ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информаци-онные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. По утверждению главного врача Челябинского областного кардиологического диспансера Сергея Королёва, самая страшная на Южном Урале болезнь – не рак и не СПИД, а… гипертония. «Невидимый убийца» - так называют врачи эту болезнь. Начинаясь как нарушениеВ современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информаци-онные перегрузки, плохие экологические условия. Эти факторы очень часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных факторов окружающей среды и малоподвижного образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его нормальное функционирование и способствуя развитию различных заболеваний. По утверждению главного врача Челябинского областного кардиологического диспансера Сергея Королёва, самая страшная на Южном Урале болезнь – не рак и не СПИД, а… гипертония. «Невидимый убийца» - так называют врачи эту болезнь. Начинаясь как нарушение
Иконка файла материала доклад по НОУ.doc
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО­ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» РОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ Номинация №1. Исследовательские работы Направление науки: Физическая культура ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Название работыОГЛАВЛЕНИЕ. 1. ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................3 2. ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ..........................................5 2.1.ПРИЧИНЫ УМЕНЬШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ...................5 2.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ГИПОКИНЕЗИИ..........................................6 2.3. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.............7 2.4. НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ...................................................................................................8 2.5. НОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ...................................................................9 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................................11 4. ЛИТЕРАТУРА.........................................................................................................................13 5.ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................................................................................15  Стр. 2 из 211. ВВЕДЕНИЕ.    В современном обществе человек испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных   факторов:   эмоциональные   напряжения,   информационные перегрузки,   плохие   экологические   условия.   Эти   факторы   очень   часто сочетаются с недостаточной физической активностью. Совокупное действие неблагоприятных   факторов   окружающей   среды   и   малоподвижного   образа жизни оказывает чрезвычайно негативное воздействие на организм, нарушая его   нормальное   функционирование   и   способствуя   развитию   различных заболеваний.        По   утверждению   главного   врача   Челябинского   областного кардиологического диспансера Сергея Королёва, самая страшная  на Южном Урале болезнь – не рак и не СПИД, а… гипертония.  «Невидимый убийца» ­ так   называют   врачи   эту   болезнь.   Начинаясь   как   нарушение   функций регуляции   кровяного   давления,   гипертоническая   болезнь   приводит   к различным   заболеваниям   внутренних   органов.   К   тому   же   она   –   одна   из главных   причин   сокращения   жизни,   поскольку   напрямую   способствует развитию таких опасных заболеваний, как стенокардия, инфаркт миокарда и инсульт. И главная опасность гипертонии в том, что больные долгое время не замечают,   не   придают   ей   значения,   оправдывая   плохое   самочувствие усталостью, магнитными бурями, перепадами атмосферного давления и ещё массой   всевозможных   причин.   По   словам   Сергея   Королёва,   диагноз «гипертония» в прошлом году ставили уже 11­ 12 – летним детям!      Вторую строчку в сомнительном рейтинге заболеваний на Южном Урале занимает  гиподинамия.… Задумайтесь, давно ли вы были на стадионе? Только   не   в   качестве   зрителя   или   болельщика,   а   как   активный   участник спортивного процесса? Неважно: пробежка или игра, гимнастика или катание на   коньках…Уверен,   что   8   из   10   человек   скажут:   о,   это   ещё   в   школе (институте,   армии)   было!   