Влияние занятий "Разговоры о важном" на формирование патриотического поведения
Оценка 4.9

Влияние занятий "Разговоры о важном" на формирование патриотического поведения

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа
15.06.2023
Влияние занятий "Разговоры о важном" на формирование патриотического поведения
Научно-практическая работа п исследованию влияния занятий "Разговоры о важном" на тип патриотического поведения
Статья Разговоры о важном.docx


Влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения.


 

Введение.

 

Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. В свете последних событий данная тема является очень актуальной.

Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. С греческого языка «патриотизм» означает «Patriotes» (земляк, соотечественник) и «Patris» (Родина). В «Толковом словаре» В. Даля патриотизм характеризуется, как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [2]. Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в то же время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине». Известный российский писатель и историк Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющие. Первый — физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос. Второй — любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей. Третьем элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины [1].

Следует вспомнить о том, что в истории философской мысли отношение к понятию патриотизма всегда было неоднозначным. И многие выдающиеся мыслители, философы, писатели, ученые и политические деятели неоднозначно оценивали этот феномен. Так, например, литераторы С.В. Михалков, М.А. Шолохов и К.М. Симонов писали патриотические стихи и прозу, настойчиво подчеркивая свой патриотизм, а Л.Н. Толстой крайне негативно относился к патриотизму. В частности, Л.Н. Толстой в статье «Патриотизм или мир» утверждал, что массовый патриотизм особенно вреден русским людям, так как это чувство делает их зависимыми от власти [5].

В свою очередь, В.И. Ленин вообще отрицал необходимость такого явления. В статьях «О национальной гордости великороссов», «Государство и революция» и других он говорил о необходимости объединения рабочих всех стран для борьбы с капиталистами, а также о возможности победы коммунизма во всех странах мира. В результате такой победы государство, по В.И. Ленину, будет уничтожено как явление. Следовательно, будут ликвидированы границы между странами, что означает неизбежное исчезновение патриотизма как переживаемого людьми чувства [3].

В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа. Глобализация привела к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей. Особо сильно досталось и достается истории нашей страны. Ее всячески коверкают, искажают, и обесславливают. Особый упор делается на дегероизацию советского периода, когда ставят под сомнение подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Великой Отечественной войны, всячески замалчивается усердный труд миллионов людей.

Воспитательный процесс является неотъемлемой частью патриотизма. Патриотическое воспитание на протяжении столетия подвергалось активной деформации под влиянием действующей идеологии в стране, так в советский период пытались отказаться от всего дореволюционного, а сейчас активно критикуют советское прошлое, что не способствует формированию патриотизма в современной России [4]. И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находится за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться, и представители государственной власти не спешат вкладывать свои активы в развитие нашей страны, а не Запада, вряд ли найдется много желающих отдать жизнь за интересы Родины. По данным общемирового соцопроса ассоциации Gallup, проведенного в России «Ромиром» в 2015 году, только 59 % опрошенных готовы выйти на защиту своей страны с оружием в руках, что значительно ниже показателей Финляндии, Марокко, Фиджи, Китая [6].

Очевидно, что в современном мире патриотизм вполне можно рассматривать как средство, в значительной степени повышающее эффективность государственного управления, его внешней и внутренней политики. Поэтому данному феномену уделяют внимание правительства всех существующих на планете государств.

С целью формирования ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству, в нашей стране в этом учебном году во всех школах и колледжах каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Идея была озвучена еще 20 июня 2022 года на заседании общества «Знание» его генеральным директором Максимом Древаль. Всего запланировано 34 встречи в 2022/2023 учебном году. Первые материалы к урокам нового цикла подготовил начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков.  Первый «Разговор о важном» провел 1 сентября 2022 года президент РФ Владимир Путин. Урок прошел в Калининграде, в нем приняли участие победители олимпиад.

На момент написания этой работы (1 февраля 2023г.) проведено 20 занятий. Исследования мы провели в начале сентября и в январе.

Объект исследования: патриотизм школьников.

Предмет исследования: влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения.

Гипотеза: «Разговоры о важном» положительно влияют на формирование патриотического поведения.

