Влияние родителей на формирование самооценки дошкольника.

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 27.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.
Иконка файла материала Статья.doc
Влияние родителей на формирование самооценки дошкольника. Самооценка   тесно   связана   с   уровнем   притязаний   человека,   т.е.   степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать,   вследствие   чего   его   поведение   становится   неадекватным   (возникают эмоциональные   срывы,   повышенная   тревожность   и   др.).   Самооценка     получает объективное   выражение   в   том,   как   человек   оценивает   возможности   и   результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). В работах отечественных   психологов   показано   влияние   самооценки   на   познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место   самооценки   в   системе   межличностных   отношений,   определены   приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации — ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность. Для маленького ребёнка семья ­ это целый мир, в котором он живёт, действует, делает   открытия,   учится   любить,   ненавидеть,   радоваться,   сочувствовать.   Будучи   её членом,   ребёнок   вступает   в   определённые   отношения   с   родителями,   которые   могут оказывать   на   него   как   положительное,   так   и   негативное   влияние.   Вследствие   этого ребёнок   растёт   либо   доброжелательным,   открытым,   общительным,   либо   тревожным, грубым,   лицемерным,   лживым.   По   мнению   А.Я.   Варга,   В.В.   Столина   и   других, родительские отношения ­ это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера   и   личности   ребёнка,   его   поступков.   Для   развития   позитивных   детско­ родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме   воспитания   и   взаимоотношения   с   ребенком   (Е.О.Смирнова,   М.В.Быкова   и другие).   Актуальность   данной   темы   обусловлена   недостаточной   изученностью зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей родителя. Рассмотрим особенности формирования самооценки. Самооценка ­ одна из  составляющих Я ­ концепции человека, она связана с отношением к себе или отдельным  своим качествам, это аффективная оценка представления человека о самом себе. Она  может обладать различной  интенсивностью, поскольку конкретные черты образа ­ Я  могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или  осуждением. Предметом самооценки и определенного  самовосприятия может, в частно­ сти, стать тело человека, его способности, его социальные отношения и множество  других личностных проявлений (Р. Бернс, 1986). Формирование самооценки  рассматривается во многих психологических теориях.                                                            Большая часть субъективных оценок обусловлена соответствующими стереотипами,   бытующими в той или иной социальной среде. Аффективные состояния Я ­ концепции  существуют в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается чело­ веком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции. Человек усваивает оценочный  смысл различных характеристик, присутствующих в его Я ­ концепции, при этом  усвоение новых оценок может изменить значение усвоенных прежде (Р. Бернс,1986).  Именно самооценка, по утверждению многих исследователей (И.С.Кон, 1978, 1984;  Р.Бернс, 1986; А.И.Липкина, 1976; А.Маслоу, 1954 и др.), существенным образом  влияет на эффективность деятельности человека и степень выраженности стремления к  личностному росту.     Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно  пластичной,  что позволяет  создать некоторые условия  для ее  изменения  вслучае   нарушения   адекватности   и   позитивности.     Формирование   адекватной   само­ оценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.      Под самооценкой в психологии принято понимать интериори­зированный механизм социальных   контактов,   ориентации   и   ценностей,   преобразуемый   в   оценку   личностью самой   себя,   своих   возможностей,   качеств   и   места   среди  других   людей   (В.В.Сталин, 1983; И.И.Чеснокова, 1977; А.В.Петровский, 1995; Ю.М.Орлов, 1987 и др.).         Самооценка,   являясь   специфическим   индивидуально­личностным   образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий   комплексом   функций,   среди   которых   наиболее   существенной   является функция регулирования отношений человека с социумом при сохранении собственной самобытности.   Анализ   литературных   источников,   посвященных   проблеме   развития  самооценки личности   (Т.А.Репина,   Е.Е.Кравцова,   В.А.Горбачева,   Е.В.Субботский,   М.И.Лисина, А.И.Сильвестру,   Е.В.Кучерова   и   др.),     позволяет   выделить   ряд   специфических   для дошкольного возраста, закономерностей: 1. Самооценка дошкольника ­ явление неустойчивое, ситуативное; 2.  Динамика формирования самооценки в дошкольном возрасте идет по трем основным направлениям: а)  возрастание числа качеств личности и видов деятельности, оцениваемых ребенком; б)  переход от общей самооценки к частной, дифференцированной; в)   возникновение оценки себя во времени, которая проявляется как в элементарном самоанализе своих прежних деяний, так и в прогнозировании своего будущего. 3.   Механизм   формирования   самооценки   в   дошкольном   детстве   разворачивается следующим образом: а)  через конкретные виды оценок к обобщенным; б)     через   оценки   значимых   взрослых   (родителей,   прародителей,   педагогов),   затем сверстников, к развитию самооценки на основе информации о качестве результата при решении конкретных задач. 