МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Николаевский-на-Амуре промышленно гуманитарный техникум»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Влияние жанра русской народной сказки на овладение образной речью детьми старшего дошкольного возраста
Разработчик – Попова С. В.,
преподаватель филологических дисциплин
г. Николаевск-на-Амуре
2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…. |
7 |
1 Психолого-педагогические исследования в области развития образной речи старших дошкольников на основе жанра сказки………………………. |
10 |
2 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте…………………………………………………………………………. |
17 |
3 Русские народные сказки как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………... |
22 |
Заключение…………………………………………………………………….. |
29 |
Список использованных источников…………………………………………. Приложения…………………………………………………………………..... |
31
|
Введение
Дошкольный возраст – важный период для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Исследования психологов и педагогов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
А.М. Бородич, Н.В. Гавриш, В.В. Гербова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Е.В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в старшем дошкольном возрасте. Дети способны глубоко осмысливать содержание литературного произведения благодаря восприятию особенностей художественной формы, в том числе и изобразительно-выразительных средств языка текста, поэтому возможность формирования связной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию русской народной сказки. Об этом писали такие ученые как: Е.Н. Водовозова, Н.В. Гавриш, Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного применения русской народной сказки для развития образной речи детей.
В связи с этим возникает вопрос: каковы возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи детей?
Принимая во внимание теоретическое и практическое значение данного вопроса, мы считаем, что тема исследования является актуальной.
Объектом нашего исследования является процесс развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: русская народная сказка как средство развития образности речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: изучение влияния русской народной сказки на овладение образной речью детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическое обоснование проблемы развития образной речи старших дошкольников.
2. Проанализировать жанр русской народной сказки как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Систематизировать методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок для детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой нашего исследования являются теории развития детской речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, Н.В. Гавриш, психолого-педагогические исследования речи дошкольников А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении материала по данному вопросу, выстраивании системного взгляда на процесс овладения образной речью детьми старшего дошкольного возраста посредством использования жанра русской народной сказки. Практическую значимость представляют методические материалы, которые могут быть использованы в практике дошкольных образовательных учреждений.
1 Психолого-педагогические исследования в области развития образной речи старших дошкольников на основе жанра сказки
Культура речи является важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека. Владение литературным языком, постоянное совершенствование речевых навыков составляет необходимый компонент образованности и интеллигентности. Под культурой речи обычно принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, логично, точно, выразительно.
Становление и развитие речи (словаря, грамматического строя, звуковой и интонационной стороны), умение создавать разные типы связного высказывания происходит в период дошкольного детства. Эти достижения ребенка так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, содержательность, точность, выразительность, и такого важного показателя речевой культуры, как образность.
На необходимость приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие ученые, как К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, А.П. Усова, Н.В. Гавриш и другие.
Идеи К.Д. Ушинского являются основополагающими в отечественной педагогике, если говорить о значении родного слова для введения детей в сознательное владение сокровищами родного языка. Он говорил, что «язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений… Ребенок, развитие которого не было извращено насильственно, по большей части, в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке». [21, с.13]
Е.И. Тихеева стала продолжателем педагогических идей К.Д. Ушинского, и тоже в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важности обучения детей родному языку. Она писала, что «Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Языковое творчество русского народа – основа культуры речи детей». Тихеева отмечает, что необходимо работать над выразительностью речи. [12, с.93]
О. П. Усова стала продолжателем педагогических идей К.Д. Ушинского, и в своих работах поддерживала его мысли о необходимости и важности обучения детей родному языку. Она писала, что «язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры. Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Языковое творчество русского народа – основа культуры речи детей». [19, с.44]
Проблема формирования выразительности детской речи нашла отражение в трудах известных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, А.В. Запорожца.
Современные исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие средства художественной выразительности, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы.
О.С. Ушакова в качестве ведущей цели обучения рассматривает развитие «хорошей речи». Это понятие характеризуется богатством словаря, точности и выразительности. «Хорошая речь» отличается разнообразием использования языковых средств, уместным их употреблением. Одной из важнейших задач речевого развития дошкольников Ушакова считает воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи и при создании собственных сочинений. [20, с.45]
В теории русского языка под понятием «образность речи» принято понимать выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).
Р. Стаценко считает, что образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении [18, с.65].
М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Н.В. Гавриш, О.С. Ушакова, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева, М.Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства.
Рассматривая развитие образности как важное звено в общей системе речевой работы, А. Н. Гвоздев подчеркивает, что показателем богатства является не только достаточный объем активного словаря, но и разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также звуковое (выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим он прослеживает связь речевой задачи с развитием образности речи. [1, с.36]
Е.В. Савушкина также признавала важность развития образности речи детей. Она вкладывала в это понятие умение ярко, убедительно, и в то же время сжато выразить свои мысли и чувства; умение интонацией, точным словом, правильно построенным предложением воздействовать на слушателей. По ее мнению, образность предполагает и наличие эмоционально-экспрессивных средств выражения в речи в виде зрительных, слуховых, моторно-двигательных и других представлений.
Ученые называют разные средства развития образной речи.
Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, М.М. Алексеева, В. И. Яшина, Т.Б. Филичева и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Инсценируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом.
Одним из наиболее эффективных способов развития образной речи дошкольников исследователи признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки.
Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций и языка – об этом знают все. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Она оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка.
Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.
В речевом развитии ребенок проходит путь от ассоциативного установления связей между словом и конкретным предметом – к слову обобщающему и только при условии эмоционально-эстетического развития – к слову образному (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.И. Никифорова, Н.В. Гавриш и др.).
Исследования О.М. Дьяченко показали, что образование ассоциаций лежит в основе физиологических процессов восприятия и воображения. Восприятие дошкольниками образных средств языка отражает ход познавательной деятельности человека: обнаружение в окружающем мире сходных вещей, процессов, перенос явления по сходству с одного явления на другое; выражение эмоций, оценки, субъективного взгляда на мир. Процесс восприятия включает в себя анализ свойств какого-либо образа, а также синтез чувств, вызываемых этими свойствами. [4, с. 131]
Речь детей не будет образной, если ребенок не будет владеть в полной мере художественными средствами выразительности и речевыми умениями в целом.
Лямина Г.М. указывает на то, что у старших дошкольников возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте. [10, с.56].
З.А. Гриценко отмечает, что к старшему дошкольному возрасту начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Дети способны понять переносный смысл слова, фразеологический оборот. [2, с. 21]
Исследователи отмечают, что старшие дошкольники правильно применяют выражения, особенно лаконичные, меткие выражения из народных сказок. Н.С. Карпинская приводит такой пример. Во время игры в «Кошки-мышки» мальчик, которому не удалось поймать ловко увернувшуюся от него «мышку», разводит руками и говорит: «Глядь, а девочки-то нет» (из сказки «Медведь и девочка»). Тот факт, что ребенок употребил указанное выражение в иной ситуации, чем это было в сказке, свидетельствует о том, что оно понятно ребенку и применяется им как образная форма выражения его мысли и чувства. Поэтому в старшем дошкольном возрасте появляется возможность использовать русские народные сказки как средство развития образности речи.
Е.И. Тихеева отмечает, что, читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует.
Указания на необходимость работы над образными средствами языка содержатся в трудах Е.А. Флериной. В своей работе «Эстетическое воспитание дошкольника» она говорит о важности художественного слова для приобщения ребенка к народному творчеству: «Через народное творчество ребенок общается с многомиллионным автором – народом, воспринимает его мысли и чувства. С малых лет через художественное слово детям становится доступным широкое духовное общение с писателями. Ребенок начинает понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык. В этом сила и значение художественного слова, литературы для ребенка, для его развития и воспитания. Значение художественной литературы для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить» [23, с. 198].
Э.П. Короткова, рассматривая художественную литературу как средство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, говорила об эффективности в этом смысле народных сказок и для полноценного усвоения материала произведений рекомендовала двукратное чтение коротких рассказов, сказок, включающее в вопросах слова из текста, указания к припоминанию пропущенных ребенком слов, конкретного образного значения словосочетаний с опорой на контекст, выборочное чтение отрывков из рассказов [8, с. 57]
В 90-е гг. в НИИ дошкольного воспитания под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой был выполнен ряд работ (Н.В. Гавриш, Л.А. Колунова и др.), показавших, что словесное творчество дошкольников неразрывно связано с формированием образности речи. Исследования были проведены на материале разных жанров фольклора – народных сказок, пословиц, поговорок, а также произведений художественной литературы. В них были раскрыты педагогические условия, при которых речь ребенка обогащается различными средствами художественной выразительности.
Н.В. Гавриш в работе над своей диссертацией доказала, что развитие образности речи, основывающееся на фразеологизмах, используемых в русских народных сказках, должно происходить в единстве с решением задач словарной работы, формированием грамматического строя речи, звукового строя речи.
Исследования И.Н. Митькиной показали, что, слушая сказки, ребенок, естественно, усваивает их языковое оформление настолько, что не только может воспроизвести трафаретные формулы в сказочном контексте, но и использовать их в обобщенном целостном значении как соответствующие фразеологические единицы. Например, высказывание девочки пяти лет: «Я такую дырищу в шарике прососала, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Использование приставки на- вместо о- (написать) создает более привычный для ребенка глагол из повседневного употребления. [13, с.124]
Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказыванию сказок детьми. Она говорит о том, что воспроизводя сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку передавать последовательность событий, напомнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель все больше переходит в роль заинтересованного слушателя.
Таким образом, ученые указывают на возможность и необходимость развития образной стороны речи детей именно в старшем дошкольном возрасте. Русская народная сказка с ее богатым, выразительным языком, являясь доступной восприятию старших дошкольников, выступает могущественным средством развития образной речи детей. Говоря об образной речи, мы будем иметь в виду умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и умение с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Для того, чтобы выявить возможности русской народной сказки как средства развития образности речи, нам необходимо выяснить особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте.
2 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
Образная речь является составной частью культуры речи. Её формирование имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Исследования О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, А.М. Бородич показали, что для детей дошкольного возраста невозможно понимание всех особенностей и тонкостей художественной речи, но овладение самыми элементарными средствами выразительности вполне им доступно. Разумеется, никаких логических определений и терминов детям при этом не дается.
Известно, что самыми распространенными изобразительными средствами языка являются так называемые тропы - приемы изменения основного значения слова. Они помогают автору по-новому показать самые обычные предметы (хотя далеко не всегда художественная речь бывает украшена тропами, так как это не обязательный ее признак). Тропы бытуют в общенародной речи, и возможности создавать их, т. е. комбинировать слова, создавать новые сочетания слов, безграничны. Простейшие виды тропов могут быть доступны пониманию старших дошкольников.
