В чём состоит сущность, музыкального содержания 1 урок

  • Разработки уроков
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 7 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему В чём состоит сущность, музыкального содержания Содержание: Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Характеристика видов деятельности:
Иконка файла материала музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  7 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко                                                  На тему   В чём состоит сущность, музыкального содержания (1  урок) Содержание: Особенности воплощения содержания в литературе, изобразительном  искусстве, музыке. «Загадки» содержания в художественном произведении. Роль деталей в искусстве. Художественный материал: Живопись: С. дель Пьомбо. «Несение креста». Музыка: Т. Альбинони. «Адажио» (слушание). Характеристика видов деятельности: Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов  искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и  изобразительного искусства. Оценивать художественные произведения с позиции красоты и правды. Анализировать способы воплощения содержания в музыкальных  произведениях. «Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках» (И. С. Тургенев) Каждое искусство имеет свои особенности содержания. Читая рассказ или повесть, мы узнаём характер героев, следим за событиями  их жизни, воспринимаем повествование как конкретную историю о  конкретных людях. На первое место выступают словесные описания  внешности героев, их жестов, мимики и выражения лиц. Тут же воссоздаётся  обстановка (убранство помещения, особенности пейзажа), уточняется время  года и суток. И, разумеется, по возможности всё это даётся в образной форме.Образы изобразительных искусств (живописи, графики, скульптуры)  воспринимаются зрительно. Они наиболее наглядны, так как воссоздают те  или иные стороны действительности в формах самой жизни. Вспомним о  таких видах изобразительного искусства, как портрет, пейзаж, интерьер  (уголок помещения), батальная (военная) сцена и др. Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Собственно,  настоящая фамилия Лучани (Luciani). Родился в Венеции приблизительно в  1485 году. Учился у Джованни Беллини, испытал влияние Джорджоне и  Тициана; с 1511 года работал в основном в Риме. Под воздействием искусства Рафаэля живопись Себастьяно дель Пьомбо приобрела строгость и  уравновешенность. Вовсе не живопись, а музыка была, как многие утверждают, первой  профессией Себастьяно, и в самом деле, не говоря уже о пении, он получал  большое удовольствие от игры на инструментах самого различного вида, в  особенности же на лютне, так как на ней могут быть сыграны все голоса без  всякого другого сопровождения. Благодаря этому занятию он одно время  пользовался величайшим благоволением венецианской знати, с которой он в  качестве виртуоза в этом искусстве всегда стоял на самой короткой ноге.  Когда же ему, всё ещё юноше, вздумалось посвятить себя живописи, он  научился первым её началам у Джованни Беллини, который в это время был  уже стариком. Это произведение захватывает в первую очередь «крупным планом трагедии».  Картина написана в мрачных тонах и это полностью сочетается с  изображённым на ней сюжетом. Лишь одеяние спасителя кристально белое,  говорящее о чистоте его намерений, о свете души его. Он сам несёт свой  крест – какая глубокая метафора! Сам несёт то, на чём через пару часов он  будет распят, и он знает об этом. Терновый венец впивается в его головы,  образуя кровоподтёки. Его взор опущен, как бы устремлён внутрь себя, и он  как будто бы не чувствует ни боли в голове ни напряжения в руках – его  волнует более большое горе – боль за всех людей на земле. Себастьяно отказывается от изображения толпы, сопровождающей Христа в  его скорбном шествии на Голгофу, убирает побочные эпизоды главного  действия. И поэтому основной темой картины оказывается не столько показ  человеческой жестокости и равнодушия (а рядом с ними ­ и чуткой  отзывчивости), сколько изображение самих страданий Спасителя, что, как  уже отмечалось, в гораздо большей степени способно дать зрителю понятие о  размерах принесённой им жертвы.