Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)
Оценка 5

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Оценка 5
Мероприятия +2
docx
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл +1
04.01.2019
Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)
Внеклассное мероприятие по теме "Химическая опасность" в рамках Дня Гражданской Обороны для учеников 7 - 11 классов. Устный журнал включает в себя следующие страницы: - АХОВ. Классификация. - Химическая авария - Основные причины техногенных аварий - Химически опасные объекты - Безопасность при химических авариях - АХОВ на производстве - Опасные вещества в быту и правила обращения с ними
Устный журнал. Химическая опасность.docx
Государственное учреждение Луганской Народной Республики "Луганское общеобразовательное учреждение ­ средняя общеобразовательная школа      № 20 имени А.В. Демехина" Устный журнал «Химическая опасность» (для 7 – 11 классов)                                                                           учитель химии высшей категории                                                                Глобина Т.В. 2018 Цель урока:  ­ Познакомить учащихся с правилами поведения в критических ситуациях; ­ Основными причинами техногенных аварий; ­ Дать определения химической безопасности, ознакомить с классами опасных веществ; ­ Рассмотреть основные меры по обеспечению химической безопасности населения;  ­ Расширить знания учащихся об опасных веществах в быту и правилах обращения с ними;  ­ Составить алгоритм поведения в любой критической ситуации; Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PPT, видеоматериалы.     Форма проведения:  устный журнал Мотивация Среди   чрезвычайных   ситуаций   техногенного   характера   аварии   на   химически   опасных объектах занимают  одно из  важнейших мест.   Химизация  промышленной индустрии во второй половине XX столетия обусловила возрастание техногенных опасностей, связанных с   химическими   авариями,   которые   могут   сопровождаться   выбросами   в   атмосферу аварийно химически опасных веществ (АХОВ), значительным материальным ущербом и большими человеческими жертвами.  Страница 1. ­ Химически опасные объекты Химически опасный объект (ХОО)  一 это объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на котором или при   разрушении   которого   может   произойти   гибель   или   химическое   заражение     людей сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды.   К  ХОО относятся предприятия химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и   других   родственных   им   отраслей   промышленности;   предприятия,   имеющие промышленные   холодильные   установки,   в   которых   в   качестве   хладагента   используется аммиак; водопроводные и очистные сооружения, на которых применяется хлор и другие предприятия.   Отнесение   таких   предприятий   к   опасным   производственным   объектам производится в соответствии с критериями их токсичности, установленными законом.       Существуют четыре категории степени опасности ХОО:  I — когда в зону возможного химического заражения попадает более 75 тыс. человек, П ­ от 40 до 75 тыс. человек,  Ш — менее 40 тыс. человек, IV   —   зона   возможного   химического   заражения,   не   выходящая   за   пределы   территории объекта или его санитарно­защитной зоны. Страница 2. ­ Основные причины техногенных аварий. Видео файл 1 минута Старница 3.  ­ Химическая опасность. Безопасность при химических авариях    .      В настоящее время наша промышленность не может работать в высоком экологическом режиме.   На   предприятиях   возможны   аварии   с   выбросом   отравляющих   веществ   в атмосферу, гидросферу и литосферу. Если рассмотреть карту Луганской области, то на ее территории   можно   обнаружить     в   промышленном   цикле   которых, используются   ядовитые   вещества   (хлор   и   аммиак),   что   в   случае   аварии   приведет   к экологической катастрофе.  При   возникновении   подобных   техногенных   аварий   возникают   определенные   зоны заражения.   