Вечерняя сказка
Оценка 4.6

Вечерняя сказка

Оценка 4.6
docx
24.04.2020
Вечерняя сказка
1.docx

Уроки музыки

Хачатурян. Вечерняя сказка

СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Арам Хачатурян. Вечерняя сказка

Рекомендации по исполнению. Лиричный, нежно-взволнованный характер музыки создаётся певучим звучанием мелодии, мягким аккомпанементом, неторопливым темпом исполнения. Мелодию необходимо играть плавно, напевно, объединяя фразировку в длинные линии. В партии аккомпанемента отсутствуют сильные доли, что придаёт музыке прозрачность, трепетность. Необходимо добиться ровного, гибкого исполнения аккомпанемента, мягкого, лёгкого звучания окончаний лиг, приходящихся на последние доли тактов.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме с небольшим вступлением. Средняя часть по характеру резко контрастна крайним.

Первая часть пьесы изложена с повторением. При первоначальном проведении мелодии ее можно исполнять достаточно полным звуком, напевно. При повторном - играть с несколько иной окраской - более нежно, мечтательно, слегка смягчив звучность. Заканчивается часть некоторым замедлением, тремя повторяющимися аккордами в аккомпанементе. Эта интонация (трижды повторенные звуки) встречается в пьесе неоднократно, с различной эмоциональной окраской. С неё начинается вступление, на ней же построена средняя часть. Во вступлении интонация звучит с некоторой таинственностью, насторожённостью, в смягчённом ритме. В средней части - с внезапной тревогой, угрозой, а при переходе к ней - мягко, просветлённо.

Безмятежное, поэтичное окончание первой части внезапно прерывается вторжением упрямо повторяющихся интонаций, сопровождаемых беспокойно звучащим, активным, чётким, отрывистым настойчивым аккомпанементом. Заканчивается средняя часть жалобно-тревожной мелодией, напоминающей вступление. Третья часть повторяет первую с изменениями. Второе предложение звучит более взволнованно, ярко, порывисто. Постепенно звучность затихает, растворяется. Заканчивается сказка светло, немного таинственно.

1-е занятие

Программное содержание. Рассказать детям об А. Хачатуряне. Вызвать эмоциональную отзывчивость на музыку спокойного, ласкового, взволнованного характера. Развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, сегодня вы познакомитесь с пьесой композитора Арама Ильича Хачатуряна. Это один из выдающихся композиторов нашего времени. Его музыка отличается мужественностью, энергией, взволнованностью, порывистостью. Мелодии А. Хачатуряна очень красивы и разнообразны. Они основаны на песенных и танцевальных интонациях и ритмах родной ему Армении. 

В юности А. Хачатурян слышал состязания грузинских, армянских, азербайджанских народных певцов - ашугов. В своих произведениях он создавал мелодии, близкие народным.

А. И. Хачатурян начал учиться музыке лишь в 19 лет. Ему очень хотелось играть на виолончели. Вскоре он стал сочинять музыку. Она сразу привлекла к себе внимание, поражала яркостью, необычностью звучания. А. Хачатурян создал самые разнообразные произведения - симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино. Он выступал и в качестве дирижёра своих произведений.

Композитор писал музыку и для детей. Он создал «Детский альбом» (сборник фортепианных пьес). Одна из пьес этого альбома называется «Вечерняя сказка». Все вы знаете много сказок и любите их. Эту сказку расскажет вам музыка. Какая она по настроению? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. Спокойная, добрая, немного грустная, в середине - сердитая.

П е д а г о г. В сказках всегда добро встречается со злом. А в этой сказке? (Исполняет пьесу повторно.)

Д е т и. Тоже. В начале музыка добрая, спокойная, а потом злая, сердитая.

П е д а г о г. Правильно, музыка сначала звучит ласково, задумчиво, нежно, а потом таинственно, настороженно, угрожающе. А что победило в этой сказке - добро или зло?

Д е т и. Победило добро, музыка снова зазвучала спокойно, ласково.

П е д а г о г. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).

