Рефлексивный анализ НОД
ФИО педагога: Чудинова Марина Владимировна
Должность в ДОУ: воспитатель
Группа: средняя
Вид занятия: познавательное
Тема: «Водный и воздушный транспорт»
Дата проведения НОД: 20 апреля 2022
Цели НОД: познакомить детей с воздушным и водным транспортом разного назначения.
Формы работы:
познавательное развитие: игра, беседа, решение проблемной ситуации;
социально-коммуникативное развитие: общение воспитанников по теме занятия, совместные действия, игры, дидактические игры;
речевое развитие: вопросы, беседа.
художественно-эстетическое развитие: рассматриваний изображений транспорта, прослушивание стихотворений.
Характеристика этапов НОД:
Этапы |
Название, содержание и цель этапа урока[1] |
Вопрос для рефлексивного анализа |
Ответы аттестуемого педагога |
1 этап |
Организационный момент Цель воспитателя: создать эмоциональный настрой, привлечь внимание детей Цель для воспитанников: эмоционально настроиться Методы: словесный, игровой, практический
|
1. Опишите особенности данного этапа, а также особенности привлечения внимания и включения воспитанников в совместную деятельность не дисциплинарными приёмами.
2. Какие приемы и методы используются Вами в целях формирования у воспитанников интереса и желания включиться в совместную деятельность? |
1. Особенностью организационного момента является создание положительного эмоционального настроя детей, вовлечение их в совместную деятельность. С первых минут занятия детям было предложено поздороваться со всеми с помощью повторения стихотворения «Здравствуй!» и выполнения простых движений. Был создан положительный эмоциональный настрой.
2.На данном этапе педагог применил речевой и игровой методы. Приветливый и доброжелательный тон педагога создал атмосферу доверия. Педагог владеет необходимыми методами и приемами (словесными и игровыми) для организации воспитанников.
Цель достигнута. |
2 этап |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия
Цель воспитателя: создать условия для создания мотивации дальнейшей деятельности. Цель для воспитанников: принять мотивацию к дальнейшей деятельности. Методы: словесный, наглядный, вхождения в картину, игровой |
3. Как Вами проводится вовлечение воспитанников в процесс формулирования целей совместной деятельности в соответствии с возрастными особенностями?
4. Как Вами проводится актуализация знаний и способов деятельности воспитанников?
|
3. Детям было предложено разгадать загадку, они были очень заинтересованы, внимательно слушали. В ходе НОД старалась следить за чёткостью и выразительностью речи детей Дети проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на предлагаемые им задания, оперировали имеющимися знаниями и умениями, были заинтересованы, внимательны, организованы. Хороший эмоциональный контакт детей с воспитателем, способствовал созданию интереса на данном этапе занятия.
4. На данном этапе воспитатель задала детям вопросы и была загадана загадка, отгадкой на которую дети поняли о чем пойдет речь на занятии. На этом этапе занятия дети четко поняли, зачем им заниматься изучением данной темы, что конкретно будет осваиваться, каковы основные цели занятия, которые необходимо будет достичь.
Цель достигнута.
|
3 этап |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД Цель воспитателя: создать условия для демонстрации детьми имеющихся знаний о диких животных. Цель для воспитанников: продемонстрировать знания о диких животных, проявить активность. Методы: словесный, наглядный, игровой, ИКТ, художественного движения, соревновательный
|
5. Приведите примеры постановки проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.
6. В чем научная новизна освещения материала и его соответствие возрастным особенностям воспитанников?
7. Приведите примеры и проанализируйте организацию различных видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему, а с другой – решить программные задачи. |
5. На данном этапе воспитатель предлагает отправиться в путешествие, тем самым активизируя познавательную деятельность детей. Занятие выполняет дидактическую, т. е. обучающую функцию: воспитанники знакомятся с различными видами воздушного и водного транспорта, закрепляют полученные знания. В ходе изучении нового материала используются разнообразные приемы подачи новой информации: вводная беседа, загадка, игра, демонстрационный материал, дидактические игры, что активизирует познавательную деятельность и способствует введению новой информации по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов. Педагог способствовал развитию умения делать простые выводы и умозаключения, посредством игры: «Какой, Какая, Что делает?», и «Летает – не летает». Воспитанники с заинтересованностью отвечали на вопросы, стараясь показать свои знания. Воспитатель была нетороплива, давала возможность сделать работу самостоятельно, подбадривала застенчивых детей, создавая ситуацию успеха и уверенности в своих силах.
