Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
Открытый урок по музыкальной литературе «Виват тебе, Бетховен!»
Тема урока: «Виват тебе, Бетховен!».
Цель урока: познакомиться учащихся с основными вехами жизни и творчества Л.В. Бетховена.
Задачи:
- сделать обзор биографии композитора;
- познакомиться с образцами произведений композитора;
- выявить стилевые особенности музыки композитора.
Тип урока: ознакомление с новым материалом, биографического плана.
Необходимое оборудование: мультимедийная аппаратура, портрет композитора, ноты.
Музыкальный материал:
- фрагмент «Героической симфонии»;
- фрагмент «Патетической сонаты»;
- фрагмент «Аллегретто» из «Сонаты» №17;
- фрагмент пьесы «К Элизе»;
- фрагмент песни «Сурок»;
- фрагмент увертюры к опере «Фиделио»;
- фрагмент финала «Симфонии» №9»;
- фрагмент 1 части «Симфонии №5».
Ход урока:
В 2020 году исполнилось 250 лет со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Его музыка - смелая и решительная, нежная и пронзительная, патетическая и философская - знакома каждому, кто любит слушать музыку. Каждый, кто учился или учится музыке, играл Бетховена, поэтому Бетховен у каждого свой. Сегодня нам предстоит познакомиться с разнообразным миром музыки Бетховена.
Но начну я с рассказа о событии, которое произошло весной 1912 года. Газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского лайнера «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул.
В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, играющие по вечерам увеселительную музыку для пассажиров, и заиграли…
(Звучит фрагмент «Героической» симфонии).
Это была Третья «Героическая» симфония великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Обречённые на гибель люди слушали эту музыку, и она вливала в них мужество, укрепляла их волю, уберегала от паники. Музыка Бетховена звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами.
Ребята, наверное, неслучайно музыканты выбрали это произведение? Как вы думаете?
(Студенты высказывают свои предположения).
Сама жизнь и творчество Бетховена были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. И главное испытание, которое ему уготовила злая судьба - это глухота.
В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил её первые признаки. Представьте отчаяние Музыканта: он не слышит! Скрывая от окружающих свой недуг, Бетховен становился замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. Бетховена всё чаще посещают мысли о самоубийстве. Он даже написал завещание своим братьям. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь к своему искусству. Музыку он слышал внутренним слухом, поэтому продолжил сочинять.
Известны гордые слова композитора: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем согнуть ей меня не удастся».
И вот на таком душевном подъёме появляются его самые лучшие вдохновенные произведения. И среди них была прозвучавшая Третья «Героическая» симфония. Теперь становится понятным выбор музыкантов. Бетховенская симфония давала людям поддержку в трагическую минуту жизни, помогала им сохранить душевное равновесие, человеческое достоинство.
Людвиг Ван Бетховен (1770-1827) – великий немецкий композитор, пианист, дирижер. Родился 16 декабря 1770 года в городе Бонн в музыкальной семье. С детства его стали обучать игре на органе, клавесине, скрипке, флейте. Когда маленький Людвиг не сидел за пианино, он изучал теорию музыки. Отец – алкоголик каждый день запирал его в погребе и порол. (на слайде представлен портрет отца и самого маленького Бетховена)
Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, но они быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен думал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым. Уже в 12 лет он опубликовал сборник вариаций для клавишных инструментов, в их числе была «Элегия на смерть пуделя». Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей
(послушайте отрывок из 3 части Сонаты №17 – Аллегретто).
В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тинит - воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. Кроме этого, его очень часто мучают кишечные колики, приступы диареи и ужасные головные боли, которые буквально сводили его с ума.
В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству. Вот небольшой фрагмент из этого завещания:
О вы, люди, считающие или называющие меня злонравным, упрямым или мизантропичным - как вы несправедливы ко мне, ведь вы не знаете тайной причины того, что вам кажется. Мое сердце и разум с детства были склонны к нежному чувству доброты, и я даже всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только: вот уже 6 лет я пребываю в безнадежном состоянии, усугбленном невежественными врачами. Из года в год обманываясь надеждой на излечение, я вынужден признать, что меня постиг длительный недуг (его излечение может занять годы или вообще окажется невозможным).
