придуманные и серьёзно подготовленные  уроки литературного чтения. Произведения “Косточка”, “Филиппок”, “Пожар”, К.Д.Ушинского “Кот­ворюга”, Л.Н.Толстого  “Спор деревьев” глубоки по мысли, воспитательную роль, выполняют через переживания,  соучастие, часто не выраженные словами. Эти художественные произведения развивают  общечеловеческие качества. Большие возможности для нравственного и духовного воспитания содержат произведения  В.Осеевой и других писателей, произведения которых используют на уроках литературного чтения. Героический эпос русского народа даёт детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества,  справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия. Работа с пословицами и поговорками. Они украшают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной.  Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, жалости и состраданию. Обращать внимание детей на то, что быть добрым – это не значит всё прощать. Быть  добрым – значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным. Там, где один  не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща,  поддерживать друг друга, и тогда победит добро. Счастлив тот, кто творит добрые дела, его сердце становится светлее. Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает  эмоциональную сферу. ФГОС способствует всестороннему развитию личности младшего школьника, и расширяют поле  деятельности каждого обучающегося. ИКТ и книги помогут детям получить качественное  образование.

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного  воспитания младшего школьника.

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного  воспитания младшего школьника.

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного  воспитания младшего школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2018