2-е занятие

Программное содержание. Узнавать знакомое произведение по фрагменту. Закреплять, углублять различение детьми характера частей пьесы.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте знакомую вам пьесу. Вспомните ее название и фамилию автора (исполняет фрагмент).

Д е т и. «Вечерняя сказка» А. Хачатуряна.

П е д а г о г. Как вы думаете, почему это произведение называется «Вечерняя сказка»?

Д е т и. Перед сном детям часто рассказывают сказки. Эту сказку рассказывает музыка.

П е д а г о г. А какую сказку она рассказывает - добрую, спокойную, волшебную или страшную?

Д е т и. Добрую, волшебную, но есть в ней и злое, страшное.

П е д а г о г. Почему вы так определили характер музыки?

Д е т и. Сначала она звучала мягко, напевно, плавно, нежно, потом громко, сердито, отрывисто, а в конце – опять ласково.

П е д а г о г. Правильно. А вы заметили, что настороженные, угрожающие, тревожные интонации возникают очень ненадолго, злые силы быстро отступают и опять звучит мечтательная, ласковая, немного печальная мелодия (исполняет фрагменты)?

А может быть, А. Хачатурян назвал свою пьесу «Вечерняя сказка» потому, что хотел выразить чувство любования, зачарованности красотой вечерней природы? Вечером возникают такие сказочно-красивые, волшебные картины! Уходящие лучи солнца отражаются в воде разноцветными отблесками, нежный ветерок мягко колышет листву. Вокруг тишина, покой. Как красиво! (Исполняет первую часть.)

Музыка звучит мечтательно, задушевно, нежно, задумчиво. Вдруг слышатся таинственные ночные шорохи, причудливыми, страшноватыми кажутся очертания деревьев или темных, тяжёлых облаков, недобрыми внезапные порывы ветра (исполняет вторую часть). Музыка звучит таинственно, настороженно, встревоженно. Но все эти страхи мимолётны. Они отступают перед дивной, волшебной красотой природы. Когда любуешься такой картиной, невольно овладевает чувство восторженности, взволнованности и вместе с тем покоя и лёгкой грусти (исполняет третью часть). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).

3-е занятие

Программное содержание. Различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, характер танцевальности в крайних частях пьесы. Расширять, углублять высказывания детей об эмоционально-образном содержании музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, на прошлых занятиях вы слушали пьесу Арама Ильича Хачатуряна «Вечерняя сказка». Вспомните, из скольких частей она состоит (исполняет ее).

Д е т и. Из трёх.

П е д а г о г. Почему вы определили такое количество частей; как звучит музыка?

Д е т и. В начале и в конце - мягко, нежно, плавно, а в середине - громко, отрывисто, грозно.

П е д а г о г. Правильно. А есть в этой пьесе вступление? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Да, мелодия появляется не сразу.

П е д а г о г. А как звучит мелодия в средней части? (Исполняет ее.)

Д е т и. Громко, она повторяется на одном звуке.

П е д а г о г. Правильно, она звучит на одной ноте, тревожно, угрожающе, с акцентами. Давайте сравним эту мелодию со вступлением. Оно тоже начинается с повторяющихся звуков. Но как они звучат здесь? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Плавно, строго.

П е д а г о г. Уже во вступлении чувствуется некоторая таинственность. Но в отличие от средней части, повторяющиеся звуки создают в нем задумчивый, сосредоточенный, немного сумрачный характер. Вступление настраивает на спокойное, мечтательное звучание первой части и вместе с тем предвещает некоторое беспокойство, тревогу. Эти повторяющиеся интонации встречаются в пьесе ещё раз, перед средней частью. Как они звучат? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Спокойно, мягко.

П е д а г о г. А потом? (Исполняет фрагмент средней части.)

Д е т и. Резко, упрямо, грозно, будто почудилось что-то страшное.

П е д а г о г. А как звучит аккомпанемент? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Отрывисто, остро, хмуро.

