Ветвление. Составные условия
Оценка 4.9

Ветвление. Составные условия

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика
8 кл
16.04.2023
Ветвление. Составные условия
Тема: «Ветвление. Составные условия» Цели урока: - формирование навыков составления алгоритмов с ветвлением с помощью различных конструкций (полные и неполные ветвления, с применением простых и составных условий, нескольких последовательных ветвлений, вложенных ветвлений) на примере использования задач из разных предметных областей; - развитие алгоритмического мышления; умения применять полученные знания при решении задач различной направленности; - привитие учащимся навыков самостоятельности в работе; решение задач олимпиадного характера. Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания Арифметические выражения – перевод 1. Как записывается заголовок программы на Паскале? Program (name) 2. Как записывается раздел описания переменных? Var 3. Перечислите типы переменных? Целые, вещественные, строковые, символьные, символьные 4. Как записывается оператор присваивания? := 5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? Read (readln), write (writeln) 6. Арифметическое выражение Составить программу вычисления значения функции: РЕШЕНИЕ: program Prim_3_4; var t,g:real; begin writeln('Введите значения t и нажмите :'); readln(t); g:=abs(2.4*t-100)+abs(t-2.2)-sqrt(sqr(t)/(18+abs(t))); writeln('g=',g); writeln('Для завершения работы программы нажмите :'); readln end. 3. Изучение нового материала Вы пошли в магазин за хлебом. По каким – то причинам вы хлеб не купите. Вопрос: Почему? - ЕСЛИ не хватает денег, ЕСЛИ магазин закрыт, хлеба нет… Богатырь подъехал к камню, на котором написано: «………….» (надпись можно придумать вместе). Вопрос: Куда поедет богатырь? Почему? - ЕСЛИ хватит смелости, ЕСЛИ жить хочется, … Чем отличается данные действия (алгоритмы) от последовательных действий (алгоритма линейного или полного ветвления)? - Несколькими условиями, которые объединяются в одно, множеством условий. Как вы думаете, что сегодня на занятии мы будем изучать, какие алгоритмы и программы? Если в задаче в зависимости от условия выполняется одна или другая последовательность действий, значит, данный алгоритм имеет ветвление. Соответственно такие алгоритмы и программы называются разветвляющимися. Полная и неполная форма. Вспомним, в алгоритмах (на блок-схеме) неполная и полная форма ветвления представляется в следующем виде: Полная форма условного оператора применяемого в программах с ветвлением имеет вид: if< логическое выражение (условие)> then <указание 1>else< указание 2> Неполная форма условного оператора: if< логическое выражение (условие)> then <указание> (при невыполнении условия программа переходит к выполнению следующей команды, после данной). (презентация)
Ветвление. Составные условия.doc

27 урок, 8 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата: ________

Тема: «Ветвление. Составные условия»

Цели урока:

- формирование навыков составления алгоритмов с ветвлением с помощью различных конструкций (полные и неполные ветвления, с применением простых и составных условий, нескольких последовательных ветвлений, вложенных ветвлений) на примере использования задач из разных предметных областей;

- развитие алгоритмического мышления; умения применять полученные знания при решении задач различной направленности;

- привитие учащимся навыков самостоятельности в работе; решение задач олимпиадного

характера.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Арифметические выражения – перевод

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?

Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?

Var

3. Перечислите типы переменных?

Целые, вещественные, строковые, символьные, символьные

4. Как записывается оператор присваивания?

:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?

Read (readln),  write (writeln)

6. Арифметическое выражение

Составить программу вычисления значения функции:

РЕШЕНИЕ:

program Prim_3_4;
var 
t,g:real;
begin
writeln('Введите значени
я t и нажмите <Enter>:');
readln(
t);
g:=abs(2.4*t-100)+abs(t-2.2)-sqrt(sqr(t)/(18+abs(t)));
writeln('
g=',g);

writeln('Для завершения работы программы нажмите <Enter>:');
readln
end.

3. Изучение нового материала

Вы пошли в магазин за хлебом. По каким – то причинам вы хлеб не купите. Вопрос: Почему?