4. Наиболее адекватной частной самооценкой в дошкольном возрасте, по сравнению с реалистической   самооценкой,   свойственной   взрослому   человеку,   признается,   как правило, завышенная.  5. Самооценка дошкольника характеризуется: ­     целостностью   (ребенок   не   различает   себя   как   субъекта   деятельности   и   себя   как личность); ­   недостаточной объективностью и обоснованностью; ­  малой рефлективностью и слабо выраженной дифференциацией; ­   наличием завышенного уровня притязаний.             Завышенную   самооценку   личности,   как   специфическую   особенность   детского самосознания, М.И.Лисина (1986) и Л.И.Божович (1968) рассматривали как оптимизм ребенка,   его   счастливую   способность   видеть   в   себе   только   хорошее   и   даже переоценивать   свои   возможности,   что,   собственно,   и   обеспечивает   благоприятный прогноз развития: повышается активность ребенка, его жизнь наполняется радостными, оптимистическими ожиданиями и переживаниями.       Следовательно, именно завышенная самооценка необходима для нормального развития личности дошкольника.   К.И.Чуковский (1990) настойчиво подчеркивал, что ребенку важнее всего быть о себе высокого мнения. «Недаром ребенок с утра до вечера жаждет похвал, одобрений и так любит тщеславиться своими превосходными качествами».Но в этом противоречии как раз и заключен источник развития рефлексии. То есть,   для   того,   чтобы   в   процессе   реализации   своих   высоких   притязаний   ребенок испытывал   положительные   эмоции,   он   должен,   с   одной   стороны,   сохранить   свою «самость»,   «субъектность»,   а   с   другой   ­   «обладать   субъектностью   ­   значит   всегда находиться в движении к самому себе и одновременно к социокультурному образцу. Другими   словами,   истинная   «субъектость»   предполагает   гармонию   отношений   «Я   ­ Мы», где позиция «Мы» и есть направление движения к социокультурному образцу ­ образу мира и себя в мире.  В содержательном  аспекте позиция «Мы» предполагает формирование   у   ребенка   умения   «считаться   с   потребностями   и   желаниями окружающих,   и,   в   первую   очередь,   сверстников,   ведь   каждый   из   них   тоже,   высоко оценивая   себя,   претендует   на   признание   своих   достоинств».     Следовательно,   как совершенно справедливо отмечают A.M.Прихожан и Н.Н.Толстых (1986), «искусство воспитания состоит как раз в том, чтобы научить ребенка различать общую оценку его как личности ­ и эта оценка должна быть высока! ­ и частные оценки, которые могут быть и похвальными, и суровыми, в зависимости от конкретного случая. Только тогда ребенок сможет правильно относиться и к успеху, и к неудаче, и к порицанию, и к похвале, не теряя оптимистической перспективы.  Само   формирование   самооценки   происходит   в   процессе   деятельности   и межличностного   взаимодействия.   Социум   в   значительной   степени   влияет   на формирование   самооценки   личности.   Отношение   человека   к   самому   себе   является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место. Наиболее значимыми взрослыми для ребёнка­дошкольника являются родители и другие члены   его   семьи.   Впервые   проблема       родительского   воспитания   была   исследована А.Адлером (1932). А. Адлер описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским   воспитанием,   на   основе   которых   ребенок   формирует   ошибочные представления о жизни и у него складывается заниженная самооценка. Выбираемый же стиль отношения к ребенку зависит от жизненного   стиля личности родителя, т.е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей,  направленности его устремлений и тех  подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. А стиль родительского отношения в свою очередь оказывает непосредственное влияние на формирование стиля жизни ребенка, т.к. жизненный стиль формируется очень рано (до пяти лет) (Адлер А., 1998). А. Болдин (1906) выделил два стиля родительского воспитания: контролирующий.   Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального  общения   родителей  всегда прийти  на помощь, стремление  к снижению субъективности в видении ребенка. Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения   поведения   ребенка   при   отсутствии   разногласий   между   родителями   и детьми   по   поводу   дисциплинарных   мер,   четкое   понимание   ребенком   смысла ограничений.    демократический     и   В.   И.   Гарбузов   (1990),   отмечая   решающую   роль   воспитательных   воздействий формировании   характерологических   особенностей   ребенка,   выделил   три   типа неправильного воспитания.   Воспитание по типу. А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных   особенностей   ребенка,   сочетающееся   с   жестким   контролем,   с императивным   навязыванием   ему   единственного   правильного   типа   поведения.Тип   воспитания.   А   может   сочетаться   с   недостатком   контроля,   попустительством.   полным Воспитание   по   типу.   В   (гиперсоциализирующее)   выражается   в   тревожно­ мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди   товарищей,   и   особенно   в   школе,   ожидании   успехов   в   учебе   и   будущей профессиональной деятельности. Воспитание   по   типу.   С   (эгоцентрическое)   —   культивирование   внимания   всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи (Гарбузов В.И., 1990). А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения: 1. Принимающее – авторитарный – субъективное благополучие родителей: теплое  отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при  контроле в этих областях.  