Форма проведения:
Устный журнал
«Основы жизненного и профессионального самоопределения»
Цели:
-дать понятие важности профессионального самоопределения в современных условиях;
-формировать информационное пространство;
-знакомство с профессиями на рынке труда.
Оборудование: предметы :вилка, кисточка, кисточка для окраски стен, молоток, отвертка, разделочная доска, проектор, машинки (техника)
Ход занятия
Ученик: У меня растут года,
Будет мне семнадцать,
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
Воспитатель: Ребята вот этими словами из стихотворения Владимира Маяковского мы и начнем наш устный журнал «Основы жизненного и профессионального самоопределения»
I страница « Где работать мне тогда»?
Воспитатель: Придет день, когда окончится ваша учеба в школе перед вами встанет вопрос: «Кем же мне стать?». Нашему далекому предку таких задач не приходилось решать. За него все решало государство, которому нужны были люди четырех чинов:
1. освещенный (духовенство);
2.служивый (военная и государственная служба);
3. торговый (купцы);
4. земледельный (крестьяне).
Кто в каком сословии родился, такое занятие и получил. Так было до конца17 века.
В течение 17-19 веков сословные ограничения были разрушены, на первый план выступили экономические. Они существуют и сейчас. Есть еще проблемы, связанные с рыночными отношениями. Быстрая смена условий жизни, малая предсказуемость российской действительности делают задачу выбора профессии очень сложной.
Важна подготовка не к труду вообще, а к работе по конкретной профессии, выбранной в соответствии с личными склонностями, природными способностями и социальной обстановкой в стране.
Трудно сделать выбор сразу и на всю жизнь, но задуматься об этом всегда полезно. В силу многих обстоятельств не все могут получить рабочую специальность. А от того, как вы правильно выберете себе будущую профессию, насколько она вам будет по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. Чтобы правильно выбрать для себя профессию, вам необходимо знать, условия оптимального выбора.
- Зона оптимального выбора
Современный труд рабочего отличается, тем что он требует от человека
множества знаний. В мире существует много профессий.
Вопрос к детям: А кто знает, где можно получить рабочую профессию? (Ответ детей). Итак, рабочую профессию вы можете получить в профессионально – техническом училище.
Ученик: Приходи сюда учиться,
Ученик и ученица
Много здесь профессий важных
Выбрать что, не знаешь сразу.
В жизни каждая сгодится,
Стоит только научиться.
Воспитатель: Какие профессии можно получить? (ученик держит вывеску «Эгвекинотское профессионально – техническое училище, перечень профессий»)
Воспитатель: В училище вы проходите теоретический и практический курс обучения по избранной профессии, а по окончании училища получаете аттестат, в котором указывается ваша специальность и квалификация.
(Выходят дети в костюмах представителей различных профессий)
Тракторист: Снег растаял в поле чисто,
Схлынет талая вода.
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Шофер: Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Работа его важна и сложна.
Но как она людям повсюду нужна.
Повар: Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого,
Это – раз – и готово!
Портной: Сошьют они наряды
Всех красок и цветов.
Оденешься красиво.
Взгляд не отведет никто.
Почтальон: Почту, письма и журналы –
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.
Врач: Кто в дни болезней
Всех полезней?
Он лечит нас от всех болезней.
Учитель: Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни.
Терпению, чтению, счету и письму.
И верности родной отчизне.
Воспитатель: А теперь поближе познакомимся с некоторыми профессиями:
- На Чукотке длинная и холодная зима, короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный, выносливый народ: нипочем им полгода темной ночи, ни снег, ни пурга, ни мороз. Труд пастуха тяжел и опасен, но уверенно наши оленеводы шагают по оленьим тропам.
Ученик: Тундра! Снежные дали без края –
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, я знаю.
Без тропинок моих и вех.
Тундра! Тундра! Вот я, наверное,
Без тебя прожить не смогу!
Лютой погоде вопреки, пастбище обходит молча,
У него на поясе клыки:
Есть медвежьи, есть и волчьи.
Вьюга, вьюга на земле,
Все кругом – в летящей вате,
У огня, сидящие в тепле,
Пастуха не забывайте.
Ученик: Я расскажу о профессии инженера – программиста.
Программа ЭВМ – это текст, содержащий тысячи строк непривычного для человека языка. При программировании невозможно избежать ошибок. А какова цена ошибки в программе – это может быть неудачный вывод спутника на орбиту, неправильно поставленный диагноз, испорченные детали на станке. Поэтому, составив программу, программисты должны её испытать, найти и исправить ошибки.
