Младший школьный возраст является значимым периодом для становления личности в целом, и его составляющих (темперамента, поведения, психики и т.д.) в частности. Младший школьник учится действовать в разных жизненных обстоятельствах самостоятельно, брать ответственность за свои действия и поступки. Все это приводит к тому, что у ребенка меняется мировосприятие, и повышается уровень интеллектуального развития. Идет процесс социализации.
Как и в любом возрастном периоде, здесь есть свои психологические особенности, зная которые, психолог может использовать их в качестве закладки основных жизненных ценностей ребенка, а также приобретения положительных качеств.
Изначальное назначение социальных сетей – это объединение людей по интересам, адаптация общения между ними на любом расстоянии. «Facebook», «Twitter», «Вконтакте» дают возможность современному человеку быть проинформированным в разных сферах жизни. Если раньше считалось, что самые юные пользователи – подростки, то в настоящее время в социальных сетях начинают регистрироваться с 10 лет и ранее.
Общение – способ жизни человека, его социальная сфера. В детском возрасте происходит овладение и накопление знаний, умений и навыков, выработка ценностей, самосознания, образование опыта. Без общения формирование личности не осуществляется, так как именно в общении у детей происходит формирование ценностей и мировоззрения.
Главной задачей школьников в этом период становится учебная
деятельность, направленная на освоение новых знаний и умение воспринимать новую информацию. Период младшего школьного возраста характеризуется сменой наглядно-образного мышления словесно- логическим. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления, познавательной способности и коммуникативных связей.
В настоящее время, когда информационные технологии и интернет занимают главенствующие позиции в различных сферах жизни общества, происходит тесное взаимодействие с ними на всех уровнях и в различные возрастные периоды. Взаимодействие в интернете и социальных сетях неизбежно вовлечет и заинтересует ребенка младшего школьного возраста.
Современные условия стремительного роста информационных потоков диктуют необходимость наличия информационно-коммуникационной среды (как одной из составляющих общей культуры) для свободной ориентации в массовости данных. Структура коммуникативных способностей включает в себя следующие виды.
- Информационно-коммуникативная. Способность начать, поддержать и завершить беседу, а также привлечь внимание собеседника, использовать вербальные и невербальные средства общения.
- Аффективно-коммуникативная. Способность заметить эмоциональное состояние партнера и правильно на него отреагировать, проявлять уважение и отзывчивость к собеседнику.
- Регулятивно коммуникативная. Способность помогать партнеру в беседе и принимать помощь от других, уметь решать конфликты, используя адекватные методы»[11].
Таким образом, под коммуникативным развитием понимается развитие коммуникативных навыков.
При формировании информационно-коммуникационной культуры младших школьников можно выделить следующие виды УУД:
- личностные – позволяют формировать Я-концепцию младшего школьника и решить воспитательные задачи образовательного процесса;
- регулятивные – направлены на формирование учебной деятельности, что способствует развитию волевой саморегуляции и решению проблемы преемственности начального и основного образования;
- познавательные – способствуют развитию психических процессов, уровень развития которых определяет степень интеллектуального развития школьника и решает задачи развивающего обучения;
- знаково-символические – учат преобразованию объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- коммуникативные – обеспечивают формирование социальных компетенций.
При этом к коммуникативным видам деятельности мы относим: учебное сотрудничество с учетом позиции разных участников коммуникации; принятие разных точек зрения; согласование коллективных усилий по достижению общих целей; организацию и планирование совместной деятельности; коммуникативно-речевые действия, являющиеся средством передачи информации; коммуникативно-речевые действия, направленные на формирование рефлексии [36].
Мы наблюдаем, что организуются такие познавательные процессы как поиск, восприятие информации, анализ, синтез, отбор и применение в процессе формирования информационно-коммуникационной культуры младших школьников. Тем самым способствует выработке таких качеств, как любознательность, активность, логическое мышление, самостоятельность.
