"В царстве Терпсихоры"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке ребята продолжают знакомство с музыкальным театром на примере балета П.И.Чайковского "Щелкунчик". Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа Задачи: Образовательная: продолжить накопление сведений оразличных жанрах музыки; познакомить учащихся систорией и строением балетного спектакля. Развивающая: продолжить работу по развитию музыкального слуха, памяти,чувства ритма, а также вокально-хоровых умений и навыков учащихся Воспитательная: воспитывать умение оценивать и анализировать явления музыкальной культуры,музыка
Иконка файла материала музыка.docx
Предмет: музыка 1. Класс: 5 1. Тема урока «Второе путешествие в музыкальный театр. В царстве Терпсихоры.» 2. Цель: воспитание любви и бережного отношения к музыкальной культуре своего народа 3. Задачи: 1. Образовательная: продолжить накопление сведений оразличных жанрах музыки;  познакомить учащихся систорией и строением балетного спектакля. 2. Развивающая: продолжить работу по развитию музыкального слуха, памяти,чувства  ритма, а также вокально­хоровых умений и навыков учащихся 3. Воспитательная: воспитывать умение оценивать и анализировать явления музыкальной  культуры, 9. Планируемые результаты: Личностные:   у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению музыки, умение в процессе  рефлексии проводить самооценку; Ученик получит возможность для формирования эмоционального отношения к музыке,  устойчивой учебно­познавательной мотивации и интереса к учению. Предметные:   ученик научится осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения;  понимать термины "балет", "пантомима", "па­де­де", "па­де­труа" и др.; Ученик получит возможность применять музыкальную терминологию в характеристике  музыкальных произведений на примере балета П.И.Чайковского "Щелкунчик" Метапредметные результаты: Личностные:   ученик научитсяпроявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при  восприятии музыки; ученик получить возможность научиться объяснять смысл своих оценок, мотивов,  целей. Познавательные:   научится анализировать, сравнивать музыкальные произведения и находить общее и  различное; получит возможность научиться владеть отдельными специальными терминами в  пределах изучаемого курса. Регулятивные:  научится исполнять музыку, передавая художественный смысл; получит возможность научитьсяопределять и формулировать тему и проблему урока; Коммуникативные:   научится организовывать работу в паре, группе; получит возможность научиться сотрудничать со сверстниками в процессе работы в  группе. 9.Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, фортепиано 10.Ход урока: Действия учителя Действия учащихся Организационный момент –Ребята, вы сейчас услышали музыку. Скажите, пожалуйста, вы  узнали ее? Кто ее автор? –Я вам сейчас подскажу. Посмотрите на экран.  Введение в тему, целеполагание –Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? – Молодцы! Давайте сегодня поговорим с вами о балете и назовем наш урок так же, как и прошлый. Наш прошлый урок назывался ... – А теперь назовите тему нового урока Дети входят в класс  под вальс из балета  П.И.Чайковского  "Щелкунчик". Возможно, ребята не  узнают музыку На экране отрывок из  мультфильма  "Щелкунчик", где звучит эта музыка На экране слайд с  коллажем на тему  "Балет" Ответы ребят –Первое путешествие в  музыкальный театр –Второе путешествие в  музыкальный театр.  Балет. –Но мы же с вами на волшебном уроке, поэтому и тема урока должна  звучать сказочно, красиво, волшебно! Выступление Арсения Давайте перенесемся в давние­давние времена, в мир Древней  Греции и узнаем, связано ли искусство балета с каким­нибудь  божеством или богиней? А поможет нам в этом Арсений Гиллер . Он  даже приготовил небольшую презентацию. – Давайте назовем наш урок по имени Музы Терпсихоры, которая  покровительствовала танцу, музыке. В царстве........ –Молодцы! Скажите, о чем вы бы хотели узнать на этом уроке? " В царстве  Терпсихоры» Ответы ребят(как  появился балет, из чего состоит балетныйспектакль, – Итак, главные вопросы, на которые мы должны будем ответить: ( На  слайде) 1. История возникновения балета. 2. Из чего состоит балетный спектакль.  Работа по теме – В вашем классе есть ребята, которые серьезно интересуются  искусством, так пусть они будут нашими экскурсоводами в царстве  балета. Слово Кате. Выступление Кати  Седых –Балет ­ искусство довольно молодое, ему немногим больше  четырехсот лет. Родился он в Италии в эпоху Возрождения. Слово  "балет" произошло от французского ballet, что означает "танцевать".  Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и  песенные и разговорные эпизоды. Такие веселые танцевальные  сценки исполняли на карнавалах в Италии. Во Франции в XVIIвеке, при дворе Людовика XIV, был популярен придворный балет. Во дворце  Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовал король,  королева и придворные. – Скажите, похоже это на наш современный балет? – В современном понимании балет появился только в XVIIIвеке. Он  становится самостоятельным произведением. Французские  балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым  пользуются до сих пор. Поэтому международный язык балета какой? О возникновении балета в России расскажет Лера Видео "Балет эпохи  Барокко" Ответы ребят –В России первый балетный спектакль был поставлен в 1673 году при  дворе царя Алексея Михайловича и назывался он «Балет об Орфее и Эвридике». Церемонные и  медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и  ходов. В 1738 году открылась первая в России балетная школа – 12  Ответы детеймальчиков и 12 девочек из дворцовой прислуги (сейчас это известная  на весь мир Академия Русского балета имени Агриппины Вагановой в  Санкт­Петербурге). Через 3 года они стали профессиональными  артистами, причем юноши и девушки не только танцевали, но и  исполняли вокальные номера. Выступление Валерии  Овчинниковой –Национальное своеобразие русского балета начало формироваться в начале XIXвека, а настоящий переворот в балетной музыке произвел  русский композитор…………. и его три замечательных балета ……… –Ребята, а вы можете назвать кого­нибудь из известных балерин  прошлого и настоящего? – Тогда вам задание на следующий урок: найти в интернете  информацию о самых известных представителях балета России (2­3) и  сделать о них небольшое сообщение А теперь Варя покажет нам несколько движений балета  Физкультминутка –А теперь пора немного подвигаться и показать, что не зря наш урок  посвящен балету. Кто у нас сегодня будет великим хореографом ?  Кстати, знаете, что означает это слово? Буквально оно означает  «рисую танец». Так вот, наш хореограф будет для нас рисовать не танец, конечно,  ритмические движения. а мы, по возможности, будем их повторять. Портрет  П.И.Чайковского Ответы детей Ответы детей  Работа по теме – Молодцы! Садитесь на свои места и продолжим урок. Сейчас мы  поближе познакомимся со строением балетного спектакля, балетной  терминологией, а для этого откройте нашу таблицу прошлого урока,  Выступление Вари с  комментариями учителягде мы работали с оперными обозначениями. Итак: под №1 у нас идет термин "либретто". Что он обозначает? –А как вы думаете, в балете есть либретто? Таким образом в таблицу вносятся термины "либретто", "увертюра",  "вариации", "па­де­де", "па­де­труа", "кордебалет", параллельно  вспоминаются оперные термины. –А вы знаете как называется юбка балерины? –А что значит "танцевать на пуантах"? –А теперь, когда мы с вами стали почти "знатоками" балета, настало  время познакомиться с самым сказочным, самым новогодним балетом  П.И.