Веселый праздник Масленица

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цели: Знакомство и раскрытие для детей эмоционально-смыслового содержания обряда встречи и проводов Масленицы. Задачи: • показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых разнообразных контрастных деталей соединяются в единую, цельную музыкальную картину праздника; • учить детей анализировать и размышлять о музыке и живописи; • развивать эмоционально-образное восприятие музыки; • воспитывать любовь к народным традициям; • развивать вокально-хоровые навыки и навыки ритмических импровизаций; • закреплять навыки музыцирования. Музыкальный материал: • "Полька" нар. мелодия (фрагмент) • "Плясовая" рус. нар. мелодия (фрагмент) • "Русская" из балета "Петрушка" И .Ф.Стравинский • "Гори-гори, ясно" упражнение (для дикции и артикуляции) • Попевка "Ди-ли - динь".
Иконка файла материала Веселый праздник Масленица.doc
Веселый праздник Масленица Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Цели: Знакомство и раскрытие для детей эмоционально­смыслового содержания обряда встречи и проводов Масленицы. Задачи:       показать, что в музыке И.Ф.Стравинского, также как в картинах Б.М.Кустодиева, множество самых   разнообразных   контрастных   деталей   соединяются   в   единую,   цельную   музыкальную картину праздника; учить детей анализировать и размышлять о музыке и живописи; развивать эмоционально­образное восприятие музыки; воспитывать любовь к народным традициям; развивать вокально­хоровые навыки и навыки ритмических импровизаций; закреплять навыки музыцирования. Музыкальный материал: "Полька" нар. мелодия (фрагмент) "Плясовая" рус. нар. мелодия (фрагмент) "Русская" из балета "Петрушка" И .Ф.Стравинский "Гори­гори, ясно" упражнение (для дикции и артикуляции)      Попевка "Ди­ли ­ динь".  "Блины" русская народная песня Методическая литература: 1. Программа "Музыка" под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1­4 кл., 2. Нотная хрестоматия к программе по музыке и методические рекомендации для учителя 1кл, под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак1­4 кл., 3. Учебники "Музыка" 1 кл, под руководством В.В. Алеева, Т.Н. Кичак. Оборудование: текстовые плакаты, Компьютер, экран. Стол с русскими народными инструментами. Словарь: Борис   Михайлович   Кустодиев,   Игорь   Фёдорович   Стравинский, балаган,   ритмический рисунок, "шуршунчики" (по методике Карла Орфа) Наглядный материал: масленица, чучело, балаган, песни, пляски, Борис Михайлович Кустодиев, Игорь Фёдорович Стравинский. Эмоции лица (физиогномика) в рисунках: бурная радость, грусть, плохое настроение, безразличие, веселье, плохое самочувствие. Игрушка бибабо Петрушка. Раздаточный материал в лотках на каждого ученика: деревянные палочки , "шуршунчики" , таблица эмоциональных состояний , цветные полоски по 5­6 цветов, солнышко. Ход урока 1. Организационный момент ­ вход. Звучит народная музыка "Полька". Дети входят в класс, с окончанием музыки останавливаются возле своих мест­стульев. Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра) Учитель:­ Здравствуй, Здравствуй, Здравствуй, Здравствуй, Мне не лень. (разводит руки в стороны) Приветствие: Здравствуй ребята. Здравствуйте учитель. 2. Основная часть. Звучит русская народная музыка "Плясовая" (на фоне музыки) T/i> Учитель: "небо") "солнце") вправо) влево) грудь) Утро! (жест День! (жест руки голубое! (показывает золотое! (показывает небо солнце     здороваться (кладёт     нана       солнце небо         саночках (показывает Масленица гостья ясное!   Красное! (показывает "солнце")   "небо") Зимушка­Зима  Масленица! дорогая,  годовая,  расписных,  Масленица! Едет Наша Да Да на кониках вороных. Учитель на доске помещает большой круг с надписью Масленица Учитель:­ Сегодня на уроке мы познакомимся с праздником Масленицей. А может кто­то из вас знает и расскажет нам, что же это за праздник Масленица? Чему посвящен этот праздник? Ответы детей.