"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "
Оценка 4.6

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
Взрослым
10.01.2017
"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "
Как же критическое мышление влияет на осмысление учащимися учебного процесса? Цель моей работы: исследовать влияние технологии критического мышления как инструмента, на осмысление учащимися учебного материала по русскому языку и литературе. Технология состоит их трех стадий: вызова, осмысления новой информации, рефлексии. Все эти стадии предполагают активное участие студентов в образовательном процессе
Влияние критического мышления.doc
Влияние критического мышления на осмысление учебного материала  Молдагалиева Эльза Зинедeновна Аккольская общая средняя школа Казахстан, Атырауская  область Курмагазинский район Elzaa62@mail.ru                                              Abstract   This paper  considers  the actual  problem  of  the  organization and  conduction of Russian   language   lessons   using   appropriate   teaching   methods   on   the   "Critical thinking" technique. The author gives consideration to this methodological problem in   the   context   of   the   implementation   of   competence­based   approach   in   the educational process of school, on the basis of her practice.    Важное   место   в   процессе   модернизации   занимает   образование.   Одна   из актуальных   проблем   образования   –формирование   личности,   готовой   жить   не только в меняющихся социально­ экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему, личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний …самореализовываться, саморазвиваться   и   самостоятельно   принимать   правильные,   нравственно­ ответственные решения в условиях быстро меняющегося мира. [2]   Президент республики Казахстан Н.А.Назарбаев поставил перед национальным образованием очень важную и своевременную задачу: «Первостепенная задача современной системы образования – подготовка   людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».       Изучение   мирового   опыта   развития   системы   образования   убеждает,   что достигнуть нового качества образования возможно лишь в условиях изменения школьной системы.   Одной  из  основополагающих  функций  школьного  образования  должна   стать подготовка учащихся к жизни в существующем мире. Первоочередной задачей образования   является   формирование   творчески   активной,   социально   – ответственной, обладающей высоко развитым интеллектом, профессионально­ грамотной личности.       Одним из важнейших направлений решения проблемы выступает реализация деятельностного подхода в образовании, отвечающего на вопрос: Как развивать? Дело в том, что способности каждого человека проявляются и развиваются в деятельности,   и   особенно   в   той,   которая   соответствует   его   склонностям   и способностям. Урок остается основной формой организации учебного процесса, поэтому совершенствование методики современного урока является частью становления новой модели образования. Основная роль учителя в классе ­   это направлять деятельность   ученика,   организовывать,   координировать   его   самостоятельный поиск   знаний.   Задача   учителя   на   уроке   –   разбудить   исследовательский   дух ученика, вовлечь в коллективное решение проблемы, предоставить возможность быть активным и, обучая в действии, предоставить достаточно свободы, «чтобы думать   собственной   головой   и   самостоятельно   решать   даже   самые   сложные задачи».       Следовательно, только с помощью самостоятельного исследования ученики, познавая мир, открывают для себя новые знания, а не получают их в «готовом» виде.     Современные школьники стремятся получить знания, имеющие теоретическую и   практическую   значимость   в   жизни.   Задача   учителей   помочь   им   в   этом, используя   в   своей   практике   такие   педагогические   технологии,   которые   по­ настоящему влияют на образовательный процесс. Одной из таких технологий является технология критического мышления. Применение данной технологии на   уроках   позволяет   совершенствовать   методику   преподавания,   так   как   ее целью   является   не   усвоение   готовых   знаний,   а   развитие   познавательных способностей   и   познавательных   процессов   учащихся:   мышления,   памяти, внимания.   Она   «обеспечивает   самообучение,   самовоспитание,   саморазвитие, самореализацию   обучающегося   посредством   интерактивного   включения   его   в учебно­воспитательный процесс. Технология развития критического мышления предлагает систему конкретных методических приемов, которая способствует развитию   критического   мышления   и   может   быть   использована   в   различных предметных областях» [4]     Критическое   мышление   выступает   как   фактор   повышения   эффективности усвоения учебного материала, поэтому развитие критического мышления будет функционировать   как   необходимое   условие   повышения   эффективности усвоения учебного материала, и этот вид мышления будет развиваться везде, когда процесс обучения будет направлен на повышение эффективности данной деятельности.      