Мустаева Диана Айратовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Татаро-английская гимназия №16».
План-конспект урока
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Тема урока: Вегетативное размножение растений
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Форма организации занятия: групповая
Цель: создание условий для формирования учащихся о разных способах размножения растений.
Задачи:
-образовательные: узнать как происходит вегетативное размножение растений.
-развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки разных видов вегетативного размножения, делать выводы на основании рассуждений.
-воспитательные: воспитывать трудолюбие и положительную мотивацию к обучению, а также учиться ценить заменить ценить красоту мира растений.
Планируемые результаты
Предметные результаты: познакомиться с размножением растений.
Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие самостоятельности, формирование внутренней позиции школьника, гражданина – бережно относящегося к природному достоянию человечества.
Метапредметные универсальные учебные действия:
-регулятивные: определение общей цели и путей её достижения, формирование умения работать по плану, контролировать и оценивать учебные действия, корректирование выполнения задания в соответствии с результатом действий.
-познавательные: извлечение информации представленной в разных источниках и в разных формах, осуществление анализа, синтеза, обобщения, классификации материала.
-коммуникативные: использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач; владение монологической и диалогической формами речи; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с изображением растений, технологическая карта «Исследуем вегетативный способ размножения растений», корзинки с землей, бутылки воды, маленькие лопатки, исследовательский костюм (перчатки, одноразовый медицинский халат и шапочка для волос).
Подготовка к уроку: класс делится на 3 группы. Для каждой группы перед уроком приготовлены контейнер с землей, бутылки воды, маленькие лопатки, исследовательский костюм (перчатки, одноразовый медицинский халат и шапочка для волос), плоды разных растений, ручка, карточки с изображением растений.
Приложение 1
Технологическая карта работы
«Исследуем вегетативный способ размножения растений»
Цель исследования: разобрать способы размножения
Форма работы: в группах
Оборудование: плоды разных растений, бутылка с водой, контейнер с землей, карточки с изображением растений, ручка, исследовательский костюм.
Ход работы: по ходу работы заполняйте таблицу
Вегетативный способ размножения растений
Название |
Способ размножения |
Виды растений |
ЛУКОВИЦА
|
|
|
СТРУЧОК ГОРОХА
|
|
|
СТРУЧОК ФАСОЛИ
|
|
|
КЛУБЕНЬ КАРТОФЕЛЯ
|
|
|
РОСТОК ФИАЛКИ
|
|
|
Ход урока
I. Организация класса
-Здравствуйте, дети! Вы готовы начать урок?
-Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на урок с хорошим настроением.
-Я прошу поднять руки тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относится к людям.
-Ребята, а чему вы хотите научиться на уроках окружающего мира?
-Я верю в вас, у вас всё получится.
«Окружающий нас мир
Интересно познавать,
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать!»
II. Повторение пройденного материала
-Ребята, перед тем, как мы с вами начнем изучать новую тему. Давайте освежим знания о растениях, вспомним, что мы о них уже знаем.
-Для этого я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадку».
-У вас на столе есть карточки ответами.
Приложение 2
Корень |
Плод |
Листья |
Стебель |
Цветок |
Семена |
-Я вам говорю загадку, а вы посовещавшись в своих командах показываете мне карточку со своим ответом. На обдумывание каждого вопроса у Вас будет 30 секунд.
-Готовы?
1. Орган находится в почве, растет вниз (Корень)
2. Органы растут на побегах, при их помощи растения питаются и дышат (Листья)
3. Орган образуется на стебле, из него развиваются плоды (Цветок)
4. Орган образуется из цветка, в нем развиваются семена (Плод)
5. Орган растет вверх, по нему проходят питательные вещества и вода (Стебель)
6. Органы находятся в плодах, ими растение размножается (Семена)
-Ребята, вы все молодцы!
III. Открытие нового знания
-Растения густо заселили всю планету, но как это им удалось?
-Правильно. Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами.
-И сегодня мы с вами познакомимся с таким способом размножения растений, а как он называется, вы узнаете, решив несложное задание.
-У вас на партах лежат карточки с буквами и цифрами. В парах расставьте числа в порядке возрастания, и вы узнаете, как называется этот способ размножения растений.
Приложение 3
вЕ |
рГ |
еТ |
иА |
иВ |
иО |
иН |
иЕ |
иТ |
иИ |
иЕ |
иВ |
и4 |
и3 |
и7 |
и6 |
и1 |
11 |
10 |
и2 |
и5 |
и8 |
12 |
и9 |
-Молодцы, ребята. Это слово «Вегетативное».