Оглянитесь   вокруг:   люди   старше   25   двигаются катастрофически мало. На работу­с работы мы едем в транспорте, в офисах и кабинетах проводим время на стульях и в креслах, дома, в основном, в тех же креслах  и на  диване.  Результат: человек  превращается  в дряблый бурдюк, набитый болячками.    Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при   развитии   различных   заболеваний.   Особенно   тревожно   обстоит   с   этим  Стр. 3 из 21делом   у   школьников.   Например,   ожирением   страдает   каждый   десятый ребёнок.   Для   того   чтобы   дети   росли   здоровыми   необходимо   правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.       Дети   школьного   возраста   самими   условиями   школьной   жизни ограничены в естественной потребности двигаться столько, сколько нужно для нормального, гармоничного физического развития и здоровья. Учитель физической культуры, тренер спортивной школы должны быть более всего озабочены повышением оздоровительной роли занятий физической культуры.        Утренняя   гимнастика,  уроки   физкультуры,   занятия   в   спортивных секциях,   подвижные   игры   и   спортивные   развлечения,   туризм   –   все   это укрепляет здоровье и предохраняет организм от заболеваний.     В предложенной работе, сделана попытка анализа состояния здоровья школьников и выявление причин пониженного интереса к спорту и здоровому образу жизни.     Стр. 4 из 212. ПРОБЛЕМА СНИЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ  АКТИВНОСТИ 2.1.ПРИЧИНЫ УМЕНЬШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ    В данной работе, я хочу попытаться выявить причины резкого, можно сказать, катастрофического падения интереса детей к физической культуре и спорту,   подвижным   играм,   вообще   к   активным   формам   отдыха.   Задача, конечно, чрезвычайно сложная, но несколько лет занятий в спортивной школе, и общение со своими сверстниками и их родителями, думается, поможет мне, хотя бы примерно, очертить круг причин, приведших к возникновению данной проблемы, и наметить пути выхода из создавшегося кризиса.       Не   секрет,   что   большинство   людей   лишь   с   возрастом   познают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи и материальные блага не могут компенсировать его потерю. Вполне   естественно,   что   детей   и   вовсе   не   волнует   проблема   сохранения здоровья. Забота о нём всегда была и будет уделом взрослых – семьи, школы, внешкольных и дошкольных учреждений.      Но, по­видимому, ещё очень многие родители просто не понимают, что воспитывать и гармонично развивать ребёнка как личность легче, если он здоров и хорошо физически развит.       Справедливости   ради   надо   сказать,   что   школа   и   другие   учебно­ воспитательные  учреждения многое делают для решения вопросов, связанных с   сохранением   и   укреплением   здоровья   детей   средствами   физического воспитания.       Однако   не   уменьшающееся   число   школьников   с   отклонениями   в состоянии   здоровья,   как   и   общий   уровень   здоровья   детей,   говорит   о невысокой эффективности этой работы.    В чём же корень проблемы?      «Сегодня» всегда рождается из «вчера». Поэтому я хочу сделать небольшой экскурс в недалёкое прошлое.    Ещё совсем недавно детский массовый спорт начинался и развивался непосредственно в школе (соревнования между классами, школами), а затем выходил на уровень городов и районов. Школьный учитель кроме проведения уроков физической культуры занимался так же и тренерским делом, готовя свои команды к массовым состязаниям. В этом ему охотно помогали тренеры спортивных   школ,   ориентированные   по   службе   на   развитие   массового детского спорта. Такое сотрудничество было прочным, потому что учитель и тренер были нужны друг другу. К сожалению, этот союз был нарушен, когда  Стр. 5 из 21тренеров переориентировали на «высшее мастерство», независимо от того, с каким возрастным контингентом они работали.     Отлучение детей от массового спорта усугубилось всевозрастающим влиянием на них новых форм развлекательной сферы, их стремление быть на острие моды в музыке, одежде, манере поведения и т.д. Поскольку в этот набор «престижных» занятий не вошло физическое совершенство, сражение за влияние   на   подрастающее   поколение   взрослые,   тогда   проиграли.   Так постепенно   физическая   культура   стала   нелюбимым   предметом,   а   от массового спорта осталось только название.      