Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Оценка 4.7

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
8 кл
01.04.2018
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 8 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена «Весна священная». Её замысел заключается в том, чтобы средствами музыки - тембров, гармоний, но прежде всего ритма показать извечное соотношение природных, стихийных сил жизни, из которых произрастает все: цветение весны, радость, любовь, - и законов древнего порядка.в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков  музыки    для  7 класса                              По программе В. . Алеева .Т. Науменко             На    тему   Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского Начало ХХ века, века социальных и индустриальных революций, машин,  автоматов и роботов, ознаменовалось появлением огромного числа  выдающихся музыкальных произведений, по­новому творивших свои  возвышенные сказки и мифы, вопреки всему, что происходило вокруг. «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» Н. Римского­Корсакова, «Баба  Яга» и «Волшебное озеро» А. Лядова, «Жар­птица» и «Весна священная» И.  Стравинского, «Замок Синей Бороды» Б. Бартока, «Дафнис и Хлоя» М.  Равеля ­ вот далеко не полный перечень произведений, определивших  музыкальное направление первой четверти ХХ столетия. Отчего же в те годы появились именно такие произведения, на первый взгляд,  столь очевидно несозвучные характеру эпохи? Некоторые музыканты склонны объяснять это «духом бегства», во все времена свойственным творческим  людям, не желающим мириться с рутиной и обыденностью, с мертвящей  скукой повседневности. «Крыльев! Чтобы воспарить над горами, долами, над  жизнью и смертью, над всем!» ­ эти слова одного из романсов Р. Шумана  могли бы стать девизом для многочисленных художников, не желающих  подчиняться тискам и оковам своего времени. Однако есть и более глубокие причины, побуждающие музыкантов пускаться  в дальние странствия ­ по векам и эпохам, по мирам сказочных фантазий и  волшебных превращений, ­ в поисках источника вечной мудрости и красоты.  Ведь искусство, это дитя богини Памяти, неподвластно течению веков, не  знает границ в преодолении пространств и времён. Рождаясь в условиях  своего века, оно несёт ему знания и опыт веков прошедших. И нередко бывает так, что опыт давно отшумевших эпох поразительным образом способен  объяснять смысл самых современных событий и даже помогает предугадывать будущее. «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», говорил французский поэт  ХХ века Поль Валери, подчёркивая непреходящее значение истин, которые  никогда не станут старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом  поколении. И в обращении музыкантов к глубинным пластам культурной памяти, не  угадывается ли стремление ещё раз понять человека, его сокровенную  природу ­ стремление, особенно понятное в эпохи больших потрясений,  переломов и распутий? Одним из произведений, созданных в переломное время начала ХХ века (1913  год), был балет И. Стравинского «Весна священная». «Весна священная» ­ образ языческой Руси с её весенними гаданиями,  девичьими хороводами, культом Земли, жертвоприношением в честь богини  Весны. В балете необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма  ­ этого первоначала музыки, восходящего к глубинным свойствам  человеческой природы. Культ танца, идея танца как символа энергии жизни вообще характерны для  того времени, отмеченного необыкновенным триумфом балетного жанра  (вспомним «Русские сезоны» в Париже с их серией превосходных балетных  постановок). Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена «Весна священная». Её  замысел заключается в том, чтобы средствами музыки ­ тембров, гармоний, но прежде всего ритма показать извечное соотношение природных, стихийных  сил жизни, из которых произрастает все: цветение весны, радость, любовь, ­ и  законов древнего порядка. Этот порядок, подчёркнутый ритуальным началом  балета, исподволь «разрастается» в его музыке, подчиняя себе гармонию,  внося размеренность в стихийную необузданность ритма и, в конце концов,  покоряя человеческие порывы и страсти. И вот что удивительно: этот балет, столь необычный по тематике, такой  далёкий от интересов европейского искусства (создавался и исполнялся он в  Париже), от социальных потрясений своего времени, стал подлинным  художественным взрывом. Французский публицист Жан Кокто назвал «Весну  священную» шедевром, «симфонией, исполненной дикой печали,  запечатлевшей землю в состоянии произрастания, шумы древних хижин и  становищ, напевы, идущие из глубины веков, прерывистое дыхание скота,  глубокие потрясения». Возможно, что в этой обращённости к вечным истинам ­ истине природы,  истине древних законов, данным сквозь призму музыкального звучания  современности, и заключён секрет необыкновенной