Влияние ИКТ на развитие и качество образования
Профессиональный рост учителя как личности зависит от его знакомства с информационными и коммуникационными технологиями, от изучения и применения информационной культуры.
Современные информационно-коммуникационные технологии не созданы для системы образования, но оказывается, что именно эти технологии привели к революции в образовании. Сетевые технологии активно используются в СМИ, рекламе, банковском деле, коммерции и т.д., а также в системе образования. Это естественный путь, без сетевых технологий сейчас не обойтись.
Школьную деятельность необходимо обогатить изменениями, которые улучшат качество образования и увеличат его доступность. Современная школа требует внедрения новых подходов к обучению для развития коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся с учетом потенциального многомерного содержания и организации учебного процесса. Такой подход значительно расширяет возможности традиционных технологий обучения.
Согласно мировому опыту, основная проблема образования - это профессиональная подготовка учителей. Чтобы идти в ногу со временем, необходимо качественное повышение педагогического профессионализма. Исходя из этого, крайне важно, чтобы современные учителя не только обладали базовыми знаниями в выбранной области, но и хорошо разбирались в информационной культуре. Это означает, что необходимо повышать свой профессиональный уровень в области современных информационных и коммуникационных технологий. Новое поколение учителей должно уметь грамотно выбирать и использовать технологии, которые соответствуют содержанию и целям изучения данного предмета и с учетом их индивидуальных особенностей способствуют гармоничному развитию учащихся.
В образовательных учреждениях ученикам должны быть созданы максимально благоприятные условия для использования технологических возможностей персональных компьютеров и средств коммуникации, для поиска и получения информации, для развития когнитивных и коммуникативных навыков, для быстрого принятия решения в сложных ситуациях и т. д. С другой стороны, преподаватели, не передавая формальные знания, теперь могут выбирать формы взаимодействия с учениками. Выбираются подходы к изучению того или иного предмета, которые учитывают индивидуальные способности и потребности учеников, обучают их во время дискуссий, формируют их вместе и имеют нестандартный взгляд на проблемы, с которыми они сталкиваются. Для школы очень важно, чтобы традиционные формы работы также имели новое содержание в этом случае, поскольку использование информационных и коммуникационных технологий экономит время и может быть использовано для личного общения между учителями и учениками, которое им необходимо.
В последние два десятилетия вопрос о роли современных информационных и коммуникационных технологий в развитии системы образования оставался актуальным. Наибольший интерес они вызвали, когда в учебном процессе появились персональные компьютеры, которые были интегрированы в локальную сеть и имели доступ к глобальной сети Интернет. Чтобы успешно реализовать программу модернизации средней школы, которая в основном основана на компьютеризации и использовании Интернета, необходимо не только современное техническое оборудование школ, но и соответствующая подготовка учителей и других педагогов.
Однако не все так просто; качество и доступность образования противоречивы. Основная цель любого учителя - обеспечить качество образования, и использование ИКТ может внести в это важный вклад. Однако, наряду с этим, директор школы организует свободный доступ к компьютерам и другому техническому оборудованию. И зачастую дешевое качественное образование заменяет лишь одну из этих проблем.
Использование информационных и коммуникационных технологий в школах состоит из двух основных областей. Первый - использовать возможности этих технологий для дистанционного обучения в любое время и включить в систему образования тех учащихся, которые могут учиться только не выходя из дома. Надо сказать, что у такого дистанционного обучения много противников. Его противники справедливо указывают, что ученики дистанционного обучения теряют качество обучения: работают в классе, читают литературу, общаются с учителем и другими учениками в классе и в школе. Вторая область предполагает использование информационных технологий для изменения того, чему и как учить, то есть для изменения содержания и методов традиционного обучения. Но здесь возникает очень острая проблема, связанная с тем, что внедрение информационных и коммуникационных технологий дает дополнительные преимущества одаренным и сильным ученикам, не затрагивая других. Такая проблема может возникнуть из-за необходимости адаптации в системе образования. Другими словами, может случиться так, что использование информационных технологий в обучении способствует развитию и росту знаний по предметам, но не всем учащимся, а лишь избранным.
Говоря об образовательной среде как о совокупности тех ресурсов, учебных материалов, оборудования, технологий, которые имеются в распоряжении учителей и учеников, следует отметить, что каждая из рассмотренных революций радикально расширялась и меняла текущее состояние этой среды. На каждом из этапов соответствующие технологии помогли как учителям, так и ученикам, способствовали появлению и развитию новых форм и методов обучения, научных направлений и специальностей, изменили отношения между системой образования и обществом.
Использование этих технологий помогло объединить и разнообразить образовательные ресурсы. Подобное влияние оказали совершенно разные технологии, определявшие характеристики каждой из трех оборотов. Бумага, ручка и печатная машина – первые; кабинеты, учебные аудитории, лаборатории и библиотеки во втором; микропроцессоры и телекоммуникации - в третьих.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.