Переориентация детских интересов вылилась в опасное уменьшение объёма   двигательной   активности,   (гипокинезия)   привела   к   серьёзным последствиям:   с   каждым   годом   увеличивается   число   детей,   имеющих излишний вес, недостаточное и негармоничное развитие мускулатуры (и, как следствие   этого,   значительные   нарушения   осанки)   и   многие   другие отклонения   в   физическом   развитии   и   состоянии   здоровья.   Детей   такое положение не волнует, ибо эти недостатки превратились для них в норму. К сожаления, и для большинства взрослых тоже. (см. приложение № 3) К   5­6   классу   естественное   стремление   детей   к   движению   начинает заметно угасать, а в старших классах всё большее количество школьников не хотят заниматься ни физической культурой, ни спортом. Соблазнительно   всё   происходящее   свалить   на   недостаточное количество  спортивных залов, стадионов  и инвентаря, что, конечно, имеет место и очень мешает. Однако мы считаем, главная сдерживающая сила – психология взрослых, сложившаяся за многие годы. Ведь даже родительская забота   о   здоровье   ребёнка   чаще   всего   проявляется   в   том,   что   его добросовестно лечат от уже проявившейся болезни или, стараясь уберечь от недуга, содержат в тепличных условиях, что до поры до времени позволяет сохранить иллюзию его здоровья. И только очень немногие семьи приобщают своих   детей   к   физическим   упражнениям,   регулярному   закаливанию, активному отдыху. 2.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТИНА ГИПОКИНЕЗИИ Тот   факт,   что   двигательная   активность   совершенствует   физические способности, повышает работоспособность, общеизвестен. Не   менее   известно,   что   научно­техническая   революция   ведет   к уменьшению   доли   физического   труда   на   производстве,   и   в   быту,   а, следовательно,   к   неуклонному   снижению   доли   активной   двигательной  Стр. 6 из 21деятельности. гипокинезии?   Каковы   же   причины   неблагоприятных   последствий Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов вследствие уменьшения интенсивности подачи импульсов из скелетных мышц в центральный аппарат нейрогуморальной   регуляции   (стволовой   отдел   мозга,   подкорковые   ядра, кору полушарий большого мозга). На уровне внутриклеточного обмена гипокинезия приводит к снижению воспроизводства белковых структур: нарушаются процессы транскрипции и трансляции.   При   гипокинезии   изменяется   структура   скелетных   мышц   и миокарда.   Падает   иммунологическая   активность,   а   также   устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. Уже   через   7­8   дней   неподвижного   лежания   у   людей   наблюдается функциональные   расстройства;   забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьёзных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация, изменяются физико­ химические свойства мышечных белков и т.д.   появляется   апатия, Особенно   пагубна   гиподинамия   для   детей.   При   недостаточной двигательной   активности   дети   не   только   отстают   в   развитии   от   своих сверстников,   но   чаще   болеют,   имеют   нарушения   осанки   и   опорно­ двигательной функции, на что мы решили обратить внимание подробнее. Последние полмиллиона лет человек эволюционирует филетически, т.е. без   изменения   в   своей   генетической   программе.   Между   тем   условия,   в которых   жили   наши   далёкие   предки,   и   условия,   в   которых   мы   живём, отличаются, прежде всего, требованиями к объёму выполняемых движений. То,   что   было   необходимо   древним   людям,   стало   ненужным   современному человеку.   Мы   затрачиваем   несравненно   меньше   физических   сил,   чтобы обеспечить   своё   существование.   Но   закреплённая   тысячелетиями   в   геноме человека норма двигательной активности не стала для него анахронизмом, ибо не   просто   при   неизменном   геноме   освободиться   от   обусловленных   им программ жизнедеятельности.  2.3. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Наблюдения   показывают,   что   количество   здоровых   детей   с   каждым годом уменьшается. Наши данные получены на основе анализов медицинских и амбулаторных карт. На графике (приложение  № 4) мы отразили структуру заболеваний со второго по девятый классы (первый класс обучается на базе детского садика,  Стр. 7 из 21с   десятого   класса   переформировываются,   вливаются   новые   ребята,   что представляло   некоторые   трудности   в   обработке   результатов).   