актуальности данного произведения. Ведь ничто не меняется в мире людей: те же силы движут  побуждениями, что и тысячи лет назад, и те же оковы древних обычаев  противостоят этим слепым и могучим силам. Так традиция становится синонимом власти вечного. И может быть, умение увидеть это вечное, чувствовать его дыхание в  обычных, никем не замечаемых явлениях, именно и отличает истинного  художника, чьё творчество находится как будто вне своего времени, его  злободневных событий и проблем. Стравинский Стравинский родился в Российской империи, жил во Франции, а позже – в  Америке. В своей музыке композитор блестяще отразил важнейшие черты  стремительно меняющейся эпохи. Стравинский родился в Ораниенбауме (сейчас это г. Ломоносов), недалеко от  Санкт­Петербурга, где его отец Фёдор Игнатьевич был ведущим солистом  Мариинской оперы. Прежде чем стать учеником композитора Николая  Римского­Корсакова, Игорь учился на юридическом факультете. Новый  период в его жизни начался в 1909 году, когда российский импресарио Сергей Дягилев предложил ему сочинить музыку для нового балета «Жар­птица». В  результате этого сотрудничества на свет появились ещё два балета  («Петрушка» и «Весна священная»), благодаря которым Стравинский стал  знаменитым. Период волнений Премьеры балетов состоялись в Париже. Стравинский был там со своей женой и тремя детьми, когда вспыхнула мировая война. Не имея возможности  возвратиться в Россию, он со своей семьёй вынужден был обосноваться в  Швейцарии. Дягилевская труппа распалась во время войны, рассчитывать на  крупные постановки было невозможно, поэтому Стравинский обратился к  малым музыкальным формам. Послевоенные годы Конец войны совпал с началом «джазовой эры», а в музыке появился так  называемый стиль неоклассицизма. Ответом Стравинского на новые  тенденции были такие произведения, как балет «Пульчинелла», в котором  автор обращался к музыке XIX века, и опера­оратория «Царь Эдип», отсылающая нас к древнегреческой трагедии. В 1930 году Стравинский  написал свою вдохновенную «Симфонию псалмов» для Бостонского  симфонического оркестра, а в 1939 году обосновался в США, став  американским гражданином. Творчески Стравинский был разносторонен, как  и прежде. Он создал такие непохожие друг на друга произведения, как  «Эбеновый концерт», написанный для джазового кларнетиста и дирижёра  джаз­оркестра Вуди Германа, и опера «Похождения повесы», вдохновлённая  гравюрами английского художника XVIII века Уильяма Хогарта. Кроме того,  Стравинский обращался к «серийной технике», или «технике композиции с 12 тонами», введённой впервые венским композитором Арнольдом Шёнбергом  (также эмигрировавшим в Америку). Международное признание В 1962 году Стравинский торжественно вернулся в Россию, для того, чтобы  продирижировать рядом концертов, состоящих из его собственных сочинений. Он продолжал путешествовать по миру, дирижируя и записывая свою музыку  почти до самой смерти в Нью­Йорке в 1971 году. Его тело перевезли в  Венецию, чтобы похоронить на кладбище Сан­Микеле (недалеко от могилы  Дягилева – человека, открывшего его миру много лет назад). Весна священная «Весна священная» ­ произведение дикое и захватывающее – вершина так  называемого «русского» периода Стравинского  29 мая 1913 года является памятной датой в истории музыки. Она отмечена  премьерой в Париже балета «Весна священная» («Le sacre du printemps»). Это  третий балет Стравинского, написанный для Дягилева. Дягилев, обладавший безошибочным музыкальным чутьём, заинтересовался  произведением. Заинтересовался необычным сочинением и друг  Стравинского, художник Николай Рерих,­ он осуществил сценографию для  представления. Рерих был также страстным археологом и знатоком обрядов древних славян.  Он подготовил подробное описание некоторых обрядов, высланное затем  Дягилеву: «В балете «Весна священная», как решили мы со Стравинским,  моей целью является представление нескольких сцен,  в коих показана земная  радость славян и их поклонение языческим божествам». Новизна, сложность и порой неистовство музыки спровоцировало тогда  неслыханные беспорядки среди публики, и даже во время репетиций оркестр  жаловался, что музыку невозможно исполнять. Успех балета был поистине скандальным в музыкальной истории XX  столетия: с овациями, переходящими в драку, и вмешательством полиции. В  скандале, вспыхнувшем в вечер премьеры, поначалу винили Стравинского, но  музыка «Весны» была реабилитирована,  когда, исполненная в  симфоническом концерте, она вызвала овации. Позже один из критиков писал: «Парижская премьера «Весны священной» вспоминается как что­то очень  значительное,  как битва под Ватерлоо, как первый полет воздушного шара». Жертвенное приношение Стравинский говорил, что был вдохновлён русской весной, которая внезапно  взламывает лёд и плавит снег после долгой зимы. В священном благодарении  за возвращение весны старцы садятся и наблюдают, как молодая девушка  танцует, доходя до исступления, тем самым принося себя в жертву богам. Первобытная и стихийная хореография Вацлава Нижинского отлично  соответствовала необузданной мощи музыки Стравинского, столь далёкой от  изящного классического балета, к которому привыкли парижские зрители.  