Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах. Kомплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слухаСтуденты, имеющие отклонения в состоянии здоровья — хронические заболевания или повреждения опорно-двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах. Kомплектование групп осуществляет врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной, эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха
Ваше здоровье и физкультура.
Студенты колледжей в зависимости от физического развития, состояния здоровья и функциональной
подготовки разделены на три группы — основную, подготовительную и специальную.
Студенты, имеющие отклонения в состоянии здоровья — хронические заболевания или повреждения опорно
двигательного аппарата, занимаются в специальных медицинских группах. Kомплектование групп осуществляет
врач. Основным критерием для включения в специальную медицинскую группу является то или иное
заболевание, уровень физической подготовленности, очаги хронической инфекции. Группы формируются по
нозологии (заболеваемости). Так, студенты с заболеваниями кардиореспираторной, пищеварительной,
эндокринной систем составляют одну группу; студенты с травмами (заболеваниями) ОДА, периферической
нервной системы — другую; имеющие отклонения со стороны слуха или зрения — третью; имеющие отклонения
со стороны ЦНС (неврозы и пр.) — четвертую.
Медицинские противопоказания к физическим нагрузкам (занятиям физкультурой) бывают абсолютные и
относительные.Абсолютные противопоказания: недостаточность кровообращения II—III степени; острый
инфаркт миокарда; активная фаза ревматизма, миокардит; стенокардия покоя; эмболия легочной артерии;
инфаркт трансмуральный; аневризма аорты; острое инфекционное заболевание; тромбофлебит и сердечная
недостаточность; тахикардия покоя, экстрасистолия и другие нарушения ритма; стеноз аорты и почечной
артерии; миопия (близорукость) более 7 диоптрий.Относительные противопоказания: суправентрикулярные
нарушения ритма сердца; миопия (близорукость) более 5; системная или легочная гипертензия; умеренно
выраженный стеноз аорты; неконтролируемые заболевания обмена веществ (диабет, тиреотоксикоз, микседема и
др.); выраженный стеноз трехстворчатого клапана сердца; токсикоз беременных; гипертония II—III степени,
ретинопатия III степени; пороки сердца, с выраженным цианозом; резко выраженная анемия; значительное
выраженное ожирение (III ст.), протекающее с одышкой; почечная и печеночная недостаточность; заболевания
ОДА, ограничивающие двигательную активность; заболевания крови (эритремия, лимфогранулематоз и др.).
Уроки физкультуры в специальных медицинских группах проводятся при следующих заболеваниях: болезни
органов кровообращения; болезни суставов; болезни органов дыхания; болезни органов пищеварения; болезни
почек и мочевыводящих путей; эндокринные и обменные заболевания; женские болезни; нервные и психические
болезни; хирургические болезни; травматология и ортопедия; глазные болезни и ЛОРорганов; кожные
болезни.Система реабилитации включает уроки физкультуры и самостоятельные тренировки, физическая
нагрузка должна быть по возможности разносторонней, включающей общеразвивающие, дыхательные,
релаксирующие упражнения, игры на воздухе и др., а при заболеваниях сердечнососудистой, дыхательной и
эндокринной систем — упражнения в ходьбе, беге (в сочетании ходьбы с бегом), лыжные прогулки, катание на
коньках и др.
Занятия в специальных медицинских группах проводятся по программе физического воспитания для учебных
заведений. В ней имеется раздел «Учебный материал для специального отделения», в котором указаны задачи
физического воспитания студентов специальных медицинских групп, средства физического воспитания и
примерные зачетные требования.
Программа специальных медицинских групп ограничивает упражнения на скорость, силу, выносливость. В
зависимости от заболевания включаются циклические виды спорта (лыжные прогулки, бег в сочетании с ходьбой,
плавание, катание на коньках, езда на велосипеде и др.), дыхательные упражнения и упражнения на релаксацию
при заболеваниях кардиореспираторной системы, а при нарушениях осанки (сколиозах) включаются упражнения
на укрепление мышц живота и туловища (то есть создание мышечного корсета), выработка правильной осанки.
Исключаются упражнения с гантелями, тяжестями в положении стоя. В зависимости от функционального
состояния, тренированности и течения заболевания нагрузки вначале должны быть малой интенсивности, затем
— средней. Kонтроль за реакцией сердечнососудистой системы осуществляют по пульсу, частоте дыхания,
самочувствию, цвету кожных покровов, потливости и др.
Основой тренировочного процесса при заболеваниях кардиореспираторной системы являются циклические
упражнения, при травмах и заболеваниях ОДА — плавание, занятия на тренажерах, упражнения с
гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки, гидрокинезотерапия и др.Преподаватель физкультуры должен иметь специальную подготовку, знание основ патологии и влияния
физических нагрузок на больной организм. Он обязан соблюдать указания врача, поставившего диагноз и
рекомендуемые средства физической культуры, дозировку, частоту и продолжительность занятий, а также
учитывать противопоказания к применению тех или иных средств физкультуры и закаливающих процедур.
Обязанность преподавателя — постоянно вести контроль (пульс, частота дыхания, внешние признаки утомления
и др.) переносимости нагрузок занимающимися. Сложности в дозировании нагрузок возникают, когда группы
студентов неоднородны по характеру заболеваний. Поэтому следует проводить индивидуальные или
малогрупповые занятия.
Уроки физической культуры в специальных медицинских группах, отличаются от обычных уроков лишь
методикой: различное время, темп выполнения упражнений и их амплитуда передвижения (ходьба, бег, лыжные,
конькобежные, велосипедные занятия), длина дистанции и т.д. Преподаватель физкультуры всегда помнит о том,
что у больных способности к приспособлению (адаптации) и выполнению физических нагрузок снижены Имеет
значение состояние здоровья, возраст, пол, время года (биоритмы) и др., но во всех случаях разумного
применения физическая культура оказывает положительное влияние на организм И если физические нагрузки не
будут адекватны возможностям студента, то могут возникнуть серьезные осложнения, и физкультура вместо
пользы принесет вред. Из занятий будут исключены сложные движения на координацию, упражнения с
натуживанием, подъемом тяжестей и другие, которые студенту трудно освоить и выполнить изза сниженной
физической работоспособности и состояния здоровья.
Однако, надо помнить и о том,что регулярные (систематические) физические нагрузки способствуют
нормализации моторных (двигательных) процессов, особенно при заболеваниях кардиореспираторной,
эндокринной и других систем, помогают восстановить утраченные (сниженные) функции организма.