Исследования психологов Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский и др.) и методистов (О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.) показали, что старшие дошкольники свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Речь старших дошкольников насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов. К.И. Чуковский называл это особым «языковым чутьем».
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
Согласно исследованиям А.А. Леонтьева, А.А Люблинской, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности.
С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.
Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что для маленького ребенка выразительные моменты являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, и непроизвольная выразительность ее снижается. Однако старшие дошкольники, по мнению Рубинштейна, способны к так называемой сознательной выразительности. Сознательная выразительность присуща и художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте важно использовать произведения художественной литературы, в том числе жанр русской народной сказки.
С.Л. Рубинштейн писал, что как ни существенна для речи связность ее построения, проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли.
Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально-выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой смыслового содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий. [20, с. 27]
С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей-дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, при таких условиях, становится по большей части маловыразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами.
Как доказано Дьяченко О.М., эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания. [4, с. 78]
Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности. [6, с. 81]
О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача - не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи. [20, с. 94]
А. Н. Гвоздев изучал пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц [1, с.97].
Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О. М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения – «опредмечивающий» и образ «включение». Сначала ребенок расчленяет нечленимое в сущности словосочетание, а впоследствии может включать его в определенную речевую ситуацию [4, с. 101].
Как уже отмечалось, важнейшей особенностью словесного творчества старших дошкольников является его взаимодействие с восприятием произведений художественной литературы, которая является неисчерпаемым источником обогащения речи образными средствами. Взаимосвязь этих процессов (восприятия и творчества) исследователи прежде всего видят в том, что оба вида деятельности требуют специального целенаправленного развития, только тогда они будут влиять на образное восприятие художественного текста и перенос усвоенных знаний в свои сочинения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, близость и различия синонимов, переносное значение словосочетаний. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения).
Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть образными средствами языка, и наличием этих средств образности в тексте русской народной сказки, выявим возможности использования русской народной сказки как средства развития образной речи у старших дошкольников.
3 Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста
Русская народная сказка, являясь доступной пониманию ребенка старшего дошкольного возраста, является могущественным средством формирования образности речи.
Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение.
Чтение русских народных раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.
Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса». [16, с.45]
Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например постоянные эпитеты - «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребенок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи.
Именно в русских народных сказках сложился ряд образных выражений, близких и доступных детям. Например, конь вороной, коровушка-бурёнушка, алый цвет, маков цвет, красное солнышко, ясные звёзды, светлый месяц, травушка-муравушка, зимушка-зима, мороз трескучий, лётчики-соколы, как буря налетел, засвистал соловьем и многие другие, образно характеризующие и явления природы и поведение людей. Все эти, и многие другие выражения связаны с национальными образами, с явлениями родной природы. [17, с.96]
В народном языке эти выражения насыщены определенным содержанием. Вороной конь—это чёрный, блестящий, цвета воронова крыла. Посмотрим внимательно на крыло ворона, и бросится в глаза его иссиня-чёрный цвет с отливом, чёрный до блеска. Если этим словом ребёнок будет обозначать именно эти качества, то слово будет содержательным, точным. Более всего надо остерегаться штампа в языке взрослых и в языке ребёнка при употреблении народных выражений вне их содержания, «по слуху». Это создаёт вычурность, нарочитость, а, следовательно, и фальшь.
Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Они делают сказки более образными, эмоциональными, колоритными. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи. Например, «конь вороной», «мороз трескучий», «стрелец-молодец», «видимо-невидимо», «мастер на все руки» и многие другие образно характеризуют поведение людей и явления природы.
Также богаты русские народные сказки сравнениями, метафорами, словами с уменьшительными суффиксами.
Таким образом, язык русской народной сказки полон образных слов и выражений.
Е.И. Тихеева отмечает, что читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств. Ребенок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку окружающих, который он слушает и образцам которого следует [14, с.32].
З.А. Гриценко, Л.М. Гурович, Е.И. Тихеева и др. утверждают, что богатейшая сокровищница родного языка – народная сказка – может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку. Произношение должно быть ясным и правильным, воспитателю не следует забывать о логических ударениях и паузах как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки интонации, постепенный переход от одних интонаций к другим в связи с развертыванием сюжета и сменой настроений. Детям этого возраста доступны эмоциональное восприятие так называемых психологических пауз и других средств выразительности, используемые при чтении.
Задача педагога, по М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной – добиться такого исполнения произведения, которое позволило бы донести до слушателей его идейно-художественные достоинства, возбудило бы интерес к произведению, его языку, вызвало у детей эмоциональное отношение к изображаемым в нем событиям и героям. [3, с.25]
Е.И. Тихеева, Л.М. Гурович, А.М. Бородич, В.И. Яшина, В.И. Логинова, Л.Б. Береговая, Т.Б. Филичева, З.А. Гриценко указывают на необходимость проведения беседы о прочитанном. Беседа по содержанию произведения должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к ребенку всеми гранями, а затем еще раз представить ее во всей целостности.
При работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи, можно использовать ряд приемов. Опираясь на исследования О.И. Соловьевой и А.М. Бородич, условно разделим их на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и язык сказки. [3, с.46]
Приемы первой группы:
1. Вопросы. Они должны быть разнообразными но своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.
Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения. Так педагог, выяснив у воспитанников, понравилась ли им сказка и что особенно понравилось, с вопросительной интонацией цитирует фразу из текста, в которой заключена мораль сказки: «Так как же бывает, когда «один на другого кивает, свое дело делать не хочет»?» (сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»). Дети говорят, что бывает плохо. Воспитатель предлагает рассказать, что случилось с каждым из персонажей. Затем спрашивает: «Когда же так бывает?» — добиваясь, чтобы дети повторили поговорку, которая заключена в концовке сказки.
Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?» и т. п.
2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.
С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.
3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?» и т. п.). [8, с.65]
В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.
Приемы второй группы:
1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.
2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.
3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ окажется интереснее (подробнее) ?»
4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Например, диалога зайца и тетки вороны – сказка «Заяц-хваста»; отрывка из сказки «Крылатый, мохнатый да масленый» - со слов «сядут за стол – не нахвалятся» и др.
Е.А. Флерина придает большое значение для развития образной речи рассказывание сказок детьми. Она говорит о том, что рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий, наполнить то или иное выражение. По мере того, как ребенок овладевает рассказыванием сказки, воспитатель переходит в роль заинтересованного слушателя [16, с.78].
М.М. Алексеева, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, Е.М. Струнина, Т.Б. Филичева, В.И. Яшина и др. одним из наиболее эффективных методов развития образной речи считают драматизацию. Драматизируя сказку, ребенок пользуется языком сказки. То, что первоначально он только слышал, становится его собственным достоянием. Именно здесь ребёнок проникается «гармонией русского слова». Ребёнок связывает слово с действием, с образом. Именно поэтому нужно поощрять драматизацию сказок детьми, сделать её обычным явлением в жизни детского сада, приохотить к этому всех детей. Но при этом драматизированная игра у дошкольников должна быть игрою, т. е. действием для самих детей, не превращаясь в театральное зрелище, в которое выступают дети-артисты. [22, с.99]
Л.Б. Фесюкова, используя творческое наследие Дж. Родари, а также приемы ТРИЗ и собственный опыт предлагает методическую схему работы со сказкой. На решение задач развития образной речи направлен третий раздел схемы – «Речевая зарядка». Важную роль автор отводит конструированию слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок – лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям;
- составить достаточно длинное распространенное предложение в игре «От каждого по словечку». Например: «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» и т.д.Также после прочтения сказки Л.Б. Фесюкова предлагает давать детям пословицы, поговорки, фразеологизмы, выяснять, когда так говорят, что это значит, к каким героям сказки ее можно было бы отнести с полным основанием. [11, с.45]
Также для развития образной речи автором предлагаются следующие приемы работы с русской народной сказкой:
- Подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету);
- Найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- Сочинить длинное и в то же время смешное слово (к примеру, о лисе – «пушистохвостая»);
- Разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой и различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
- Объяснить этимологию слова (то есть его происхождение). В сказках присутствуют множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки);
- Придумать похожие слова (синонимы);
- Придумать сказку от фразеологизма.
По мнению Л.Б. Фесюковой, которого придерживаемся и мы, работа со сказкой ограничена только фантазией воспитателя. При желании можно придумать множество интересных приемов, благодаря которым дети освоят, и начнут употреблять в собственной речи образные слова и выражения, фразеологизмы. [11, с.85]
В старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую близость и различия однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы и антонимы.
Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.
Заключение
Художественная литература и народный фольклор имеют огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем являются одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.
Работа ориентирована на формирование образности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической науке, проанализированы особенности образности речи старших дошкольников и влияние русской народной сказки на формирование образной речи детей старшего дошкольного возраста, рассмотрены известные методики работы по использованию русской народной сказки, приемы и формы работы.
Сделан вывод о том, что данный жанр фольклора, представляющий богатейший материал устного народного творчества, необходимо использовать для речевого развития старших дошкольников.
Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми используются в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Эта работа строится на следующих принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды, который способствовал элементарному осознанию детьми роли образных слов и выражений при высказывании в ходе дидактических игр;
- активизации в речи образных слов и выражений в ходе свободной деятельности детей.
Таким образом, использование русской народной сказки будет способствовать развитию образности речи детей старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников
1 Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев – М., 2012
2 Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. / З. А. Гриценко – М.: Линка – Пресс, 2008.
3 Гурович, Л. М. Ребенок и книга: книга для воспитателя детского сада / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова Под редакцией В. И. Логиновой. – М., 2012
4 Дьяченко, О. М. Развитие воображения дошкольников. / О. М. Дьяченко – М., 2009.
5 Зимина, И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников / И. К. Зимина - Дошкольное воспитание. – 2008. - №5.
6 Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). / Н. С. Карпинская –М.: Педагогика, 2014.
7 Короткова, Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста: Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. / Л. Д. Короткова – Центр гуманитарной литературы «РОН», 2009.
8 Короткова, Э. П. Беседа о книгах в подготовительной группе. / Э. П. Короткова – М.: 2013.
9 Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. / А. А. Леонтьев - М., 2015.
10 Лямина, Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г. М. Лямина - Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2011.
11 Люблинская, А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. / А. А. Люблинская - М., «Просвещение», 2010.
