ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Оценка 4.9
Семинары
docx
математика
4 кл
30.01.2017
Увеличение потока информации, подлежащей усвоению, ускорение темпа прохождения учебных тем влечет за собой значительное повышение требований к ученику и серьезное возрастание нагрузки на его мыслительный аппарат. Успешное выполнение обучающимися учебных заданий предполагает необходимость развития логического мышления, способности к анализу и синтезу, умения сравнивать, обобщать делать выводы, переходить от действий по образцу к самостоятельным поисково-творческим действиям. Внеурочная деятельность закладывает основу формирования учебной деятельности обучающихся – УУД, которая необходима им для дальнейшей социализации на новом уровне образования в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта.
ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.docx
ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Увеличение потока информации, подлежащей усвоению, ускорение темпа прохождения
учебных тем влечет за собой значительное повышение требований к ученику и серьезное
возрастание нагрузки на его мыслительный аппарат. Успешное выполнение обучающимися
учебных заданий предполагает необходимость развития логического мышления, способности к
анализу и синтезу, умения сравнивать, обобщать делать выводы, переходить от действий по
образцу к самостоятельным поисковотворческим действиям. Формирование данных умений у
обучающихся успешно реализуются посредством курса внеурочных занятий «Эрудит», который
я веду третий год.
Педагогическая идея курса «Эрудит»: формирование у обучающихся практического
навыка логического мышления, умения открыто выражать и отстаивать своё мнение, быть
готовым к принятию нового опыта и исследованию мира. Занятия данного курса помогают мне
решать следующие задачи:
1. формирование у обучающихся мотивационной сферы для познания окружающей
действительности;
2. формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве;
3. развитие познавательной активности, творческих способностей, любознательности,
расширение кругозора обучающихся;
4. развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации, развитие умения проводить
самостоятельные наблюдения;
5. воспитание у младших школьников позитивного эмоциональноценностного отношения к
курсу, чувства сопричастности пробуждения познавательного интереса.
Формы работы на занятиях различные: групповые, массовые и индивидуальные. В малых
и больших группах дети учатся обмениваться друг с другом информацией и выражать личное
мнение; говорить и слушать; принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы
(коммуникативные УУД). Совместная работа дает возможность детям увидеть проблему с
разных сторон, повышает интерес к проблеме, удовлетворяет потребность детей в признании и
уважении собственного мнения одноклассниками, формирует качества социальной и личностной
компетентности.
На занятиях использую следующие методы работы: игровой, частичнопоисковый,
Игра вызывает у детей большой интерес и массу
исследовательский, мозговой штурм.
положительных эмоций, помогает детям своевременно занять внутреннюю позицию школьника и
постепенно перейти от игры к учебе (личностные УУД). Игра всегда имеет значимый
интеллектуальный результат,
способствует созданию благоприятного эмоционального
микроклимата в детском коллективе, повышает самооценку детей; снижает тревожность.
Мозговой штурм использую для стимуляции высказываний детей по проблеме без какойлибо
оценки или обсуждения этих идей или мнений (коммуникативные УУД). Данные методы работы
способствуют формированию регулятивных УУД ведь выполняя «хитрые» задания, дети
находят и формулируют учебную проблему, высказывают свою версию, предлагают
способ решения задания. Исследование и поиск информации для решения проблемы или задачи
предполагает нахождение новой информации, переработку, отбор и оформление ее в разных
формах – познавательные УУД.
Для смены видов деятельности во время занятия приемы работы чередуются:
1. теоретические (рассказ, беседа, сообщение);
2.практические (ролевые игры, выполнение тестов и заданий, составление кроссвордов,
экскурсии, проектная деятельность, олимпиады, работа с источниками информации).
К каждому занятию мною разработаны дидактические материалы. Задания и упражнения
на внеурочных занятиях даю детям с учетом знаний, умений, навыков, приобретаемых ими
параллельно на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира,
ИиИКТ и др. предметах. Знакомясь с универсальной логической основой мыслительных действий на занятиях
«Эрудит», дети используют приобретенные умения, перенося их из одной учебной ситуации в
другую, ориентируясь в системе своих знаний (познавательные УУД). Курс «Эрудит» построен
по цикличной схеме. Представленные к изучению логические приемы ежегодно повторяются на
более высоком уровне сложности с углублением правил их применения и расширением практики
их использования.
Курс «Эрудит» органически сочетает задания, влияющие на становление как наглядно
образного, так и словеснологического мышления школьников, позволяя гармонически развивать
способности детей.
Задания интеллектуальной разминки (блицтурниры, игра «Да – нет», магические
квадраты, веселый счет, задачи в стихах, загадки, задачишутки), которые идут в достаточно
высоком темпе, использую с целью быстрого включения учащихся в работу и развития
психических механизмов. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует
внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как
бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге
оказывается ошибочным. К ним относятся задания: игры со словами, игры с числами,
«крылатые выражения», «Занимательный словарик», «Весёлая грамматика», «хитрые» задачи.
Интегративные задания (интеллектуальные игры, игрыпутешествия, викторины,
«Город мастеров», КВНы, игрымарафоны, клуб «Почемучка») позволяют выявить интересы
обучающихся по предметам. Дети применяют свои умения в разных областях знаний.
Частичнопоисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения
которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя
открывают новые для себя знания и способы их добывания: логические задачи, игра
«Шифровальщики», «Цепочка слов», анаграммы, шарады, блоксхемы, алгоритмы.
Для разностороннего развития обучающихся кроме логикоматематических задач,
развивающих абстрактнологическое и пространственнообразное мышление, предлагаю
задания, дающие знания в области способов запоминания, сенсорного и речевого развития,
обогащения эмоций и др. Тем самым предоставляю детям возможность проявления их
литературных, драматических, организаторских, математических способностей.
В ходе решения проектных задач, обучающиеся осваивают способы проектирования как
основы будущей проектной деятельности на уровне основного и среднего общего образования.
Работая над проектом, мои ученики учатся работать в «команде», оценивать результаты своего
труда и труда своих товарищей, получают навык ориентирования в информационном поле
(Личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД).
Современные информационнокоммуникационные технологии помогают снижать
дидактические затруднения у обучающихся, повышать их активность и инициативность,
формировать информационно коммуникационную компетенцию, позволяют воссоздать
реальную обстановку деятельности, а также осуществлять дифференцированный и
индивидуальный подход.
Поэтому активно использую возможности компьютера,
интерактивной доски, документкамеры, программы Proclass.
Внеурочные занятия проводятся не только в классе, а также местом проведения могут
стать библиотека, музей, актовый и спортивный зал.
Подведение итогов реализации образовательной программы «Эрудит» подводится с
помощью мониторинга.
Овладение логическими знаниями происходит системно и эффективно.
Мои
обучающиеся занимают призовые места на олимпиадах различных уровней. Результатом
успешной социализации обучающихся считаю активное участие моих учеников в конкурсах и
проектах, научнопрактических конференциях, направленных на формирование гражданской
позиции, социальнокультурной компетентности, сплочение ученического коллектива. Уровень
сформированности УУД имеет положительную динамику,
что свидетельствует о мотивационном интересе обучающихся к учебной деятельности. 100% родителей признали
необходимость ведения и продолжения внеурочного курса «Эрудит».
Одной из причин успешности моих учеников, я считаю, внеурочный курс «Эрудит»,
который закладывает основу формирования учебной деятельности обучающихся – УУД,
которые необходимы обучающимся для дальнейшей социализации на новом уровне образования
в условиях реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта.
ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ВЛИЯНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.