Внедрение ФГОС в образовательном процессе: плюсы и минусы
Оценка 4.8

Внедрение ФГОС в образовательном процессе: плюсы и минусы

Оценка 4.8
Лекции
docx
преподавание
Взрослым
17.11.2022
Внедрение ФГОС в образовательном процессе: плюсы и минусы
Я считаю, основное, что изменилось в педагогической деятельности, это систематическое применение учителями системно-деятельностного подхода в обучении. Если до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Сначала всем было страшно, но, изучив все нормативные документы: учебники, рабочие тетради, стало понятно, что все не так страшно на самом деле.
Плюсы и минусы внедрения ФГОС.docx

Плюсы и минусы внедрения ФГОС.

Пожалуй, первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование. Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности  личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности. Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет, а четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

         Что касается минусов. В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы по обеспечению материально-технических условий для реализации основной образовательной программы  школы:

неполное соответствие материально-технической базы кабинетов  классов требованиям ФГОС;

 

Что изменилось в профессиональной деятельности учителя  в связи с реализацией ФГОС?                                                                                                  – это то, что  на голову учителя  свалилось много нового и не совсем понятного. Перестроиться учителям будет, конечно, сложно. Надо научиться думать по-новому и строить урок совершенно по иному, чем это было прежде. Цель образования теперь тоже другая. Получается учителю необходимо перестроить срочно свое мышление, отношение к процессу обучения, исходя из новых требований к результатам образования.

             В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя изменился в первую очередь подход к обучению. Учитель – инструктор, куратор, наставник. Ученик должен стать активным участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать, свободно Кроме того, в соответствии требованиям нового стандарта, учителю предстоит освоить современную технику и образовательные технологии, выбрать УМК, использовать возможности материально – технической базы, научиться разрабатывать и реализовывать учебные программы, программы внеурочной образовательной деятельности, участвовать в проектировании образовательной программы высказывать и доказывать свою точку зрения.

Я считаю, основное, что изменилось в педагогической деятельности, это систематическое применение учителями системно-деятельностного подхода в обучении. Если до введения документа это было личной инициативой учителя, то в настоящее время, это обязательный компонент работы для формирования УУД. Сначала всем было страшно, но, изучив все нормативные документы: учебники, рабочие тетради, стало понятно, что все не так страшно на самом деле.

Учителя начальных классов нашей школы выбрали УМК «Планета знаний» ещё задолго до внедрения ФГОС, но программное оснащение полностью соответствует ФГОС нового поколения. Данный УМК имеет, на наш взгляд, ряд плюсов, таких, как: методический аппарат учебников; он отвечает системе единых требований, предполагает формирование общих учебных умений: работать с учебником и с другими источниками информации, вести деловое общение, организовать поисково-исследовательскую работу, работу в группах и парах, осуществить само и взаимоконтроль. Авторы УМК разработали программы и для среднего звена, но берут ли учителя старших классов эту предметную линию, есть ли наша программа в рекомендуемом МО и Н РФ в перечне? Это вопрос. К сожалению надо признать, что у нас, учителей начальной школы, из-за занятости, загруженности, может быть и иногда из-за нежелания, нет должной связи, как с учителями старших классов, так и детским садом. Хотелось бы больше взаимодействовать!!! Нужно учиться работать вместе, сообща. Что же изменилось? Теперь при подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами. Если раньше пытались выполнить то, что запланировали, то теперь нужно организовать деятельность детей. Результаты обучения не только предметные, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки. Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения. И многое, многое другое.

Думаю, что в профессиональной деятельности в связи с реализацией ФГОС, изменился объём документационного обеспечения. Документов надо составлять больше и очень большого объёма, на что уходит много времени, и соответственно, на творческую деятельность учителя времени катастрофически не хватает.

Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные, но и метапредметные).  Деятельность учеников станет интереснее и разнообразнее.

Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная.

. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя.

Участниками образовательного процесса активно используются ИКТ-технологии в урочное и внеурочное время. Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом

, Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации ФГОС-2, может вызвать новизна контрольно-измерительных материалов для отслеживания стартового уровня, промежуточного и итогового образовательного результата обучающихся.

Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты. Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных  заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),

результаты учебных проектов,

результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

 

 

Контроль знаний новый - Итоговые комплексные работы

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь метапредметные диагностические работы, составленные из В связи с реализацией ФГОС в профессиональной деятельности учителя

комплексных заданий.

Особое место в новой системе оценивания в связи с внедрением ФГОС уделено портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся практически освоена в начальной школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном портфолио. Портфолио является универсальным средством для отслеживания личностных результатов и роста учащихся.

Принципиальная разница в том, что, помимо уроков, появляется вторая половина дня, регламентированная Министерством образования и науки РФ.

 

Стандарты закрепляют нормы внеурочной деятельности в объеме 10 часов(?). Для младших школьников организована вторая половина дня по разным направлениям. Это всевозможные экскурсии, конференции, работа кружков и секций.

Плюсы внеурочной деятельности

Бесплатные образовательные услуги

Развитие индивидуальных способностей, кругозора

Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях

Присутствие разнообразных кружков и студии

Использование игровых приёмов.

Выявлены следующие проблемы (минусы):

перегрузка первоклассников (21 часов урочной деятельности да плюс 5 (а в начале внедрения ФГОС 2011 год и 10!! часов) внеурочной получается 26 часов)

с увеличением количества классов, занимающихся внеурочной деятельностью, возникнут сложности, связанные с составлением расписания дополнительных занятий (особенно «Лего конструирование», обеспечением кадровыми, информационными и другими ресурсами.

улучшение материально-технической базы (дополнительный спортивный и танцевальный залы и многое другое)

не разработана система мониторинга результативности и эффективности внеурочной деятельности.

 

 

Теперь, в  школе ребенок должен научиться не только читать, считать и писать, ему должны привить две группы новых умений.

- К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации.

- Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Источниками знания, как правило, были учитель и учебник. Сейчас, хотим мы этого или не хотим, информационная база у детей гораздо шире, и задача учителя показать спектр возможностей поиска информации. И не просто поиска, а как эту информацию воспринимать, оценивать, как оперировать ею. Ребенок должен понимать, каких знаний ему не хватает, где и как можно получить дополнительные знания.

Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация к получению новых знаний. Наряду с положительными моментами, исходя из собственного опыта, можно выделить и ряд проблем, с которыми столкнулось в процессе внедрения ФГОС:

не всегда будущие первоклассники (особенно наши сельские) получают необходимую предшкольную подготовку, что является большим препятствием в реализации основных образовательных программ. ( Внедрение ФГОС в дошкольных учреждениях началось с этого года)

Поэтому учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?"

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Многое зависит от желания учителя, его характера, уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Ну, а что касается готовности учителей  к ФГОСам, так они мобильные и всегда ко всему готовы!!!

 

Мананникова Татьяна Ильинична

учитель истории и обществознания


 

Скачано с www.znanio.ru

Плюсы и минусы внедрения ФГОС

Плюсы и минусы внедрения ФГОС

Учителя начальных классов нашей школы выбрали

Учителя начальных классов нашей школы выбрали

Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации

Определённые сложности у педагогов, приступающих к реализации

Бесплатные образовательные услуги

Бесплатные образовательные услуги

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.11.2022