12 Макарова, В. Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. Учебно-методическое пособие. Часть 1. / В. Н. Макарова – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 96 с.
13 Митькина, И. Н., Особенности овладения фразеологизмами детьми 7-го года жизни. / Диссерт. Канд. Пед. Наук.И. Н. Митькина – М., 2009.
14 Пастернак, Н. Сказки нужны ребенку как воздух / Н. Пастернак - Дошкольное образование. - № 8 - 2008. - 23-35с.
15 Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. / Под редакцией Т. С. Комаровой и О. А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2008.
16 Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под редакцией Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 2013.
17 Рогаткина, Т, Овод, Г. В нашем театре – сказка. / Т. Рогаткина // Дошкольное воспитание. – 2012.
18 Савушкина, Е. В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства / Е. В. Савушкина // Дошкольное воспитание. – 2014.
19 Усова, А. П. Русское народное творчество в детском саду. / А. П. Усова - М.: Просвещение, 2011.
20 Ушакова, О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. / О. С. Ушакова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
21 Ушинский, К. Д. Родное слово. / К. Д. Ушинский – М., 2008.
22 Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. / Л. Б. Фесюкова – Харьков: Фолио, 2009.
23 Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. / Е. А. Флерина – М., 2010.
Приложение 1
Диагностика образности речи детей старшего дошкольного возраста
Задание 1: выявление умений элементарного анализа содержания и формы литературного произведения с выделением в тексте сказки средств художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы)
Воспитатель читает ребенку русскую народную сказку «Крылатый, мохнатый, да масленый».
Как ты думаешь, что это: рассказ, стихотворение или сказка? Почему? Какие «красивые» слова ты услышал? О ком эта сказка? Какую работу делал каждый из героев сказки? О чем призадумался воробей в начале сказки? Что случилось потом? Какая беда приключилась с блином? Как мышка щи варила? Что случилось с воробьем, когда он дрова колол? Чем закончилась сказка?
Как по-другому можно назвать эту сказку? Какими словами обычно начинаются сказки?
Придумай другое окончание этой сказке. Что было бы, если бы воробей не стал меняться работой со своими друзьями? Что могло бы случиться с воробьем, если бы он встретился с лисой? Какими словами обычно заканчиваются сказки?
Воспитатель читает фрагмент из сказки и спрашивает: «Как можно сказать по-другому?»
Высокий уровень
Ребенок: отвечая на вопросы о прочитанной книге, объясняет, почему это сказка, указывая несколько жанровых особенностей.
Например:
Сказка - так в жизни не бывает, животные разговаривают, одеваются как люди, есть песенки, «складно», герои сказочные, вещи волшебные и т.д. правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении;
- может по просьбе педагога придумать новый подробный вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);
- придумывает новое название рассказа или сказки;
- знает несколько вариантов зачина и концовки сказок;
- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);
- подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста;
Средний уровень
Ребенок: отвечая на вопросы о прочитанной книге, объясняет жанр с помощью педагога, указывает какую-либо одну жанровую особенность;
- правильно называет героев, основные события, о которых рассказывается в произведении, с помощью педагога (наводящие вопросы, подсказка) может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой, поступил по- другому, и т.д.) в одной-двух фразах;
- придумывает новое название рассказа или сказки;
- знает один вариант зачина и концовки сказок;
- замечает в тексте средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, гиперболы, звукоподражания и т.д.);
- не всегда подбирает слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста, иногда допускает ошибки;
Низкий уровень
Ребенок: не может определить жанр прочитанного произведения;
- называет не всех героев, пропускает основные события, о которых рассказывается в сказке;
- не может назвать ни одного варианта зачина и концовки сказок;
- не замечает в тексте выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.);
- не может придумать вариант развития действия (например, другое окончание сказки, что было бы, если бы герой поступил по-другому, и т.д.);
- не может придумать новое название сказки;
- не может подобрать слова, близкие и противоположные по значению, к словам из текста.
Задание 2: изучение умений придумывать монологи (рассказы, сказки)
с использованием образных средств языка.
Воспитатель: давай придумаем сказку кукле, чтобы она быстрее заснула. О чем хочешь ей рассказать? Придумай название сказке. Если ребенок затрудняется, то тему подсказывает воспитатель. Например, «Приключения рыжего бельчонка».
При анализе монологов оцениваются умения детей отобрать и связно передать содержание, а также языковое оформление монолога:
1. Умение выбрать жанр монолога, отбирать содержание высказывания и соответствии с выбранным жанром.
2. Умение выбрать тему и дать название связному высказыванию.
3. Умение передать сюжет в логической последовательности, не отступая от темы.
4. Умение соблюдать структуру монолога (начало, ход событий, конец).
5. Использование лексических средств выразительности (тропов) для раскрытия образов, сюжета.
6. Использование грамматических средств выразительности.
7. Использование интонационных средств выразительности.
8. Самостоятельность в составлении монолога.
Каждый показатель оценивается максимально в 2 балла. В сумме высшая оценка составляет 16 баллов.