предприятия,   Ученик Зона химического заражения — территория и акватория, в пределах которой распространены или  куда  привнесены   опасные  химические  вещества   в  концентрациях  или  количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений в течение определенного времени. В   зоне   химического   заражения   могут   быть   выделены   составляющие   ее   зоны   —   зона смертельных токсодоз (зона чрезвычайно опасного заражения), зона поражающих токсодоз (зона   опасного   заражения)   и   зона   дискомфорта   (пороговая   зона,   зона   заражения).   На внешней границе зоны смертельных токсодоз 50% людей получают смертельную токсодозу. На внешней границе поражающих токсодоз 50% людей получают поражающую токсодозу. На   внешней   границе   дискомфортной   зоны   люди   испытывают   дискомфорт,   начинается обострение хронических заболеваний или появляются первые признаки интоксикации.   сельскохозяйственных животных и растений.     При авариях на химически опасных объектах может действовать комплекс поражающих факторов: непосредственно на объекте аварии — токсическое воздействие АХОВ, ударная волна при наличии взрыва, тепловое воздействие и воздействие продуктами сгорания при пожаре; вне объекта аварии — в районах распространения зараженного воздуха только токсическое   воздействие   как   результат   химического   заражения   окружающей   среды. Основным поражающим фактором является токсическое воздействие АХОВ.   В   очаге   химического   заражения   происходят   массовые   поражения   людей,       Что же необходимо предпринять в случае опасности химического заражения? Посмотрим один небольшой сюжет. Видеоролик «Безопасность при химических авариях» (2.07)    Страница 4 ­. Классификация аварийно химических опасных веществ АХОВ  –  это опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве,   при   аварийном   выбросе   которого   может   произойти   заражение   окружающей среды в концентрациях, поражающих живые организмы. По степени воздействия на организм человека химические вещества делятся на 4 класса: 1­класс. Чрезвычайно опасные: 1. соединения ртути, свинца, кадмия, цинка; 2. цианистый водород, синильная кислота и ее соли, нитриты; 3. соединения фосфора; 4. галогеноводороды: водород хлористый, водород фтористый, водород бромистый; 5. хлориды: этиленхлоргидрин, этилхлоргидрит; 6. некоторые другие соединения: фосген, оксид этилена. 2 класс. Высоко опасные: 1. минеральные и органические кислоты: серная, азотная, соляная; 2.  щелочи: аммиак, едкий натрий; 3. серосодержащие соединения: сульфиды, сероуглерод; 4. некоторые спирты и альдегиды кислот: формальдегид, метиловый спирт; 5. органические и неорганические нитро­ и аминосоединения: анилин, нитробензол; 6. фенолы, крезолы и их производные. 3   класс.   Умеренно   опасные.   относятся   все   остальные   химические   соединения. 4 класс. Малоопасные. По воздействию на организм человека АХОВ  можно разделить на следующие группы:  вещества с преимущественно удушающим действием (хлор, фосген и др.);  вещества преимущественно общеядовитого действия (окись углерода и др.);  вещества, обладающие удушающим и общеядовитым действием (азотная кислота и окислы азота, сернистый ангидрид,фтористый водород и др.);  вещества, обладающие удушающим и нейротропньш действием (аммиак и др.);  метаболические яды (окись этилена и др.);  вещества, нарушающие обмен веществ (диоксины и др.) Основные химически опасные вещества:   Медь;  Цинк;  Кадмий;  Свинец;  Мышьяк;  Ртуть;  Пестициды;  Радионуклиды;  Микотоксины Про некоторые из них мы с вами поговорим более детально . Ученик  Кадмий    серебряно   –   кадмиевых   аккумуляторов. Ежегодно его выпускают 20 000 тонн. Используют в производстве полимеров, красок, пигментов,   В   организме   нарушают ферментативный обмен, приводят   к расстройству ЦНС (центральной нервной системы). Кадмий накапливается в трубчатых костях, поджелудочной железе, селезенке, но, прежде всего, в печени и, особенно, в почках, причем период его полувыведения из организма составляет от 10 до 30 лет. В организм человека кадмий попадает в основном с пищей и водой, хотя есть и иные источники поступления этого микроэлемента ­ например, табачный дым. Кадмий накапливается, в первую очередь, в грибах, во многих растениях (особенно зерновых, овощных и стручковых культурах, а также орехах) и животных (прежде всего, водных). В растения тяжелый металл проникает из почвы.  