Чайковского ­ "Щелкунчиком". Он написан по сказке Гофмана  "Щелкунчик и Мышиный король". Немного о содержании этого балета  нам расскажет Дима Воробьев Звучит марш из балета  «Щелкунчик» "Щелкунчик" ­ сказка о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая  девочка Маша, спасая уродливого Щелкунчика от полчищ Мышиного  короля, вознаграждена за отвагу и бескорыстие. Деревянный  Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под радостную  музыку ведет её в волшебное царство феи Драже. И, хотя  превращения эти происходят с Машей во сне, хочется верить, что все  это на самом деле, ведь в каждой сказке есть доля правды. П.И.Чайковский произвел настоящий фурор в балетной музыке. Она по прежнему оставалась танцевальной, но при этом приобрела особую  драматическую выразительность. Подробно о содержании балета и  музыкальных номерах мы поговорим на следующем уроке, а сегодня я  хочу, чтобы вы перенеслись за кулисы музыкального театра и приняли  участие в подготовке балетного спектакля.  Мозговой штурм –Но сначала давайте подумаем, какие виды искусства объединяются  вместе для того, чтобы возникло это чудо ­ балет! Итак, с чего  начинается работа над балетом? –Правильно, с литературного произведения, со сценария. Вспомните,  как называется литературное содержание оперы............. –Молодцы! Своё либретто есть и у балета. Как называется вид  искусства, "отвечающий" за сценарий? –Очень хорошо! У вас на столах есть пазлы, из которых нам нужно  составить снежинку. Возьмите один луч, напишите на нем  ЛИТЕРАТУРА и приставьте к серединке (БАЛЕТУ). Ответы ребят Работа в тетради пачка на кончиках пальцев Выступление ДимыНу а самый главный вид искусства в балете ­ ......... Воробьева –Пишем слово МУЗЫКА и приставляем этот луч к серединке. Далее учитель объясняет значение ХОРЕОГРАФИИ, ЖИВОПИСИ,  ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА и АРХИТЕКТУРЫ в создании балетного  спектакля. –А теперь давайте вместе сформулируем определение, что же такое  "балет"? –Посмотрите, какая красивая снежинка у вас получилась, совсем как в балете "Щелкунчик". В конце 1­го акта есть сцена в снежном лесу, на  поляне. Маша и принц, в которого превращается уродливый  Щелкунчик, идут в город сластей Конфитюренбург и их сопровождает  вальс Снежных Хлопьев. Представьте, что по какой­то причине  потерялись ноты этого вальса, эскизы костюмов Снежных Хлопьев. Но ваш класс приходит на помощь театру и сейчас за несколько минут мы  решим эту проблему. 1­я группа (литераторы­сценаристы) ­ получает очень сложное  задание. Она должна придумать историю об этих снежинках (учитель  должен настроить детей на работу) 2­я группа (композиторы) ­ представляет, какой должна быть музыка  этого танца, в каком ритме, темпе, какие инструменты должны  исполнять мелодию. 3­я группа (художники) ­ занимается эскизами костюмов. –А теперь каждая группа покажет свою работу, а другие оценят её по  нашему звукоряду. –Молодцы, хорошо поработали! Ребята, у меня радостная новость:  пропажа нашлась! И музыка, и костюмы заняли свое положенное  место в спектакле, и мы сейчас увидим эту сцену и сравним её с  вашими фантазиями. Ответы учащихся Либретто Литература–Кто услышал в этом вальсе что­нибудь необычное? Музыка –Правильно, Чайковский специально ввел в этот вальс звучание  детских голосов, чтобы разогнать мрак и ужас зимнего ночного леса.  Вспомните, как называется жанр вокальной музыки, когда мы слышим  пение без слов.......... –Молодцы! Рефлексия –Сейчас возьмите ручки и в тетради запишите ответы на тест, который вы увидите на экране. Итак, начали: –Ну что ж, урок подходит к концу. Выберите из нашего звукоряда ноту, которая соответствует общему настроению урока. Поговорим о том,  что мы узнали сегодня. Балет ­ музыкальный  спектакль,  объединяющий музыку, литературу,  хореографию,  живопись, театр и  архитектуру – Всем спасибо за урок, до свиданья! Работа в группахПоказ и оценивание  работ Показ видеоролика Звучит хор! Вокализ Видеотест и  подведение его итогов .Ребята выбирают ноту, а учитель спрашивает  выборочно о том, что  они узнали на уроке,  что понравилось, а что  не понравилось