В данной материале находится три урока по математике для 5 класса.
Темы уроков:
1. Прямая и луч.
2. Обозначение углов.
3. Виды треугольников.
Уроки содержат интересные и познавательные задания, учащиеся с большим интересов выполняли задания, работали на уроке с большим интересов и желанием.
5 кл.docx
Дата: 16.09.16
Тема: Прямая. Луч.
Цель: сформировать представление учащихся о понятии «плоскость»,
«прямая», «луч» как о мнимых (абстрактные) понятия математики, которые,
кроме этого,
помогают формировать представление учащихся о
бесконечность; научить учащихся строить прямую и луч, распознавать их и
выявлять точки, которые принадлежат или не принадлежат прямой (луча).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний. Беседа.
Вспомните, что на предыдущих уроках мы повторили понятия:
«отрезок» («длина отрезка»), «ломаная», относящиеся к геометрическим
фигурам, которые можно измерить(говорят определения).
Но, кроме таких фигур, существуют фигуры, что измерить нельзя,
потому что они бесконечны. (Какие это фигуры?)
Можно представить себе и измерить только их части (которые и
являются отрезками). И об этих геометрические фигуры пойдет речь далее.
II. Формирование новых знаний
1. Понятие «точка», «линия», «поверхность».
Каждое геометрическое тело имеет поверхность. Вот поверхность шара
(учитель гладит шар ладонью). Поверхность куба (показывает) состоит из
шести квадратов. Иногда поверхность представляют в виде очень тонкой
пленки (как мыльные пузыри), но это не совсем правильно, ибо любая пленка
имеет толщину, а поверхность нет. Поверхность это граница между
геометрическим телом и средой, которая его окружает. Вот поверхность
стола, поверхность стены Говорят... о поверхность воды в озере, поверхность
Земного шара.
Две поверхности могут пересекаться, в случае пересечения они образуют
линию. Например, две поверхности стены в классе пересекаются по линии
угла.
Линия, так же, как и поверхность, не имеющая толщины.
Пересечение двух линий образует точку. Конце линии, также есть
точками. Поэтому точка, линия, не имеет ни ширины, ни длины, ни высоты.
2. Понятие плоскости.
Опираясь на понятие «поверхность», формируем представление о
понятии «плоскость» (как поверхность, представление о которую дают
поверхность стола, стена и т.п.) и понятие «бесконечности» плоскости
(методический прием «представь», что данную поверхность увеличили во много раз), то есть свойство, которое означает, что плоскость можно
продолжить в любом направлении на любое расстояние.
3. Понятие прямой и луча.
Откройте учебник, опираясь на рисунки, приведенные в п. 4 учебника (с.
29, 30) расскажите, что изображено.
4. Принадлежность точек прямым и лучам.
Дополнительно следует заметить, что точки как геометрические фигуры
могут быть в определенный способ расположены относительно плоскости,
прямой, луча, а именно принадлежать или не принадлежать каждой из этих
фигур. (Проиллюстрировать это можно с помощью простых демонстраций с
окружающих предметов и презентация)
III. Закрепление материала
Решение упражнений
1. Упражнения с готовыми рисунками: № 97, 101, 96.
2. Упражнения на построение геометрических объектов № 94; 99; 100.
3. Упражнения на повторение № 118; 114.
4. Логические упражнения – рис в. Запишите принадлежность букв
относительно прямой.
Найдите пропущенное слово (число).
IV. Итог урока. Выберите из представленных слов те понятия, о которых шла речь на
уроке и попробуйте объяснить, что они означают: точка; число; цифра; длина;
прямая линия; поверхность; луч; треугольник.
V. Домашнее задание п. 4, №№ 95; 98; 102; 119.
21.10.16
Тема: Обозначение углов.
Цели: Предметные: познакомить учащихся с геометрической
фигурой – углом, ввести понятия сторон угла, вершины угла,
равных углов, биссектрисы угла, научить обозначать углы.
Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание
применять приобретенные знания и умения.
Метапредметные : формировать умение видеть
математическую задачу в контексте
проблемной ситуации, в окружающей
жизни.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Ход урока.
Здравствуйте ребята, присаживайтесь, сегодня урок математики
проведу у вас я. Зовут меня Наталья Петровна.
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправляемся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
1. МОТИВАЦИЯ УРОКА. Французский писатель 19 столетия Анатоль Франц однажды заметил,
что: «Учиться нужно только весело. Чтобы переваривать эти знания,
нужно поглощать эти знания с аппетитом».
Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем
активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что
они пригодятся вас в дальнейшей жизни. Желаю вам доброго дня и
хорошего настроения.
2. Устный счет.
Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и
верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:
(презентация, называют компоненты в уравнениях).
3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
Решать уравнения вы умеете, а ребусы умеете разгадывать?
