Весна. Страницы поэзии. Весенние явления в жизни растений"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Интегрированный урок (литература + биология) " «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы по литературе и биологии, показать красоту родной природы весной, познакомить учащихся с поэтической картиной весны в произведениях литературы , углубить понятие «пейзажная лирика», познакомить учащихся с растениями – первоцветами Белгородской области, особенностями строения и значением в жизни человека. Развивающие: способствовать развитию речевой деятельности, интереса к поэзии, к миру природы, развитию творческих способностей.. Воспитательные: воспитание интереса к знаниям через интеграцию предметов, воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к родной природе. ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, репродукции картин, портреты поэтов, выставка книг о природе, классическая музыка, карточки для рефлексии.
Иконка файла материала Весна..doc
Интегрированный урок (литература + биология) "Весна. Страницы поэзии. Весенние явления в жизни растений"  «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Цели урока: Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению новой темы по литературе и биологии,  показать красоту родной природы весной, познакомить учащихся с поэтической картиной весны в  произведениях литературы , углубить понятие «пейзажная лирика», познакомить учащихся с растениями –  первоцветами Белгородской области, особенностями строения и значением в жизни человека. Развивающие: способствовать развитию речевой деятельности, интереса к поэзии, к миру природы, развитию  творческих способностей.. Воспитательные: воспитание интереса к знаниям через интеграцию предметов, воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к родной природе. ОБОРУДОВАНИЕ: Компьютер, репродукции картин, портреты поэтов, выставка книг о природе, классическая  музыка, карточки для рефлексии. Организационный момент. Ход урока. Учитель литературы: У нас сегодня необычный урок, интегрированный урок, посвященный чудесному времени  года – весне. На доске ­ значение слов интеграция, интегрировать (интеграция (лат) – объединение в целое  каких­либо частей, процесс сближения; интегрировать (лат) – объединять, связывать в целое какие­либо  отдельные части). Цель нашего урока – углубление и обобщение знаний об изменениях, происходящих в природе, в душах людей  весной. В красоте родной природы люди находят что­то родственное, близкое… И поэтому неудивительно, что  природе посвящены многие поэтические и прозаические произведения, произведения живописи и  музыки (слайды 1 ­7).  Учитель: А.С.Пушкин… Произносишь это имя, и – светлеет душа. В лирике нашего величайшего поэта русская  природа оживает в своей неброской пленительной красоте. Всем известно, что любимое время года Александра  Сергеевиче Пушкина – осень. Но и весне поэт посвятил замечательные строки (ученик рассказывает наизусть  «Евгений Онегин», гл. 7, строфа 1). Слайды 8,9 Учитель: Наш современник писатель Василий Иванович Белов так сказал: «Когда­то все на Руси начиналось с  весны… В крестьянском труде после масленицы нет перерывов. Одно вытекает из другого, только успевай  поворачиваться (может, поэтому и говорят: круглый год). И все же весной приходят к людям свои особые радости».  Наступает ожидаемое обновление природы. Человек должен совершить вечно повторяющуюся (в то же время  всякий раз особую) миссию по отношению к природе, к самому себе. Новый цикл сельскохозяйственных работ  человек украсил множеством ритуальных действий и поэтическими обрядовыми песнями. И в 5, и в 6 классе вы знакомились с произведениями устного народного творчества (сказками, пословицами,  поговорками, былинами). Слайд 10 Чем отличаются эти произведения от произведений письменной литературы? (имеют коллективный характер создания, передача произведений из поколения в поколения, из уст в уста). Наши предки создали устную обрядовую поэзию. Она была связана с временами года. (Слайд 11).Назначение ее  – воздействие на природу, хороший урожай, жизненное благополучие. Существовал обряд «заклинания весны».  Веснянки должны были ускорить ее приход. Исполняли веснянки девушки. 2 ученицы исполняют веснянки. 1. Весна, весна красная! Что нам принесла? 2. Лето теплое. 1. На чем приехала? 2. На сошечке,На бороночке,  На овсяном снопу,  На ржаном колосу. Вместе: Весна, весна красная! 1. Приходи к нам с радостью 2. С великою милостью. 1. Приди к нам, весна, Со радостью! С великой к нам Со милостью! 