Виды работы с буквой при коррекции
мнестической дислексии.
В современной специальной литературе для обозначения нарушений чтения используются в основном термины: алексия - для обозначения полного отсутствия чтения; дислексия - для обозначения частичного расстройства процесса овладения чтением, в отличие от тех случаев, когда акт чтения распадается, например, при афазиях, в результате тех или иных поражений коры головного мозга.
Особенностью дислексических ошибок является их типичность, повторяющийся характер. Трудности чтения проявляются в повторяющихся заменах букв, перестановках, пропусках и т.д. Ошибки чтения могут быть у хорошего чтеца по причине утомления, отвлекаемости и т.д. Но эти ошибки не будут типичными, характерными, повторяющимися, а будут носить случайный характер
Второй особенностью ошибок чтения при дислексиях является их стойкий характер. Многие дети, которые начинают учиться читать, делают ошибки, но они наблюдаются у них недолго, довольно быстро исчезают. У детей же, страдающих дислексией, эти ошибки сохраняются продолжительное время, месяцы и даже годы. Таким образом, дислексия определяется не по нескольким, часто случайным, ошибкам чтения, а по их совокупности и стойкому характеру.
Определение дислексии, однако, должно включать указание не только на проявления нарушений чтения и специфический характер этих проявлений, но и па те затруднения, которые обусловливают дислексические нарушения.
Целесообразно определять дислексию следующим образом: дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Одним из видов дислексии является мнестичекая дислексия.
Нарушения чтения при мнестической дислексии проявляются в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Они обусловлены нарушением процессов установления связи между звуком и буквой с речевой памятью. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности речевой ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок следования звуков или слов или сокращают их количество, пропуская звуки, слова.
Предлагаем вашему вниманию виды работы с буквой, которые помогут в преодолеть трудности в усвоении букв и установлении связи между звуком и буквой:
1. На кого (что) похожа эта буква? (для лучшего усвоения соотносят с каким-либо изображением)
2. Чья это буква?
3. Поставь букву правильно.
4. Найди букву в слове, тексте, кассе.
5. Прочитай (м) букву. Назови букву (эм).
6. Прочитай согласные, гласные, те, что обозначают пары.
7. Конструирование буквы.
8. Узнай букву на ощупь.
9. Напечатай букву по образцу.
10. Вспомни, составь, перескажи сказку о букве.
11. Вопросы по ленте памяти. Назови гласные, согласные. Расставь, распредели, новоселы буквы, расставь гласные по парам, (а-я, у-ю), согласные по парам.
12. Охарактеризуй букву (печатная маленькая).
13. Раскрась, обведи букву.
14. Вырежи из бумаги букву.
15. Выщипай букву из бумаги.
16. Напечатай букву мокрым пальчиком, кисточкой.
17. Выложи букву цветными нитками.
18. Определи неправильно расположенную букву и напечатай её правильное расположение.
19. Выдели буквы, наложенные друг на друга.
20. Определи заштрихованные буквы.
21. Найди похожие буквы.
22. Какие буквы написаны правильно, какие нет.
23. Чем отличаются буквы?
24. Напечатай водой, кисточкой, краской.
25. Найди знакомую букву, зачеркни.
26. Сложи букву мягкой проволокой.
27. Сравни похожие буквы.
28. Какая буква потерялась?
29. Какая буква добавилась?
30. Назови 1, 2, 3, - последнюю букву.
31. Назови буквы по порядку.
32. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифт; из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.
33. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
34. « СЮРПРИЗ».
1.Определи на ощупь, какая буква в руках, положи её так, что бы она отражала верное написание.
2. Назвать букву, придумать слова, содержащие эту букву.
35. Реконструирование буквы.
1. Добавить количество элементов. Например: из буквы И сделать Й, из У – Х.
2. Убрать элемент. Например: из буквы Щ сделать букву Ш, Е
3. Из данного количества элементов. Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
4. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р-Ь.
36. Предложение ребенку построить букву по словесному указанию без образца; » предложение ребенку построить букву самостоятельно без зрительного образца;
37. Рассмотрение предложенного варианта буквы (ребенок строит свой вариант буквы по возможностям и уровню развития воображения);
38. «УЧИМ БУКВЫ В СТИХАХ» (по материалам книги В.В.Волиной «Учимся, играя»): предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные и т.д.
