Влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического
поведения.
Введение.
Во все времена патриотизм играл особую роль не только в духовной жизни народа, но и в экономическом, политическом, социальном и культурном плане. В каком-то смысле патриотизм выступает фундаментом государственности, залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов. В свете последних событий данная тема является очень актуальной.
Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку. С греческого языка «патриотизм» означает «Patriotes» (земляк, соотечественник) и «Patris» (Родина). В «Толковом словаре» В. Даля патриотизм характеризуется, как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу; привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [2]. Патриотизм — это эволюционное понятие, в каждую эпоху оно имело различное социальное и ценностное содержание, но в то же время оно всегда было неотделимо от таких категорий как «Отчизна», «любовь к Родине». Известный российский писатель и историк Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял три элемента его составляющие. Первый — физическая любовь к Родине, то есть к месту, где человек родился и вырос. Второй — любовь гражданская, под которой понимается социальная связь человека с обществом комплексом прав, свобод и обязанностей. Третьем элементом является любовь политическая, то есть человек поддерживает и осуществляет в своей деятельности политические идеалы Родины [1].
Следует вспомнить о том, что в истории философской мысли отношение к понятию патриотизма всегда было неоднозначным. И многие выдающиеся мыслители, философы, писатели, ученые и политические деятели неоднозначно оценивали этот феномен. Так, например, литераторы С.В. Михалков, М.А. Шолохов и К.М. Симонов писали патриотические стихи и прозу, настойчиво подчеркивая свой патриотизм, а Л.Н. Толстой крайне негативно относился к патриотизму. В частности, Л.Н. Толстой в статье «Патриотизм или мир» утверждал, что массовый патриотизм особенно вреден русским людям, так как это чувство делает их зависимыми от власти [5].
В свою очередь, В.И. Ленин вообще отрицал необходимость такого явления. В статьях «О национальной гордости великороссов», «Государство и революция» и других он говорил о необходимости объединения рабочих всех стран для борьбы с капиталистами, а также о возможности победы коммунизма во всех странах мира. В результате такой победы государство, по В.И. Ленину, будет уничтожено как явление. Следовательно, будут ликвидированы границы между странами, что означает неизбежное исчезновение патриотизма как переживаемого людьми чувства [3].
В настоящее время патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимается любовь к Отечеству и готовность подчинить свои интересы интересам государства. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения своей страны, желанием сохранить ее культурные особенности, а также стремление защищать интересы Родины и своего народа. Глобализация привела к усилению давления Запада на все слои и сферы жизни российского общества и, прежде всего, на молодежь в насаждении и навязывании западных образцов и ценностей. Особо сильно досталось и достается истории нашей страны. Ее всячески коверкают, искажают, и обесславливают. Особый упор делается на дегероизацию советского периода, когда ставят под сомнение подвиги и примеры самопожертвования людей в годы Великой Отечественной войны, всячески замалчивается усердный труд миллионов людей.
Воспитательный процесс является неотъемлемой частью патриотизма. Патриотическое воспитание на протяжении столетия подвергалось активной деформации под влиянием действующей идеологии в стране, так в советский период пытались отказаться от всего дореволюционного, а сейчас активно критикуют советское прошлое, что не способствует формированию патриотизма в современной России [4]. И это вполне объяснимо, в стране, где 19 миллионов человек находится за чертой бедности, а разрыв в доходах бедных и богатых продолжает увеличиваться, и представители государственной власти не спешат вкладывать свои активы в развитие нашей страны, а не Запада, вряд ли найдется много желающих отдать жизнь за интересы Родины. По данным общемирового соцопроса ассоциации Gallup, проведенного в России «Ромиром» в 2015 году, только 59 % опрошенных готовы выйти на защиту своей страны с оружием в руках, что значительно ниже показателей Финляндии, Марокко, Фиджи, Китая [6].
Очевидно, что в современном мире патриотизм вполне можно рассматривать как средство, в значительной степени повышающее эффективность государственного управления, его внешней и внутренней политики. Поэтому данному феномену уделяют внимание правительства всех существующих на планете государств.