2. Со рожью зернистою,  Со пшеничкой золотистою, Со овсом кучерявым С ячменем усатым, Со просом , со гречею. 1. С калиной – малиною С черной смородиной. 2. С грушами, со яблочками, Со всякой садовинкой,  С цветами лазоревыми. Вместе: С травушкой – муравушкой. III. Учитель биологии: Апрель месяц. В этом году он более теплый, последние пятна снега исчезли еще в марте.  Появляются свежие зеленые травинки, набухают почки на деревьях. Все новые и новые голоса птиц вливаются в птичий хор. Какие же изменения происходят с растениями весной? (они просыпаются, расцветают). Но чтобы более  подробно ответить на этот вопрос необходимо назвать основные органы цветочного растения. (Корень, стебель, лист, цветок, на месте которого образуются плоды с семенами). Какие условия необходимы для нормальной  жизнедеятельности растений: (Солнце, тепло, вода, хорошая почва – именно эти условия наиболее  благоприятны для растений весной). Какое условие внешней среды оказывает первостепенное значение на  активность растений весной. (Длина дня. Фотопериодизм – зависимость активности живых организмов от длины дня). Какой орган растений включается в работу первым? (Корень. Земля прогревается, подземные воды  становятся теплее, клетки зоны корневых волосков начинают поглощать воду с минеральными веществами,  которая по проводящим сосудам стебля поднимается к почкам). Что такое почка? (Почка – это зачаточный  побег). Какие бывают почки? (Почки бывают листовые и цветочные. Цветочные почки более крупные). Приведите пример растений, у которых сначала распускаются цветочные почки (абрикос, вишня, береза, тополь, верба). На каких деревьях сначала распускаются листовые почки? (сирень, рябина, черемуха). Мы с вами  поделились своими наблюдениями за весенней природой, а как называется раздел биологии который  занимается наблюдением за изменениями, происходящими в природе? (Фенология).  Весна, весна кругом живет и дышит Весна, весна кругом со всех сторон. (М.Исаковский) Почему воздух весной становится чище? (В зеленых листочках происходит процесс фотосинтеза, при котором в  окружающую среду выделяется кислород). Какое вещество отвечает за этот процесс и одновременно придает  листьям зеленый цвет? (Хлорофилл). На сегодняшнем уроке мы познакомимся с цветами, которые можно встретить в весеннем лесу, и выполним  лабораторную работу. На ваших партах находятся рабочие карты, внимательно посмотрите название  лабораторной работы, цель и таблицу, которую мы должны заполнить (приложение1). Слайд 13. Учитель: Ручьями очищается и хвоя, и валежник, И первыми появляется в проталине…подснежник. Слайд 14. В апреле, едва сойдет снег, в лесах и кустарниках черноземной полосы России появляются голубые цветы  пролесок; некоторые (неправильно) называют их подснежниками. Цветы невысокие, с приятным запахом, очень  нежные, развиваются из луковицы. Садоводы эти растения пересаживают на дачные участки. Учитель: Чуть позднее зацветает другое растение ­ хохлатка, декоративное растение, совершенно не  требующее затрат по уходу. Хохлатки имеют массу достоинств: морозоустойчивы, не повреждаются болезнями и вредителями, в высшей степени декоративны, цветут ранней весной, когда мало цветущих растений, радующих  глаз. Они не нуждаются в сложной агротехнике, быстро размножаются и вдобавок отличаются лекарственнымии медоносным качествами. Слайд 15. Ученик: В середине марта, начале апреля, когда другие растения ещё не цветут, на глинистых откосах, в  оврагах, вдоль дорог появляются жёлтые соцветия на недлинных стебельках. После цветения появляются  необычные листья, крупные, округлые, сверху зеленые, гладкие, снизу беловатые, пушистые, именно это и  подсказало человеку дать название растению – мать и мачеха. Слайд 16. Учитель: В Белгородской области два вида гусиных лука: желтый более крупный, с широким листом и маленький  — менее крупный, с более узким листом. Первый растет в дубравах, а маленький — по лугам. Оба вида очень  похожи друг на друга.  Ростки гусиного лука в наших лесах появляются рано, в конце марта — в начале апреля, бледные, желтоватые,  потом они быстро зеленеют, торопятся расти и уже в середине апреля зацветают. А во второй половине апреля  начинается их массовое цветение. Слайд 17. Ученик: Прострел весенний или другое название растения ­ сон­трава. У многих народов оно связано с  представлением о сне. Возможно сам облик растения, густо покрытого мягкими волосками, пушистого на ощупь,  наводит на мысль о покое и отдыхе. Сон­трава ­ в славянской мифологии волшебная трава; если её положить  под подушку, она подарит пророческий сон. Растение применяется в медицине, но применять его следует  осторожно, оно является ядовитым. Охраняется, внесено в Красную книгу России. Слайд 18. Учитель: Когда идешь тропинкою, Куда ни глянь в полях Белеют чудо шарики На стройных стебельках.  