Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
8 кл
01.04.2018
Представлен дополнительный материал к уроку музыки в 8 классе по программе В. . Алеева .Т. Науменко на тему
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена «Весна священная». Её замысел заключается в том, чтобы средствами музыки - тембров, гармоний, но прежде всего ритма показать извечное соотношение природных, стихийных сил жизни, из которых произрастает все: цветение весны, радость, любовь, - и законов древнего порядка.в материале представлены - вопросы и задания по теме
музыка.doc
Дополнительный материал для проведения уроков музыки для 7 класса
По программе В. . Алеева .Т. Науменко
На тему Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Начало ХХ века, века социальных и индустриальных революций, машин,
автоматов и роботов, ознаменовалось появлением огромного числа
выдающихся музыкальных произведений, поновому творивших свои
возвышенные сказки и мифы, вопреки всему, что происходило вокруг.
«Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» Н. РимскогоКорсакова, «Баба
Яга» и «Волшебное озеро» А. Лядова, «Жарптица» и «Весна священная» И.
Стравинского, «Замок Синей Бороды» Б. Бартока, «Дафнис и Хлоя» М.
Равеля вот далеко не полный перечень произведений, определивших
музыкальное направление первой четверти ХХ столетия.
Отчего же в те годы появились именно такие произведения, на первый взгляд,
столь очевидно несозвучные характеру эпохи? Некоторые музыканты склонны
объяснять это «духом бегства», во все времена свойственным творческим
людям, не желающим мириться с рутиной и обыденностью, с мертвящей
скукой повседневности. «Крыльев! Чтобы воспарить над горами, долами, над
жизнью и смертью, над всем!» эти слова одного из романсов Р. Шумана
могли бы стать девизом для многочисленных художников, не желающих
подчиняться тискам и оковам своего времени.
Однако есть и более глубокие причины, побуждающие музыкантов пускаться
в дальние странствия по векам и эпохам, по мирам сказочных фантазий и
волшебных превращений, в поисках источника вечной мудрости и красоты.
Ведь искусство, это дитя богини Памяти, неподвластно течению веков, не
знает границ в преодолении пространств и времён. Рождаясь в условиях
своего века, оно несёт ему знания и опыт веков прошедших. И нередко бывает
так, что опыт давно отшумевших эпох поразительным образом способен
объяснять смысл самых современных событий и даже помогает предугадывать
будущее.
«В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», говорил французский поэт
ХХ века Поль Валери, подчёркивая непреходящее значение истин, которые
никогда не станут старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом
поколении. И в обращении музыкантов к глубинным пластам культурной памяти, не
угадывается ли стремление ещё раз понять человека, его сокровенную
природу стремление, особенно понятное в эпохи больших потрясений,
переломов и распутий?
Одним из произведений, созданных в переломное время начала ХХ века (1913
год), был балет И. Стравинского «Весна священная».
«Весна священная» образ языческой Руси с её весенними гаданиями,
девичьими хороводами, культом Земли, жертвоприношением в честь богини
Весны. В балете необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма
этого первоначала музыки, восходящего к глубинным свойствам
человеческой природы.
Культ танца, идея танца как символа энергии жизни вообще характерны для
того времени, отмеченного необыкновенным триумфом балетного жанра
(вспомним «Русские сезоны» в Париже с их серией превосходных балетных
постановок).
Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена «Весна священная». Её
замысел заключается в том, чтобы средствами музыки тембров, гармоний, но
прежде всего ритма показать извечное соотношение природных, стихийных
сил жизни, из которых произрастает все: цветение весны, радость, любовь, и
законов древнего порядка. Этот порядок, подчёркнутый ритуальным началом
балета, исподволь «разрастается» в его музыке, подчиняя себе гармонию,
внося размеренность в стихийную необузданность ритма и, в конце концов,
покоряя человеческие порывы и страсти.
И вот что удивительно: этот балет, столь необычный по тематике, такой
далёкий от интересов европейского искусства (создавался и исполнялся он в
Париже), от социальных потрясений своего времени, стал подлинным
художественным взрывом. Французский публицист Жан Кокто назвал «Весну
священную» шедевром, «симфонией, исполненной дикой печали,
запечатлевшей землю в состоянии произрастания, шумы древних хижин и
становищ, напевы, идущие из глубины веков, прерывистое дыхание скота,
глубокие потрясения».
Возможно, что в этой обращённости к вечным истинам истине природы,
истине древних законов, данным сквозь призму музыкального звучания
современности, и заключён секрет необыкновенной актуальности данного произведения. Ведь ничто не меняется в мире людей: те же силы движут
побуждениями, что и тысячи лет назад, и те же оковы древних обычаев
противостоят этим слепым и могучим силам.
Так традиция становится синонимом власти вечного.
