Чтобы учить чему-то других, нужно постоянно заниматься самообразованием. Я считаю своей прямой обязанностью – быть всегда в творческом поиске.
Методическая тема самообразования «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения». 
Новые приоритеты в образовании побуждают нас учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс.На своих уроках я применяю современные образовательные технологии, где в центр образовательной системы ставлю личность ребенка, стараясь  обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Свои уроки  стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, при этом  появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному
            
        
        
        
                    
                
                    Из опыта работы классного руководителя 
МОУ Ершичская средняя общеобразовательная школа 
Костылевой Тамары Николаевны
  В   Ершичской   средней   школе   я   работаю   учителем
математики более 30 лет, столько же являюсь и классным руководителем. Каждый
выпуск посвоему индивидуален, но всех их я  терпеливо учила всему тому, что знала
сама,  и,  конечно, чемуто  училась   у  них. Все  прошедшие  годы  это  годы  нашей
большой дружбы, своеобразная школа совместного роста, опыт совместного анализа
результатов нашей деятельности.  Таким образом, сложилась определенная система
воспитательной   работы   с   классом,   красной   нитью   в   которой,   по   моему   мнению,
должно  проходить  содействие   саморазвитию   личности,  реализации  ее  творческого
потенциала, социальная защита ребенка.
             В 2008 году я стала классным руководителем 5 класса. Мне достался особенный
класс,   13   мальчишек   и   5   девчонок.   Дети   были   очень   подвижные,   не   всегда
организованны,   не   обязательны.   Проведение   анкетирования,   изучение   интересов   и
склонностей   учащихся   показало   несформированность   ценностных   представлений,
низкий   уровень   воспитанности.   Главной   ценностью   ребята   называли   материальное
благосостояние, карьерный рост, и уж потом называли учебу, и здоровье. 
Следующим   этапом   моей   деятельности   было   изучение   семей   воспитанников.
Оказалось,   что   более   80%   родителей   имеют   высшее   образование,   прекрасные
работники,   материальные   и   жилищнобытовые   условия   хорошие,   социально
психологические условия в семьях не вызывали тревог. Родители хотели, чтобы их
дети   были   здоровыми   нравственно   и   физически,   интеллектуально   развитыми,
талантливыми, творчески одаренными и трудолюбивыми.
Получилось,   что   с   одной   стороны   благополучные   семьи,   интеллигентные
родители,   а с другой стороны дети – с низкой мотивацией к учебе, эгоистичные,
заласканные родителями – (в  90% случаев это единственный ребенок в семье), дети
исполнители, без активной жизненной позиции.Передо мной встала  проблема: Как создать условия для воспитания личности с
активной   жизненной   позицией,
подрастающего человека.
  сохраняя   лучшие   нравственные   качества
В настоящее время   это проблема не только  данного класса, а проблема  школы
и  общества в целом. 
  Проблема  состояла еще и в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и
методы воспитательной деятельности в классе, чтобы увлечь и заинтересовать ребят. 
Все   это   послужило   поводом   для   создания   программы   развития   классного
коллектива «Ступеньки роста».
Цель ее: формирование социально активной, физически здоровой, толерантной,
творческой   и   трудолюбивой   личности,   способной   адаптироваться   в   условиях
постоянно меняющегося мира путем создания оптимально благоприятных условий
организации учебновоспитательного процесса. 
Программа рассчитана и реализуется поэтапно сроком на 5 лет.
На   каждом   этапе   определяются   свои   задачи,   свои   формы   и   методы   их
достижения,   в   конце   каждого   периода   проводится   анкетирование,   позволяющее
определить задачи последующего этапа. 
1 этап – раскрытие личности  2008  2009 учебный год    5ый класс
2 этап – развитие личности  2009  2011 учебный год   67ой классы
3 этап – становление и самоактуализация личности  2011  2012 учебный год – 8
9ый классы
Направления программы «Ступеньки роста» традиционные.
Средствами     реализации   программы   являются   разработанные   общешкольные
программы:
Программа   реализуется    через  деятельность   учащихся, родителей,  учителей  
предметников, через социум.В воспитательной работе с учащимися приоритет отдается диалоговым формам
общения, методу побуждения к самовоспитанию, созданию условий для развития и
воспитания личности. (слайды по направлениям)
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей
воспитательной   деятельности,   цель   которой   –   привлечение   родителей   к
сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели
взаимодействия   с  родителями   через   реализацию  принципов   пяти   СО:   соглашения,
сопряжения,
  Изучены
внутрисемейные   отношения,   воспитательная   позиция,   уровень   педагогической
сопричастности,
содеянности).
 