39. «ТЕХНИКИ». «Ремонтируем» сломанные буквы.
40. Отгадывание буквы, построенной другим ребенком.
41. «ЧТО ЗА БУКВА?»
1. Детям демонстрируют букву в разном положении, детям необходимо назвать её.
2. Найти буквы, которые неправильно расположены в пространстве.
42. Найди букву в геометрической фигуре.
43. На фоне контурных изображений предметов найти "спрятавшиеся" буквы:
44. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).
45. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорощо знакомые ребенку
46. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями. Сначала предъявляются буквы, хорощо знакомые ребенку
47. Использование в работе пальчиковой азбуки(развивает пространственные представления, зрительный анализ и синтез, мелкую моторику и конструктивный праксис).
48. Предъявление букв разного шрифта.
А А А А а а
49. Определение буквы:
1) «написанной» на спине, на ладони, в воздухе. (с закрытыми, открытыми глазами);
2) которую можно выложить из 4 (Ш, Е, Ж, М, Й), из 3(И,А,П,Н,К), из 2 ( Т, Г, Х) палочек.
|
50. «ЛАСТИК». Нарисуй карандашом эту фигуру несколько раз, а потом сотри все, что не нужно букве...
НАПРИМЕР: «Г», «У», «П», «И»
51. «ОДИНАКОВОЕ — РАЗНОЕ». Детям необходимо найти как можно больше одинаковых и различных элементов у двух-трех букв.
НАПРИМЕР: буквы «И» + «А»,
Общее:
— по 3 прямые палочки;
— есть прямые и наклонные палочки и т.д.; различия:
— наклон палочек и т.д.
52. (Допечатай) Полубуковка. «В аварии», «Мышка съела».
«УЗНАЙ БУКВУ» или «БУКВА СЛОМАЛАСЬ». Детям предлагаются характерные элементы букв, по которым они узнают букву в целом.
53. «РАСПУТАЙ БУКВЫ». Графические изображения букв накладываются друг на друга, при этом общие элементы не совпадают:
«РАЗГЛЯДИ БУКВЫ».Буквы накладываются друг на друга с совпадением элементов.
54.«ЗЕРКАЛО» Буквы модницы так любят смотреть в зеркало, что запутались. Зачеркнуть неправильное.
55.«У КОГО ПАМЯТЬ ЛУЧШЕ».
1. Из набора букв зачеркнуть все знакомые, не забыв ни одной.
2. Допиши как можно больше букв с данным элементом. Покажи на пальчиках сколько букв вспомнили с данным элементом.
56. «РАЗДЕЛИ НА ДВА»
Детям предлагается правильно назвать и разложить слова с 2 стопки. В одной стопке есть слова с определённой буквой, а в другой нет.
57. «НАЙДИ НЕПРАВИЛЬНО НАПИСАНННЫЕ БУКВЫ».
58.«Отгадай по описанию».
Б - палочка, справа внизу овал, а сверху - перекладина.
В - палочка, справа два овала, вверху и внизу.
Г - палочка, справа сверху — перекладина.
Д - почти прямоугольник, под ним - перекладина на коротких ножках.
Ж - в середине — палочка, по бокам — лапки.
3 - два полуовала друг над другом, открытые слева.
К - палочка, справа — две подставки, направленные вверх и вниз.
Л - две палочки, одна из них с закруглением внизу, сверху — перекладина.
М - две палочки, наверху — сломанная перекладина.
Н - две палочки, в середине — перекладина.
П - две палочки, наверху — перекладина.
Р - палочка, справа наверху — овал.
С - полуовал, открытый справа.
Т - палочка, наверху по центру — перекладина.
Ф - палочка, в середине по бокам — полуовалы.
X - косой крест.
Ц - две палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ч - палочка, слева сверху — крючок, носик.
Щ - три палочки, внизу — перекладина, а справа — хвостик.
Ш - три палочки, внизу — перекладина (хвостика нет).
58. «Опиши букву».
Детям называют букву, они дают её описание, находят на наборном полотне и, показывая всем, говорят: «Это буква ...».
59. «Чем различаются?»
Чем различаются буквы Н и П; Б и Г; Ш и Щ; Щ и Ц; другие пары.
Литература:
1. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 224 с.
2. Файлы интернет клуба «Логобург».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.