Цель: Выяснить влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по данной теме;

2. Провести диагностику с помощью опросника для оценки типов патриотического поведения (Гордякова О.В., Лебедев А.Н.);

3.Выявить знание учениками и учителями гимназии слов гимна Российской Федерации;

4. Провести анализ полученной информации.

Экспериментальная база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары. В нем приняли участие 25 обучающихся 9 классов и 10 учителей.

           Анализ литературы показал о достаточной изученности проблемы патриотического воспитания. Исследований, направленных на изучение влияния занятий «Разговоры о важном» нами не обнаружены. Поэтому мы решили провести это исследование, которое поможет доказать, что время, отведенное на данные занятия, не пропадает зря. Личный вклад заключается в том, что мы подняли эту тему, провели исследование на тему патриотизма, беседовали с учениками о нем, убедились, что слова гимна своей страны ученики во время второго исследования (декабрь) знают лучше, чем в начале (сентябрь).

             Методы исследования: эмпирические - изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, тестирование; теоретические - анализ и синтез.

    

Основная часть.

 

 Для оценки типов патриотического поведения использовался опросник Гордяковой О.В., Лебедева А.Н. (Приложение 1). Ими выделены три типа патриотического поведения, которые получили названия: идеологический, проблемный и конформный типы. Краткое описание типов патриотического поведения может определяться следующими характеристиками.

Идеологический тип патриотического поведения может быть описан рядом принципов, в частности: «покупаю только российское», «никогда не откажусь от своих убеждений, готов пострадать за них» и др. Люди с таким типом патриотического поведения постоянно «воспитывают» чувство патриотизма у окружающих и весьма болезненно реагируют, когда сталкиваются с «непатриотическими» взглядами. При этом они, как правило, подчеркнуто религиозны и во всем поддерживают власть. При этом чем сильнее позиция власти в обществе или в малой группе, тем ярче они проявляют свой патриотизм. Патриоты этого типа часто принимают участие в официальных патриотических мероприятиях. Они нечувствительны к противоречиям, с которыми сталкиваются в жизни. Они всегда без сомнений и анализа поддерживают любую инициативу власти. И если сама власть меняет свою позицию, они с той же легкостью принимают «новые» тенденции, с которыми совсем недавно активно боролись. Однако если сама власть меняется, они придерживаются старых взглядов и переходят в лагерь оппозиции новой власти. Их патриотизм — это патриотизм веры. Такие люди не способны выслушать оппонента, часто обидчивы, склонны к чрезмерной морализации, агрессивно реагируют на «ущемление» чувства их собственного достоинства. Идеологические патриоты везде ищут внешних и внутренних врагов и готовы с ними бороться. Сильной стороной данного типа патриотического поведения является последовательное стремление к порядку, умение работать в команде и готовность пожертвовать личным благополучием и удобствами ради своих убеждений. Слабая сторона — низкие аналитические способности и неумение идти на компромиссы. Такие люди считают, что ради создания мощного государства необходимо идти на конфликты с теми, кто этому препятствует, и никогда не следует отказываться от собственных принципов.

Проблемный тип патриотического поведения основан не на вере или стремлении к личному успеху, а на чувстве долга и ответственности. Субъекты с таким типом патриотического поведения обычно обладают широкой эрудицией и развитыми интеллектуальными способностями. Как правило, это люди с высшим образованием, но работающие в тех сферах, которые не связаны с большим бизнесом, большой политикой или высокими государственными должностями. Это люди с определенным спектром эмоций, «болеющие душой» за все, что происходит в стране, и развитым чувством справедливости. Они могут восприниматься в группе как «неудобные», несговорчивые, которым «больше всех надо» и пр. Лица, демонстрирующие подобный тип патриотического поведения, способны выслушать оппонента, поставить себя на его место и посмотреть на проблему его глазами. К слабым сторонам людей такого типа следует отнести разобщенность, неумение и нежелание создавать коалиции и объединения. Некоторыми из них руководят представления о том, что проблемы могут разрешиться сами без всяких активных действий, другие верят в изначально «позитивную природу человека», в гуманизм и справедливость. К сильным сторонам можно отнести: наличие критики в свой адрес, отсутствие пафоса в речах и высказываниях, умение анализировать ситуацию и видеть ее со стороны, а также способность слышать других и умение считаться с противоположными точками зрения.