(показываю два ребуса – слово УГОЛ)
Как вы думаете, почему именно это слово я зашифровала? (тема
урока)
В жизни мы каждый день встречаемся с различными углами.
Ведь угол изгиб, колено, локоть. Где еще встречаются углы?
Учащиеся: Парта, стол, стул, книга, доска, шкаф, портфель, дом.
Вопрос: Люди каких профессий их создают?
Ответ учся: столяр, плотник, слесарь, строитель, архитектор,
дизайнер, мебельщик, проектировщик и др.
Учитель: Вы убедились, людям скольких профессий нужны знания об
углах, поэтому так важно изучать это понятие в школе.
А знаете ли вы, какой угол называют “красный угол”.
Все гости, которые заходили в хаты казаков, крестились на правый угол,
красный угол его называли, где находились иконы, убранные вышитым
рушником. Издавна дорогих гостей усаживали на лучшее место в доме. А
это было в святом углу, т.е. в углу, где висят иконы: каждое утро и каждый вечер хозяева дома обращались туда с молитвой. Поэтому этот
угол всегда украшали вышитыми рушниками и цветами. (презентация)
Вы, ребята, уже имеете представление об «угле», давайте ваше представление
покажем с помощью тех предметов, которые лежат у вас на столе. И
попробуйте объяснить свои построения. (спички, пластилин)
(Ответы учащихся, показывают работы.)
Что вы построили?( УГЛЫ У ВСЕХ РАЗНЫЕ, УГОЛ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ
НАЗВАНИЕ)
Какие геометрические фигуры вам уже известны? (ОТРЕЗОК, ЛУЧ,)
Что такое луч?
Как вы считаете, чему мы должны научиться на уроке ?
(обозначать и сравнивать углы)
Сегодня на уроке мы должны научиться обозначать углы.
Откройте тетради , запишите число, классная работа и тему урока
( презентация)
Но слово «УГОЛ» запишите так, чтобы все буквы содержали углы.
( показываю первую букву на доске, а остальные пишут ребята)
Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.
познакомиться с углами, их обозначением
Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?
вспомнить основные понятия, свойства;
изучить материал учебника по этой теме;
внимательно слушать учителя;
делать необходимые записи в тетрадях (НА СЛАЙДЕ ЧИТАТЬ)
О том, чем мы будем заниматься на уроке и чему вы должны
научиться ЕЩЕ нам расскажут буквы слова «УГОЛ».
МЫ БУДЕМ: У узнавать, учиться строить углы.
Г – говорить об углах.
О – обобщать знания, отвечать на вопросы.
Л – чертить линии и лучи.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
А СЕЙЧАС
На листе тетради отметьте точку и обозначьте ее буквой В.
Проведите из точки В два луча ВА и ВС. На сколько частей лучи
разделили плоскость? (на две)
Меньшую часть заштрихуйте цветным карандашом.
Какую фигуру вы заштриховали? (угол)
1) Попробуйте сформулировать определение «Что такое угол»
Совершаем совместно 1 открытие: Угол — это фигура, образованная двумя
лучами, имеющими общее начало.
Что имеет угол?
Стороны угла это лучи, образующие угол.
Вершина угла это общее начало лучей, образующих угол. (презентация)
Обозначение угла: угол может быть назван по его вершине — угол М или
тремя буквами — угол АМР, при этом буква, обозначающая вершину
угла, должна быть в середине.
Для обозначения угла имеется общепринятый символ, предложенный в
1634 году французским математиком Пьером Эригоном . (презентация)
А теперь давайте вернемся к теме урока, к слову УГОЛ, обозначим его
различными способами и запишем углы, которые у нас получились.
(учащиеся на теме урока «УГОЛ» находят угла, обозначают их и
записывают их в тетрадь).
5. ФИЗМИНУТКА (презентация)
6. СРАВНЕНИЕ УГЛОВ. Практическая работа (работа в парах) У вас на столах лежит конверт, достаньте из них угол о №1 и угол
под номером 2 и сравнить их.
УЧАЩИЕСЯ ВЫСКАЗЫВАЮТСЯ( один больше другого)
теперь возьмите № 2 и № 3, сравните их
( они равны)
Как можно сравнивать углы?
Возник вопрос! А где можно найти ответы на все возникшие вопросы?
Учащиеся предполагают: в интернете, в книге, узнать у родителей и т.д.
Учитель: А первым нашим помощником является учебник. Мудрость гласит: «Книга
великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».
Откройте учебник на стр.74 и найдите правило, какие два угла
называются равными.
Обозначьте углы и ЗАПИШИМ В ТЕТРАДИ РАВЕНСТВО УГЛОВ
№2 и №3.
На рисунке равные углы обозначаются дугой.
Возьмите в конверте угол №4. Сколько углов вы видите?
Назовите их.
Как вы думаете, равны ли будут угол АВО и угол ОВС ?