По   этой структуре  мы  ясно  видим,  что  наблюдается  чёткое  нарастание  всех   групп болезней. Такие заболевания, как тонзиллит, гастрит, вегето­сосудистая дистония, гепатит   с   каждым   годом   увеличиваются   (не   принимались   во   внимание инфекционные   заболевания,   так   как   они   носят   случайный   характер, простудные   инфекции   –   сезонный   характер).   С   бронхиальной   астмой количество детей остаётся практически постоянным на протяжении школьных лет, мы думаем, это объясняется наследственной предрасположенностью к этому   заболеванию.   Получается   достаточно   мрачная   картина   по   уровню заболеваемости,   если   в   школу   приходит   сравнительно   здоровый   ребёнок, уходит   со   значительными   отклонениями   в   состоянии   здоровья.   Мы рекомендуем проводить подобный анализ в каждом учебно­воспитательном учреждении, знакомить с результатами коллективы, родителей и самих детей. С такими заболеваниями как сколиоз, миопия, гастрит, плоскостопие реально проводить профилактику в условиях школы. Подробнее остановимся на заболевании – сколиоз. 2.4. НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ На   рушение   осанки   разнообразны:   сутуловатость,   округлая   спина, сколиотическая осанка и другие. На   основе   медицинских   карт   мы   проследили   нарушение   осанки,   т.е. сколиотическую   осанку.   Со   второго   по   четвёртый   класс   наблюдается некоторое   снижение   количества   детей   с   нарушением   осанки,   видимо,   это связано с тем, что происходит равномерное и достаточное развитие мышц, распределение   мышечной   массы,   укрепляется   позвоночник,   происходит адаптация   к   нагрузкам   (тяжёлые   сумки,   несоответствие   высоты   стола   и стула). С четвёртого по восьмой класс вновь неуклонно растёт число детей со сколиозом.   Это   связано   со   многими   факторами:   главное   –   пренебрежение спортом и физическим трудом, также неправильной походкой, посадкой за партой, опорой на одну и ту же ногу при стоянии, привычкой носить тяжести в одной и той же руке, опираться грудной клеткой на стол и т.д. Особенности   нарушения   осанки   по­разному   влияют   на   здоровье   и развитие детей: поверхностное, неглубокое дыхание с пониженной ёмкостью легких   влечёт   за   собой   уменьшение   физической   силы   и   выносливости, недостаточным снабжением головного мозга кислородом, отсюда понижение  Стр. 8 из 21умственных способностей; смещение внутренних органов и брюшной полости неблагоприятно сказываются на их функциях. Чтобы   предупредить   нарушения   осанки   у   школьников,   необходимо соблюдать требования к режиму дня, заниматься спортом, подбирать по росту мебель и оборудование.  2.5. НОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Состояние здоровья человека в большей степени зависит от объёма  движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. С  другой стороны, объём движений не может быть очень большим, что также  может привести к ухудшению здоровья. Попытки установить ориентировочные нормы двигательной активности  предпринимались неоднократно. Комплексная программа по физическому воспитанию, принятая в нашей стране, помимо двух обязательных уроков в неделю предусматривает  дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в режиме учебного дня. Но даже при самых благоприятных условиях сочетание  обязательных и факультативных занятий по физическому воспитанию,  общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить тот объём  двигательной активности учащихся, который возможен в условиях  специализированных детских  спортивных школ. Принимая во внимание этот факт, Министерство Образования РФ,  Минздрав России, Госкомспорт  в 2002 году выносят решение о введении  обязательных уроков по образовательной области «Физическая культура» в  объёме трех часов в неделю (приказ МО РФ от 16.07.2002 г. 2715/227/166/19). И вот уже в течение двух лет наша школа работает в соответствии с  этим приказом. Третий урок по физической культуре внесён в общее  расписание школы и ориентирован на развитие и совершенствование основных физических качеств, являющихся, как известно, составной частью  физического здоровья. Физиологический эффект от обычного школьного урока физической  культуры на организм занимающегося зависит от его задач и характера  учебной работы. Степень воздействия таких уроков на организм в целом и на  вегетативные функции не велика. Однако, на дополнительных уроках, где  больше времени отводится общей физической подготовке, нагрузка  значительно увеличивается, что позволяет достигать должных научно­ обоснованных норм двигательной активности. Приведу пример: по результатам медицинского осмотра учащихся 5­8  классов нашей школы в 2002 году из 280 учащихся – заболевших 205 человек   Стр. 9 из 21(73,2 %). Но после введения дополнительного третьего урока по физической  культуре, процент больных детей стал снижаться: 57,1 % в 2003 году, 45,9 %  в 2004 году (см. приложение № 5). Из приведённого примера видно, что  повышение двигательной активности влияет не только на развитие  физических качеств, но и способствует стимуляции биологических процессов  в организме и как следствие этого укреплению здоровья. Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной  активности, обеспечивающие нормальный уровень жизнедеятельности,  совершенствование соматических, вегетативных и естественных защитных  функций организма, приведённые к мало­интенсивной работе циклического  характера (бег, ходьба), колеблются от 7.5 до 10 км. Для детей 8­10 лет, от  12­17 км. для 11­14 летних подростков обоего пола. Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций,  превышающих 30000 шагов, превосходит эволюционно приобретённую  биологическую потребность в движении. В то же время количество  локомоций в пределах 10000 шагов в день является недостаточным. Дефицит  суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70%.  (см. приложение № 6) Приведённые нормы могут служить не более чем условными  ориентирами для школьников. Регламентирование физических нагрузок по  объёму и интенсивности должно быть строго индивидуально. Конечно, всю двигательную активность нельзя сводить только к ходьбе.  Систематические занятия разнообразными видами физических упражнений  воздействующими на различные группы мышц, оказывают положительное  влияние на все системы организма и тем самым способствуют укреплению  здоровья, профилактике и лечению различных заболеваний.    Стр. 10 из 213. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Так   что   же   нужно   сделать,   чтобы   дети   стали   активнее,   а   главное систематически занимались физической культурой и спортом? Как возродить престиж   физического   совершенства   и   выработать   у   детей   желание   и потребность в физических  занятиях и тренировках. Очень   важную   роль   в   приобщении   детей   и   подростков   к систематическим занятиям физической культурой играет их осознанное стремление.  И   это   обстоятельство   нужно   учитывать.   В   старших   классах добиться желаемого очень трудно, потому что уже прочно сформировалось негативное   отношение   к   физической   культуре,   низок   уровень   физической подготовленности   и   мало   остается   времени   для   работы.  Поэтому   главное возрастное звено, за которое необходимо ухватиться и тянуть всем миром, ­это школьники с 1 по 5, возможно, 6 класс. Их энергия требует активного выхода   и   реализуется,   несмотря   на   то,   что   окружающие   часто «нажимают на тормоза». Они охотно приобщаются к регулярным занятиям физической культурой и с увлечением соревнуются. Опыт показывает, что за несколько лет таких занятий формируется потребность в их продолжении и в старших классах. Приведу пример: Несколько лет назад ДЮСШ г. Миньяра проводила в порядке эксперимента занятия с группой детей из детских садов. Каждая группа имела постоянные дни занятий. Через  1 , 5 ­ 2   месяца занятий число детей в группе стало неожиданно возрастать. При проверке выяснилось,   что   самые   инициативные   удирали   со   своих,   не   спортивных занятий и приходили заниматься с другими группами, т.е. у детей появилась потребность в дополнительных, систематических занятиях. Учитывая,   что   младшие   классы   рано   заканчивают   уроки,   можно организовать   подобные   занятия   и   в   школе.   Занятия   проводить   на близлежащих   спортивных   сооружениях,   многие   из   которых   в   это   время пустуют.   Возможны   и   любые   другие   варианты.   Но   для   этого   необходимо привлечь к занятиям энтузиаста ­ руководителя. Только такой человек может даже в условиях минимальной обеспеченности спортивной базой (и даже без нее) организовать занятия, от которых у детей заблестят глаза. Искать таких нужно среди пенсионеров ­ бывших тренеров, спортсменов, а также среди родителей, которые могут вести занятия по субботам и воскресеньям. Выход из   положения   можно   найти   и   с   создании   платных   спортивных   групп продленного  дня,  группы   здоровья.  