Конформный тип патриотического поведения чаще проявляют люди, которым не свойственно ярко выраженное эмоциональное отношение к стране, гражданами которой они являются. Однако их нельзя считать «непатриотами». Включаясь в совместную с другими людьми деятельность, они ведут себя так, как и другие люди, считающие себя патриотами и повсеместно это подчеркивающие. Они могут искренне радоваться успехам страны, достижениям национальных спортивных команд и пр. Главное отличие этих людей состоит в том, что в сложной жизненной ситуации или при наличии такой возможности, выбирая между интересами страны и личными интересами, эти люди выбирают личное благополучие. К сильным сторонам людей с данным типом патриотического поведения можно отнести исполнительность и законопослушность. К слабым — быструю смену убеждений, низкую выраженность патриотизма как чувства, неспособность пожертвовать личным ради интересов общества или вступить в конфликт с окружающими для решения не личной, а общественной проблемы.

Всего в тестировании участвовало 25 девятиклассников и 10 учителей.

Тестирование было анонимным.  Результаты даны в таблице №1 «Общие результаты тестирования» и диаграмме №1 «Типы патриотического поведения».

 

  Таблица 1 «Общие результаты тестирования»

Тип патриотического поведения

Ученики

(кол-во/проценты)

(сентябрь)

Ученики

(кол-во/проценты)

(январь)

Учителя

(кол-во/проценты)

(январь)

Идеологический

10-40%

12–48%

4-40%

Проблемный

0-0%

0-0%

0-0%

Конформный

15-60%

13–52%

6-60%

 

 

Диаграмма 1 «Типы патриотического поведения».

 


Большинство протестированных - 15 учеников в сентябре, что составляет 60%, 13 обучающихся в январе – 52% и 6 учителей- тоже 60% обладают конформным типом патриотического поведения. Соответственно меньше учеников и учителей с идеологическим типом патриотического поведения. С проблемным типом нет ни одного среди протестированных обучающихся и педагогов. Из диаграммы видно, что стало больше учеников с идеологическим типом (было 40%, стало 48%), с конформным типом стало меньше: было 60%, стало 52%. Сравнить результаты учителей не можем, так как их тестировали только в январе.

Также мы проверили знание слов гимна России тестируемыми с помощью анкеты (Приложение 2). Результаты приведены в таблице 2 и диаграмме 2.

Таблица 2 «Гимн РФ»

 

Слова гимна

Знают

Не знают

сентябрь

январь

сентябрь

январь

Ученики

9- 36%

16- 64%

4- 40%

4- 40%

Учителя

16- 64%

9- 36%

6- 60%

6- 60%

 

             Из таблицы следует вывод, что количество обучающихся, знающих слова гимна своей страны за время проведения занятий «Разговоры о важном», увеличилось. Каждый понедельник начинается с гимна Российской Федерации. С другой стороны, странно, что не все ученики выучили за это время сова гимна. Но разница все же ощутимая. До начала занятий 16 человек из 25 не знали слов гимна, а в середине учебного года таких 9, то есть, уменьшилось на 7 человек. Соответственно, на 7 знающих гимн учеников, стало больше. Среди учителей ситуация не изменилась: как знали 4 человека, так 4 знают и в январе. Что, в принципе, логично, ведь занятия проводятся с учениками.        

 

 

    


 

 

 

Диаграмма 2 «Знание гимна РФ»





            Из диаграммы видно, что учеников, знающих слова гимна, больше, чем учителей (среди учеников 64%, учителей- 40%).

Анализировать собственные результаты в сопоставлении с данными аналогичных работ других авторов не можем, так как таких исследований мы не нашли.

 

Заключение

 

Наша работа посвящена исследованию типов патриотического поведения. На это нас подтолкнули занятия «Разговоры о важном», которые проводятся еженедельно во всех школах и колледжах Российской Федерации.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

- больше стало детей с идеологическим типом патриотического поведения;

- увеличилось количество детей, знающих слова гимна России;

- наша гипотеза о положительном влиянии занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения, подтвердилась.

Новизна заключается в изучении «Разговоров о важном», его влиянии на формирование личности ребенка.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что проанализировано влияние занятий, проводимых еженедельно во всех школах страны, на некоторые аспекты личности обучающихся.

Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна. В подтверждение этому служит ситуация с воссоединением с Крымом, что повлекло жесткое неприятие и ненависть у геополитических оппонентов России со стороны Запада. Целесообразно будет привести известное высказывание Александра III: «У России только два союзника: армия и флот». Хочется верить, что в скором времени, власть пересмотрит свою политику, и последуют перемены, и Россия вновь обретет статус самодостаточной и независимой державы. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать. Наши дети должны гордиться своей Родиной и знать, что от каждого человека, ребенка зависит то, как живет целая страна

 

 

Библиографический список

 

1.                   Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова.// Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299.

2.       Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.: "Цитадель", 1998.

3.                   Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 26. М.: Издательство политической литературы, 1973.

4. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Патриотизм как индикатор креативность общественного сознания // Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204.

5. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч : в 90 т. / Л. Н. Толстой — М.: Госхудлитиздат, 1928—1958. — Т. 90. — С. 45—53.

6. Gallup International: 60 % россиян готовы воевать за интересы своей страны // Gudok.ru. URL: http://www.gudok.ru/sociaty/?ID=1270829

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1

 

Опросник для оценки типов патриотического поведения

 

 

Согласен

Не согласен

1 Мне безразлично, если за границей ругают мою страну

 

 

2 Понятие патриотизма для меня является очень важным

 

 

3 С уверенностью могу сказать, что я патриот

 

 

4 Руководство любой страны, призывая к патриотизму, лишь манипулирует человеком

 

 

5 Всем, что имею, я обязан моей стране

 

 

6 Я могу считать себя патриотом только той страны, которая меня ценит

 

 

7 Меня, как правило, раздражают люди, которые плохо

говорят о стране, в которой я живу

 

 

8 Я считаю, что изначально нахожусь в долгу у своей

страны

 

 

9 Когда я вижу проблемы в своей стране, я всегда говорю о них открыто

 

 

10 Я всегда призываю людей быть патриотами

 

 

11 Я поддерживаю деятельность образовательных учреждений в воспитании патриотизма у моих детей

 

 

12 Я стараюсь убеждать людей в том, что моя страна всегда защищала справедливость в мире

 

 

13 Я стараюсь объяснять людям, что экономические кризисы в стране вызваны действиями недоброжелателей из-за границы

 

 

14 Я стараюсь быть осторожным с иностранцами, потому

что среди них есть те, кто может навредить моей стране

 

 

15 Если власть не ценит, унижает или незаслуженно наказывает своих граждан, то я не обязан быть патриотом

 

 

16 Искусство и наука должны быть патриотичными

 

 

17 Я всегда вступаю в дискуссии с теми, кто публично

 

 

высказывает непатриотические взгляды

18 Я всегда прислушиваться к критическим высказываниям тех, кто не считает себя патриотами

 

 

19 Если человек не чувствует себя патриотом страны, в которой живет, то он все равно обязан вести себя как патриот

 

 

 

Ключ:

Идеологический:

+ 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17

- 1, 4, 6, 15, 19

Проблемный:

+ 4, 7, 9, 18

- 1, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17

Конформный:

+ 6, 15, 19

- 5, 8, 9, 13, 14, 16, 17

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Гимн Российской Федерации

 

Впиши пропущенные строки

 

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

.                                                           .

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края

.                                                              .

Одна ты на свете! Одна ты такая —

.                                                            .

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни

.                                                                 .

.                                                                 .

Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения

Влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения

России [4]. И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находится за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться,…

России [4]. И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находится за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться,…

Краткое описание типов патриотического поведения может определяться следующими характеристиками

Краткое описание типов патриотического поведения может определяться следующими характеристиками

Всего в тестировании участвовало 25 девятиклассников и 10 учителей

Всего в тестировании участвовало 25 девятиклассников и 10 учителей

Соответственно, на 7 знающих гимн учеников, стало больше

Соответственно, на 7 знающих гимн учеников, стало больше

Библиографический список 1

Библиографический список 1

Приложение 1 Опросник для оценки типов патриотического поведения

Приложение 1 Опросник для оценки типов патриотического поведения

Приложение 2 Гимн Российской

Приложение 2 Гимн Российской

Влияние занятий "Разговоры о важном" на формирование патриотического поведения

Влияние занятий "Разговоры о важном" на формирование патриотического поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.06.2023