И может быть, умение увидеть это вечное, чувствовать его дыхание в
обычных, никем не замечаемых явлениях, именно и отличает истинного
художника, чьё творчество находится как будто вне своего времени, его
злободневных событий и проблем.
Стравинский
Стравинский родился в Российской империи, жил во Франции, а позже – в
Америке. В своей музыке композитор блестяще отразил важнейшие черты
стремительно меняющейся эпохи.
Стравинский родился в Ораниенбауме (сейчас это г. Ломоносов), недалеко от
СанктПетербурга, где его отец Фёдор Игнатьевич был ведущим солистом
Мариинской оперы. Прежде чем стать учеником композитора Николая
РимскогоКорсакова, Игорь учился на юридическом факультете. Новый
период в его жизни начался в 1909 году, когда российский импресарио Сергей
Дягилев предложил ему сочинить музыку для нового балета «Жарптица». В
результате этого сотрудничества на свет появились ещё два балета
(«Петрушка» и «Весна священная»), благодаря которым Стравинский стал
знаменитым.
Период волнений
Премьеры балетов состоялись в Париже. Стравинский был там со своей женой
и тремя детьми, когда вспыхнула мировая война. Не имея возможности
возвратиться в Россию, он со своей семьёй вынужден был обосноваться в
Швейцарии. Дягилевская труппа распалась во время войны, рассчитывать на
крупные постановки было невозможно, поэтому Стравинский обратился к
малым музыкальным формам.
Послевоенные годы
Конец войны совпал с началом «джазовой эры», а в музыке появился так
называемый стиль неоклассицизма. Ответом Стравинского на новые
тенденции были такие произведения, как балет «Пульчинелла», в котором
автор обращался к музыке XIX века, и операоратория «Царь Эдип», отсылающая нас к древнегреческой трагедии. В 1930 году Стравинский
написал свою вдохновенную «Симфонию псалмов» для Бостонского
симфонического оркестра, а в 1939 году обосновался в США, став
американским гражданином. Творчески Стравинский был разносторонен, как
и прежде. Он создал такие непохожие друг на друга произведения, как
«Эбеновый концерт», написанный для джазового кларнетиста и дирижёра
джазоркестра Вуди Германа, и опера «Похождения повесы», вдохновлённая
гравюрами английского художника XVIII века Уильяма Хогарта. Кроме того,
Стравинский обращался к «серийной технике», или «технике композиции с 12
тонами», введённой впервые венским композитором Арнольдом Шёнбергом
(также эмигрировавшим в Америку).
Международное признание
В 1962 году Стравинский торжественно вернулся в Россию, для того, чтобы
продирижировать рядом концертов, состоящих из его собственных сочинений.
Он продолжал путешествовать по миру, дирижируя и записывая свою музыку
почти до самой смерти в НьюЙорке в 1971 году. Его тело перевезли в
Венецию, чтобы похоронить на кладбище СанМикеле (недалеко от могилы
Дягилева – человека, открывшего его миру много лет назад).
Весна священная
«Весна священная» произведение дикое и захватывающее – вершина так
называемого «русского» периода Стравинского
29 мая 1913 года является памятной датой в истории музыки. Она отмечена
премьерой в Париже балета «Весна священная» («Le sacre du printemps»). Это
третий балет Стравинского, написанный для Дягилева.
Дягилев, обладавший безошибочным музыкальным чутьём, заинтересовался
произведением. Заинтересовался необычным сочинением и друг
Стравинского, художник Николай Рерих, он осуществил сценографию для
представления.
Рерих был также страстным археологом и знатоком обрядов древних славян.
Он подготовил подробное описание некоторых обрядов, высланное затем
Дягилеву: «В балете «Весна священная», как решили мы со Стравинским,
моей целью является представление нескольких сцен, в коих показана земная
радость славян и их поклонение языческим божествам». Новизна, сложность и порой неистовство музыки спровоцировало тогда
неслыханные беспорядки среди публики, и даже во время репетиций оркестр
жаловался, что музыку невозможно исполнять.
Успех балета был поистине скандальным в музыкальной истории XX
столетия: с овациями, переходящими в драку, и вмешательством полиции. В
скандале, вспыхнувшем в вечер премьеры, поначалу винили Стравинского, но
музыка «Весны» была реабилитирована, когда, исполненная в
симфоническом концерте, она вызвала овации. Позже один из критиков писал:
«Парижская премьера «Весны священной» вспоминается как чтото очень
значительное, как битва под Ватерлоо, как первый полет воздушного шара».
Жертвенное приношение
Стравинский говорил, что был вдохновлён русской весной, которая внезапно
взламывает лёд и плавит снег после долгой зимы. В священном благодарении
за возвращение весны старцы садятся и наблюдают, как молодая девушка
танцует, доходя до исступления, тем самым принося себя в жертву богам.