-Посмотрите, Вы все верно отгадали слово.
-Ребята, вот у нас получилось такое слово. А как вы думаете, что оно обозначает?
-Чтобы узнать значение этого слова, мы сейчас с Вами обратимся к толковому словарю Ожегова.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с вегетативным размножением и его способами.
V. Физкультминутка
-Давайте мы немного отдохнем и проведем физкультминутку.
Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Руки прижаты к груди)
Солнце луч ему подарит
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на цыпочки, руки поднимают вверх)
IV. Работа по теме урока
-Ребята, вы разделились на три группы. И сейчас вам нужно будет выбрать секретаря, который будет записывать все данные в таблицу «Вегетативное размножение»
-Ознакомьтесь, ребята, с технологической картой и оборудованием, которое находится на ваших партах. Проверьте, все ли у вас есть.
-Чтобы заполнить таблицу, нам предстоит провести исследование. Предметом нашего исследования будут плоды разных растений, которые размножаются вегетативным способом.
-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – молодые учёные. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы.
-Повторим правила работы:
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
1. Исследование клубни картофеля.
-Ребята, берем лопатку и делаем лунку в контейнере с землей. Наливаем в нее немного воды из бутылки.
-Теперь берем клубню картофеля и сажаем в землю.
-Ребята, скажите, какой это способ размножения?
-Правильно. Этот способ размножения называется клубневый.
- А какие еще растения размножаются таким способом?
-Все правильно. И теперь вносим полученные данные в таблицу.
2. Исследование фасоли и гороха.
-Ребята, продолжаем наше исследование. Берем лопатку и делаем лунку в контейнере с землей. Наливаем в нее немного воды из бутылки.
-Теперь берем стручок фасоли и сажаем в землю.
-Ребята, скажите, какой это способ размножения?
-Правильно. Этот способ размножения называется семенной.
-Мы посадим с вами еще горох. Для этого берем стручок гороха и сажаем в землю.
- А какие еще растения размножаются таким способом?
-Все правильно. И теперь вносим полученные данные в таблицу.
3. Исследование лука.
-Ребята, берем лопатку и делаем лунку в контейнере с землей. Наливаем в нее немного воды из бутылки.
-Теперь берем луковицу и сажаем в землю.
-Ребята, скажите, какой это способ размножения?
-Правильно. Этот способ размножения называется луковичный.
- А какие еще растения размножаются таким способом?
-Все правильно. И теперь вносим полученные данные в таблицу.
4. Исследование Фиалки.
-Ребята, берем лопатку и делаем лунку в контейнере с землей. Наливаем в нее немного воды из бутылки.
-Теперь берем росток фиалки и сажаем в землю.
-Ребята, скажите, какой это способ размножения?
-Правильно. Этот способ размножения называется черенкование.
- А какие еще растения размножаются таким способом?
-Все правильно. И теперь вносим полученные данные в таблицу
-Молодцы, ребята.
-Посмотрите, какую работы мы с вами проделали.
VI. Закрепление изученного материала
-Ребята, мы с вами заполнили таблицу. И теперь, смотря на свою таблицу, каждая из групп расскажет про один из способов вегетативного размножения.
-Спасибо!
-Вы все правильно рассказали.
VII. Итог урока
-Ребята, я вам сейчас раздам картинки растения, которые должны у нас должны получиться.
Приложение 5
|
|
|
|
|
|
-А как добиться такого результата? Что нужно для этого сделать?
(Слайд 27)
-Ребята, все правильно.
-Давайте, еще раз вспомним, что же такое вегетативное размножения?
-Какие способы вегетативного размножения вы узнали?
-Какие способы вам были известны из жизненного опыта?
-Какое значение имеет вегетативное размножение в хозяйственной деятельности человека? Вспомните, какая проблема стояла у нас в начале урока? Можем ли мы теперь ее решить?
VII. Рефлексия
(Слайд 28)
-Ребята, а теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке.
-Спасибо большое за урок. Вы все молодцы, отлично работали.
VIII. Домашнее задание
-У нас с Вами заканчивается урок, какое бы вы хотели предложить себе домашнее задание? Почему? Я предлагаю вам дома попробовать посадить одно из растений, которое мы сегодня с Вами посадили.
(Слайд 29)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.