Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Оценка 4.8

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
04.04.2017
Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. Рабочая программа «Возрождая - сохраняем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования второго поколения по декоративно-прикладному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности и на основе учебных программ по изобразительному искусству. Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры современного школьника, развитие художественно-творческой активности. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда. Для реализации названных подходов рекомендуется использовать технологию развития визуального мышления, технологию сотрудничества, метод мозгового штурма включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.Авторская программа "Возрождая - сохраняем" реализуется в школе четвертый год. Влияние изучения народных промыслов на развитие учащихся.
Архипова М.В..docx
«Влияние народных промыслов на развитие нравственно­ эстетических качеств личности обучающихся» Автор: Архипова Марина Владимировна   учитель изобразительного искусства  и технологии высшей категории МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти   «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,  определяется отношением к прошлому » А.С. Пушкин В последние годы можно наблюдать следующую тенденцию – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут   в   руки   различные   инструменты   и   пытаются     создать   особые   и неповторимые изделия. Народные промыслы России ­  огромное духовное  богатство,  оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, которые создавали своими руками сказочную красоту,  в художественной форме выражали свое отношение к жизни, любовь к природе. Искусство   народных   промыслов   –   это   связующее   звено   прошедшего   с настоящим, настоящего с будущим. О   роли   и   значении   народного   декоративно   –   прикладного   искусства   в воспитании   детей   писали   многие   ученые   (А.В.   Бакушинская,   П.П.Блонский, Н.П. Сакулина, Р.Н.Смирнова) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.  Народные   традиции   ремесел   являются   действенным   средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что   в   них   современные   мастера   находят   неисчерпаемый   источник   красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно­ прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры. Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости ­ памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение.  Люди   стремятся   сохранить   прошлое.   Древние   ремесла   расцветают благодаря   труду   и   творчеству   новых   мастеров,   а   секреты   старых   мастеров бережно   хранятся,   передаются   из   поколения   в   поколение   –   ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется. С принятием ФГОС роль системы общего и дополнительного образования детей   существенно   возрастает.   Она   сочетает   в   себе   воспитание,   обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ  жизни,  осуществляет  профилактику   безнадзорности, правонарушений  и других асоциальных явлений в детско­юношеской среде, реализует программы духовно   ­   нравственного   и   патриотического   воспитания,   научно­творческой   и социально­проектной деятельности. В   профессиональной   деятельности   педагога   всегда   есть   простор   для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучающихся. Рабочая программа «Возрождая ­ сохраняем» разработана в соответствии с требованиями   Федерального   государственного   образовательного   стандарта основного   образования   второго   поколения   по   декоративно­прикладному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности и на основе учебных программ по изобразительному искусству. Цель программы: формирование   у учащихся художественной культуры как   составной   части   материальной   и   духовной   культуры   современного школьника, развитие художественно­творческой активности. Программа внеурочной деятельности, адаптирована, рассчитана на 4 года, с 5 по 8 класс, 1 час в неделю. Состоит из тематических блогов, в которых учитываются возрастные особенности школьников. Опыт   показывает,   что   через   систему   урочных   и   внеурочных   занятий, направленных   на   приобщение   детей   к   народной   культуре   у   обучающихся формируются: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость, интуиция,  фантазия,  дар   предвидения,  обширность   знаний,  уход   от   шаблона, оригинальность,   упорство,   самоорганизация,   большая   работоспособность. Реализуются индивидуальные художественные способности. Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и   выражающему   его   художественные   и   эстетические   идеи,   способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.  Для   реализации   названных   подходов   рекомендуется   использовать технологию   развития   визуального   мышления   «Образ   и   мысль»,   технологию сотрудничества, включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность. Метод мозгового штурма — оперативный метод   решения   проблемы   на  основе   стимулирования   творческой   активности, при   котором   участникам   обсуждения   предлагают   высказывать   как   можно большее   количество   вариантов   решения,   в   том   числе   самых   фантастичных. Мозговой   штурм   является   одним   из   методов   критического   мышления, направленного   на   активизацию   умственной   деятельности   учащихся.   При   его применении   реализуются   деятельностный   и   личностно­ориентированный подходы. Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких   мыслительных   операций,   как   анализ,   синтез,   сравнение,   обобщение.   В узорах   декоративных   росписей,   характерных   для   различных   народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность   в   исполнении   орнамента.   Это   дает   материал   для   развития математических представлений.  При   рассматривании   подлинных   предметов   декоративно   –   прикладного искусства   формируется   связная   речь,   правильность   произношения,   умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.  Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с изделиями народных ремесел и образцами дизайнерских разработок.  После   того   как   обучающие   почувствуют   красоту   и   своеобразие материалов,   познакомятся   с   народным   творчеством,   можно   приступать непосредственно   к   выполнению   изделий.   Наилучшие   результаты   получаются тогда,   когда   учащиеся   сразу   начинают   работать   в   материале,   осваивая   на практике его особенности и художественные качества.  Практическая часть –   предусматривает выполнение творческих работ и приобретение технологических навыков. Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. При этом   обучающиеся   учатся   аккуратности,   экономии   материалов,     точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике   безопасности   при   работе   с   техническими   средствами,   которые разнообразят деятельность и повышают интерес обучающихся.  Формы   обучения:   фронтальные,   групповые,   индивидуально­групповые, индивидуальные. Используются виды деятельности: игра, труд, учёба, общение, творчество, конкурсы, выставки творческих работ, экскурсии.  Большое   значение   для   духовно­нравственного   развития   и   воспитания обучающихся в процессе обучения имеют экскурсии в музей народной культуры, краеведческий   музей,   по   району,   городу,   осмотр   памятников   истории   и культуры.  Сегодня центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие   объединения,   способствуют   ранней   профессиональной   ориентации. Накоплен   уникальный   опыт   привлечения   детей   к   занятиям   народными ремёслами:   проводятся   мастер­классы,   фестивали   ведущими   мастерами, дизайнерами   и   художниками   нашего   города.   В   городе   Тольятти   70 зарегистрированных   музеев,   при   совместной   деятельности   у   учащиеся укрепится   положительное   отношение   к   родному   городу,   его   истории   и современному   положению   в   стране,   что   ведет   к   повышению   духовно­ нравственного воспитания.  Это   направление   детского   художественного   творчества   поддерживает традиции семейного уклада, вековую преемственность артельного мастерства, вносит реальный вклад в сохранение самопознания народов России.  Народное  декоративно­прикладное   искусство,  как   и  народная  культура региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в содержании образования. Приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народных   промыслах,   можно   воспитать   высоконравственного,   образованного, разносторонне развитого современного человека. При этом большое внимание уделяется   воспитанию   чувства   прекрасного,   желание   своими   руками   сделать что­то красивое, необходимое обществу, школе, семье.  Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень   актуальное   в   современных   условиях   ­   это   бережное   отношение   к ценностям, созданным трудом человека и природой. Список литературы 1. Волкова А.С. Эстетическое воспитание в процессе изучения народных  промыслов. М., 1976.С. 35­42.  2. Шпикалова Т.Я., Поровской Т.А.   Возвращение к истокам: Народное  искусство и детское творчество. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,  2000. – 272 с.

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся

Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017