С целью формирования ценностных установок, в числе которых – созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству, в нашей стране в этом учебном году во всех школах и колледжах каждый понедельник начинается с занятия «Разговоры о важном». Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Идея была озвучена еще 20 июня 2022 года на заседании общества «Знание» его генеральным директором Максимом Древаль. Всего запланировано 34 встречи в 2022/2023 учебном году. Первые материалы к урокам нового цикла подготовил начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков. Первый «Разговор о важном» провел 1 сентября 2022 года президент РФ Владимир Путин. Урок прошел в Калининграде, в нем приняли участие победители олимпиад.
На момент написания этой работы (1 февраля 2023г.) проведено 20 занятий. Исследования мы провели в начале сентября и в январе.
Объект исследования: патриотизм школьников.
Предмет исследования: влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения.
Гипотеза: «Разговоры о важном» положительно влияют на формирование патриотического поведения.
Цель: Выяснить влияние занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по данной теме;
2. Провести диагностику с помощью опросника для оценки типов патриотического поведения (Гордякова О.В., Лебедев А.Н.);
3.Выявить знание учениками и учителями гимназии слов гимна Российской Федерации;
4. Провести анализ полученной информации.
Экспериментальная база и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары. В нем приняли участие 25 обучающихся 9 классов и 10 учителей.
Анализ литературы показал о достаточной изученности проблемы патриотического воспитания. Исследований, направленных на изучение влияния занятий «Разговоры о важном» нами не обнаружены. Поэтому мы решили провести это исследование, которое поможет доказать, что время, отведенное на данные занятия, не пропадает зря. Личный вклад заключается в том, что мы подняли эту тему, провели исследование на тему патриотизма, беседовали с учениками о нем, убедились, что слова гимна своей страны ученики во время второго исследования (декабрь) знают лучше, чем в начале (сентябрь).
Методы исследования: эмпирические - изучение разнообразных источников информации, анализ полученных сведений, тестирование; теоретические - анализ и синтез.
Основная часть.
Для оценки типов патриотического поведения использовался опросник Гордяковой О.В., Лебедева А.Н. (Приложение 1). Ими выделены три типа патриотического поведения, которые получили названия: идеологический, проблемный и конформный типы. Краткое описание типов патриотического поведения может определяться следующими характеристиками.
Идеологический тип патриотического поведения может быть описан рядом принципов, в частности: «покупаю только российское», «никогда не откажусь от своих убеждений, готов пострадать за них» и др. Люди с таким типом патриотического поведения постоянно «воспитывают» чувство патриотизма у окружающих и весьма болезненно реагируют, когда сталкиваются с «непатриотическими» взглядами. При этом они, как правило, подчеркнуто религиозны и во всем поддерживают власть. При этом чем сильнее позиция власти в обществе или в малой группе, тем ярче они проявляют свой патриотизм. Патриоты этого типа часто принимают участие в официальных патриотических мероприятиях. Они нечувствительны к противоречиям, с которыми сталкиваются в жизни. Они всегда без сомнений и анализа поддерживают любую инициативу власти. И если сама власть меняет свою позицию, они с той же легкостью принимают «новые» тенденции, с которыми совсем недавно активно боролись. Однако если сама власть меняется, они придерживаются старых взглядов и переходят в лагерь оппозиции новой власти. Их патриотизм — это патриотизм веры. Такие люди не способны выслушать оппонента, часто обидчивы, склонны к чрезмерной морализации, агрессивно реагируют на «ущемление» чувства их собственного достоинства. Идеологические патриоты везде ищут внешних и внутренних врагов и готовы с ними бороться. Сильной стороной данного типа патриотического поведения является последовательное стремление к порядку, умение работать в команде и готовность пожертвовать личным благополучием и удобствами ради своих убеждений. Слабая сторона — низкие аналитические способности и неумение идти на компромиссы. Такие люди считают, что ради создания мощного государства необходимо идти на конфликты с теми, кто этому препятствует, и никогда не следует отказываться от собственных принципов.