Желтые россыпи одуванчиков встретишь весной в саду, на улице, около дорог, на лесных опушках. Растение  любит одинаково и солнышко, и тень. Цветет растение в апреле–июне. Позже – во второй половине лета –  наблюдается вторичное цветение. Продолговатые выемчатые листья одуванчика, собранные в розетку, его длинные полые цветоносы с крупными  корзинками золотисто­желтых цветов. Но далеко не все знают, что это растение уже давно числится в списках  зеленой аптеки. По этим цветкам можно наблюдать время, они распускаются в 6 часов утра и закрываются в 3  часа дня. Слайд 19. Ученик: Первоцвет весенний еще называют примулой, что означает «первый». Действительно, это растение  зацветает одним из первых в середине апреля, образуя соцветие золотистых цветков, склонившихся в одну  сторону. В некоторых странах существует поверье, что та девушка, которая на Пасху найдет первой цветок  первоцвета, непременно в этом году выйдет замуж. Различные виды первоцветов давно введены в культуру,  выведены многочисленные декоративные сорта. Слайд 20. Ученик: В мае зацветает ландыш. Много в лесу замечательных цветов, но этот самый изящный, самый душистый,  самый таинственный.  Наклонились вниз на длинном стебельке миниатюрные, ослепительно белые фарфоровые колокольчики с  резными краями. К концу лета они превратятся в оранжево­красные бусинки. Слайд 21,22. Учитель: Выполним лабораторную работу, заполним первую и вторую колонку нашей таблицы. (Учащиеся  выполняют лабораторную работу, обсуждение, взаимопроверка). IV. Учитель литературы. С пробуждением природы пробуждается и человеческая душа. Художники слова  стремятся передать свои чувства через лирические произведения. Лирика – выразительный род литературы.  Цель ее – изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях. Одним из основных жанров лирики является стихотворение. (Слайд 23, 24) Лирическое стихотворение можно разделить на тематические группы гражданская – размышления о Родине 1. пейзажная лирика – отношение к природе 2. 3. интимная – чувства и переживания, связанные с личной жизнью человека, дружба, любовь 4. философская – размышления о смысле человеческой жизни Стихотворение, в котором описание природы и чувства человека, связанные с картинами природы, отнесем к  какой группе? (пейзажная лирика) (Работа с учебником, стр. 215 «Страницы поэзии») Со стихотворениями каких поэтов мы познакомимся? (Иван Алексеевич Бунин, Игорь Северянин, Александр  Трифонович Твардовский, Александр Петрович Межиров) Слайд 25, 26 Ученик 1. Слово о Бунине Ученик 2. Стихотворение наизусть «Бушует полая вода». Учитель: Какие чувства будет в душе это стихотворение? (Чувство радости, гармонии мира природы ивнутреннего мира человека) Какие средства выразительности в стихотворении И.Бунина особенно понравились? (ответы учащихся).  Выразительное чтение стихотворений А.Т.Твардовского, А.П.Межирова, И.Северянина Учитель: Познавая тайны природы, читая стихотворения, слушая музыку, мы учимся чувствовать родную  природу, свое единство с ней, учимся любить и беречь природу. V. Подведение итогов урока. Домашнее задание. VI. Рефлексия. А. де Сент – Экзюпери писал: «Самое важное чаще всего невесомо. Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Пред вами на столах лежат  карточки, в которых необходимо дорисовать одну деталь. Если урок понравился, то улыбнитесь, а если вам было не совсем интересно, тогда «нахмурьтесь». Произносите чаще добрые приятные слова, они несут радость людям ­ от этого и вы будете радостнее жить. Слайд 27, 28. Цель: Познакомиться с раннецветущими растениями Белгородской области. Выяснить особенности строения и ЛабораторнаяработаТема: «Первоцветы»  жизнедеятельности первоцветов. Название  растения Особенности строения Растения первоцветов имеют _________________ размеры, рассеченную  или вытянутую листовую пластинку, венчики цветков имеют  ________________ окраску, ________________ запах, размножаются с  помощью _____________________________ ____________________________ Семена распространяются ____________________________. 1.  2.  3. 4. 5. 6. 7.  8. Значение в  природе и  жизни  человека   Домашнее задание. Используя энциклопедический материал выяснить значение первоцветов в жизни человека.