Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Оценка 4.7
Лекции +1
docx
русская литература
1 кл—4 кл
27.05.2018
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач педагогов становится: способность формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач педагогов становится: способность формированию духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций многонационального народа.
доклад.docx
Уроки литературного чтения как основа духовнонравственного
воспитания младшего школьника.
Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей
современной образовательной системы, и представляют собой важный компонент социального
заказа для образования.
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из задач
педагогов становится: способность формированию духовнонравственной личности, на основе
духовных и культурных традиций многонационального народа.
Проблема духовнонравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего
разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и
поведении.
Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства –
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Сегодня необходим пересмотр системы ценностей. Нравственнодуховное воспитание молодёжи
обретает не меньшую, если не большую, значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому сейчас
как никогда актуальны слова известного просветителя 19 века В.Г.Белинского: “Есть много родов
воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное”. Одним из традиционных
источников нравственности является русская литература. Красота, гармония, духовный мир
человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие – всё это основные вопросы,
поднимаемые в литературных произведениях. Недаром литературу, особенно классическую,
называют предметом человековедения и способом самопознания.
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по
отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных
мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте,
милосердии, справедливости. С рождения ребёнок нацелен на идеал, поэтому уже с младшего
возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие
нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим
примером, а также с помощью чтения художественной литературы.
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у
учащихся. Произведения А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.Н.Носова и др. писателей знакомят детей
с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и
милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний
импульс к содействию, сопереживанию. Такие задания, как пофантазируй, представь, объясни,
вообрази. Творческая работа по тексту помогает развить способность одухотворять окружающий
мир, чувствовать самоценность. В процессе чтения учащиеся могут ответить на такие вопросы: “В
каком месте рассказа ты испытывал особенно сильное волнение? Изза чего ты волновался? За кого
из героев ты тревожился больше и почему?”
Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через
чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовнонравственное
воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Трудно представить себе детей младшего школьного возраста без книг. Слушая знакомую сказку,
стихотворение, ребёнок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать
литературные произведения и посредством этого формируется как личность.
Огромное влияние на детей оказывают сказки. Они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми.
Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью.
Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребёнка,
который во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познаёт
мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт и выражает своё собственное отношение к
добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя
при этом простор воображению. Слушая сказки, дети накапливают некий “банк жизненных
ситуаций”. И, размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, он будет “откладывать”
знания в свой актив, постепенно подготавливаясь к жизни и формируя важнейшие нравственные
ценности.
Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и
обычаи. Сказки о животных помогут педагогу показать: как дружба помогает победить зло
(“Зимовье”), как добрые и миролюбивые побеждают “Волк и семеро козлят”, что зло наказуемо
(“Кот, петух и лиса”, “Заюшкина избушка”). Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её
содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно
возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка “Репка” учит младших школьников быть дружными, трудолюбивыми. Страх,
трусость высмеиваются в сказках “У страха глаза велики”, хитрость – в сказках “Лиса и журавль”,
“Лисичкасестричка и серый волк”. Наказ слушаться родителей мы видим в сказках “Гусилебеди”,
“Снегурочка”, “Терёшечка”. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается (“Царевна
лягушка”, “Мороз Иванович”), забота о близких поощряется “Бобовое зёрнышко”.
Книга – это открытие мира. Кто много читает, тот много знает. Действительно, читая, ребёнок
знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками и т.д.
художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства, и на поступки ученика.
Слово может окрылить ребёнка, вызывать желание стать лучше, помогает осозновать человеческие
взаимоотношения познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных
представлений и нравственного опыта способствуют придуманные и серьёзно подготовленные
уроки литературного чтения.
Произведения “Косточка”, “Филиппок”, “Пожар”, К.Д.Ушинского “Котворюга”, Л.Н.Толстого
“Спор деревьев” глубоки по мысли, воспитательную роль, выполняют через переживания,
соучастие, часто не выраженные словами. Эти художественные произведения развивают
общечеловеческие качества.
Большие возможности для нравственного и духовного воспитания содержат произведения
В.Осеевой и других писателей, произведения которых используют на уроках литературного чтения.
Героический эпос русского народа даёт детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри
являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества,
справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Работа с пословицами и поговорками. Они украшают нашу речь, делают её яркой, эмоциональной.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека: добру и злу, жалости и состраданию. Обращать внимание детей на то, что быть добрым – это не значит всё прощать. Быть
добрым – значит бороться с плохим, а для этого нужно быть смелым, решительным. Там, где один
не может справиться со злом, равнодушием, несправедливостью, надо действовать сообща,
поддерживать друг друга, и тогда победит добро. Счастлив тот, кто творит добрые дела, его сердце
становится светлее.
Таким образом, художественная литература позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный и
нравственный опыт детей. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками
и поведением героев, происходящим событиям, побуждают к их оценке и обогащает
эмоциональную сферу.
ФГОС способствует всестороннему развитию личности младшего школьника, и расширяют поле
деятельности каждого обучающегося. ИКТ и книги помогут детям получить качественное
образование.
Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Уроки литературного чтения как основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.