Рассматривая произведение живописи, мы проникаем в сущность через облик  ­ облик человека или природы. И наше эмоциональное переживание будет в  этих случаях тем глубже, чем больше нам удастся полюбить или, наоборот,  возненавидеть тех персонажей, те пейзажи, портреты, о которых мы прочли  или которые увидели на картине. Подобная любовь и ненависть возникают в нас не случайно: для этого мало  просто написать о том, что человек плох или хорош. Чтобы мы действительно поверили, требуется незаурядное мастерство: зачастую какой­нибудь  незначительный штрих характеризует человека красноречивее любых его  самых длинных высказываний. Вспомните, например, знакомых вам литературных героев и попробуйте  ответить на вопрос: что вас больше всего в них трогает и волнует? Может быть, вы скажете, что Маленького принца любите не только за его не  по­детски мудрые высказывания, но и за мягкую шелковистость волос, о  которых автор не забыл упомянуть. А принцесса Русалочка трогает нас не  только своей готовностью совершить самый настоящий подвиг, но и тем, что  она предстаёт перед нами как тихая, задумчивая девочка, которая, как и все  другие девочки, способна и плакать, и страдать. Даже из этих двух небольших примеров мы видим, что самое важное, о чём  повествуют нам произведения искусства, заключено в конкретных деталях,  подробностях, пусть даже на первый взгляд и не столь значительных.  Выражение глаз или улыбка, изгиб руки или оттенок голоса – эти черты  нередко заключают в себе главную идею произведения или образа, вызывают  тот живой отклик, который и является подлинной сутью нашего общения с  искусством. Однако какие бы глубины содержания ни открывало нам приобщение к  произведениям литературы или живописи, какие бы срезы душевной жизни ни  обнаруживались нам в этих художественных иносказаниях, они возникают не  из непосредственного впечатления, а проступают сквозь сплетения слов,  описаний, изображений. Ведь художественное произведение ­ всегда метафора, оно никогда прямо не  заявляет о своих намерениях; поэтому его понимание нередко равнозначно  разгадке, которая потрясает нас внезапно открывшимся смыслом. Музыка воздействует несколько иначе.И хотя она тоже организована очень сложно, тоже полна загадок и  иносказаний, всё же её воздействие более непосредственно. Ведь музыка  живёт только пока звучит, и за те минуты, которые отданы ей в распоряжение, она должна успеть очень многое: захватить, увлечь, потрясти. И музыке это удаётся ­ удаётся намного быстрее, чем произведениям других  видов искусства. Потому что музыка воздействует на человеческие чувства,  обладающие свойством мгновенного отклика на действительно близкое и  понятное, музыка ­ это собственный язык человеческих чувств, их выражение  в этом мире. «Адажио» Томазо Альбинони ­ одно из самых известных музыкальных  произведений. Именно оно непременно звучит, когда человека провожают в  последний путь. Именно оно заставляет сердце слушателей сжиматься и  навевает мысли о вечном. «Адажио» соль­минор для струнных инструментов и органа, известное как  «Адажио» Альбинони, ­ одно из самых популярных и часто записываемых  произведений итальянской барочной музыки. В современную эпоху  известность ему принесло знаменитое «Адажио». Всё это правильно, только  вот «Адажио» на самом деле написал в 1958 году итальянский музыковед  Ремо Джадзотто. Огромная часть рукописей Альбинони была уничтожена во  время Второй мировой войны, когда была разбомблена Дрезденская  государственная библиотека. Существует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших  рукописей композитора нашёл в середине XX в. исследователь жизни и  творчества Альбинони ­ Ремо Джадзотто и сочинил на её основе музыкальное  произведение. Музыка «Адажио» наполнена явными и скрытыми смыслами. Её  мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые  завершаются скорбными интонациями, строгий и возвышенный тембр органа,  траурный минорный лад и, наконец, мерная неторопливая поступь шага  вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, которое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством. Знакомясь с лучшими произведениями музыкального творчества, можно  убедиться, что содержание их составляют не только душевные переживания и  настроения, но также и серьёзное раздумье, изображение разнообразныхчеловеческих характеров в их взаимных столкновениях и жизненной борьбе,  наконец, воспроизведение общественных движений широких народных масс,  больших социальных конфликтов. Что же является сущностью музыкального содержания? Мы уже понимаем: это не предметы во всей их реальности ­ предметы,  имеющие вид, размер, очертания, окраску и т. д. Музыка не даёт нам конкретных описаний, она вообще избегает всяких  подробностей. Слушая её, мы не можем сказать: здесь один человек подходит  к другому, а здесь они разговаривают ... И даже в той её части, которая связана с программным описанием  музыкальных событий, мы всё же воспринимаем не сами конкретные события,  а прежде всего переживании их настроения, все оттенки чувств, которые эти  события выражают. Вопросы и задания: Почему художественное произведение можно уподобить загадке? Сразу ли открывается нам содержание музыкального произведения? Какие его стороны воздействуют на человека прежде всего? Пройдите по улицам вашего города. Какие, по­вашему, здания, памятники,  архитектурные ансамбли гармоничны, то есть представляют единство  содержания и формы? Попробуйте изобразить их в вашем рисунке. Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/v­chyom­sostoit­sushchnost­ muzykalnogo­soderzhaniya­1­chas