Учитывая различные негативные факторы и отрицательное влияние Интернет пространства на несформировавшуюся личность ребенка, педагоги и психологи должны опираться на современные психолого-педагогические приемы, которые позволят использовать социальные сети с положительной
точки зрения и будут способствовать правильному развитию личности ребенка.
На начальных этапах внедрения информационных технологий и использования взаимодействия в социальных сетях необходимо, прежде всего, учитывать следующие факторы:
- возрастные особенности детей (необходимо продолжать поддерживать формы деятельности и сотрудничества, характерные для дошкольного образования – например, игровые технологии или предметно- деловое сотрудничество);
- специфические особенности учебной деятельности (стоит так строить учебный процесс, чтобы знания школьники приобретали в процессе информационной учебной деятельности, а не получали готовые от учителя);
- два вида новообразований младшего школьного возраста – рефлексия и умение учиться (важно построить учебный процесс таким образом, чтобы школьник был способен отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнера по совместному решению новых задач);
- способы взаимодействия учителя и учащихся (необходимо уделять внимание построению конструктивного учебного диалога между учителем и младшим школьником и организации поисково-исследовательской деятельности в социальных сетях);
- формирование практических умений и навыков (следует особое внимание уделять развитию мотивации младших школьников к выполнению практических заданий, так как, с увлечением исследуя предложенный учителем объект, ученики нередко утрачивают всякий интерес к нему тогда, когда найденные способы действия необходимо применять к решению частных типовых задач).
К основным направлениям развития личности ребенка с использованием социальных сетях можно отнести:
- Мировоззренческое, направленное на формирование качеств личности, понимания «добра и зла», нравственного выбора и т.д. В него включены: понимание человеческого мышления, социума и мироздания; осознание индивидом собственного места в обществе и смысла жизни; ориентирование на определенный идеал; интерпретация моральных ценностей и норм, утверждающихся и уже утвердившихся в обществе.
- Информационное, направленное на получение новой позитивной, развивающей и обучающей информации.
- Познавательно-поисковое, направленное на развитие логического и аналитического мышления, поиск и обработку информации.
- Коммуникативное, направленное на развитие навыков общения в информационном пространстве социальных сетей, позитивное взаимодействие.
- Творческое, направленное на развитие творческих способностей и интересов.
Первоначально у младших школьников возникают интересы к некоторым явлениям в социальных сетях; появляются интересы, связанные с обнаружением причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. В случае, если учащихся первых и вторых классов больше интересует, «Что это такое?», то в более старшем возрасте характерными становятся вопросы «Почему?» и «Как?».
Позитивное формирование личности непосредственно зависит от организации учебной работы. Вследствие этого педагогу нужно нацеливаться на закономерности формирования познавательных интересов учеников, не забывать, что формирование идет от простого к сложному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от описания к объяснению. С целью развития личности значимо следовать правилу: чем младше школьники, тем нагляднее должно быть обучение и тем большую роль обязано играть оживленное включение.
Для того, чтобы выбрать наиболее эффективные способы обучения младшего школьника при помощи социальных сетей необходимо учитывать следующие положения:
- необходимость применения средств информационных и коммуникационных технологий в школе обусловлена, в первую очередь, требованиями современного информационного общества;
- использование социальных сетей, компьютерных игр и обучающих программ обеспечивает интерактивное взаимодействие учителя и младших школьников;
логическое мышление школьников заключается в возможности использования логических понятий и конструкций, которым свойственна доказательность, рассудительность;
- формирование и развитие личности младших школьников возможно через применение информационных технологий и социальных сетей, так как названные средства обладают наглядностью и интерактивностью [49].
Механизм формирования целостной личности основывается на взаимопревращении, взаимодействии процессов развития личности и общества. При целостном комплексном подходе к формированию полноценной личности должна учитываться вся совокупность этих условий. Благоприятные для общества и личности изменения в процессе воспитания достигаются не только из-за прямого воздействия на какую-либо сферу психики формирующейся личности, но также и в процессе изменении окружающих условий, препятствующих развитию нежелательных отклонений от нормы и сводящих на минимум возможные отрицательные влияния.