Конечно, такое предсмертное настроение композитора, буквально переборовшего смерть, не могло не сказаться на его музыке. Уже в это время его музыка кажется довольно необычной: Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.
(пример – Вступление «Патетической сонаты» №8)
Сейчас вы услышали вступление из Сонаты для фортепиано №8, c-moll, op. 13, “Патетическая”. Соната была написана в 1798-1799 годах в Вене. Бетховену тогда было 29 лет. (Именно в этом, 1799, году Бетховен замечает первые признаки глухоты.) Соната впервые была опубликована в декабре 1799 года под названием Grande sonate pathetique («Большая патетическая соната») с посвящением князю Карлу Лихновскому, одному из венских покровителей Бетховена.
"Патетическая" значит "страстная" и "возвышенная", "приподнятая". Это название сонаты принадлежит самому композитору.
В этой сонате отразилось большое множество бетховенских впечатлений от просмотров драматических и оперных представлений, от литературы, музыки, от природы на берегу Рейна (от прогулок по лесам, полям, горам и долинам), от французской революции 1789 года с её свободолюбивым духом, от знакомства с философией, от выдающейся личности боннского учителя Бетховена - Христиана Готлиба Нефе, "врага этикета" и "ненавистника льстецов" (как он сам о себе говорил).
Соната с её патетическими возгласами, бурными страстями, мрачными диалогами, очень театральна. Ромен Роллан говорит, что в "Патетической" "актёры слишком заметны". Кто же эти актёры и какие роли они играют?
В первой части - Судьба и человек. Между ними идёт страстный диалог, в душе у человека идёт напряжённая борьба - борются слабость и воля к победе над своей Судьбой.
Во второй части - Природа и человек. Отдых на лоне природы, где человек и природа сливаются воедино, в душе человека крепнут героические чувства.
В третьей части - эмоции поэтической печали (оминоренная народная песня), журчание воды, народный танец, сцена грозы с громом и сверкающими молниями. Жизнь многообразна, решение принято: человеку нужно быть сильным, волевым и бороться со своей Судьбой.
Давайте еще раз послушаем фрагмент из первой части «Патетической сонаты» (слушаем).
Бетховен всегда отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!». И никакие извинения и уговоры не помогли.
Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом. За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.
Конечно, все те чувства, которые композитор передавал в своей музыке, были прямым отражением его личной жизни. Немаловажной темой его творчества является любовная тематика. Такова Любовь Бетховена – итальянка Джульетта Гвиччарди. Она приехала в Вену, где тогда жил Бетховен, брать у него уроки музыки. Гений был сразу же покорен ее ангельской красотой, он мечтал о женитьбе, хотя отлично понимал: что глухой, небогатый, она – прекрасная, богатая, молодая...
Бетховен бесился, швырял на пол ноты, орал.... А потом раскаивался, писал Джульетте любовные письма, просил прощения. Летом, проведённым вместе в Венгрии, была сочинена его «Лунная соната», посвящённая только ей!
(фрагмент «Лунной сонаты»)
«Лунная соната» – четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена. Название сонаты «Лунная» принадлежит не Бетховену. Так ее уже после смерти композитора – в 1832 году – окрестил немецкий поэт Людвиг Рельштаб. Ему представилось, что Бетховен в первой части звуками запечатлел образ люцернского озера тихой лунной ночью. Как он был не прав, услышав в этой музыке, полной глубоких, мужественных страданий, всего лишь лунный пейзаж!..
Дальше всё предсказуемо: юной кокетке быстро надоел глухой гений. Она начала интрижку с графом Робертом фон Галленбергом – он сочинял незамысловатые музыкальные пьески, и Джульетта решила, что он тоже гений. Она вышла за него замуж и уехала в Италию, и там продолжала веселиться и порхать, пока не встретилась с князем Пюклер-Мускау. Этот циничный альфонс обобрал Джульетту до нитки и продолжал требовать деньги, финансовые дела ее мужа тоже пошли на спад... Через двадцать лет после того, как Джульетта бросила Бетховена, она пришла просить у него денег. «Она домогалась меня в слезах, но я презрел её», — написал гениальный композитор другу.