Развитие критического мышления способствует формированию и развитию всех умений и навыков, лежащих в основе эффективности усвоения учебного материала с одной стороны, и с другой стороны формирование и развитие всех этих   умений   и   навыков   будет   развивать   критическое   мышление,   т.к.   они отражают его специфику и суть [5, с.96]      Как же критическое мышление влияет на осмысление учащимися учебного процесса?   Цель моей работы: исследовать влияние технологии критического мышления как инструмента, на осмысление учащимися учебного материала по русскому языку и литературе. Технология состоит их трех стадий: вызова, осмысления новой информации, рефлексии.   Все   эти   стадии   предполагают   активное   участие   студентов   в образовательном процессе [7]   На первой стадии происходит появление устойчивого личностного интереса к изучаемой   теме   и   выработка   ценностного   отношения   к   ней.   При   этом необходима актуализация всех имеющихся у учащихся знаний и опыта по этой теме,   а   также   определение   цели   (целеполагание)   и   направления   дальнейшей работы самими студентами.  Основные задачи первой стадии: ­ стимулирование познавательной активности учащихся; ­ постановка учащимися индивидуальных целей дальнейшей деятельности; ­ самостоятельное определение учащимися аспектов, требующих осмысления и обсуждения; ­формирование мотивации на активную работу в и вне аудитории.   На второй стадии осуществляется знакомство с новой информацией. При этом, если ученики работают с текстом, они должны не просто читать его, пропуская непонятные   места,   а   вчитываться   в   написанное,   контролируя   уровень сосредоточенности своего внимания и собственный мыслительный процесс. Основные задачи второй стадии: ­получение учащимся нового знания в самостоятельной деятельности; ­ освоение новых способов работы с информацией; ­ реализация целей опре5деленных на первой стадии.           На   третьей   стадии   происходит   активное   осмысление   студентами   новой информации,   они   участвуют   в   аргументированной   дискуссии   обмениваются мнениями, учатся воспринимать чужую точку зрения и корректно отстаивать свою, при этом уважение и терпимость являются приоритетными личностными качествами, которые должны развиваться в процессе обучения. Основные задачи третьей стадии: ­ присвоение новых знаний; ­ систематизации полученных знаний (встраивание новой информации в систему уже имеющиеся знаний студентов); ­ формирование собственного отношения к новой информации; ­ определение целей и направлений дальнейшей работы по теме; ­   подведение   итогов   проделанной   работы   с   оценкой   и   самооценкой деятельности. Выполнение поставленных на каждой стадии задач в итоге обеспечит успешную реализацию конкретных образовательных целей [7]   Для развития критического мышления на уроках русского языка и литературы мною   используются   различные   методические   приемы:   работа   с   текстом, составление кластеров, постеров, схем. Учащиеся учатся составлять «толстые» и «тонкие» вопросы, верные и неверные утверждения, кластер. Они пишут эссе, синквейн, высказывают свою рефлексию при подведении итогов урока, решении проблемной ситуаций, делают выводы. На   уроках   для   самостоятельного   определения   темы,   целей   урока,   для активизации познавательной деятельности на стадии вызова мною используются притчи,   слова   народной   мудрости,   проблемные   ситуации,   вымышленные истории,   высказывания   великих   ученых,   метод   работы   с   картинками.   Это вызывает огромный интерес у учащихся к изучаемой теме. Дети вовлекаются в диалог, они рассуждают, высказывают свои мнения.       Одно   из   главных   направлений   технологии   критического   мышления   ­   это исследование   текста.   Ученики   учатся   критически   осмысливать   информацию, работать с источником, использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.    Так, целью урока русского языка в 8 классе на тему «Лауреаты Нобелевской премии»   стало   создание   условий   для   формирования   у   учащихся   умения самостоятельно   определять   проблему   текста,   аргументировать   её   и   делать вывод.   Чтобы вызвать у учащихся интерес к уроку и мотивировать их на активную работу,   на   этапе   вызова   вниманию   учащихся   предложила   высказывание Александра   Ивановича   Герцена:   «Наука   требует   всего   человека,   без   задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяжелый крест трезвого знания».  Эти слова я использовала для того, чтобы ученики могли выразить свое понимание   данных   слов   и   тем   самым   самостоятельно   определили   аспекты, требующие   осмысления   и   обсуждения.   Ученики   с   огромным   интересом вовлеклись   в   диалог,   они   рассуждали,   высказывали   свои   мнения   и   сами определили цели дальнейшей деятельности на уроке.    На  этапе  осмысления урока использовала  метод «Творческая  мастерская». Ученики работали в группах, каждая из которой получила свое задание.  