Критерии оценки
Ребенок получает 2 балла, если:
- умеет выбрать жанр монолога и отобрать содержание высказывания в соответствии с выбранным жанром;
- умеет самостоятельно выбрать тему высказывания и дать название придуманному монологу;
- разворачивает сюжет логично и последовательно, не отступая от темы;
- высказывание структурировано (присутствуют начало, середина и конец);
- самостоятельно использует в высказывании разные виды лексических средств выразительности (больше 3-х);
- при составлении высказывания использует разнообразные синтаксические конструкции (простые распространенные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения), перечисления, обобщения, прямую речь, грамматические ошибки отсутствуют или незначительны;
- высказывание интонационно выразительно оформлено;
- составляет монолог самостоятельно, без помощи педагога;
Ребенок получает 1 балл, если: - жанр своего высказывания определить не может, но строит монолог с учетом особенностей сказки, или определяет жанр высказывания, но при его составлении наблюдается смешение жанров;
- придумать название не может, но умеет выбрать тему самостоятельно или с помощью взрослого;
- при развертывании сюжета иногда отступает от темы (отвлекается), нарушает логическую последовательность;
- наблюдаются композиционные нарушения, например, отсутствует начало или конец сказки;
- использует одно — два лексических средства выразительности самостоятельно или с помощью взрослого;
- в основном использует однотипные по структуре предложения, допускает незначительные синтаксические ошибки, может их исправить с помощью взрослого, прямую речь не использует;
- речь не всегда интонационно выразительна;
- составляет монолог с помощью взрослого (наводящие вопросы, подсказки);
Ребенок получает 0 баллов, если: - не умеет определить жанр высказывания;
- не умеет определить тему, дать название высказыванию;
-нарушает логическую последовательность событий, причинно-следственные связи;
- высказывание состоит из нескольких предложений;
- не использует лексические средства выразительности;
- наблюдаются ошибки при построении предложений, которые исправить самостоятельно ребенок не может;
- речь интонационно невыразительна, монотонна;
- постоянно требуется помощь взрослого, образец, подсказка.
Высокий уровень
Ребенок набирает 12 — 16 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 7 — 11 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 6 баллов.
Задание 3: выявление особенностей понимания фразеологизмов
Детям предлагаются следующие фразеологизмы:
В три ручья
Как зеницу ока
Совать нос
Фразеологизмы предлагаются сначала в изолированном виде.
Воспитатель: Как ты понимаешь это выражение? Когда так говорят? Если ребенок затрудняется, ему предлагается текст.
В три ручья
Однажды Ваня потерял варежку. Идет он домой и плачет. Пришел он домой, а мама ему и говорит: «Ну что ты слезы льешь в три ручья?». Ваня удивился и ответил: «Как так в три ручья? Никаких ручьев здесь нет».
Почему мама так сказала? Когда так говорят?
Как зеницу ока
Жили-были мать со своим сыном Иваном. Собрался однажды Иван в дальние страны, мир посмотреть, себя показать. Дала ему мать в дорогу волшебный клубочек и сказала: «Береги его как зеницу ока». «Ладно», — говорит Иван, а сам думает, как это «как зеницу ока»?
Почему мать так сказала Ивану? Когда так говорят?
Совать нос
Однажды мама и папа разговаривали о чем-то на кухне. Маленький Илюшка стоял около двери и слушал. Мама сказала ему. «Иди, Илюшенька, спать, не суй нос не в свои дела». Илюша пошел спать, а сам идет и думает: «Что это мама про мой нос сказала, никуда я его не совал, просто слушал».
Почему мама так сказала? Когда так говорят?
Высокий уровень
Ребенок понимает и правильно объясняет фразеологизм, предложенный изолированно или в тексте, приводит примеры аналогичных ситуаций.
Средний уровень
Ребенок недостаточно точно понимает, но пытается объяснить фразеологизм, предложенный в тексте, прокомментировать описанную ситуацию, своих примеров привести не может.
Низкий уровень
Ребенок отказывается отвечать, не понимает фразеологизм.
Задание 4: выявление умений подбирать к словам антонимы и синонимы
1. Определение умений подбирать антонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например, «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... (низко), скажу я слово «далеко», а ты ответишь... (близко)» (Дж. Чиарди «Прощальная игра»):
Легкий – (тяжелый);
Глубокий – (мелкий);
Сладкий – (горький);
Умный – (глупый);
Веселый – (грустный).
Определение умений подбирать синонимы к изолированным словам.
Воспитатель: Давай поиграем в игру «Скажи по-другому». Например: как можно сказать о враче по-другому... (доктор); о собаке... (пес, щенок).
радуется —... (Веселится);
плачет —... (Ревет, рыдает);
дети —... (Ребята, девочки и мальчики, малыши);
красивый —... (Прекрасный);
Определение умений подбирать синонимы к словосочетаниям.
искусный мастер —... (Хороший);
верный друг —... (Настоящий);
ветхая избушка—... (Старая);
трава стала желтая —... (Пожелтела).
За каждый правильный ответ ребенок получает 1 балл, за неправильный — 0 баллов. В сумме высшая оценка составляет 18 баллов.
Высокий уровень
Ребенок набирает 14 — 18 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 9—13 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 8 баллов.
Задание 5: изучение особенностей понимания многозначности слов
Воспитатель: «Что бывает» или «О чем можно сказать»?
молнии — ... (В небе, на одежде);
лист —... (На котором пишут, который растет);
плывет — (Человек, спортсмен, речка, вода, облако, лодка);
тяжелый (-ая, -ое) - ... (Стол, человек, сердце);
кран —... (Строительный, водопроводный).