Ученик: Меня интересует профессия летчик, пилота гражданской авиации. Пилот – профессия сложная и опасная. От мастерства пилота зависит жизнь множества людей, находящихся на борту самолета.
Пилот должен быть физически здоров, иметь хорошую память, внимательность, выдержку. Профессию пилота можно получить в средних и высших летных училищах.
Ученик: Я расскажу о профессии мерчендайзера.
Мерчендайзер оформляет торговый зал, организует рекламные акции, презентацию продукта, дегустацию, то есть рекламирует товар, исходя из его потребительских свойств. В функции мерчендайзера входит налаживание отношений с существующими клиентами, поиск новых клиентов.
Ученик: Я хочу вас познакомить с профессией промоутера.
Промоутер занимается прямой рекламой товара. В обязанности такого специалиста входит работа с прохожими и посетителями магазинов: он предлагает им определенный товар. Лучший вариант для промоутора – работа на выставке или презентации. Во время проведения рекламной акции промоуторы носят определенную униформу. Некоторым девушкам именно на этой работе удается с пользой для себя применить умение ездить на роликах.
Ученик: Профессия брокера для России является относительно новой. Первые биржи появились в нашей стране около восьми лет назад. В биржевых торгах брокер представляет интересы клиентов, по их поручениям выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового документа: долговые обязательства, акции, валюту. Сделки совершаются за счет клиента и брокер не имеет финансовой заинтересованности в цене, по которой совершаются данные сделки.
Воспитатель: Все профессии нужны, нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать мастером своего дела, о выборе профессии нужно задуматься еще в школе и по возможности готовиться к этой профессии.
Вторая страница нашего журнала: «Научная организация труда».
Воспитатель: - Мудрец сказал: «Если подарить человеку одну рыбу, то он будет сыт один день, если подарить две, то он будет сыт два дня, а если научить его ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь». Во многом человеку, если он хочет добиться успеха, помогает НОТ. Это правильное использование времени.
Чтобы ваш труд был успешным, выполняйте следующие правила:
1.Настройте себя на работу.
2.Подготовьте свое рабочее место.
3.Установите определенный порядок работы.
4.К работе приступайте сразу.
5.Относитесь к ней ответственно.
6.Не допускайте переутомление.
7.Чередуйте различные виды деятельности.
8.Не делайте частых перерывов в работе.
9.Работайте ежедневно, систематически.
Выполнение этих правил поможет вам, ребята, разумно использовать свое время, избежать перегрузок и в конечном итоге повысить свою успеваемость.
Третья, развлекательная страница нашего устного журнала.
Воспитатель:
Кто больше даст правильных ответов на вопросы:
1.Что любит есть олень? (ягель, грибы)
2.Собака лает, свиньи хрюкают, а одень… (харкает)
3.Назовите зимнюю одежду пастуха – оленевода (кухлянка)
Ответьте на шуточные вопросы:
1.Кто такой солист? (мастер по засолке огурцов)
2.Что такое показуха? (показ уха, посещение врача – ухо – горло – нос)
3.Назовите имя первой женщины – летчика? (баба – яга)
Воспитатель:
А сейчас, пожалуйста, отгадайте, какую профессию вам изобразят:
(Водитель, летчик, парикмахер, пианист, художник)
(Изображают ученики старших классов)
Воспитатель:
А сейчас, следующее задание, нужно закончить фразу:
Трактор водит…(тракторист)
Электричку …(машинист)
Стены выкрасил…(маляр)
Доску выстругал…(столяр)
В доме свет провел…(монтер)
В шахте трудится…(шахтер)
В жаркой кузнице…(кузнец)
Кто все знает…(молодец)
А сейчас, отгадай загадки о профессиях:
1. Кто по рельсам – по путям.
Поезда приводит к нам? (Машинист)
2. Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро.
Сам расписан он пестро. (Маляр)
3. Пускай лекарства пить невкусно.
Пускай чуть – чуть болит уколы.
Ты к ней придешь больной и грустный.
Уйдешь здоровый и веселый. (Медсестра)
Игры:
Вручается медаль «Лучший детектив».
Четвертой странице нашего устного журнала «Профессии наших земляков».
Предлагаем посмотреть фотографии наших земляков, работающих в различных отраслях и сферах деятельностей.
Идет демонстрация слайдов, звучит музыка.
Воспитатель: Наш устный журнал закрыт. Я хочу вам напомнить, нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать мастером своего дела, о выборе профессии нужно задуматься в школе и по возможности готовиться к этой профессии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.