Идеальной      системой     было     бы продуманное   соединение   школьных   уроков   физической   культуры, занятия   в  спортивной   школе   или   секциях   с   домашней   семейной физической культурой под руководством родителей. Нужно стремиться,  Стр. 11 из 21чтобы   в   этой   системе,  семья   была   ведущим   звеном,   объединяющим   все возможности, имеющиеся в школе, вне школы и дома. Психиатрия давно отметила, что у людей, занятых физическим трудом, значительно меньше болезненных отклонений в психике. Поэтому семье необходимо, прежде всего, овладеть знаниями о правильном двигательном режиме,    традиционном    питании,    методах    и    формах    закаливания, использования   водных   процедур,   массажа   и   само   массажа   для восстановления  работоспособности   и   т.д.   Очень   важно,   чтобы   копилку знаний о здоровом образе жизни пополняли все члены семьи. Выбирая   семейный   двигательный   режим   и   используя   методические рекомендации,   нужно   исходить   из   склонностей   и   реальных   условий.   Для кого­то только утренняя зарядка и прогулка, кому­то лучше всего подойдет комплекс  утренней  гимнастики  с занятиями  бегом, лыжными  прогулками, ездой   на   велосипеде,   плаванием,   спортивными   играми   и   другими   видами упражнений. Смена видов упражнений в зависимости  от времени  года вносит в занятие   необходимое   разнообразие.   Нужно   помнить,   что   здоровым   детям ограничения не нужны. Но   самое   трудное   в   современной   семейной   жизни   ­   прийти   к взаимопониманию   между   детьми   и   взрослыми.   Главная   причина   разлада   ­ отсутствие   общих   интересов   и   особенно   совместных   действий.   Если   же взрослые,   занимаясь   с   нами,   будут   использовать   воспитательные   приемы, которые   применяют   учителя   физической   культуры   и   тренеры   ­ преподаватели в своей работе, то можно быть уверенным, что кроме здоровья в семью придут уважение и забота друг о друге. Всем станет интереснее жить. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ         1.В   современной   школе   недостаточно   внимания   уделяется   пропаганде спорту и здоровому образу жизни.     2. Наблюдается неуклонный рост числа больных детей во время обучения в школе.        3. Материалы работы рекомендуем применять для проведения классных часов.     4. Обратить внимание главным образом на себя, заняться своим здоровьем.  Стр. 12 из 214. ЛИТЕРАТУРА  1.Анализ   основных   факторов,   влияющих   на   здоровье.   (Журнал   «Основы безопасности жизни» 1996, №4. с. 40­51.) 2.Бальсевич В.К. Физическая активность человека. Киев, 1987 3.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого. М:.ФиС, 1989 4.Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания. М:.Просвещение, 2001 5.Литвинов   Е.Н.,  Погадаев   Г.И.  Физкультура!   Физкультура!   Учебник   для учащихся 5­7 классов. М,1999 6.Лях В.И. Двигательные способности школьников. М,2000 7.Лях   В.И.   Физическое   воспитание   учащихся   5­7   классов.   Пособие   для учителя. М,2001 8.Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М,2001 9.Физическая   культура.   (Научно­методический   журнал.   2001,   №3,   с.   2­8; №4, с.13­18; №1, с. 2­5; с. 8­13) 10.Фомин   Н.А.,   Вавилов   Ю.Н.   Физиологические   основы   двигательной деятельности. М:. ФиС.1991  Стр. 13 из 21Стр. 14 из 215.ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение № 1 затраты на здоровье и вредные привычки сигареты 40% алкоголь 25% лекарства 10% спорт 5% профилактика  здоровья 20%  Стр. 15 из 21Распределение школьников 5­8 классов на медицинские группы здоровья (за 5 лет) Приложение № 2  Стр. 16 из 21Стр. 17 из 21Количество здоровых детей по классам Приложение № 3 Сколиоз   Стр. 18 из 21Сводные показатели Приложение №4 100% 100% 80% 80% 60% 60% 40% 40% 20% 0% 20% 0% 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 % здоровых % НЕздоровых % здоровых Вегето­сосудистая дистония % НЕздоровых Пневмония Гастрит Вегето­сосудистая дистония Плоскостопие Пневмония Бронхиальная астма Тонзилит Гастрит Миопия Плоскостопие Сколиоз Бронхиальная астма Тонзилит Миопия Сколиоз  Стр. 19 из 21Приложение №5  Стр. 20 из 21Приложение №6 Характеристика двигательной активности школьников (по: А.Г.Сухарев, 1972). Уровень двигательной активности Число локомоций в сутки Низкий Умеренный Высокий Ниже 10 10­20 21­30 Отношение числа выполняемых движений к естественной биологической потребности Дефицит 50­70% Дефицит 20­40% Соответствие Суммарный объём (ч) За неделю За год До 2 2­5 6­15 70 100­150 200­800 Максимальный 31 и выше Повышение на 10­30% 20 и более 1000 и более  Стр. 21 из 21