Проблемный тип патриотического поведения основан не на вере или стремлении к личному успеху, а на чувстве долга и ответственности. Субъекты с таким типом патриотического поведения обычно обладают широкой эрудицией и развитыми интеллектуальными способностями. Как правило, это люди с высшим образованием, но работающие в тех сферах, которые не связаны с большим бизнесом, большой политикой или высокими государственными должностями. Это люди с определенным спектром эмоций, «болеющие душой» за все, что происходит в стране, и развитым чувством справедливости. Они могут восприниматься в группе как «неудобные», несговорчивые, которым «больше всех надо» и пр. Лица, демонстрирующие подобный тип патриотического поведения, способны выслушать оппонента, поставить себя на его место и посмотреть на проблему его глазами. К слабым сторонам людей такого типа следует отнести разобщенность, неумение и нежелание создавать коалиции и объединения. Некоторыми из них руководят представления о том, что проблемы могут разрешиться сами без всяких активных действий, другие верят в изначально «позитивную природу человека», в гуманизм и справедливость. К сильным сторонам можно отнести: наличие критики в свой адрес, отсутствие пафоса в речах и высказываниях, умение анализировать ситуацию и видеть ее со стороны, а также способность слышать других и умение считаться с противоположными точками зрения.
Конформный тип патриотического поведения чаще проявляют люди, которым не свойственно ярко выраженное эмоциональное отношение к стране, гражданами которой они являются. Однако их нельзя считать «непатриотами». Включаясь в совместную с другими людьми деятельность, они ведут себя так, как и другие люди, считающие себя патриотами и повсеместно это подчеркивающие. Они могут искренне радоваться успехам страны, достижениям национальных спортивных команд и пр. Главное отличие этих людей состоит в том, что в сложной жизненной ситуации или при наличии такой возможности, выбирая между интересами страны и личными интересами, эти люди выбирают личное благополучие. К сильным сторонам людей с данным типом патриотического поведения можно отнести исполнительность и законопослушность. К слабым — быструю смену убеждений, низкую выраженность патриотизма как чувства, неспособность пожертвовать личным ради интересов общества или вступить в конфликт с окружающими для решения не личной, а общественной проблемы.
Всего в тестировании участвовало 25 девятиклассников и 10 учителей.
Тестирование было анонимным. Результаты даны в таблице №1 «Общие результаты тестирования» и диаграмме №1 «Типы патриотического поведения».
Таблица 1 «Общие результаты тестирования»
Тип патриотического поведения |
Ученики (кол-во/проценты) (сентябрь) |
Ученики (кол-во/проценты) (январь) |
Учителя (кол-во/проценты) (январь) |
Идеологический |
10-40% |
12–48% |
4-40% |
Проблемный |
0-0% |
0-0% |
0-0% |
Конформный |
15-60% |
13–52% |
6-60% |
Диаграмма 1 «Типы патриотического поведения».
Большинство протестированных - 15 учеников в сентябре, что составляет 60%, 13 обучающихся в январе – 52% и 6 учителей- тоже 60% обладают конформным типом патриотического поведения. Соответственно меньше учеников и учителей с идеологическим типом патриотического поведения. С проблемным типом нет ни одного среди протестированных обучающихся и педагогов. Из диаграммы видно, что стало больше учеников с идеологическим типом (было 40%, стало 48%), с конформным типом стало меньше: было 60%, стало 52%. Сравнить результаты учителей не можем, так как их тестировали только в январе.
Также мы проверили знание слов гимна России тестируемыми с помощью анкеты (Приложение 2). Результаты приведены в таблице 2 и диаграмме 2.
Таблица 2 «Гимн РФ»
Слова гимна |
Знают |
Не знают |
||
сентябрь |
январь |
сентябрь |
январь |
|
Ученики |
9- 36% |
16- 64% |
4- 40% |
4- 40% |
Учителя |
16- 64% |
9- 36% |
6- 60% |
6- 60% |
Из таблицы следует вывод, что количество обучающихся, знающих слова гимна своей страны за время проведения занятий «Разговоры о важном», увеличилось. Каждый понедельник начинается с гимна Российской Федерации. С другой стороны, странно, что не все ученики выучили за это время сова гимна. Но разница все же ощутимая. До начала занятий 16 человек из 25 не знали слов гимна, а в середине учебного года таких 9, то есть, уменьшилось на 7 человек. Соответственно, на 7 знающих гимн учеников, стало больше. Среди учителей ситуация не изменилась: как знали 4 человека, так 4 знают и в январе. Что, в принципе, логично, ведь занятия проводятся с учениками.
Диаграмма 2 «Знание гимна РФ»
Из диаграммы видно, что учеников, знающих слова гимна, больше, чем учителей (среди учеников 64%, учителей- 40%).
Анализировать собственные результаты в сопоставлении с данными аналогичных работ других авторов не можем, так как таких исследований мы не нашли.