(3 ученика) Учитель:­ Масленица или проводы Зимы­ один из ярких праздников на Руси. Масленица ­ разгульный народный праздник. Давным­давно это был праздник, посвященный богу Солнца ­ Яриле. Здравствуй, Здравствуй, Видно, Скоро кончится сама! (разводит руки в стороны) Праздник Масленица посвящен Проводам зимы и Встрече весны. Учитель на доске помещает круг с надписью Блины Самое главное блюдо­ это блины. Считалось плохой приметой на столы в Масленицу не подать блины ­ это значит, год будет неурожайный, солнышко будет припекать слабо, лето выдастся холодным. Не все люди верили в приметы, но блины пекли всегда. Блин ­ круглый, горячий, масленый ­ олицетворял весеннее Солнышко: Была традиция делиться блинами с родными, близкими людьми и соседями. Учитель: Масленица длилась целую неделю, каждый день в народе имел свое название. Понедельник ­ встреча Масленицы. Учитель: Главный атрибут Масленицы чучело Зимы. В понедельник, первый день всем селом делали куклу из соломы ­чучело Зимы, надевали на неё старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили с почестями по всей округе в санях.. Затем ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Песни, которые поют в день "встречи", отличает жизнерадостный. С чучелом Зимы веселятся всю неделю. Учитель на доске помещает круг с надписью Песни Учитель: четверг ­ широкая Масленица Широкая Мы На Блинами объедаемся! В этот день устраивались балаганы Учитель на доске помещает круг с надписью Балаган Балаган ­ временное здание или сцена для театральных, цирковых или эстрадных представлений. Ставили   балаганы   возле   торговых   помещения   в   дни   ярмарок   и   праздников.   На   "Широкую масленицу"   разыгрывали   целые   представления,   в   которых   участвовали   силачи,   танцовщицы, музыканты­ шарманщики, фокусники, кукольники, скоморохи, Петрушки: Петрушка на Масленице был самым главным весельчаком. Учитель на доске помещает круг с надписью Петрушка Все веселились, плясали. Учитель на доске помещает круг с надписью Пляски Учитель на доске помещает круг с надписью Игры На празднике проводились игрища, соревнования, где призом победителю так же были блины. Широко праздновали этот день. Учитель: воскресенье ­ "прощённый день", проводы Масленицы. В прощёный день прощались и с Масленицей, устраивали для нее проводы. И это было целое представление. Масленица, хвалимся, катаемся,   тобою горахУчитель: Об этом празднике написаны рассказы, картины музыкальные произведения. Учитель:   русский   композитор   Игорь   Фёдорович   Стравинский   сочинил   балет   о   народном масленичном гулянии. Главным героем балета он сделал ожившую куклу ­ любимца балаганных спектаклей Петрушку. Балет свой Игорь Федорович Стравинский назвал "Петрушка". Учитель: Послушайте "Русскую" композитора Игоря Федоровича Стравинского. И определите:  Какое, настроение вызывает у вас звучащая музыка?  Что бы вы нарисовали, слушая это произведение? Звучит "Русская" из балета "Петрушка И.Ф.Стравинского Учитель: Ни чего не говорите, покажите своё настроение в цвете. У вас на столах лежат цветные полоски. (поднять руку) Дети показывают цвет. Учитель: Почему разноцветье? (музыка звучала по­разному) Ответы детей Учитель: У вас на столах лежат таблички, подберите слова, которые помогут вам рассказать о характере музыке. (работа с таблицами) (Приложение 1)  Как звучала музыка? Ответы детей  Какую картину вы бы нарисовали? Ответы детей Учитель: Если объеденить все все ваши ответы, то мы увидим картины Бориса Михайловича Кустодиева. Это русский художник он любил этот праздник и написал целую серию картин, посвященную празднику Масленица. Вот одна из них. Внимательно посмотрите картину, что изображено на картине. Учитель: Откройте учебник на 64 странице, рассмотрите картины, иллюстрации и расскажите как веселились на Масленицу. Дети рассматривают картины. Учитель:  Что вы видите на картинах?  В чём сходство этих карти? Что их объеденяет? чтобы     ясно,   Ответы детей: на картинах есть Балаган Учитель: Картина написаная Борисом Михайловичем Кустодиевым так и называется "Балаган". Можно сказать, что картины и музыка созвучны по характеру? Ответы детей ­ Да Почему? Ответы детей ­ праздник Масленица Учитель:   И   Музыка   и   картины   передают   настроение   праздника   Масленица.   Заканчивался праздник сжиганием чучела. Сжигая чучело, приговаривали: Гори­гори Гори­гори ярче ­ лето будет жарче. Вокально­хоровая работа Работа над дикцией и артикуляцией: "Гори­гори ясно:" (учитель использует для чёткости ритмические удары палочками) Учитель:   Горит   чучело,   а   народ   веселиться,   да   потешается,   блинами   угощается.   