Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Оценка 4.7
Семинары
doc
администрации
Взрослым
09.03.2018
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать.
виды работ с текстом на уроках литературного чтения.doc
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А.
Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу
для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Уроки
чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и
дальнейшей учебы умения и навыки. Полноценный навык чтения это база для дальнейшего обучения
всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ
общения. Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей
умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать
удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах
навык чтения формируется недостаточно полноценно. У многих учащихся работа с книгой вызывает
умственную перегрузку, постепенно пропадает интерес к процессу чтения, к нежеланию читать и, в
конечном счете, к отставанию в учебе.
Не секрет, что основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является
многократное обращением тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогдато
ребёнок открывает в нём чтото новое, чего не заметил в первом чтении. Цель учителя здесь: создать
благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе
разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского
языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще
использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на
уроке, учить работать с текстом.
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому либо виду
работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и
добиться хороших результатов упражнения, направленные на формирование навыков чтения, должны
быть разнообразны.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:
правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость
измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как
понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот
замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность это способность средствами устной речи передать слушателям главную
мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
Мы предлагаем вашему вниманию виды работы над текстом на уроке литературного чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
1.Чтение вслух и про себя.
2.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно)
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за
учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где
остановился учитель.
8. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые
слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
9. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит
из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
10. «Фотоглаз» ( на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова
закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова)
11. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед
чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
12. «Сканирование». За 2030 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной
информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор). 3.Чтение скороговорок и чистоговорок в разном темпе и с разной интонацией.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30
секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8.Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 12 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу
голоса.
11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
13. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
14. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
15.Чтение по ролям.
16.Чтение по ролям без слов автора.
17.Инсценирование.
Упражнения для понимания смысла текста.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
а) показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа и т.д.)
б) замена данного слова синонимом
в) разбор слова по составу
г) замена данного слова описательным оборотом
2.Деление текста на части, составление плана.
3.Определение темы текста, главной мысли.
4. Подбор иллюстрации к тексту.
5. Определение типа текста.
6.По иллюстрации определить содержание текста.
7.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает
свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с
другом и используются для краткого пересказа.
8.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
9.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика. 10.Чтение для подготовки к пересказу.
11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить
слово, подходящее по смыслу.
12.Распространение предложений. В 12 классах по вопросам учителя, в 34 –самостоятельно.
13.Составление кроссвордов по тексту.
14.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
15.Минисочинения с целью анализа характера или поступка героя.
16.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
17.Составление ребусов к словам из текста.
18.Выборочный пересказ
19. Краткий пересказ
20. Творческий пересказ
а) от первого лица, когда за «я» кроется авторповествователь;
б) от имени какоголибо действующего лица
в) в третьем лице;
г) в смешанной форме, когда, например, повествование в третьем лице переплетается с
повествованием от имени персонажа.
Учитель должен вести систематическую работу по обучению чтению, добиться того, чтобы
каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Поэтому он
должен обладать большим мастерством, и не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его
от урока к уроку. Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то,
что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы
хотим освоить какието умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны
проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с
большей частотой.
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.