Заключение
Наша работа посвящена исследованию типов патриотического поведения. На это нас подтолкнули занятия «Разговоры о важном», которые проводятся еженедельно во всех школах и колледжах Российской Федерации.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
- больше стало детей с идеологическим типом патриотического поведения;
- увеличилось количество детей, знающих слова гимна России;
- наша гипотеза о положительном влиянии занятий «Разговоры о важном» на формирование патриотического поведения, подтвердилась.
Новизна заключается в изучении «Разговоров о важном», его влиянии на формирование личности ребенка.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что проанализировано влияние занятий, проводимых еженедельно во всех школах страны, на некоторые аспекты личности обучающихся.
Большую часть своего существования Россия провела в войнах, и пора бы запомнить, что сильная Россия никому не нужна. В подтверждение этому служит ситуация с воссоединением с Крымом, что повлекло жесткое неприятие и ненависть у геополитических оппонентов России со стороны Запада. Целесообразно будет привести известное высказывание Александра III: «У России только два союзника: армия и флот». Хочется верить, что в скором времени, власть пересмотрит свою политику, и последуют перемены, и Россия вновь обретет статус самодостаточной и независимой державы. Без патриотических чувств ни одно государство не может существовать. Наши дети должны гордиться своей Родиной и знать, что от каждого человека, ребенка зависит то, как живет целая страна
Библиографический список
1. Антонова, А. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова.// Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299.
2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.-М.: "Цитадель", 1998.
3. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов // Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Изд. 5-е. Т. 26. М.: Издательство политической литературы, 1973.
4. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Патриотизм как индикатор креативность общественного сознания // Вестник гражданских инженеров. — 2014. — № 1 (42). — С. 197–204.
5. Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч : в 90 т. / Л. Н. Толстой — М.: Госхудлитиздат, 1928—1958. — Т. 90. — С. 45—53.
6. Gallup International: 60 % россиян готовы воевать за интересы своей страны // Gudok.ru. URL: http://www.gudok.ru/sociaty/?ID=1270829
Приложение 1
Опросник для оценки типов патриотического поведения
|
Согласен |
Не согласен |
1 Мне безразлично, если за границей ругают мою страну |
|
|
2 Понятие патриотизма для меня является очень важным |
|
|
3 С уверенностью могу сказать, что я патриот |
|
|
4 Руководство любой страны, призывая к патриотизму, лишь манипулирует человеком |
|
|
5 Всем, что имею, я обязан моей стране |
|
|
6 Я могу считать себя патриотом только той страны, которая меня ценит |
|
|
7 Меня, как правило, раздражают люди, которые плохо говорят о стране, в которой я живу |
|
|
8 Я считаю, что изначально нахожусь в долгу у своей страны |
|
|
9 Когда я вижу проблемы в своей стране, я всегда говорю о них открыто |
|
|
10 Я всегда призываю людей быть патриотами |
|
|
11 Я поддерживаю деятельность образовательных учреждений в воспитании патриотизма у моих детей |
|
|
12 Я стараюсь убеждать людей в том, что моя страна всегда защищала справедливость в мире |
|
|
13 Я стараюсь объяснять людям, что экономические кризисы в стране вызваны действиями недоброжелателей из-за границы |
|
|
14 Я стараюсь быть осторожным с иностранцами, потому что среди них есть те, кто может навредить моей стране |
|
|
15 Если власть не ценит, унижает или незаслуженно наказывает своих граждан, то я не обязан быть патриотом |
|
|
16 Искусство и наука должны быть патриотичными |
|
|
17 Я всегда вступаю в дискуссии с теми, кто публично |
|
|
высказывает непатриотические взгляды |
||
18 Я всегда прислушиваться к критическим высказываниям тех, кто не считает себя патриотами |
|
|
19 Если человек не чувствует себя патриотом страны, в которой живет, то он все равно обязан вести себя как патриот |
|
|
Ключ:
Идеологический:
+ 2, 3, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17
- 1, 4, 6, 15, 19
Проблемный:
+ 4, 7, 9, 18
- 1, 6, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
Конформный:
+ 6, 15, 19
- 5, 8, 9, 13, 14, 16, 17
Приложение 2
Гимн Российской Федерации
Впиши пропущенные строки
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
. .
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
. .
Одна ты на свете! Одна ты такая —
. .
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
. .
. .
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.