Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.
Влияние родителей на формирование самооценки дошкольника.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью
трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и
реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя
оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают
эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка
получает
объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты
деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах
отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную
деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и
место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы
формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований
путем воспитательных воздействий на личность.
Для маленького ребёнка семья это целый мир, в котором он живёт, действует,
делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её
членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут
оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого
ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным,
грубым, лицемерным, лживым. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина и других,
родительские отношения это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих
стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание
характера и личности ребёнка, его поступков. Для развития позитивных детско
родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по
проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и
другие). Актуальность данной темы обусловлена недостаточной изученностью
зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя.
Рассмотрим особенности формирования самооценки. Самооценка одна из
составляющих Я концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным
своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она
может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я
могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или
осуждением. Предметом самооценки и определенного самовосприятия может, в частно
сти, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество
других личностных проявлений (Р. Бернс, 1986). Формирование самооценки
рассматривается во многих психологических теориях.
Большая часть субъективных оценок обусловлена соответствующими стереотипами,
бытующими в той или иной социальной среде. Аффективные состояния Я концепции
существуют в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается чело
веком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции. Человек усваивает оценочный
смысл различных характеристик, присутствующих в его Я концепции, при этом
усвоение новых оценок может изменить значение усвоенных прежде (Р. Бернс,1986).
Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И.С.Кон, 1978, 1984;
Р.Бернс, 1986; А.И.Липкина, 1976; А.Маслоу, 1954 и др.), существенным образом
влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к
личностному росту.
Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается
довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения вслучае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной само
оценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к
себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.
Под самооценкой в психологии принято понимать интериоризированный механизм
социальных контактов, ориентации и ценностей, преобразуемый в оценку личностью
самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (В.В.Сталин,
1983; И.И.Чеснокова, 1977; А.В.Петровский, 1995; Ю.М.Орлов, 1987 и др.).
Самооценка, являясь специфическим индивидуальноличностным образованием,
представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности,
обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является
функция регулирования отношений человека с социумом при сохранении собственной
самобытности.
Анализ литературных источников, посвященных проблеме развития самооценки
личности (Т.А.Репина, Е.Е.Кравцова, В.А.Горбачева, Е.В.Субботский, М.И.Лисина,
А.И.Сильвестру, Е.В.Кучерова и др.), позволяет выделить ряд специфических для
дошкольного возраста, закономерностей:
1. Самооценка дошкольника явление неустойчивое, ситуативное;
2. Динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным
направлениям:
а) возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком;
б) переход от общей самооценки к частной, дифференцированной;
в) возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном
самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего.
3. Механизм формирования самооценки в дошкольном детстве разворачивается
следующим образом:
а) через конкретные виды оценок к обобщенным;
б) через оценки значимых взрослых (родителей, прародителей, педагогов), затем
сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при
решении конкретных задач.
4. Наиболее адекватной частной самооценкой в дошкольном возрасте, по сравнению с
реалистической самооценкой, свойственной взрослому человеку, признается, как
правило, завышенная.
5. Самооценка дошкольника характеризуется:
целостностью (ребенок не различает себя как субъекта деятельности и себя как
личность);
недостаточной объективностью и обоснованностью;
малой рефлективностью и слабо выраженной дифференциацией;
наличием завышенного уровня притязаний.
Завышенную самооценку личности, как специфическую особенность детского
самосознания, М.И.Лисина (1986) и Л.И.Божович (1968) рассматривали как оптимизм
ребенка, его счастливую способность видеть в себе только хорошее и даже
переоценивать свои возможности, что, собственно, и обеспечивает благоприятный
прогноз развития: повышается активность ребенка, его жизнь наполняется радостными,
оптимистическими ожиданиями и переживаниями.
Следовательно, именно завышенная самооценка необходима для нормального развития
личности дошкольника. К.И.Чуковский (1990) настойчиво подчеркивал, что ребенку
важнее всего быть о себе высокого мнения. «Недаром ребенок с утра до вечера жаждет
похвал, одобрений и так любит тщеславиться своими превосходными качествами».Но в этом противоречии как раз и заключен источник развития рефлексии. То
есть, для того, чтобы в процессе реализации своих высоких притязаний ребенок
испытывал положительные эмоции, он должен, с одной стороны, сохранить свою
«самость», «субъектность», а с другой «обладать субъектностью значит всегда
находиться в движении к самому себе и одновременно к социокультурному образцу.
Другими словами, истинная «субъектость» предполагает гармонию отношений «Я
Мы», где позиция «Мы» и есть направление движения к социокультурному образцу
образу мира и себя в мире. В содержательном аспекте позиция «Мы» предполагает
формирование у ребенка умения «считаться с потребностями и желаниями
окружающих, и, в первую очередь, сверстников, ведь каждый из них тоже, высоко
оценивая себя, претендует на признание своих достоинств». Следовательно, как
совершенно справедливо отмечают A.M.Прихожан и Н.Н.Толстых (1986), «искусство
воспитания состоит как раз в том, чтобы научить ребенка различать общую оценку его
как личности и эта оценка должна быть высока! и частные оценки, которые могут
быть и похвальными, и суровыми, в зависимости от конкретного случая. Только тогда
ребенок сможет правильно относиться и к успеху, и к неудаче, и к порицанию, и к
похвале, не теряя оптимистической перспективы.
Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и
межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на
формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является
наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а
может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит
особо важное место.
Наиболее значимыми взрослыми для ребёнкадошкольника являются родители и другие
члены его семьи. Впервые проблема родительского воспитания была исследована
А.Адлером (1932). А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с
родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные
представления о жизни и у него складывается заниженная самооценка. Выбираемый же
стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т.е. от
значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его
устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем.
А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние
на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано
(до пяти лет) (Адлер А., 1998). А. Болдин (1906) выделил два стиля родительского
воспитания:
контролирующий.
Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень
вербального общения родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению
субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает существенные
ограничения поведения ребенка при отсутствии разногласий между родителями и
детьми по поводу дисциплинарных мер, четкое понимание ребенком смысла
ограничений.
демократический
и
В. И. Гарбузов (1990), отмечая решающую роль воспитательных воздействий
формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа
неправильного воспитания.
Воспитание по типу. А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие
индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с
императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения.Тип воспитания. А может сочетаться с недостатком контроля,
попустительством.
полным
Воспитание по типу. В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно
мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе
среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей
профессиональной деятельности.
Воспитание по типу. С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех
членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи
(Гарбузов В.И., 1990).
А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
1. Принимающее – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое
отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при
контроле в этих областях.
2. Отвергающий с элементами инфантилизация и социальной инвалидизации –
эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально
характерологических свойств, отношение как к более младшему
по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный
эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни.
4. Симбиотическое – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль поведения
психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в
психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения:
«Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность), «Симбиоз»,
Авторитарная гиперсоциализация», ««Маленький неудачник» (инфантилизация –
инвалидизации). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы
классификаций типов семейного воспитания нет.
Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем
стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., ШеферИ.). А.Я. Варга
(1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клиника
психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями,
этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения
взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя. Во многих описаниях
родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на
особенности личности родителя как на источник того или иного отношения, или
обращения с ребенком.
То, что за определенным родительским отношением стоят определенные
черты личности родителя утверждает и Шеффер И.С.(1959). Так, он включил в свою
модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI.
Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются
шкалы MMPI – интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского
отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». Так, фактор «экстраверсия
– интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор
«любовь – ненависть» это образующая родительского отношения.
Клиника–психологические особенности родителя так же влияют на специфику
родительского отношения.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме
самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так
и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт неможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать
семья.
В нашем дошкольном учреждении был проведен опрос родителей и детей, из
полученных данных видно, что отношение родителей влияет на самооценку ребенка.
Анализ показал, что во многих семьях у родителей форма воспитания авторитарная
гиперсоциализация изза этого у ребенка занижена самооценка и свою семью он
рассматривает как постоянное угнетение своих интересов и желаний. Ребенок боится
физического наказания, нет общения с родителями. Видно, что если у родителей
преобладает отношение кооперации, то и ребенок чувствует себя желанным и имеет
позитивную самооценку. Создаваемые условия воспитания в семье и взаимоотношение
между родителями и детьми формируют положительное или негативное отношение к
окружающим и к самому себе. Очень важно чтобы родители правильно выбирали
тактику воспитания своего ребенка не травмируя его на всю жизнь.
В итоге подчеркнем ещё раз, что детскородительские отношения влияют на
становление самооценки. На этот факт указывали многие исследователи психологии
семьи (Адлер А., 1998; Варга А.Я., 1986; Захаров А.И.,1998; Навайтис Г.А., 1998;
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.). Мировая практика психологической помощи
детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне
разрешимы, если удается восстановить благоприятное отношение в семье. Одной из
основных причин заниженной самооценки является нарушения детскородительских
отношений. Это в основном происходит оттого, что родители недостаточно знают
психологические особенности своего ребенка, используют методы воспитания своих
родителей. Поэтому в каждом ДОУ должна проводиться работа с родителями,
направленная на их психологпедагогическое просвещение. Ведь все знают, что чем
раньше заметить ошибку, тем легче её будет исправить с наименьшими потерями.
Литература:
1.Адл
ер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан. История
зарубежной психологии. 30 – 60 годы ХХ века. (Тексты). – М., 1986. – с.
131 – 140.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – РостовнаДону,
1998. – 448 с.
3. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.// Вестник
Московского Университета. Психология. Сер. 14. – 1987. № 2. – с. 60 –72.
4. Андреева Л.А. Психологические особенности детскородительских отношений
в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной территории.: Дис. … канд.
псих. наук., М., 2000. – 143 с.
5. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. – М., 1996. – 304 с.
6. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к
себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. … канд. псих. наук – М.,
1990. – 169 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа.
– М., 1990. – 367 с.
8. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как научиться
понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок, какой он есть. – М.,
1999. – 429 с.17. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения.: Дис.. канд.
псих. наук. – М., 1986. – 206 с.
18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 134 с.