При анализе ответов детей учитываются следующие показатели:
- адекватность подобранных слов;
- количество подобранных слов.
Критерии оценки:
2 балла - ребенок адекватно подбирает слова, количество подобранных слов, к слову-стимулу, не менее 3-х, 1 балл — ребенок подбирает, к слову-стимулу, 1-2 адекватных слова, 0 баллов — ребенок неадекватно подбирает слова. В сумме высшая оценка составляет 10 баллов.
Высокий уровень
Ребенок набирает 7 — 10 баллов.
Средний уровень
Ребенок набирает 4 — 6 баллов.
Низкий уровень
Ребенок набирает 0 — 3 балла.
Приложение 2
Игра – драматизация по мотивам русской народной сказки «Гуси – Лебеди»
Цель: Формировать устойчивый интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности.
Задачи: 1. Развивать речь у детей средствами театральных представлений и чтением сказок: расширять словарный запас, развивать артикуляцию, добиваясь правильного и четкого произношения слов. Уметь запоминать тексты сказок с помощью взрослого.
2. Уделять особое внимание двигательной активности детей, умению пользоваться пространством всего зала.
3. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности.
Материалы и оборудование:
Костюмы для актеров, домик Аленушки и Иванушки, избушка Баба Яги, пенек,
деревья: березки, елочки; полевые цветы: ромашки, колокольчики;
картинки: репка, доктор Айболит, три медведя.
Воспитатель: Ребята, смотрите сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся (в группе).
Сказки разные бывают
Вы уже про них слыхали
А теперь не зевай сказку угадай!
Загадки.
1.Дед растил его с душой
Вырос овощ пребольшой,
Долго он его тащил,
Не хватало дедке сил.
Прибежала бабка, внучка.
Помогала кошка, жучка.
Мышка к ним пришла на помощь-
Дружно вытащили овощ.
Да, в земле сидел он крепко.
Вот какая сказка…
Дети: Репка.
2. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это…
Дети: Доктор Айболит.
3. Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: Три медведя.
Воспитатель: Молодцы. Дети, какие еще вы знаете сказки?
Дети: Колобок, Гуси- лебеди, Теремок, Маша и медведь, Кот, петух и лиса, Красная шапочка, Три поросенка, Волк и семеро козлят.
Воспитатель: Молодцы!
Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть сказку?
Дети: В кинотеатре, дома по телевизору, прочитать в книжке, в театре.
Воспитатель: Дети, а вы хотите попасть в сказку?(ДА)
Воспитатель: А как вы думаете, что нам для этого нужно сделать?
Дети: Превратиться в героев, стать героями…
Воспитатель: Правильно. Героями сказки мы станем, переодевшись в сказочные костюмы
(подходит к ширме, снимает ткань)
Уважаемые гости, помогите, пожалуйста, превратиться нам в героев сказки, возьмите каждый по костюмчику и оденьте деток.
Ой, ребята, какие вы все красивые. И Аленушка, и Иванушка…Ребята, а в какую сказку мы попали? (Гуси – лебеди).
Молодцы. Теперь, ребята, нам нужно показать сказку нашим гостям. Давайте пригласим их на волшебную полянку (гости проходят в музыкальный зал).
Музыка.
Воспитатель: Жили-были батюшка с матушкой, у них была дочка да сынок маленький.
- Дочка, дочка! – говорит как-то мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умницей, береги братца, не ходи со двора…А вы хотите узнать, что было дальше? Тогда мы приглашаем Вас в сказочное путешествие.
Сказка «Гуси-лебеди»
Дети играют по ролям. Воспитатель по необходимости помогает.
«Гуси – лебеди»
Музыка. В центре Аленушка подметает пол, Иванушка с ведерком убирает мусор. Выходят девочки в сарафанах и кричат:
«Алёнушка, пойдем гулять»
А: «Не могу братца оставить»
Д: «Ну пойдем, ненадолго»
А: «Иванушка, будь умницей, посиди здесь, поиграй»
Музыка с песней. Хоровод с детьми и Аленушкой.
Музыка лебедей (свет приглушить). Летят гуси-лебеди, уносят Иванушку
за избу.
Девочки: «Ребята, а знаете, говорят, что гуси-лебеди появились, маленьких детей уносят, ой, что будет?» (дети уходят).
А: «Иванушка, где ты, где ты, в прятки со мной играешь? Что же делать, где искать? (В зал) Вы не видели куда гуси-лебеди унесли моего братца? Меня мама с папой будут ругать» (Везде смотрит, ищет)
Выход печки (танцует, приседает в разные стороны, пальчик на щечке)
А: «Печка, печка, ты не знаешь куда гуси-лебеди полетели?»
П: «Я пеку, пеку, пеку, деткам всем по пирожку. Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу»
А: «Вот бы пирожное я съела бы» (махнула рукой, убежала)
(Печка под музыку, танцуя, уходит).
Выход Яблоньки.
А: «Яблоня, яблоня, куда гуси-лебеди полетели?»
Я: «Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу»
А: «У моего папочки и домашние не едятся» (убегает)
(Яблонька, танцуя, под музыку уходит)
Музыка. Выход речки (обоими руками плавно машет в разных направлениях)
А: «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?»
Р: «Съешь моего простого киселька, тогда скажу»
А: «Я дома клубничный терпеть не могу» (убегает)
Музыка. Аленушка прячется за пенек.