- ЕСЛИ не хватает денег, ЕСЛИ магазин закрыт, хлеба нет…

Богатырь подъехал к камню, на котором написано: «………….» (надпись можно придумать вместе). Вопрос: Куда поедет богатырь? Почему?

- ЕСЛИ хватит смелости, ЕСЛИ жить хочется, …

 

Чем отличается данные действия (алгоритмы) от последовательных действий (алгоритма линейного или полного ветвления)?

 - Несколькими условиями, которые объединяются в одно, множеством условий.

Как вы думаете, что сегодня на занятии мы будем изучать, какие алгоритмы и программы?

Если в задаче в зависимости от условия выполняется одна или другая последовательность действий, значит, данный алгоритм имеет ветвление.

Соответственно такие алгоритмы и программы называются разветвляющимися.

Полная и неполная форма.

Вспомним, в алгоритмах (на блок-схеме) неполная и полная форма ветвления представляется в следующем виде:

Полная форма условного оператора применяемого в программах с ветвлением имеет вид:

if< логическое выражение (условие)> then <указание 1>else< указание 2>

Неполная форма условного оператора:

if< логическое выражение (условие)> then <указание>

(при невыполнении условия программа переходит к выполнению следующей команды, после данной). (презентация)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


а) Простые и составные условия.

Одно условие является простым, если в логическом выражении встречается более одного условия, оно называется составным. Для построения таких условий служат логические операции. Каждое простое условие в составном условии берется в скобки и соединяются логическими союзами и (and), или (or)

Например:

if x<=0 then y:=0 else y:=x*x*x;

if (x<=0) or (x>10) then y:=0 else y:=x*x*x;

(можно определить со школьниками, на каком отрезке, какая функция строится)*

Примечание: Если в указаниях (после оператора then или else), нужно выполнить более одного действия, то действия записываются во внутрь составного оператора begin … end. Например:

if (x<=0) and (x>-5) then begin y1:=0; y2:=x*x*x; end;

б) Множественное и вложенное ветвление.

Вложенное ветвление – это ветвление, которое находится внутри другого ветвления.

Используется в задачах для получения более 2-х УКАЗАНИЙ.

В     случае 3-4 и более возможных УКАЗАНИЙ, можно использовать также несколько неполных ветвлений, записанное одно под другим (см. тест), а также в некоторых задачах для множества вариантов (УКАЗАНИЙ) используется оператор выбора (будем изучать дальше).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практическая работа

В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

                                                                                                                        Блок-схема:           

         Program Vetv1en;

         Var x, y, max: integer;

         Begin

         Writeln (‘Введите два числа’);

         Readln (x, y);

         if x >=y    then max:=x
                   else  max:=y;

         Writeln (‘наибольшее = ’,max);

         End.

 

 

 

Карточка “Задачи по теме “Организация ветвления на языке Паскаль” 
Задача № 1: Ввести число. Если оно неотрицательно, вычесть из него 50, в противном случае прибавить к нему 100. 
Задача № 2: Ввести 2 числа. Если их произведение отрицательно, умножить его на –2 и вывести на экран, в противном случае увеличить его в 3 раза и вывести на экран. 
Задача № 3: Ввести 2 числа. Вычесть из большего меньшее.
Задача № 4: Ввести число. Если оно больше 8, разделить его на 4, если меньше или равно 8, то умножить на 5.
Ответы
:   

1. If x>0   then y: =x-50   else y: =x+100;
2. If a*b<0   then y:=a*b*(-2)   else y:=a*b*3;
3. If A>B   then C:=A-B;
4. If x>8   then y:=x/4   else y:=x*5;

5. Домашнее задание.

Теория

Задача. Ввести два числа.  Если их сумма больше 100, то сумму уменьшить в 2 раза, в противном случае увеличить в 2 раза.


Скачано с www.znanio.ru

Учитель: Брух Т.В. Дата: ________

Учитель: Брух Т.В. Дата: ________

Чем отличается данные действия (алгоритмы) от последовательных действий (алгоритма линейного или полного ветвления)? -

Чем отличается данные действия (алгоритмы) от последовательных действий (алгоритма линейного или полного ветвления)? -

Практическая работа В качестве примера рассмотрим следующую задачу:

Практическая работа В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2023