Как это проверить?(сложить пополам по лучу ВО) Учитель демонстрирует на модели угла, что полученные
углы равны, выполняя сгиб угла по линии ОВ.
ВО - биссектриса.
Слово “биссектриса” записывается в тетради.
(определение: биссектриса - луч, выходящий из вершины
угла и делящий его пополам.)
Найдите в учебнике и прочитайте, что такое
биссектриса.
ВОПРОСЫ НА СЛАЙДЕ №4.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
№ 281
№ 282
№ 283
№ 287 – у доски.
ВОПРОСЫ НА СЛАЙДЕ, ПОТОМ СТИХОТВОРЕНИЕ.
8. ИТОГ УРОКА. ТЕСТ (взаимопроверка)РАСПЕЧАТАЙ
Д\З п. №284, № 286 Творческое задание:
Нарисовать рисунок из углов;
Сочинить сказку или стихотворение об углах.
Я с пожеланиями вам хочу закончить
Наш с вами диалог, наш разговор:
Ребята, я желаю вам в учебе
Побольше знаний всем приобретать,
А в жизни научиться вы должны Проблемы преодолевать
легко, достойно И сглаживать все острые углы. 9. РЕФЛЕКСИЯ.(презентация).
10.11.16.
Тема: Виды треугольников.
Цели: Предметные: научить классифицировать треугольники по видам их углов и
по количеству равных сторон. Личностные: вызывать интерес к изучению темы и
желание применять приобретенные знания и умения, формировать умение работать
в коллективе и находить согласованные решения. Метапредметные: формировать
умение определять понятия, обобщать, классифицировать, устанавливать аналогии,
представлять информацию в виде схемы.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Организационный этап.
Актуализация знаний. Устная работа
1.Определить вид угла, изображенного на рисунке (слайд ) (определяют вид угла,
повторяют определения острого, прямого и тупого углов).
2. Какая фигура изображена на рисунке? (слайд ). Назовите и покажите элементы
этого многоугольника . (повторяют определение многоугольника и его элементов)
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Начертите в тетрадях многоугольник с наименьшим числом сторон. Какая фигура у
вас получилась? (треугольник)
Именно с этой фигурой будем сегодня работать. Давайте определим вместе тему и
цель урока. (Тема — треугольник и его виды. (слайд). Цель — узнать чтото новое
об этой
фигуре. II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном
действии; выявление места и причин затруднения.
Сначала послушайте, какая удивительная история произошла совсем недавно. В
некотором Царстве, в Геометрическом государстве жилибыли Треугольники
(слайд). Жили они счастливо в своих домиках, и вот однажды вышли все вместе на
прогулку, где долго отдыхали и веселились. Но вдруг налетел сильный ветер и унес
треугольники далекодалеко от своих домиков (учитель высыпает на стол
вырезанные из цветной бумаги треугольники разных видов — такие, которые
представлены на слайде (Приложение 3). И вот теперь они не знают, где кто из них
живет, ведь их очень много и все они такие разные. Давайте поможем им, ребята,
вернуться домой. Но для этого нужно знать, кто из них где живет и как расселить?
Как вы думаете, как это можно сделать?
Ответы учеников: Можно расселить по цвету.
Учитель: Да, действительно, здесь вы видите треугольники нескольких цветов. Но
разве цвет является признаком геометрических фигур? (Нет!) Значит, такой вариант
нам не подходит. Как еще можно попробовать? (По размеру, потому, что здесь есть
большие и маленькие треугольники). Действительно, здесь представлены
треугольники разных размеров, но существует ли граница между большими и
маленькими величинами? Выходит, мы с вами пока не смогли помочь
треугольникам? Почему? Не знаем, по каким признакам их можно
классифицировать)
III. Итак, наша задача — выяснить, по каким видам можно различать треугольники.
Об этом мы узнаем, изучив материал учебника.
V. Первичное закрепление (выполнение упражнений из учебник у доски по
очереди, потом самостоятельно).
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 1. Итоги урока Назовите тему урока. Расскажите, что нового вы узнали на уроке,
чему научились. Вопросы 1 6 (стр учебника)
2. Рефлексия учебной деятельности на уроке, построенная по принципу
незаконченного предложения. Предложения вывешены на обратной стороне доски,
ученики по очереди продолжают на выбор одно — два из них):
1.Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я выполнял задания…
5. Я понял, что…
6. Теперь я могу…
7. Я почувствовал, что…
8. Я приобрел…
9. Я научился…
10. У меня получилось…
11. Я смог…
12. Я попробую…
13. Меня удивило
14. Мне захотелось…
15. Урок дал мне для жизни…
16. Моя оценка за урок ...
3. Информация о домашнем задании. § 14(до примеров), вопросы 16, Заполнить
изображениями треугольников таблицу (Приложение 4).
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Уроки математики 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.