Для того, чтобы понять каким был композитор на самом деле, нам нужно обратиться к его записям из “разговорных тетрадей”, они раскрывают перед нами личность великого музыканта. Давайте посмотрим - О каких качествах характера Бетховена говорят его слова:
«Ни один из моих друзей не будет нуждаться, пока я что-нибудь имею» (сочувствие, забота о ближнем, щедрость).
«С детства я научился любить добродетель, растите детей в добродетели, только она может дать счастье, а не деньги» (девиз жизни Бетховена порядочность, честность, доброта).
«Князей существует и будет существовать тысячи. Бетховен же один» (гордость, независимость, чувство собственного достоинства).
«Нет такого сочинения, которое было бы для меня чересчур учёно. Не претендуя, хотя бы в малейшей степени, на учёность я стремился с детства познать смысл всего лучшего и мудрейшего каждой эпохи. Позор тому, который не считает своей обязанностью, хотя бы постараться продвинуться в этом» (стремление к знаниям, самообразование).
Ясно одно: Бетховен был бунтарем. Он был твердо уверен, что ум и трудолюбие выше знатности и богатства. Его внешний облик, его отношение к людям ломали все установившиеся представления и правила. Без парика, с гривой густых черных волос, с упрямо сдвинутыми бровями и плотно сжатыми губами, он к тому же слишком просто и небрежно одет, по понятиям того времени.
Давайте посмотрим на портрет Бетховена и попытаемся по нему определить какие черты характера были присущи композитору
(смотрят, подбирают слова).
А вот как видела Бетховена в своём стихотворении известная русская поэтесса Марина Цветаева
(читает стих ученица).
Свободно шея поднята,
Как молодой побег.
Кто скажет имя, кто - лета,
Кто - край её, кто - век?
Извилина неярких губ
Капризна и слаба,
Но ослепителен уступ
Бетховенского лба.
До умилительности чист
Истаявший овал.
Рука, к которой шел бы хлыст,
И - в серебре - опал.
Рука, достойная смычка,
Ушедшая в шелка,
Неповторимая рука,
Прекрасная рука.
Интересно, что каждый день композитор завтракал только чашкой кофе, отчитывая для неё специально только 60 кофейных бобов, ужинал всегда тарелкой супа и традиционно выпивал перед сном кружку пива и выкуривал трубку. А ещё одна из его странностей, над которой подшучивали его слуги – традиция ежедневного омовения – он бродил по комнате, что-то бурча при этом и обливал себя водой прямо в комнате.
В 1806 году счастье будто бы улыбнулось Бетховену снова. Он обручился с Терезой Брунсвик, которая еще девочкой брала у него уроки. Тереза и ее старший брат, граф Франц Брунсвик, были незаурядными и музыкально одаренными личностями. Демократ и республиканец Бетховен, не особенно жаловавший аристократов, был на «ты» с Брунсвиком и называл его «своим братом». В том знаменательном 1806 году Бетховен гостил в имении Брунсвиков в Венгрии.
Вот как Тереза Брунсвик рассказывает в своих воспоминаниях об этом времени: «Вечером в воскресенье Бетховен сел за фортепиано. Сначала он легко пробегал рукой по клавишам… Потом медленно, с таинственной торжественностью заиграл песню Себастьяна Баха: «Если ты отдаешь мне свое сердце, пусть сначала это будет тайной: и то. что мы оба думаем, пусть никому не будет доступно…» Брат смотрел перед собой задумчиво и строго: а я, поглощенная звуками голоса Бетховена, вдруг почувствовала жизнь во всей ее полноте. На следующий день утром мы встретились в парке. Бетховен сказал: «Я пишу сейчас оперу. Главное лицо во мне, передо мной везде, куда я ни пойду, где ни остановлюсь. Никогда я не был на такой высоте. Все — свет, ясность, чистота. До нынешнего дня я походил на ребенка из волшебных сказок, который собирает булыжники и не видит блестящего цветка, распустившегося на его дороге». В мае 1806 года я стала невестой Бетховена с согласия только моего брата Франца».
В потайном ящике композитора после его смерти были найдены три письма, адресованные «бессмертной возлюбленной», и писаный красками портрет Терезы Брунсвик, на оборотной стороне которого было написано ее рукой: «Редкому гению, великому артисту, хорошему человеку от Т. Б.».