6. Научной новизны освещения материала занятия не выявлено. НОД основана на определении видов транспорта. Реалистичность игровых и практических заданий, использование воспроизводящих, проблемно-поисковых и наводящих вопросов, игровых, ИКТ-технологий - способствует удержанию интереса детей данной возрастной группы и подводит их к открытию нового знания. Перечисленные методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленных целей.
7. Данный этап состоял из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего занятия, дети проявляли инициативу, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. На данном этапе занятия вопросы педагога к воспитанникам были продуманны, понятны для восприятия и выстроены в логике развития темы. Используемая наглядность отвечала эстетическим требованиям и возрасту детей. Далее была проведена физминутка «Ракета» для удовлетворения потребности детей в двигательной активности. Физминутка была грамотно подобрана в контексте темы. Цель достигнута. |
4 этап |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий Цель воспитателя: создать условия для знакомства с новым диким животным -бобром. Цель для воспитанников: овладеть первоначальными представлениями о жизни бобров, проявить активность. Методы: ИКТ, наглядный, словесный, игровой.
|
8. Приведите примеры и проанализируйте создания условий для сбалансированности репродуктивной и продуктивной деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статических форм активности.
9. Приведите примеры и проанализируйте проведенную работу побуждения детей самостоятельно рассуждать, делать собственные умозаключения.
10. Приведите примеры и проанализируйте использование современных образовательных технологий в работе ДОУ. |
8. На данном этапе детям было предложено поиграть в игру «Летает – не летает», а также в дидактическую игру «Какой, какая, что делает?». Далее был проведен опрос по теме занятия. Дети были эмоциональны и активны, проявляли живой интерес к происходящему на этом этапе занятия.
9. На данном этапе детям были заданы вопросы: «Куда мы приплыли?, Для чего этот транспорт?, Где летает этот транспорт?», после чего дети самостоятельно сделали вывод о том, что это воздушный транспорт. Методы и приемы, используемые воспитателем, способствовали решению поставленной цели.
На данной НОД использовались следующие технологии: - личностно-ориентированного взаимодействия (в процессе создания условий для самореализации детей в ходе данного этапа: индивидуальные вопросы, предоставление возможности для выполнения заданий индивидуально, поощрение детей, которые справляются с выполнением заданий, поддержка, помощь со стороны сверстников и воспитателя детям, испытывающим затруднения); - здоровьесберегающая (осуществлялась в ходе создания условий для реализации двигательной активности детей при смене динамических поз и передвижения детей в пространстве группы при выполнении практического задания данного этапа); - игровая (были проведены дидактические игры)
Технологии: ¾ деятельностного подхода; ¾ личностно-ориентированного взаимодействия; ¾ здоровьесберегающая; ¾ игровая. Цель достигнута. |
5 этап |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) Цель воспитателя: создать условия для применения новых знаний на практике. Цель для воспитанников: уметь использовать полученные знания в продуктивной деятельности, умение работать в команде, обосновывать свой выбор. Методы: словесный, наглядный, практический, музыкального восприятия
|
11. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.
12. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи изучаемого материала с ранее пройденным материалом.
13. Приведите примеры применения диалоговых форм общения в рамках данного занятия.
14. Приведите примеры сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
15. Как Вами организуются психологические паузы и разрядки эмоциональной сферы занятия?
|
11. Данный этап НОД включала в себя дидактические игры и просматривание иллюстраций по теме занятия. Для расширения и закрепления знаний детей о видах воздушного и водного транспорта, о названиях их частей, использовались такие приёмы как беседа, показ иллюстраций, дидактические игры.
12. Была проведена предварительная работа: чтение стихов и рассказов о видах воздушного и водного транспорта и их частей, рассматривание иллюстраций. Благодаря проведенной предварительной работе, во время НОД, дети достаточно быстро отвечали на вопросы воспитателя.
13. Воспитатель задал детям вопросы «Ребята, посмотрите, куда мы приплыли?» - Это же остров, назовите, что мы на нём видим? - Для чего нужен этот транспорт? - Где летает этот транспорт? - Значит он какой?, что было обращением к личному опыту детей и демонстрировало ими знание вопроса.
14. Воспитатель задавала вопросы детям по теме занятия, загадывала загадку, дети рассматривала иллюстрации, вспоминали названия частей транспорта.
15. В процессе НОД использовались различные методы, что способствовало хорошей концентрации в процессе. Смена деятельности детей также этому способствовала. В процессе была использована двигательная разминка в начале занятия, физминутка, что способствовало эмоциональной разрядке и формированию положительного настроя. В процессе НОД непрерывно велась работа над расширением, обогащением, уточнением словарного запаса детей, умением согласовывать слова в предложениях. Методы и приемы, используемые педагогом на данном этапе занятия, оправданы и соответствуют возрасту детей.