2. Отвергающий с элементами инфантилизация и социальной инвалидизации –  эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально­ характерологических свойств, отношение как к более младшему    по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.  3. Симбиотический – стремление установить с ребенком тесный напряженный  эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах его жизни. 4. Симбиотическое – авторитарный – гиперпротекция и тотальный контроль  поведения  психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в  психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения:  «Принятие – отвержение», «Кооперация» (социальная желательность), «Симбиоз»,  Авторитарная гиперсоциализация», ««Маленький неудачник» (инфантилизация –  инвалидизации). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы  классификаций типов семейного воспитания нет. Многие исследования посвящены вопросу детерминирования выбора родителем  стиля отношения к ребенку (Адлер А., Варга А.Я., Боулби Д., ШеферИ.). А.Я. Варга  (1986) в качестве детерминант родительского отношения к ребенку наряду с клиника ­  психологическими особенностями ребенка, социкультурными и семейными традициями, этологическим фактором раннего контакта ребенка с матерью, особенностями общения  взрослых членов семьи выделяет особенности личности родителя. Во многих описаниях  родительского отношения и поведения скрыто или явно присутствуют указания на  особенности личности родителя как на источник  того или иного отношения, или  обращения  с ребенком. То, что за определенным родительским отношением стоят определенные черты личности родителя утверждает и Шеффер И.С.(1959). Так, он включил в свою  модель родительского отношения данные о личности, полученные с помощью MMPI.  Обнаружилась корреляционная связь между факторами, на которые распадаются  шкалы MMPI – интроверсия, экстраверсия и сила «Я», и факторами родительского  отношения «любовь – ненависть», «автономия – контроль». Так, фактор «экстраверсия  – интроверсия» представляет собой структурную единицу личности человека, а фактор  «любовь – ненависть» ­ это образующая родительского отношения. Клиника–психологические особенности родителя так же влияют на специфику  родительского отношения. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт неможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.  В нашем дошкольном учреждении  был  проведен  опрос родителей  и детей,  из полученных   данных видно, что отношение родителей влияет на самооценку ребенка. Анализ показал, что во многих семьях   у родителей форма воспитания авторитарная гиперсоциализация   из­за   этого   у   ребенка   занижена   самооценка   и   свою   семью   он рассматривает как постоянное угнетение своих интересов и желаний. Ребенок боится физического   наказания,   нет   общения   с   родителями.   Видно,   что   если   у   родителей преобладает отношение кооперации, то и ребенок чувствует себя желанным и имеет позитивную самооценку. Создаваемые условия воспитания в семье  и взаимоотношение между родителями и детьми формируют положительное или негативное отношение к окружающим   и   к   самому   себе.   Очень   важно   чтобы   родители   правильно   выбирали тактику воспитания своего ребенка не травмируя его на всю жизнь.   В   итоге   подчеркнем   ещё   раз,   что   детско­родительские     отношения   влияют   на становление  самооценки.  На этот факт указывали  многие  исследователи  психологии семьи   (Адлер   А.,   1998;   Варга   А.Я.,   1986;   Захаров   А.И.,1998;   Навайтис   Г.А.,   1998; Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999 и др.). Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы,   если   удается   восстановить   благоприятное   отношение   в   семье.   Одной   из основных   причин   заниженной   самооценки   является   нарушения   детско­родительских отношений.   Это   в   основном   происходит   оттого,   что   родители   недостаточно   знают психологические   особенности   своего   ребенка,   используют   методы   воспитания   своих родителей.   Поэтому   в   каждом   ДОУ   должна   проводиться   работа   с   родителями, направленная на их психолог­педагогическое просвещение. Ведь все знают, что   чем раньше заметить ошибку, тем легче её будет исправить с наименьшими потерями.  Литература:            1.Адл ер   А.   Индивидуальная   психология.   /   П.Я.   Гальперин,   А.Н.   Ждан.   История зарубежной   психологии.   30   –   60   годы   ХХ   века.   (Тексты).   –   М.,   1986.   –   с. 131 – 140. 2.   Адлер   А.   Воспитание   детей.   Взаимодействие   полов.   –   Ростов­на­Дону, 1998. – 448 с. 3.   Алешина   Ю.Е.   Цикл   развития   семьи:   исследования   и   проблемы.//   Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. – 1987. ­ № 2. – с. 60 –72. 4.   Андреева   Л.А.   Психологические   особенности   детско­родительских   отношений в   этносе,   проживающем   в   диаспоре   и   на   исконной   территории.:   Дис.   …   канд. псих. наук., ­ М., 2000. – 143 с. 5.   Антонов   Л.И.,   Медведков   В.М.   Социология   семьи.   –   М.,   1996.   –   304   с. 6.   Архиреева   Т.В.   Родительские   позиции   как   условия   развития   отношения   к себе   ребенка   младшего   школьного   возраста.:   Дис.   …   канд.   псих.   наук   –   М., 1990. – 169 с. 7.   Асмолов   А.Г.   Психология   личности.   Принципы   общепсихологического   анализа. – М., 1990. – 367 с. 8.   Баркан   А.И.   Практическая   психология   для   родителей,   или   как   научиться понимать   своего   ребенка.   Его   Величество   Ребенок,   ­   какой   он   есть.   –   М., 1999. – 429 с.17.   Варга   А.Я.   Структура   и   типы   родительского   отношения.:   Дис..   канд. псих. наук. – М., 1986. – 206 с. 18. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997. – 134 с.