П е д а г о г. Правильно, аккомпанемент звучит остро, таинственно, настороженно, беспокойно. Отрывистый мотив повторяется несколько раз, все более настойчиво (исполняет фрагмент). Но вскоре мелодия опять становится мягкой и плавной и начинается третья часть (исполняет фрагмент). Сейчас я раздам вам по две карточки. Тёмная карточка будет обозначать таинственный, настороженный характер музыки, а светлая - нежный (педагог поднимает карточки, дети проговаривают соответствующие слова). Послушайте пьесу и отметьте карточкой смену характера музыки (исполняет пьесу, дети поднимают соответствующие карточки). Как звучит музыка в средней части? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Таинственно, настороженно, страшновато, громко, грозно, как будто послышались ночные шорохи, злое мешает доброму.

П е д а г о г. А в крайних частях? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Нежно, мягко, плавно, задумчиво, немного грустно, сказка добрая, убаюкивающая.

П е д а г о г. Есть ли в этой музыке характер танцевальности? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Да, она похожа на плавный, кружащийся, мягкий вальс.

П е д а г о г. А в средней части? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Вальс исчезает, музыка колючая, отрывистая, тяжёлая, чёткая.

П е д а г о г. Правильно. А есть ли в этой пьесе мелодии, похожие на песню?

Д е т и. Да, в начале и в конце музыка плавная, напевная, как песня.

П е д а г о r. Правильно, в первой и последней частях пьесы звучит мелодия, которую можно спеть и под которую можно протанцевать вальс,- нежная, плавная, танцевальная, немного взволнованная. А в средней части - таинственной, колючей - исчезают и песня, и вальс. Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).

4-е занятие

Программное содержание. Учить детей слышать и отмечать разницу в характере сходных частей, средства музыкальной выразительности, создающие образ.

Ход занятия:

П е д а г о г. Дети, послушайте «Вечернюю сказку» Арама Ильича Хачатуряна и определите характер каждой части (исполняет пьесу).

Д е т и. В первой и последней частях музыка нежная, плавная, мягкая, добрая, ласковая, танцевальная, песенная, а в средней части - таинственная, настороженная, страшная, злая, грозная, как будто зашелестели кусты, налетел ветер, все нахмурилось вокруг.

П е д а г о г. Мы все время говорим, что крайние части схожи между собой. Давайте их сравним: отличаются ли они друг от друга или нет? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. В третьей Части музыка звучит сначала так же мягко, как в первой, потом более взволнованно, а в самом конце тихо, волшебно.

П е д а г о г. Правильно, третья часть начинается, как и первая, но потом звучит более восторженно, взволнованно, с подъёмом (исполняет фрагменты). Постепенно музыка успокаивается, тихо, волшебно, таинственно исчезает (исполняет фрагмент). Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее).


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки музыки СКАЗКА В МУЗЫКЕ

Уроки музыки СКАЗКА В МУЗЫКЕ

В средней части - с внезапной тревогой, угрозой, а при переходе к ней - мягко, просветлённо

В средней части - с внезапной тревогой, угрозой, а при переходе к ней - мягко, просветлённо

А. Хачатурян создал самые разнообразные произведения - симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино

А. Хачатурян создал самые разнообразные произведения - симфонии, концерты, балеты, музыку для театра и кино

П е д а г о г. Как вы думаете, почему это произведение называется «Вечерняя сказка»?

П е д а г о г. Как вы думаете, почему это произведение называется «Вечерняя сказка»?

Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее)

Послушайте пьесу ещё раз (исполняет ее)

П е д а г о г. Уже во вступлении чувствуется некоторая таинственность

П е д а г о г. Уже во вступлении чувствуется некоторая таинственность

П е д а г о г. Есть ли в этой музыке характер танцевальности? (Исполняет фрагмент

П е д а г о г. Есть ли в этой музыке характер танцевальности? (Исполняет фрагмент

Д е т и. В третьей Части музыка звучит сначала так же мягко, как в первой, потом более взволнованно, а в самом конце тихо, волшебно

Д е т и. В третьей Части музыка звучит сначала так же мягко, как в первой, потом более взволнованно, а в самом конце тихо, волшебно
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020