Цель достигнута. |
6 этап |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. Цель воспитателя: уточнить знания детей о новом диком животном, о котором они сегодня узнали. Цель для воспитанников: использовать полученные знания в повседневной жизни. Методы: словесный
|
16. Проанализируйте соответствие содержания НОД требованиям рабочей программы в контексте ООП ОУ.
17. Приведите примеры реализации в течение НОД системно-деятельностного подхода.
18. Какими методами организовано создание нестандартных ситуаций при использовании знаний и опыта воспитанников. |
16. Тема, задачи, содержание НОД соответствуют требованиям рабочей программы данной группы. На данном этапе педагог уточнил знания, полученные детьми, в ходе краткой беседы. Акцентировал внимание на том, что нового дети узнали сегодня на занятии и где это, в дальнейшем, им сможет пригодиться. На каждом этапе занятия цели, поставленные воспитателем, были реализованы методически грамотно, с учетом программных задач и возрастных особенностей.
17. Занятие было построено на основе системно-деятельностного подхода. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. Педагог вовлекал детей в различные виды деятельности: коммуникативная – ситуативный разговор, беседа; игровая – дидактическая игра двигательная – физкультминутка; познавательная – решение проблемной ситуации, рассказ, показ презентации. В ходе занятия воспитателем успешно решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В конце занятия педагог подвел итог, закончив его на эмоциональном подъеме.
18. Методы организации: словесный – ситуативный разговор, вопросы, беседа, загадка; наглядный – иллюстрации, видеоряд; игровой – сюрпризный момент, игры; практический – создание экологического проекта; стимулирования и оценивания – поддержка, похвала, создание ситуации успеха и уверенности в своих силах, поощрение.
Цель достигнута. |
7 этап |
Рефлексия Цель для воспитателя: создавать условия для объективной оценки своей деятельности детьми. Цель для воспитанников: уметь объективно оценивать свою деятельность. Методы: наглядный, практический, словесный.
|
19. Как Вами организовано побуждение воспитанников к самооценке собственной и коллективной деятельности, к высказыванию удовлетворенности (неудовлетворенности) деятельностью (в соответствии с возрастом).
20. Использовался ли наглядный материал в качестве иллюстрировании, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач? |
19. Детям были заданы вопросы по теме занятия, каждому была дана возможность что-то сказать, дети принимали активное участие на занятии и были очень довольны. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана.
20. Педагог использовал наглядный материал, который был подобран с учетом возраста детей, эстетично выглядел, способствовал привлечению и сосредоточению внимания. Длительность занятия соответствует санитарно - гигиеническим нормам. В течение всего занятия грамотно происходила смена динамических поз (дети стояли, сидели, перемещались во время разминки, стояли, сидели, двигались во время физкультминутки, сидели). Воспитатель использовал различные формы организации детей: группа, индивидуально. В соответствии с материалом были отобраны методы и приемы взаимодействия с детьми: игровые приемы, приемы привлечения внимания детей, приемы активизации мышления, речи, а также художественное слово. Умело организована и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа с ними. Программное содержание усвоено полностью
Цель достигнута. |
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:____________________
Дата выполнения задания
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 1____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Алгоритм проверки рефлексивного анализа учебного занятия
Специалист 2____________________________________________
№ этапа уч. занятия |
№ вопроса |
Баллы за каждый вопрос |
Наибольшее возможное итоговое кол-во баллов по этапам |
Баллы специалиста |
Комментарии эксперта |
1 этап |
1 |
0 1 |
2 |
|
|
2 |
0 1 |
|
|
||
2 этап |
3 |
0 1 |
2 |
|
|
4 |
0 1 |
|
|
||
3 этап |
5 |
0 1 |
3 |
|
|
6 |
0 1 |
|
|
||
7 |
0 1 |
|
|
||
4 этап |
8 |
0 1 |
3 |
|
|
9 |
0 1 |
|
|
||
10
|
0 1 |
|
|
||
5 этап |
11 |
0 1 |
5 |
|
|
12 |
0 1 |
|
|
||
13 |
0 1 |
|
|
||
14 |
0 1 |
|
|
||
15 |
0 1 |
|
|
||
6 этап |
16 |
0 1 |
3 |
|
|
17 |
0 1 |
|
|
||
18
|
0 1 |
|
|
||
7 этап |
19 |
0 1 |
2 |
|
|
20 |
0 1 |
|
|
Подпись специалиста________________________________________
Дата проведения анализа____________________________________
Скачано с www.znanio.ru
[1] Зависит от типа и целей урока
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.