Свинец Источник   загрязнения   –   аккумуляторные   батареи,     свинцовые   трубы,   кабельные покрытия, газы автомобилей, краски, отходы ТЭС . В организме нарушает обмен веществ, замедляет действие ферментов, заменяет кальций в костях. У детей вызывает умственную отсталость, заболевание мозга. Внутрь организма человека свинец  может попасть через дыхательные органы или органы пищеварения, откуда с кровью попадает далее. Причем попадание   свинцовой   пыли   через   легкие   гораздо   опаснее,   чем   через   пищевод.   Очень большое   количество   этой   самой   пыли   содержится   в   городе,   где   воздух   заполнен выхлопными газами. В крупных городах норма свинца превышена в 25 раз.  Цинк Цинк   легко   растворяется   в   органических   кислотах   пищи.   Поступая   с   пищей,   цинк всасывается   в   кишечник,   связывается   с   белками   плазмы,   затем   поглощается   печенью, откуда возвращается в кровеносную систему и доставляется к органам и тканям человека. Главным   симптомом   отравления   цинком   является   местное   раздражение   слизистой оболочки желудка (рвота, боли и др.); дети особенно чувствительны к цинку, отравления у них протекают тяжелее. В 1981 году в Японии была зафиксирована вспышка тяжелого заболевания   костно   –   мышечной   системы,   у   людей,   которые   употребляли   в   пищу   рис, выращенный на полях с повышенным содержанием цинка. При избыточном поступлении цинка   в   организм   человека   возможно   канцерогенное   влияние   и,   следовательно, возникновение раковых заболеваний внутренних органов; цинк оказывает также токсичное действие на сердце, печень и кровеносную систему. Ученик Аммиак Бесцветный   газ   с   резким   запахом,   легче   воздуха.   Горюч.   С   воздухом   образует взрывоопасную смесь. Ёмкости с газом при нагревании могут взрываться. Перевозится в сжиженном   состоянии   под   давлением   в   железнодорожных   цистернах   с   надписью «Аммиак».  Аммиак обладает удушающим действием, возбуждает центральную нервную систему и вызывает судороги. При высоких концентрациях возможен смертельный исход. При аварии с утечкой аммиака в качестве средств индивидуальной защиты  следует применить ватно – марлевую повязку, смоченную 2%  раствором уксусной кислоты. В Луганской области  аммиак используется в производственном цикле Северодонецкого предприятия «Азот» при производстве минеральных удобрений. Хлор На западе Фландрии лежит крошечный городок. Тем не менее его название известно всему миру   и   долго   еще   будет   сохраняться   в   памяти   человечества   как   символ   одного   из величайших преступлений против человечества. Этот городок   一 Ипр. Креси  1— Ипр   一 Хиросима 一 вехи на пути превращения войны в гигантскую машину уничтожения. ...В   начале   1915   г.   на   линии   западного   фронта   образовался   так   называемый   Ипрский выступ.   Союзные   англо­французские   войска   к   северо­востоку   от   Ипра   вклинились   на территорию,   занятую   германской   армией.   Германское   командование   решило   нанести контрудар   и   выровнять   линию   фронта.   Утром   22   апреля,   когда   дул   ровный   норд­ост, немцы начали необычную подготовку к наступлению 一 они провели первую в истории войн газовую атаку. На ипрском участке фронта были одновременно открыты 6000 баллонов хлора. В течение пяти минут образовалось огромное, весом в 180 т,ядовитое желто­зеле­ ное облако, которое медленно двигалось по направлению к окопам противника. Этого   никто   не   ожидал.   Войска   французов   и   англичан   готовились   к   атаке,   к артиллерийскому обстрелу, солдаты надежно окопались, но перед губительным хлорным облаком они были абсолютно безоружными. Смертоносный газ проникал во все щели, во все укрытия. Результаты первой химической атаки (и первого нарушения Гаагской кон­ 1 венции 1907 г. о неприменении отравляющих веществ!) были ошеломляющими   一 хлор поразил около 15 тысяч человек, причем примерно 5 тысяч 一 насмерть. И все это — рада того,   чтобы   выровнять   линию   фронта   длиной   в   6   км!   