Союз этих двух революционных творческих сил вызвал испуг. Краткое содержание Авторы либретто ­ И. Ф. Стравинский, Н. К. Рерих. Действующие лица: Старейший­Мудрейший; Старцы ­ человечьи праотцы; Девушка­обречённая; Девушки; Юноши; Старухи. В первой картине являются юноши со старой, очень старой старухой, возраст  и век которой неизвестны, которая знает все тайны природы и научает сынов  своих прорицаниям. Она бежит, нагнувшись над землёй. Юноши рядом с ней,  как весенние вестники, которые своими шагами обозначают ритм Весны,  биение пульса Весны. В это время спускаются с берега реки девушки (Щеголихи). Они составляют  венок, смешивающийся с хороводом юношей (Вешние хороводы). Они  смешиваются, но в их ритме чувствуются катаклизмы составляющихся групп. Группы юношей разделяются и начинают бороться. От одной к другой  перебегают борцы, которые ссорятся. Это — определение сил борьбою, т. е.  игрою (Игра двух городов). Но вот слышится близость шествия. Это приближается Старейший­Мудрейший, самый старый из племени. Всеми  овладевает ужас. И Мудрый благословляет землю, упав ниц, распластав руки  и ноги, сливаясь в одно с землёй (Поцелуй земли). Его благословение, это —  как знак освобождения ритма. Все бегут, извиваясь, соединяясь в большие  группы, как новые силы природы. Это — выплясывание Земли. Вторая картина (Великая жертва) начинается тусклой игрой юношей. Вначале  музыкальная прелюдия основана на мистическом пении, под которое танцуют  девушки. Последние своими извиваниями обозначают место, где будет  замкнута и откуда уже не сможет выйти Обречённая. Обречённая ­ это та, которую должна освятить Весна. Это та, которая вернёт  Весне силу, отнятую у неё молодостью. Девушки танцуют вокруг Обречённой, нечто вроде славления (Величание Избранной). Потом следует очищение Земли и взывание к праотцам. И предки  группируются вокруг Избранницы (Действо Старцев ­ человечьих праотцов),  которая начинает танцевать Искупительный танец (Великая священная  пляска). Языческие образы Первая часть балета, «Поцелуй земли», открывается холодным звучанием  фагота в его самом высоком регистре, рисуя суровый, дикий и пустынный  пейзаж. Постепенно подключается остальная часть огромного оркестра,  словно замороженная земля начинает просыпаться и возвращаться к жизни. «Весенние гадания. Пляски щеголих» известны своими взрывными ритмами,  юноши и девушки деревни начинают свой танец, в то время как отрывки  мелодии русской народной песни слышится сквозь гармонию. Стремительное движение струнных, позывные валторн и труб и настойчивые  барабанные удары изображают «Игру умыкания», в которой юноши уводят с  собой избранных ими девушек. «Вешние хороводы» наполнены таинственной ритуальной торжественностью,  теперь танец идёт в тяжёлом медленном движении. Целый оркестр, кажется,  рычит под аккомпанемент сокрушительных ударов там­тама. Балет  заканчивается священной пляской избранницы, в диком трансе она танцует,  доводя себя до лихорадочного конца. Танец останавливается ­ боги получили  свою жертву. «Весна священная» отразила дальнейшие новаторские искания Стравинского  в области гармонии, оркестра и ритмики, достигающей здесь небывалой ранее  степени сложности. В тематизме балета большое место занимают краткие  архаические народные попевки, становящиеся типичными для языка  Стравинского в ряде последующих произведений с национальной тематикой. Найденные в «Весне священной» новые выразительные средства оказали  огромное влияние на развитие европейской музыки ХХ столетия. В классическом мультфильме «Фантазия» Уолта Диснея использована музыка из балета «Весна священная». Она звучит на протяжении четырёх  последовательных эпизодов, изображающих создание земли, развитие простых форм жизни, появление динозавров и их вымирание. Хотя первый показ  мультфильма изначально не сопровождался огромным успехом, сейчас он  стал классикой. Вопросы и задания: Было ли у вас когда­нибудь ощущение, что окружающий мир природы  одухотворён? Возможно ли, по­вашему, для современного человека чувство слияния,  единения с природой? Можно ли считать балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» музыкальной  картиной языческой Руси и почему? Согласны ли вы с утверждением, что в «Весне священной» необыкновенно  сильна и выразительна могучая стихия ритма? С чем это связано? Источник http://www.music­fantasy.ru/materials/vesna­svyashchennaya­ yazycheskaya­rus­v­balete­i­stravinskogo

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского

Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2018