Музыка. Гуси-лебеди делают круг, внутри сидит Иванушка, гуси машут на него крыльями (песня «…баю-баюшки, баю, Иванушка засыпает, гуси улетают.
Выходит, Баба-Яга. танцует (В это время Аленушка крадет Иванушку)
Б-Я: «Караул, а малышки-то нет, ужас, сбежал, ах вы негодники, упустили братца, гуси-лебеди в погоню, а то самих зажарю и съем».
(Гуси улетают).
Выходит, Речка. Аленушка и Иванушка подбегают к речке.
А: «Речка-матушка, спрячь нас»
Р: «Съешь моего простого киселька, тогда спрячу» (едят, прячутся, гуси пролетают)
А. и И.: «Спасибо, речка» (речка уходит под музыку)
Выходит, Яблонька.
А. и И.: «Яблоня- матушка, спрячь нас»
Я: «Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу» (едят, гуси пролетают под музыку, дети прячутся)
А: «Спасибо, яблоня» (убегают, Яблоня под музыку, танцуя, уходит)
Выходит, Печка с корзинкой, танцует.
А: «Печка-матушка, спрячь нас»
П: «Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу»
(берут пирожки, прячутся, гуси пролетают вокруг печки, убегают)
А: «Спасибо, печка, вкусные у тебя пирожки»
П: «Вы сами покушали и других угостите» (берут корзинку с пирожками)
Выходят все герои под музыку, танцуют.
Зрители и актеры благодарят друг друга аплодисментами.
Воспитатель: Молодцы! Вот и закончилась наша сказка. Герои, выходите все сюда. Вам понравилось быть героями сказки? А что именно вам понравилось? В чем мудрость сказки? («Добро побеждает зло»).
Чтение стихотворения «День сказки».
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
Приложение 3
Итоговая литературная викторина
Цель: закрепить, систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений, закрепить знания о малых фольклорных формах.
Необходимо представить широкую по тематике подборку книг, атрибуты к соревнованиям, карту-схему последовательности выполнения заданий.
Детей делят на две команды книголюбов. Командам дают названия. Воспитатель объясняет условия игры: на сказочной карте указано, какие испытания должны пройти обе команды, чтобы получить главный приз волшебной страны.
1. Из конверта капитаны команд достают по две пейзажные картинки, на них изображены зима или лето, весна или осень. Команда должна вспомнить стихотворения о каждом времени года и выразительно прочитать их.
2. Капитаны получают по конверту, в котором напечатана фамилия писателя (Ш. Перро, , и др.). Из стопки книг членам команды нужно отобрать те, которые написаны этим писателем.
3. Кто больше знает пословиц:
а) о труде,
б) о смелости,
в) о дружбе, друзьях.
4. Отгадать загадки: 1) Героям каких сказок помогали животные? Каким заветным словом они их призывали? 2) В какой сказке волк испугался зайца? Как это случилось? 3) Где хранилась Кощеева смерть в сказке «Царевна-лягушка»? 4) Героиня какой сказки и за что получила в награду кусок льда? 5) Как называется сказка, похожая на сказку «Теремок»? («Лесные хоромы».) 6) В какой сказке главная героиня превратилась в облачко?
5. По фрагменту из сказки (грамзапись) узнать и назвать сказку (каждой команде дается по два фрагмента).
Воспитатель подводит итоги соревнования, объявляет победителей.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно использовать фразеологизмы, пословицы. Приведем примеры фразеологизмов и пословиц.
Фразеологизмы
Ахнуть не успел. Как в воду опущенный.
Бок о бок. Как вкопанный.
Болтать языком. Как гром среди ясного неба.
Брать пример с... Как ни в чем не бывало.
Бросать слова на ветер. Как с гуся вода.
Бросился со всех ног. Как с неба свалился.
Вверх тормашками. Как сквозь землю провалился.
Вверх ногами. Как снег на голову.
Вешать нос. Как угорелый.
Вешать голову. Куда глаза глядят.
Во весь дух. Летит как на пожар.
Водить за нос. Мастер на все руки.
Водой не разольешь. Махнуть рукой.
Ворон считать. Мало каши съел.
Во мгновение ока. Морочить голову.
В поте лица. Надуть губы.
Дать волю рукам. На край света.
Дать сдачи. Не покладая рук.
Держать язык за зубами. Одна нога здесь, другая там.
Дождь льет как из ведра. Откуда ни возьмись.
Дрожит как осиновый лист. По щучьему велению.
Душа в пятки ушла. Распускать нюни.
Держать слово. Сидеть сложа руки.
Задрать нос. Сгореть со стыда.
Зарубить на носу. Сломя голову.
Не ходи в лес, коли зайца боишься.
Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен.
Одна пчела много меду не наносит.
Одна рука в ладоши не бьет.
Ошибся — что ушибся, вперед наука.
Петя Васин на все согласен.
Плохи друзья, коль до черного дня.
Сам не дерусь, а семерых не боюсь.
Сам себя губит, кто других не любит.
Слово сказать — узлом завязать.
Собирай по ягодке, соберешь кузовок.
Съел кусочек с птичий носочек.
Трусливому зайке и пенек волк.
Трусливый сто раз умирает.
У ленивого Федорки всегда отговорки.
У знайки Егорки похвальба да отговорки.
У страха глаза велики.
Храброму счастье помогает.
Человек без друзей — что дерево без корней.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.