Уффф   ­ горячие блины: Дыхательное упражнение "Горячие блины". Учитель показывает ритмический рисунок на припев из песни "Блины" (I I I I I I I I I I I I I) Учитель: Возьмите деревянные палочки и отметим вместе ритмический рисунок. Вместе отмечают ритм Ой, Вы блиночки мои! (проговорить, потом перейти к пению) Работа над припевом русской народной песни "Блины" Учитель: Песня русская народная называется "Блины" погасло! блины, не   блины,       блины,блины,                   блины,     пять,   блинов   она       не         наверно, блиночков давно   поесть есть,  блиночки старшая блины­то ели,  захотели блины,  мои!  сестрица  мастерица блины...  С каким настроением надо петь? Ответы детей: Радостно­весело­ритмично. Учитель исполняет куплеты, дети припев, на припев отмечают ритмический рисунок. Мы Мы Ой, Вы Наша Печь Ой, (рефрен)  Напекла Сотен (рефрен) Учитель: Я знаю, что вы все любите рисовать. Нарисуйте дома свои впечатления о празднике Масленица, а музыка Игоря Федоровича Стравинского и картины Борис Михайлович Кустодиев ещё раз напомнят об этом празднике. Учитель: Слушайте и внимательно смотрите на экран. Видеозарисовка Звучит "Русская" из балета "Петрушка" И.Ф.Стравинского Учитель: А хотите, чтобы в гости к нам пришел Петрушка? Тогда нужно пропеть такую песенку. Ди­ли­ди­ли­динь. Начало каждой фразы будите петь вы, а я буду петь окончание. Давайте попробуем пропеть. Дети: Ди­ли­ди­ли­динь Учитель: Пришёл Петрушка. Дети: Ди­ли­ди­ли­динь Учитель: Как весел он. Учитель:   У   вас   на   столах   стоят   самодельные   музыкальные   инструменты,   называются   они "шуршунчики".   Внутри   "шуршунчиков"   крупа,   горох   и   другие   сыпучие   продукты.   На   этих инструментах можно играть по­разному. Учитель показывает способы игры. Учитель: А сейчас закройте глазки крепко­крепко и представте Петрушку, какой он? (Учитель обевает на руку Петрушку) Петрушка­бибабо: А вот и я! Здравствуйте, Здравствуйте : А что это за песенка вы сейчас пели? Спойте для меня. Учитель: Ребята, споём Петрушке? Ответ детей Учитель: Тогда встали все ровно и взяли "шуршунчики" Исполняют попевку "Ди­ли ­ динь". Дети: Ди­ли­ди­ли­динь Учитель: Пришёл Петрушка. Дети: Ди­ли­ди­ли­динь Учитель: Как весел он. Дети: Ди­ли­ди­ли­динь Учитель: Гремит погремушкой Дети: Ди­ли­ди­ли­динь Учитель: Бубенчиков трезвон. Петрушка: А можете, показать мне своё настроение в цвете? Учитель: Ребята, выберите полоску того цвета какое у вас сейчас настроение. Петрушка: Замечательно! А выражением лица, сможете показать? Учитель: Вам нравиться весельчак Петрушка? Покажите своё отношение к нему. Передайте свои эмоции, настроение на лице, выражением лица. Петрушка: Довольные то, какие все. А что интересного вы мне расскажите?3. Итог урока. Учитель: Ребята давайте, Петрушке расскажем, что мы сегодня узнали на уроке?  О каком празднике вы сегодня узнали на уроке?  Что является символом этого праздника?  Как праздновали этот праздник ­ Масленицу? (обратимся к доске подсказка "Солнце из кругов")  Какой композитор и художник помогли нам "услышать" и "увидеть" Масленицу? (Учитель   задает   вопросы,   отмечает   активность   ребят   на   уроке,   интересные   и   правильные ответы, их внимательность.) Совместно с учителем дети делают вывод. Д/з: Нарисовать   картины   праздника   "Масленица",   которые   больше   всего   понравились   и запомнились. Учитель: А ещё Петрушка мы тебе споём русскую народную песню "Блины". Я буду петь куплены песни, вы припев песни. В припеве мальчики будут играть на деревянных палочках. На проигрыш, когда мы не поём, девочки будут играть на "шуршунчиках" Петрушка   выбирает   детей,   которые   будут   играть   на   народных   инструментах. (подходит   к каждому и выводит за руку) Во время исполнения следите за мелодией, пропевайте все слова и выдерживайте ритмический рисунок. Исполнение песни "Блины" русская народная мелодия Петрушка: Молодцы, мне очень понравилась ваша песня. Покажите свои ладошки. Я всем вам хочу на память подарить символ Масленицы ­ Солнышко. Оценка ­ солнышки. Петрушка: До свидания, дети! Дети: До свиданья! Дети встают и под звуки русской народной мелодии "Плясовая" (выходят из класса.)

Посмотрите также