На основании названных закономерностей в социальном механизме формирования личности можно выделить два взаимосвязанных процесса: с одной стороны, это процесс создания личностью отношений данного общества, с другой – это процесс образования обществом целого ансамбля личностных отношений.
К наиболее эффективным способам создания благоприятной среды для развития личности младшего школьника в социальных сетях можно отнести:
Создание информационной площадки (сообщества/группы) для регулярного взаимодействия со школьниками и их родителями с целью общения, получения информации, контроля над выполнением заданий, разъяснения учебного материала и т.д. В рамках сообщества класса в социальной сети проведение опросов, конкурсов, коллективных творческих заданий и т.д.
Способствование реализации творческого потенциала младших школьников через игровые информационные технологии, использование обучающих и развивающих игр в социальных сетях. Создание творческой арт-терапевтической внеучебной информационной среды для младших школьников в социальных сетях. «Арт-терапия – это та область, которая использует невербальный язык искусства для развития творческого самовыражения и личностного роста»[51]. Активное использование средств искусства как тренинга эмоциональной сферы дает мощнейший толчок для развития личности ребенка.
Для детей в младшем школьном возрасте характерна одна общая
особенность: образы художественного творчества собой представляют все виды подсознательных процессов (внутренние конфликты, сновидения, страхи, воспоминания детства, психические травмы). У детей при их словесном описании могут возникать затруднения. По этой причине невербальные средства часто становятся главными для прояснения и выражения сильных переживаний. Дети в некотором смысле «передвигаются» от исследования собственных внутренних ощущений и переживаний к рассмотрению самого себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими.
Активно используя творческие интерактивные приемы развития личности через искусство – рисование, музыку, литературу и т.д., педагог приводит в баланс внутреннее состояние эмоциональных, психических и физических качеств в развитии ребёнка, и «ведущим» в этом процессе выступает сам ребёнок.
В ситуации принятия любого продукта творческой деятельности ребенка, независимо от содержания, формы и качества, педагог-психолог наполняет личность ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения.
Таким образом, интерактивное творчество дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру, развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие. В процессе эффективно и правильно построенной интерактивной деятельности в социальных сетях развиваются коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками.
Выбрав способ развития личности младшего школьника с использованием социальных сетей, педагог должен создать определенные границы, в которых взаимодействуют дети, чтобы оградить их от негативного и отрицательного влияния, но в рамках созданной информационной социальной среды дать им возможность действовать самостоятельно.
Детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что интерактивное общение и творчество – это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств и что их не будут оценивать. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети – сами «эксперты» в отношении своих работ. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
При интерактивной работе с классом желательно установить основные правила. Для того чтобы обезопасить обучение детей в социальных сетях:
- составить список примерных правил общения и взаимодействия;
- уважительно относится к мнениям одноклассникам и преподавателя;
- проявлять творческую и познавательную активность;
- использовать знания во благо и не принимать негатив.
Преимуществом развития личности младшего школьника с помощью творческих методов в социальных сетях перед другими формами работы:
- в работе может участвовать каждый, т.к. она не требует наличия художественных навыков;
- творческая деятельность является мощным средством сближения людей;
- она является средством свободного самовыражения;
- вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
- основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции.
Все вышеперечисленное способствует использованию социальных сетей в качестве фактора социализации младших школьников. Мы можем сказать, что, став пользователем, школьник может приобрести как положительные, так и отрицательные факторы для своего развития и состояния. Важно заметить, что факторы риска имеют достаточно серьёзные последствия, избежать которые можно в случае грамотного подхода к использованию социальных сетей. Использование социальных сетей в младшем школьном возрасте становится всё более популярно, поэтому их роль в развитии личности невозможно отрицать.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.