Вот фрагмент этого письма: «Ангел мой, мое все, мое я… мое сердце переполнено тем, что я хочу сказать тебе… Ах… где я, там и ты со мной… Я люблю тебя, как и ты меня любишь, но гораздо сильнее… Мои мысли мчатся к тебе, моя бессмертная возлюбленная, то радостные, то печальные, в ожидании судьбы, если она услышит нас. Я могу жить только с тобой, иначе я совсем не живу… Твоя любовь сразу сделала меня самым счастливым и самым несчастным из людей… Будь спокойна… — продолжай любить меня, не забывай никогда сердца твоего дорогого Л. Вечно твой, вечно твой, вечно наш».
Брату Терезы – Францу Брунсвик Бетховен посвятил самую замечательную из своих фортепианных сонат, знаменитую «Аппассионату» (двадцать третью).
Слушаем фрагменты сонаты №23
Это было время наивысшего расцвета таланта композитора. Одно за другим появляются самые типичные для него, самые прославленные сочинения, нередко проникнутые энергией, горделивым духом самоутверждения, героической борьбой, среди них знаменитая симфония №5. Она была посвящена известным меценатам — князю Ф. И. Лобковицу и графу А. К. Разумовскому, русскому посланнику в Вене, и впервые прозвучала в авторском концерте, так называемой «академии», в Венском театре 22 декабря 1808 года вместе с Пасторальной. Концерт оказался неудачным. Во время репетиции композитор повздорил с предоставленным ему оркестром - сборным, невысокого уровня, и по требованию музыкантов, отказавшихся с ним работать, вынужден был удалиться в соседнюю комнату, откуда и слушал, как его музыку разучивает дирижер И. Зейфрид. Во время концерта в зале царил холод, публика сидела в шубах и равнодушно восприняла новые симфонии Бетховена.
Впоследствии Пятая стала самой популярной в его наследии. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты бетховенского стиля, наиболее ярко и сжато воплощена основная идея его творчества, которую обычно формулируют так: через борьбу к победе. Короткие рельефные темы сразу и навсегда врезаются в память. Одна из них, несколько видоизменяясь, проходит через все части (такой прием, заимствованный у Бетховена, следующее поколение композиторов будет использовать довольно часто). Об этой сквозной теме, своего рода лейтмотиве из четырех нот с характерным стучащим ритмом, по свидетельству одного из биографов композитора, он говорил: «Так судьба стучится в дверь». Именно эти первые аккорды впоследствии использовали как пароль для союзников во время Второй мировой войны.
Слушаем 1 часть «Симфонии №5»
В последние годы жизни из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине
Фрагмент увертюры к опере «Фиделио»
После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские.
Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена - «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.
В финале - итоге всей 9 симфонии - Бетховен, конкретизируя идею произведения, использует текст «Оды к радости» Ф. Шиллера. Увлечение «Одой» Бетховен пронес через всю свою творческую жизнь. Еще в Бонне, в 1792 году он намеревался положить на музыку весь текст Шиллера целиком. Но теперь, работая над самым зрелым своим творением, Бетховен изменил план шиллеровского произведения и, отобрав нужные строфы и строки, «сумел из ... лирических излияний Шиллера создать последовательное развитие, единый и цельный организм...» (Р. Роллан).
При этом гимн радости превратился у Бетховена в гимн свободе. Вот как пишет об этом А. Г. Рубинштейн: «Не верю я также, что эта последняя часть есть «ода к радости», считаю ее одой к свободе. Говорят, что Шиллер по требованию цензуры должен был заменить слово свобода словом радость, и что Бетховен это знал, я в этом вполне уверен. Радость не приобретается, она приходит и она тут, но свобода должна быть приобретена... кроме того, свобода есть весьма серьезная вещь, и потому тема этой оды столь серьезного характера...».
Симфония прозвучала как смелый вызов реакции, как напоминание о том, что передовые идеалы продолжают жить и в мрачные времена социального угнетения и насилия, что человек-боец не одинок и в объединении лежит путь к свободе. Никогда еще Бетховен не достигал подобной силы выражения оптимистического чувства, подобной революционной страстности.
Давайте посмотрим фрагмент из фильма «Переписывая Бетховена» – о том, как композитор дирижировал своей 9 «Симфонией»
Фрагмент из фильма «Переписывая Бетховена»
Все музыканты называют Й. Гайдна «отцом симфонического оркестра». В XVII-XVIII веках состав инструментов мог быть самым разнообразным. Гайдн установил чёткие соотношения оркестровых групп. Назовите 4 основные группы оркестра.