 
сопереживания,
 
культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с
ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.
В   каждом   отдельном   случае   стараюсь   использовать   наиболее   эффективную
форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный
праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или
изготовление   костюмов   и   многое   другое.   Родители   охотно   участвуют   в   классных
мероприятиях,   в   большинстве   случаев   являются   их   организаторами,   активно
интересуются жизнью детей в классе, радуются общим победам, решают назревшие
проблемы, живут жизнью своих детей, никогда не остаются равнодушными, не ставят
барьеров между семьей и школой. 
Как   классный   руководитель   сотрудничаю   с   учителями,   работающими   в   этом
классном   коллективе,   которые   используют   на   уроках   такие   формы,   как   аукцион,
интеллектуальные игры, ролевые игры; успешно практикуют  рейтинговые методы на
уроках,
  Познавательная   деятельность   учащихся
  интегрированные   уроки.
осуществляется   и   через   участие   в   предметных   неделях,   олимпиадах,   спортивных
соревнованиях.
  нравственному   и   эмоциональному
  Интеллектуальному,
самовыражению   личности   подростка   способствует   активное   участие   в   школьном
конкурсе «Умники и умницы».
На   становление   жизненных   позиций   школьника   особое   влияние   оказывает
детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную
деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведениеми   собственной   деятельностью.   Главной   задачей   самоуправления   мы   считаем
привлечение   каждого   учащегося   к   жизнедеятельности   класса,   поэтому   за   основу
классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам
в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов
проводится   общее   классное   собрание.   Также   избирается   глава   самоуправления   –
староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности. В
настоящее время в классе создан актив, некоторые учащиеся входят в состав Совета
старшеклассников.
Для   меня   как   классного   руководителя   очень   важно   объективно   оценить
результаты   своей   работы,  сделать   это  профессионально   грамотно,  сформулировав
цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей
профессиональной воспитательной деятельности я ориентируюсь на следующий ряд
критериев:
o Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
o Взросление   классного   коллектива,
  возрастание   его   сплоченности   и
удовлетворенности учащихся своим коллективом.
o Общий   устойчивый   эмоциональноположительный   психологический   климат   в
классе.
o Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
o Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
o Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
o Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
o Осознанный   выбор   учащимися   социально   приемлемых   духовнонравственных
форм самореализации и самовыражения.
В   этом   году   я   классный   руководитель   8б   класса,   где   дети,   их   родители   и
классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учатся – вместе,
работают   –   вместе,   отдыхают   –   вместе.   Это   сплочённый,   организованный,трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на
принципах   само   и   соуправления.   Повысилась   мотивация   учебной   деятельности,
повысилось   качество   успеваемости.   Все   учащиеся   получают   дополнительное
образование   на   факультативах,   в   творческих   объединениях   и   секциях.   Ребята
принимают   активное   участие   в   жизни   класса   и   школы   (конкурсы,   спортивные
соревнования,   интеллектуальные   игры,   акции   поддержки   нуждающимся,   помощь
ветеранам   Великой   Отечественной   войны   и   труда,   субботники,   учебно
исследовательская работа.. Есть опыт в подготовке и проведении совместных КТД с
учащимися других классов. Повысился уровень воспитанности учащихся.
.   Ребята   с   увлечением   занимаются   в   спортивных   секциях   спорткомплекса,
активно   участвуют   в   творческих   мероприятиях,   как   общешкольных,   так   и
проводимом центром Досуга. Ни один школьный праздник, концертная программа не
обходится без их участия. Учатся в музыкальной школе, школе искусств,
Сущность   воспитательной   системы   класса   характеризуют   такие   понятия,   как
  «творчество»,
«добро   и   доброта»,   «коллектив»,
  «доверие»,   «уважение»,
«индивидуальность», «самостоятельность».
Я   стремлюсь,   чтобы   эти   ценности   составляли   основу   деятельности   учебной
группы, проявлялись в общении и отношениях не только в классном коллективе, но и
вне группы, постепенно превратились бы в ценностные ориентации личности каждого
ученика.
Воспитательная   система   класса   позволила   обрести   коллективу   свое   лицо.
Инициативность, активность, живой отклик на новые дела, творческие начинания 
вот основные черты класса и каждого ученика в нем. Не менее важно и то, что дети
сейчас   в   своем   коллективе   чувствуют   себя   комфортно;   они   стремятся   познать,
помочь, поучаствовать, пообщаться. Не перестают удивляться и удивлять. Три Д:
доверие   +   доброжелательность   +   диалог   –   эта   формула,   по   моему     мнению,
характеризует   отношения   в   коллективе   между   детьми   и   взрослыми.   Отношения
между учащимися класса и учителями осуществляются по принципу сотрудничества.
Программа дает результат.Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и
САМОдеятельные   личности,   понявшие   свою   САМОценность,   которые   достигли
САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.