Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Оценка 4.7

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Оценка 4.7
Семинары
doc
администрации
Взрослым
09.03.2018
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать.
виды работ с текстом на уроках литературного чтения.doc
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для   выполнения   детьми   творческих   работ,   развивающих   их   мышление,   воображение,   речь.   Уроки чтения   должны   развивать   интерес   к   книге,   любовь   к   чтению,   прививать   полезные   для   жизни   и дальнейшей учебы умения и навыки. Полноценный навык чтения ­ это база для дальнейшего обучения всем   другим   школьным   предметам,   основной   источник   получения   информации   и   даже   способ общения.       Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. У  многих учащихся работа с книгой вызывает умственную перегрузку, постепенно пропадает интерес к процессу чтения,  к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе. Не секрет, что основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является  многократное обращением тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда­то  ребёнок открывает в нём что­то новое, чего не заметил в первом чтении. Цель учителя здесь: создать  благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе  разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского  языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще  использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на  уроке, учить работать с текстом.             Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому­ либо виду работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и  добиться хороших результатов упражнения, направленные на формирование навыков чтения,  должны  быть разнообразны.  В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:  правильность, беглость, сознательность и выразительность. Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого. Беглость ­ это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость  измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством слов в 1 минуту). Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как  понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот  замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному. Выразительность ­ это способность средствами устной речи передать слушателям главную  мысль произведения и свое собственное отношение к нему. Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.  Мы предлагаем вашему вниманию  виды работы над текстом на уроке литературного чтения.   Упражнения для развития техники чтения. 1.Чтение вслух и про себя.  2.Чтение жужжащее.                                                4.Чтение хором.  5. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно) 5.Чтение в темпе скороговорки. 6.Чтение  «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу). 7. «Буксир»: а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за  учителем; б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают  слово, где  остановился учитель. 8. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые  слова синонимами. Ученики ищут эту замену. 9. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит  из двух слогов; с ударением в конце слова и др.). 10. «Фотоглаз» ( на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова  закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова) 11. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед  чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы. 12. «Сканирование». За 20­30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной  информации. Упражнения для формирования навыков выразительного чтения. 1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов. 2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор). 3.Чтение скороговорок  и  чистоговорок  в  разном темпе и с разной интонацией. 4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30  секунд. 5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении. 6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца. 7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений. 8.Чтение одного предложения с разной интонацией. 9. «Эхо». Учитель читает 1­2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией. 10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу  голоса. 11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса. 12.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение. 13. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему­ либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.). 14. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки). 15.Чтение по ролям. 16.Чтение по ролям без слов автора. 17.Инсценирование. Упражнения для понимания смысла текста. 1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. а) показ соответствующего предмета или его изображения  (рисунка, муляжа и т.д.) б) замена данного слова синонимом в) разбор слова по составу г) замена данного слова описательным оборотом 2.Деление текста на части, составление плана. 3.Определение темы текста, главной мысли. 4. Подбор иллюстрации к тексту. 5. Определение типа текста. 6.По иллюстрации определить содержание текста. 7.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает  свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 8.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы  и др. 9.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика. 10.Чтение для подготовки к пересказу. 11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить  слово, подходящее по смыслу. 12.Распространение предложений. В 1­2 классах по вопросам учителя, в 3­4 –самостоятельно. 13.Составление кроссвордов по тексту. 14.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 15.Мини­сочинения с целью анализа характера или поступка героя. 16.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 17.Составление ребусов к словам из текста. 18.Выборочный пересказ 19. Краткий пересказ 20. Творческий пересказ а) от первого лица, когда за «я» кроется автор­повествователь; б) от имени какого­либо действующего лица в) в третьем лице; г)   в   смешанной   форме,   когда,   например,   повествование   в   третьем   лице   переплетается   с повествованием от имени персонажа. Учитель должен  вести систематическую работу по обучению чтению, добиться того, чтобы    каждый  ученик начальной школы овладел  прочным и полноценным  навыком чтения. Поэтому он  должен обладать большим мастерством, и  не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его от урока к уроку.      Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.  Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то,  что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы  хотим освоить какие­то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с  большей частотой.

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения

Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018