Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать.
Виды работ с текстом на уроках литературного чтения
Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учиться. В.А.
Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу
для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Уроки
чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и
дальнейшей учебы умения и навыки. Полноценный навык чтения это база для дальнейшего обучения
всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ
общения. Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей
умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать
удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах
навык чтения формируется недостаточно полноценно. У многих учащихся работа с книгой вызывает
умственную перегрузку, постепенно пропадает интерес к процессу чтения, к нежеланию читать и, в
конечном счете, к отставанию в учебе.
Не секрет, что основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является
многократное обращением тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогдато
ребёнок открывает в нём чтото новое, чего не заметил в первом чтении. Цель учителя здесь: создать
благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе
разнообразия форм, методов и видов работы, стараться подчинять уроки чтения урокам русского
языка, окружающего мира, развития речи, больше внимания уделять словарной работе, чаще
использовать различные творческие задания, сочетать коллективную и индивидуальную работу на
уроке, учить работать с текстом.
Работа в начальных классах сложна тем, что ученики быстро теряют интерес к какому либо виду
работы. Особенно это заметно на уроках чтения. Чтобы избежать подобной ситуации, увлечь детей и
добиться хороших результатов упражнения, направленные на формирование навыков чтения, должны
быть разнообразны.
В методике принято характеризовать навык чтения, называя четыре его качества:
правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость
измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количествомслов в 1 минуту).
Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как
понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот
замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность это способность средствами устной речи передать слушателям главную
мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
Мы предлагаем вашему вниманию виды работы над текстом на уроке литературного чтения.
Упражнения для развития техники чтения.
1.Чтение вслух и про себя.
2.Чтение жужжащее.
4.Чтение хором.
5. Бинарное чтение (один текст читают два ученика одновременно)
5.Чтение в темпе скороговорки.
6.Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу).
7. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за
учителем;
б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где
остановился учитель.
8. «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые
слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
9. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит
из двух слогов; с ударением в конце слова и др.).
10. «Фотоглаз» ( на доске столбик слов, которые ученики читают определенное время. Слова
закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова)
11. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед
чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить после окончания работы.
12. «Сканирование». За 2030 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной
информации.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1.Артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов.
2.Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).3.Чтение скороговорок и чистоговорок в разном темпе и с разной интонацией.
4. «Окончания». Повышенное требование к четкости окончаний слов. Упражнение длится не более 30
секунд.
5.Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
6. «На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
7.Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
8.Чтение одного предложения с разной интонацией.
9. «Эхо». Учитель читает 12 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
10. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп и силу
голоса.
11.Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление и ослабление голоса.
12.Чтение с настроением. Один ученик читает текст, другие должны угадать его настроение.
13. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему либо голосу (старушки, ребенка, слона и др.).
14. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
15.Чтение по ролям.
16.Чтение по ролям без слов автора.
17.Инсценирование.
Упражнения для понимания смысла текста.
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
а) показ соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа и т.д.)
б) замена данного слова синонимом
в) разбор слова по составу
г) замена данного слова описательным оборотом
2.Деление текста на части, составление плана.
3.Определение темы текста, главной мысли.
4. Подбор иллюстрации к тексту.
5. Определение типа текста.
6.По иллюстрации определить содержание текста.
7.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает
свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с
другом и используются для краткого пересказа.
8.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
9.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.10.Чтение для подготовки к пересказу.
11. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить
слово, подходящее по смыслу.
12.Распространение предложений. В 12 классах по вопросам учителя, в 34 –самостоятельно.
13.Составление кроссвордов по тексту.
14.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
15.Минисочинения с целью анализа характера или поступка героя.
16.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
17.Составление ребусов к словам из текста.
18.Выборочный пересказ
19. Краткий пересказ
20. Творческий пересказ
а) от первого лица, когда за «я» кроется авторповествователь;
б) от имени какоголибо действующего лица
в) в третьем лице;
г) в смешанной форме, когда, например, повествование в третьем лице переплетается с
повествованием от имени персонажа.
Учитель должен вести систематическую работу по обучению чтению, добиться того, чтобы
каждый ученик начальной школы овладел прочным и полноценным навыком чтения. Поэтому он
должен обладать большим мастерством, и не только поддерживать у детей интерес, но и развивать его
от урока к уроку. Самое главное – важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то,
что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы
хотим освоить какието умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны
проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с
большей частотой.