Все группы     работали   самостоятельно   в   рамках   одного   проекта   «Лауреаты Ноболевской премии». Дети работали с текстами, выделяли ключевые моменты, отвечали   на   вопросы,   приводили   свои   примеры   из   жизни.   Это   позволило учащимся   не   только   осмыслить   и   понять   учебный   материал,   но   и     связать научные факты с реальностью повседневной жизни.   Не скрою, не все задания дались легко. Например, определенные трудности возникли при составлении «толстых» и «тонких» вопросов. Но это нормально, ведь факт затруднения следует воспринимать как обычный,ведь мы для того и учимся, чтобы преодолевать трудности     Критически мыслящий ученик должен уметь оценивать свои решения, свои действия. Поэтому на этапе рефлексии каждая   группа в своем выступлении обобщила полученные знания, ответила  на вопросы других участников проекта, подвела  итоги своей работы и  оценила свои действия. В результате реализации проекта   получился   некий   «продукт»   деятельности.   Этим   «продуктом»   стал стенд   в   кабинете   русского   языка   и   литературы,   посвященный   лауреатам Нобелевской   премии,  который   был   самостоятельно   подготовлен   учащимися. Ребята   также   высказали   свое   мнение   и   по   поводу   урока.   Свои   мысли   они высказывали вслух или писали на стикерах, которые приклеивали на доску. С какими трудностями   я  столкнулась,  применяя технологию  критического мышления? Прежде   всего,   в   рамках   одного   урока   (40   минут)   реализовать   задуманное сложно. Поэтому приходится тщательно продумывать все моменты урока. А это требует очень много времени. Но как бы мы не ссылалиь на трудности, нельзя стоять на месте. И это должен понимать каждый современный учитель. «Урок – это   искусство,  его   надо   возводить   неа   уровень   искусства»,­   писал     педагог С.Соловейчик.И   это   действительно   так.  Поднять   свой   профессиональный уровень возможно только целенаправленно, работая над собой изо дня в день.   Очень сложно оценивать каждого ученика в группе. Слабые ученики находятся в   выигрышном   положении   при   принятии   группового   решения,  а   оценить объективно друг друга, дети пока не   научены. Поэтому этот вопрос требует тщательного рассмотрения.  Каковы преимущества данной технологии? Конечно,   на   нескольких   уроках   не   добьешься   полного   успеха   в   применении методик   по   развитию   критического   мышления.   Обучение   критическому мышлению – нелегкая задача. Но с практикой в школе, постоянной рефлексией собственных   действий   приходит   понимание,   что   осознанное   использование новых   подходов   в   обучении,   выводит   на   новый   уровень   и   учителя,   и   его учеников. Доказательством тому являются отзывы учеников: «Классный урок!», «Спасибо за урок!», «Не заметил, как пролетел урок!».   Я   поняла,   насколько   критическое   мышление   помогает   ученику   осмыслить изучаемую тему, получить знания, проявить свои способности, выразить свой взгляд на ту или иную проблему. Преимуществами данной технологии является, что учащиеся учатся размышлять, дискутировать, анализировать, делать выводы, оценивать,   принимать   обдуманные   решения.   У   ребят   повышается   интерес   к предмету, и об этом я могу сказать с уверенностью.  Подтверждением тому является высказывание учащихся: «Побольше бы таких уроков по другим предметам».  Дети не боятся говорить на уроках, высказывать свое мнение и быть смешными, потому что на уроке всегда царить доброжелательная и комфортная атмосфера.   Критическое мышление помогает развить коммуникативные качества, учитель и ученик на уроке становятся партнерами.    И   самое   главное,   на   мой   взгляд,   критическое   мышление   подготавливает   ученика   к   взрослой   жизни,   так   как   формирует   у   него   такие   качества, необходимые в современном обществе, как самостоятельность и независимость, толерантность и открытость.                     Использованная литература 1. Концепция развития образования РК до 2015 года,2004. 2. Назарбаев   Н.А.Казахстан   в   посткризисном   мире   интеллектуальный прорыв в будущее,2009. 3. Имжарова   З.У.   Критическое   мышление   в   образовательном   процессе, учебно­методическое пособие ,2010 г., стр. 7 4. Федотовская   Е.И.   Методика   развития   критического   мышления   как важного   фактора   формирования   иноязычной   коммуникативной компетенции   в   специализированных   вузах:   На   примере   общественно­ политической тематики, английский язык. Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук.­М.,2005.­260 с. 5. Бердникова И.А.Условия повышения эффективности усвоения учебного материала.http://disszakaz.com/catalog/obespechenie_kachestva_uchebnogo_ materiala_studentami_v_protsesse_razvitiya_kriticheskogo_.html

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "

"Влияние критического мышления на осмысление учебного материала "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017