Первобытная и стихийная хореография Вацлава Нижинского отлично
соответствовала необузданной мощи музыки Стравинского, столь далёкой от
изящного классического балета, к которому привыкли парижские зрители.
Союз этих двух революционных творческих сил вызвал испуг.
Краткое содержание
Авторы либретто И. Ф. Стравинский, Н. К. Рерих.
Действующие лица:
СтарейшийМудрейший;
Старцы человечьи праотцы;
Девушкаобречённая;
Девушки;
Юноши;
Старухи.
В первой картине являются юноши со старой, очень старой старухой, возраст
и век которой неизвестны, которая знает все тайны природы и научает сынов
своих прорицаниям. Она бежит, нагнувшись над землёй. Юноши рядом с ней,
как весенние вестники, которые своими шагами обозначают ритм Весны,
биение пульса Весны. В это время спускаются с берега реки девушки (Щеголихи). Они составляют
венок, смешивающийся с хороводом юношей (Вешние хороводы). Они
смешиваются, но в их ритме чувствуются катаклизмы составляющихся групп.
Группы юношей разделяются и начинают бороться. От одной к другой
перебегают борцы, которые ссорятся. Это — определение сил борьбою, т. е.
игрою (Игра двух городов). Но вот слышится близость шествия.
Это приближается СтарейшийМудрейший, самый старый из племени. Всеми
овладевает ужас. И Мудрый благословляет землю, упав ниц, распластав руки
и ноги, сливаясь в одно с землёй (Поцелуй земли). Его благословение, это —
как знак освобождения ритма. Все бегут, извиваясь, соединяясь в большие
группы, как новые силы природы. Это — выплясывание Земли.
Вторая картина (Великая жертва) начинается тусклой игрой юношей. Вначале
музыкальная прелюдия основана на мистическом пении, под которое танцуют
девушки. Последние своими извиваниями обозначают место, где будет
замкнута и откуда уже не сможет выйти Обречённая.
Обречённая это та, которую должна освятить Весна. Это та, которая вернёт
Весне силу, отнятую у неё молодостью. Девушки танцуют вокруг Обречённой,
нечто вроде славления (Величание Избранной).
Потом следует очищение Земли и взывание к праотцам. И предки
группируются вокруг Избранницы (Действо Старцев человечьих праотцов),
которая начинает танцевать Искупительный танец (Великая священная
пляска).
Языческие образы
Первая часть балета, «Поцелуй земли», открывается холодным звучанием
фагота в его самом высоком регистре, рисуя суровый, дикий и пустынный
пейзаж. Постепенно подключается остальная часть огромного оркестра,
словно замороженная земля начинает просыпаться и возвращаться к жизни.
«Весенние гадания. Пляски щеголих» известны своими взрывными ритмами,
юноши и девушки деревни начинают свой танец, в то время как отрывки
мелодии русской народной песни слышится сквозь гармонию.
Стремительное движение струнных, позывные валторн и труб и настойчивые
барабанные удары изображают «Игру умыкания», в которой юноши уводят с
собой избранных ими девушек. «Вешние хороводы» наполнены таинственной ритуальной торжественностью,
теперь танец идёт в тяжёлом медленном движении. Целый оркестр, кажется,
рычит под аккомпанемент сокрушительных ударов тамтама. Балет
заканчивается священной пляской избранницы, в диком трансе она танцует,
доводя себя до лихорадочного конца. Танец останавливается боги получили
свою жертву.
«Весна священная» отразила дальнейшие новаторские искания Стравинского
в области гармонии, оркестра и ритмики, достигающей здесь небывалой ранее
степени сложности. В тематизме балета большое место занимают краткие
архаические народные попевки, становящиеся типичными для языка
Стравинского в ряде последующих произведений с национальной тематикой.
Найденные в «Весне священной» новые выразительные средства оказали
огромное влияние на развитие европейской музыки ХХ столетия.
В классическом мультфильме «Фантазия» Уолта Диснея использована музыка
из балета «Весна священная». Она звучит на протяжении четырёх
последовательных эпизодов, изображающих создание земли, развитие простых
форм жизни, появление динозавров и их вымирание. Хотя первый показ
мультфильма изначально не сопровождался огромным успехом, сейчас он
стал классикой.
Вопросы и задания:
Было ли у вас когданибудь ощущение, что окружающий мир природы
одухотворён?
Возможно ли, повашему, для современного человека чувство слияния,
единения с природой?
Можно ли считать балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» музыкальной
картиной языческой Руси и почему?
Согласны ли вы с утверждением, что в «Весне священной» необыкновенно
сильна и выразительна могучая стихия ритма? С чем это связано? Источник http://www.musicfantasy.ru/materials/vesnasvyashchennaya
yazycheskayarusvbaleteistravinskogo
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Весна священная. Языческая Русь в балете И. Стравинского
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.