Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
искусство +1
Взрослым
04.04.2017
Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности.
Рабочая программа «Возрождая - сохраняем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования второго поколения по декоративно-прикладному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности и на основе учебных программ по изобразительному искусству.
Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры современного школьника, развитие художественно-творческой активности.
Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда. Для реализации названных подходов рекомендуется использовать технологию развития визуального мышления, технологию сотрудничества, метод мозгового штурма включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность.Авторская программа "Возрождая - сохраняем" реализуется в школе четвертый год. Влияние изучения народных промыслов на развитие учащихся.
Архипова М.В..docx
«Влияние народных промыслов на развитие нравственно
эстетических качеств личности обучающихся»
Автор: Архипова Марина Владимировна учитель изобразительного искусства
и технологии высшей категории МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти
«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,
определяется отношением к прошлому »
А.С. Пушкин
В последние годы можно наблюдать следующую тенденцию – чем больше
красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей
берут в руки различные инструменты и пытаются
создать особые и
неповторимые изделия.
Народные промыслы России огромное духовное богатство, оно доносит
до нас культуру прошлых поколений. Наши предки испокон веков славились
добрыми мастерами, которые создавали своими руками сказочную красоту, в
художественной форме выражали свое отношение к жизни, любовь к природе.
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с
настоящим, настоящего с будущим.
О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в
воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П.Блонский,
Н.П. Сакулина, Р.Н.Смирнова) они отмечали, что искусство пробуждает первые
яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства
прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народные традиции ремесел являются действенным средством
формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того,
что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты,
гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно
прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями
прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры. Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно
заставляет обратиться к народной мудрости памяти рода человеческого. А
значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни
и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к
таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к
их истории. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер
вкладывал всю свою душу и умение.
Люди стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают
благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров
бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка,
связывающая нас с далекими предками, не рвется.
С принятием ФГОС роль системы общего и дополнительного образования
детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение,
поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый
образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и
других асоциальных явлений в детскоюношеской среде, реализует программы
духовно нравственного и патриотического воспитания, научнотворческой и
социальнопроектной деятельности.
В профессиональной деятельности педагога всегда есть простор для
поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики,
а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием
педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют
более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у
обучающихся.
Рабочая программа «Возрождая сохраняем» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного образования второго поколения по декоративноприкладному
искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности и на
основе учебных программ по изобразительному искусству. Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры
как составной части материальной и духовной культуры современного
школьника, развитие художественнотворческой активности.
Программа внеурочной деятельности, адаптирована, рассчитана на 4 года,
с 5 по 8 класс, 1 час в неделю. Состоит из тематических блогов, в которых
учитываются возрастные особенности школьников.
Опыт показывает, что через систему урочных и внеурочных занятий,
направленных на приобщение детей к народной культуре у обучающихся
формируются: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость,
интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний, уход от шаблона,
оригинальность, упорство, самоорганизация, большая работоспособность.
Реализуются индивидуальные художественные способности.
Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа
и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует
возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение
культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной
жизни требует активного и творческого труда.
Для реализации названных подходов рекомендуется использовать
технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию
сотрудничества, включить в привычные формы организации занятий проектную
и исследовательскую деятельность. Метод мозгового штурма — оперативный
метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности,
при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно
большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Мозговой штурм является одним из методов критического мышления,
направленного на активизацию умственной деятельности учащихся. При его
применении реализуются деятельностный и личностноориентированный
подходы. Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию
таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В
узорах декоративных росписей, характерных для различных народных
промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов,
счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития
математических представлений.
При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного
искусства формируется связная речь, правильность произношения, умение
описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. Творческое развитие
обучающихся осуществляется через знакомство с изделиями народных ремесел
и образцами дизайнерских разработок.
После того как обучающие почувствуют красоту и своеобразие
материалов, познакомятся с народным творчеством, можно приступать
непосредственно к выполнению изделий. Наилучшие результаты получаются
тогда, когда учащиеся сразу начинают работать в материале, осваивая на
практике его особенности и художественные качества.
Практическая часть – предусматривает выполнение творческих работ и
приобретение технологических навыков. Дети любят работать с разнообразными
материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. При
этом обучающиеся учатся аккуратности, экономии материалов, точности
исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется
технике безопасности при работе с техническими средствами, которые
разнообразят деятельность и повышают интерес обучающихся.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальногрупповые,
индивидуальные.
Используются виды деятельности: игра, труд, учёба, общение, творчество,
конкурсы, выставки творческих работ, экскурсии.
Большое значение для духовнонравственного развития и воспитания
обучающихся в процессе обучения имеют экскурсии в музей народной культуры, краеведческий музей, по району, городу, осмотр памятников истории и
культуры.
Сегодня центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и
другие объединения, способствуют ранней профессиональной ориентации.
Накоплен уникальный опыт привлечения детей к занятиям народными
ремёслами: проводятся мастерклассы, фестивали ведущими мастерами,
дизайнерами и художниками нашего города. В городе Тольятти 70
зарегистрированных музеев, при совместной деятельности у учащиеся
укрепится положительное отношение к родному городу, его истории и
современному положению в стране, что ведет к повышению духовно
нравственного воспитания.
Это направление детского художественного творчества поддерживает
традиции семейного уклада, вековую преемственность артельного мастерства,
вносит реальный вклад в сохранение самопознания народов России.
Народное декоративноприкладное искусство, как и народная культура
региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в
содержании образования.
Приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в
народных промыслах, можно воспитать высоконравственного, образованного,
разносторонне развитого современного человека. При этом большое внимание
уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать
чтото красивое, необходимое обществу, школе, семье.
Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать
красиво.
Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и
очень актуальное в современных условиях это бережное отношение к
ценностям, созданным трудом человека и природой. Список литературы
1. Волкова А.С. Эстетическое воспитание в процессе изучения народных
промыслов. М., 1976.С. 3542.
2. Шпикалова Т.Я., Поровской Т.А. Возвращение к истокам: Народное
искусство и детское творчество. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС,
2000. – 272 с.
Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Влияние народных промыслов на развитие нравственно-эстетических качеств личности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.