Спустя   два   месяца   немцы предприняли хлорную атаку и на восточном фронте. А через два года Ипр приумножил свою печальную известность. Во время тяжелого сражения 12 июля 1947 г. в районе этого города было впервые применено отравляющее вещество, названное в последствии ипритом. Иприт 一 это производное хлора, дихлордиэтилсульфид. Об этих эпизодах истории, связанных с одним маленьким городком и одним химическим элементом, мы напомнили для того, чтобы показать, как опасен может быть элемент № 17 в руках воинствующих безумцев. Это — самая мрачная страница истории хлора, но было бы   совершенно   неверно   видеть   в   хлоре   только   отравляющее   вещество   и   сырье   для производства других отравляющих веществ.  В нормальных условиях газ жёлто­зелёного цвета с резким раздражающим специфическим запахом,   тяжелее   воздуха   примерно   в   2,5   раза,   вследствие   чего   стелется   по   земле, скапливаясь в низинах, подвалах, колодцах, переходах, туннелях. Хранится и перевозится под   давлением   в   стальных   баллонах   и   железнодорожных   цистернах   жёлтого   цвета   с красной полосой. При выходе в атмосферу дымит, заражает водоёмы. Мало растворим в воде, не горюч. При испарении образует с водяными парами белый туман. 1 кг жидкого газа образует 316 л газа.  Страница 5. ­ Опасные вещества в быту и правила обращения с ними. 90%   отравлений   химическими   бытовыми   препаратами   происходит   дома.   Потому,   что именно там человек теряет бдительность  Ученик Ртуть  РТУТЬ ­ жидкий серебристо­белый металл, тяжелее всех известных жидкостей.   Плотность – 13,52 г/см.куб., плавится при температуре – 39 С. Кипит при +35 С.   Применяется   в   ртутных   светильниках,   лампах   дневного   света,   в   измерительных приборах, при получении амальгам (зеркал), средствах, предотвращающих гниение дерева, в медицинской и лабораторной практике.   Легко проникает в щели полов, мебели, стен, впитывается пористыми телами, в том числе, деревом, бумагой, тканью, штукатуркой, длительно сохраняясь там, является источником загрязнения воздуха помещений.   Замерзает ртуть при ­38,9°C.  Испаряется при комнатной и даже нулевой температуре, пары ртути бесцветны, не имеют запаха. Физиологическое действие  Пары ртути и ее соединения очень ядовиты. При хроническом отравлении ртутью и ее   соединениями   появляются   металлический   привкус   во   рту,   рыхлость   десен, сильное слюнотечение, возбудимость, ослабление памяти. Неотложная помощь при поражении ртутью.  1. Пострадавшего вывести на свежий воздух  2. При попадании соединений ртути в желудок:  а) промыть желудок большим количеством воды, в которой желательно растворить 20­ 30 грамм активированного угля;  б) принять теплый душ (не помешают и грелка)  в) сменить одежду;   г) пить как можно больше                    ­ молока,                    ­ белковой воды (белки куриного яйца с водой),                    ­ слизистые отвары (риса, овсянки),                    ­ после этого промыть слизистую оболочку полости рта 2%­ным раствором марганцовки,                      ­ обязательно почистить зубы Если дома разбили ртутный градусник  выведите из помещения всех людей, в первую очередь детей, инвалидов, пожилых людей;  откройте настежь все окна в помещении;  максимально изолируйте от людей загрязненное помещение, плотно закройте все двери;   защитите   органы   дыхания   хотя   бы   влажной   марлевой   повязкой;  немедленно начинайте собирать ртуть: собирайте спринцовкой большие шарики и сразу сбрасывайте их в стеклянную банку с раствором (2 г перманганата калия на 1 литр воды), более мелкие шарики собирайте влажной бумагой   и тоже сбрасывайте в банку. Банку плотно закройте крышкой. Использование пылесоса для собирания ртути ­ запрещается.   