А какие инструменты впервые появились в оркестре Бетховена?
Назовите инструменты, изображённые на экране
Ответ: Пикколо, альтовый и теноровый тромбон, контрфагот.
Мир музыки Бетховена разнообразен. Помимо симфоний композитор много написал произведений для фортепиано: это сонаты, пьесы, песни. Каждое произведение раскрывает нам частичку внутреннего мира композитора: его мысли, чувства, настроения. Как вы думаете, на вопрос «Какое произведение Бетховена вы хотели бы сыграть?» какой дают ответ?
Конечно – «К Элизе»! Послушайте фрагмент знаменитой пьесы «К Элизе». Это произведение входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира. Подумайте, почему это произведение так любимо абсолютно всем?
Слушаем «К Элизе»
У нас нет полной уверенности какой именно Элиза посвятил Бетховен свою знаменитую пьесы, но ближе всего к разгадке канадская исследовательница Рита Стеблин, которая изучив имеющийся материал, пришла к выводу, что речь идет об его ученице – Элизе Баренсфельд. Она обладала удивительными вокальными данными и начала рано давать концерты, а Бетховен, чтобы угодить Терезе посвятил этой ученице пьесу.
Звучание музыки светлое, нежное, немного взволнованное. Исследователи творчества Бетховена не могут однозначно сказать, какой именно девушке посвятил это произведение композитор. Но звучащие в нём любовь, нежность, трепетность и поэтичность покоряют сердца слушателей.
Безусловно, такое популярнейшее произведение постоянно привлекало исполнителей разных стран и эпох. Сохранилось большое количество интересных исполнений и оригинальных обработок. Например, известная группа из Голландии Shocking Blue использовала композицию Бетховена в своем сингле «Broken heart», который вошел в альбом 1972 года. Интересную хэви-метал-обработку выполнил немецкий коллектив Accept, который презентовал ее в 1985 году. Чуть позже уже исполнители из Норвегии, известные под названием Dimmu Borgir представили свою кавер-версию этой композиции, выполненную в таком же стиле. Многим меломанам полюбилась блюзовая версия «К Элизе», записанная Вольфом Хоффманном в 1997 году.
Давайте послушаем новую версию «К Элизе» в исполнении рок-музыканта, гитариста Виктора Зинчука
Также очень известна и любима песня «Сурок», написанная композитором в молодые годы на стихи немецкого поэта Гёте.
Лирический герой песни - мальчик-савояр, бродящий по Германии с дрессированным сурком. (Савойя - историческая область на юго-востоке Франции у подножия Альп.) Каждый раз, когда голод в альпийских долинах становился невыносимым, савойские бедняки отправляли своих детей с дрессированными сурками, бродить по улицам городов богатой Германии. На ярмарках, в гостиницах и на известных торговых улицах мальчики-савояры показывали различные фокусы со своими четвероногими питомцами, часто сопровождая свои выступления пением под шарманку.
(Шарманка - ящик, внутри которого размещены в несколько рядов звучащие трубки, меха и деревянный или металлический валик с шипами-кулачками. Крутя ручку, шарманщик мог воспроизвести 6-8 мелодий, записанных на валике.)
В оригинальном тексте чередуются немецкие и французские строки (язык савояров - французский).
Смотрим видео песни «Сурок»
А сейчас давайте с вами споём эту песню с русским текстом (поём песню «Сурок»).
Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шло за его гробом. На могиле прозвучала речь, написанная поэтом Грильпарцером: «Он был художник- музыкант, но также и человек, человек в высшем смысле этого слова… О нём можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нём не было ничего дурного».
Памятники Бетховену стоят в Праге, Вене, Бонне. О Бетховена написано множество книг, поставлено около десятка различных художественных фильмов: «Бессмертная возлюбленная», «Героическая», «Переписывая Бетховена».
Закончить урок хотелось бы словами Бетховена: «Музыка — более высокое откровение, чем вся мудрость и философия. Кому открывается моя музыка, тот избавляется от всех тех бед, которые терзают других людей».
Спасибо за внимание, до свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.