Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему В чём состоит сущность, музыкального содержания
Содержание:
Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке.
«Загадки» содержания в художественном произведении.
Роль деталей в искусстве.
Характеристика видов деятельности:
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 7 класса
По программе В. . Алеева .Т. Науменко
На тему В чём состоит сущность, музыкального содержания (1 урок)
Содержание:
Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном
искусстве, музыке.
«Загадки» содержания в художественном произведении.
Роль деталей в искусстве.
Художественный материал:
Живопись: С. дель Пьомбо. «Несение креста».
Музыка: Т. Альбинони. «Адажио» (слушание).
Характеристика видов деятельности:
Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов
искусства.
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и
изобразительного искусства.
Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды.
Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных
произведениях.
«Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках»
(И. С. Тургенев)
Каждое искусство имеет свои особенности содержания.
Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями
их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о
конкретных людях. На первое место выступают словесные описания
внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся
обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время
года и суток. И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме.Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры)
воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те
или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о
таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер
(уголок помещения), батальная (военная) сцена и др.
Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Собственно,
настоящая фамилия Лучани (Luciani). Родился в Венеции приблизительно в
1485 году. Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне и
Тициана; с 1511 года работал в основном в Риме. Под воздействием искусства
Рафаэля живопись Себастьяно дель Пьомбо приобрела строгость и
уравновешенность.
Вовсе не живопись, а музыка была, как многие утверждают, первой
профессией Себастьяно, и в самом деле, не говоря уже о пении, он получал
большое удовольствие от игры на инструментах самого различного вида, в
особенности же на лютне, так как на ней могут быть сыграны все голоса без
всякого другого сопровождения. Благодаря этому занятию он одно время
пользовался величайшим благоволением венецианской знати, с которой он в
качестве виртуоза в этом искусстве всегда стоял на самой короткой ноге.
Когда же ему, всё ещё юноше, вздумалось посвятить себя живописи, он
научился первым её началам у Джованни Беллини, который в это время был
уже стариком.
Это произведение захватывает в первую очередь «крупным планом трагедии».
Картина написана в мрачных тонах и это полностью сочетается с
изображённым на ней сюжетом. Лишь одеяние спасителя кристально белое,
говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой
крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он
будет распят, и он знает об этом. Терновый венец впивается в его головы,
образуя кровоподтёки. Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он
как будто бы не чувствует ни боли в голове ни напряжения в руках – его
волнует более большое горе – боль за всех людей на земле.
Себастьяно отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в
его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного
действия. И поэтому основной темой картины оказывается не столько показ
человеческой жестокости и равнодушия (а рядом с ними и чуткой
отзывчивости), сколько изображение самих страданий Спасителя, что, как
уже отмечалось, в гораздо большей степени способно дать зрителю понятие о
размерах принесённой им жертвы.Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик
облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в
этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот,
возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли
или которые увидели на картине.
Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало
просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно
поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какойнибудь
незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его
самых длинных высказываний.
Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте
ответить на вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует?
Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не
подетски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о
которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не
только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что
она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все
другие девочки, способна и плакать, и страдать.
Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём
повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях,
подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных.
Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты
нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают
тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с
искусством.
Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к
произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни
обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не
из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов,
описаний, изображений.
Ведь художественное произведение всегда метафора, оно никогда прямо не
заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно
разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом.
Музыка воздействует несколько иначе.И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и
иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка
живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение,
она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти.
И музыке это удаётся удаётся намного быстрее, чем произведениям других
видов искусства. Потому что музыка воздействует на человеческие чувства,
обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и
понятное, музыка это собственный язык человеческих чувств, их выражение
в этом мире.
«Адажио» Томазо Альбинони одно из самых известных музыкальных
произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в
последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и
навевает мысли о вечном.
«Адажио» сольминор для струнных инструментов и органа, известное как
«Адажио» Альбинони, одно из самых популярных и часто записываемых
произведений итальянской барочной музыки. В современную эпоху
известность ему принесло знаменитое «Адажио». Всё это правильно, только
вот «Адажио» на самом деле написал в 1958 году итальянский музыковед
Ремо Джадзотто. Огромная часть рукописей Альбинони была уничтожена во
время Второй мировой войны, когда была разбомблена Дрезденская
государственная библиотека.
Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших
рукописей композитора нашёл в середине XX в. исследователь жизни и
творчества Альбинони Ремо Джадзотто и сочинил на её основе музыкальное
произведение.
Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами. Её
мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые
завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа,
траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага
вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному
пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.
Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно
убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и
настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразныхчеловеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе,
наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс,
больших социальных конфликтов.
Что же является сущностью музыкального содержания?
Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности предметы,
имеющие вид, размер, очертания, окраску и т. д.
Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких
подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит
к другому, а здесь они разговаривают ...
И даже в той её части, которая связана с программным описанием
музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события,
а прежде всего переживании их настроения, все оттенки чувств, которые эти
события выражают.
Вопросы и задания:
Почему художественное произведение можно уподобить загадке?
Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его
стороны воздействуют на человека прежде всего?
Пройдите по улицам вашего города. Какие, повашему, здания, памятники,
архитектурные ансамбли гармоничны, то есть представляют единство
содержания и формы? Попробуйте изобразить их в вашем рисунке.
Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/vchyomsostoitsushchnost
muzykalnogosoderzhaniya1chas