вымойте   загрязненные   места   мыльно­содовым   раствором   (400   граммов   мыла   и   500 граммов кальцинированной соды на 10 литров воды) или раствором перманганата калия (20 граммов на 10 литров воды);   закройте   помещение   после   обработки   так,   чтобы   не   было   сообщения   с   другими помещениями и проветривайте в течение трех суток;   удерживайте   в   помещении,   по   возможности,   температуру   не   ниже   18­20   С   для сокращения сроков обработки в течение проведения всех работ;  вычистите и промойте крепким, почти черным раствором марганцовки подошвы обуви, если вы наступили на ртуть. Если  вы   обнаружили  или  увидели  шарики  ртути  в   любом  другом   месте,  пожалуйста, немедленно  сообщите   об   этом  местные  органы  по   вопросам  чрезвычайных  ситуаций   и гражданской защиты населения или милицию. Видеоролик  ­ 3 минуты « А знаете ли вы, куда уходит ртуть из старых ламп?» Ученик Кислоты и щелочи Первая помощь при контакте с кислотами и щелочами. Необходимо быстро снять одежду, промыть   пораженное   место   проточной   водой   в   течении   10   ­   15   минут.   Кислоту нейтрализовать слабым раствором щелочи (пищевой содой). А щелочи – слабым раствором кислот (1 ч. ложка уксуса на стакан воды). На обожженный участок накладывают сухую чистую повязку. В случае попадания кислот и щелочей в глаза, их следует промыть водой и немедленно отправиться в больницу. Угарный газ Это продукт не полного сгорания дров, угля, бензина и других веществ. Не имеет запаха, вкуса.   Действует   коварно.   Симптомы   отравления   –   резкая   слабость,   головная   боль, тошнота, рвота, шум в ушах, сухой кашель, слезоточивость. Угарный газ образует стойкое соединение с гемоглобином крови, в следствии чего, кровь утрачивает свойство переносить кислород в организме и наступает кислородное голодание, вплоть до смерти. Необходимо быстро вынести потерпевшего на свежий воздух, дать понюхать нашатырный спирт, согреть и вызвать скорую помощь.  Страница 6. –  Викторина Какой   объект   является   взрывоопасным?   (Объект,   на   котором   хранят,   производят, транспортируют вещества, способные при определенных условиях взрываться) 1. Какой химический элемент необходим для горения? (кислород) 2. Что относится к индивидуальным средствам защиты органов дыхания? (противогаз, респиратор,ватно­марлевая повязка, противопыльная тканевая маска) 3. В   чем   состоит   опасность   аварии   на   объекте   химической   промышленности?   (в заражении окружающей среды химически опасными веществами). 4. Каковы основные причины аварий? (нарушение требований безопасности, износ основного технологического оборудования и основных фондов, нарушение правил техники   безопасности,   снижение   качества   проведения   работ   по предупреждению аварий). 5. Что такое МЧС? (Министерство по чрезвычайным ситуациям) 6. Какое   вещество   называют   взрывоопасным?   (вещество,   которое   может взорваться при определенных условиях (воздействие пламени)) 7. Вам на одежду попали капли кислоты. Что необходимо сделать? (снять одежду, обработать кожные покровы слабым раствором соды). 8. Для   приготовления   мясного   блюда   вам   необходим   3   %   ­й   раствор   уксусной кислоты. Как правильно смешать воду с кислотой? (сначала в емкость нужно налить воды, а потом уксус) 9. Как действовать по сигналу "Внимание всем"? а) надеть средства защиты и покинуть помещение б) включить радио и прослушать информацию (правильно) в) быстро направится в убежище 10.  При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора, вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. Вы живете на 1 этаже 9 этажного дома. Как вы поступите? а) укроетесь в подвале б) подниметесь на верхний этаж (правильно) в) останетесь в своей квартире 11. Пары, какого из перечисленных веществ являются наиболее токсичными? а) пары хлора  б) пары аммиака  в) пары ртути (правильно) 12. При   аварии   с   утечкой   аммиака   в   качестве   средств   индивидуальной   защиты   вы решили применить ватно­марлевую повязку. Чем вы ее смочите? а) 2% раствором нашатырного спирта б) 2% раствором уксусной кислоты (правильно) в) раствором соды 13. При аварии на химически опасном объекте вам угрожает опасность оказаться в зоне заражения. В каком направлении следует покинуть эту зону? а) по направлению ветра б) на встречу ветру в) перпендикулярно направлению ветра (правильно)   Страница 7. ­  Встреча с интересным человеком  Тема: «Химическое оружие»

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)

Устный журнал «Химическая опасность» (7 - 11 классы, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.01.2019