Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова"

  • docx
  • 16.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сценарий.docx

МБОУ «Афанасьевская СОШ»

Обоянского района Курской области

 

 

Конспект открытого внеклассного мероприятия

 

«Хлеб - всему голова»

 

IMG_256IMG_256

 

 

                                            Учитель: Суханова Инна Александровна

 

 

 

 

с. Афанасьево

2025 г.

 

Ход мероприятия

I. Вступительная беседа

 

Классный руководитель. Ребята, угадайте, о чем идёт речь?

 

Кто-то любит с маслом,

Кто-то любит с сыром,

А иной и с мясом

Или же с кефиром.

Кто-то любит белый,

Кто-то любит чёрный,

Кто-то любит с маком

Или запечённый.

Он бывает длинным,

Но бывает узким.

Кто-то любит с тмином

Или же французский.

Он зерно, он колос,

Он мука и тесто.

За праздничным столом

Он знает своё место.

 

(Ответы детей.)

 

Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?

 

(Дети высказывают предположения.)

 

Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.

 

(Читает стихотворение Родион)

 

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим...

 

(Выходит Сережа с караваем)

 

Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.

 

II. Информационный блок

 

1)          История появления хлеба

Учитель. IMG_256

 
- Хлеб появился очень давно, во времена каменного века и имеет очень длинную историю.

 Как говорят учёные, более 15 тысяч лет назад. Когда первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Они постоянно бродили по полянам и по лесам и собирали съедобную траву, корешки и плоды, чтобы не умереть с голоду. Как то раз, на землю пришёл сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зёрна удобно было есть, их замачивали водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Камень остыл, человек почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

 

- Шло время, человек развивался, строились заводы и вот мы с вами живём в наше время. И сейчас пекут хлеб, а кто знает какой путь сейчас проходит хлеб для того, чтобы попасть к нам на стол?

 

 

2) Как делают хлеб?

Много людей должны потрудиться, чтобы мы с вами съели кусочек хлеба к завтраку или к обеду. Сначала хлеб надо вырастить. Для этого всю весну и лето трудятся хлебороб, агроном и хлебопашец. Собрав урожай зерна, надо очистить его от сорняков и примесей, перетереть зерна в муку. Сейчас эту работу выполняют машины под руководством людей на мукомольных заводах, а раньше крестьяне мололи муку на мельницах. (Показывает иллюстрации.) Потом мука поступает на хлебопекарный завод, где специалисты выполняют разные операции: следят за тем, как выпекается хлеб в жарких печах, вылавливают бракованные изделия на конвейере, упаковывают хлеб, укладывают в передвижные контейнеры, везут на специальных машинах в магазины. Посмотрите, как много людей задействовано в этом процессе, а мы зачастую выбрасываем остатки хлеба. Нередко куски хлеба валяются на дороге или среди мусора, дети играют с хлебом за столом. А у крестьян, которые сами растили хлеб, было правило: «Каждую крошку - в ладошку». Хлеб берегли, не давали пропасть, понимали его истинную цену.

 

Знакомство с профессиями

 

Учитель. А сейчас мы поиграем и профессии узнаем, кто хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите, на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, пожалуйста, те профессии, которые, на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу.

 

На доске - таблички с названиями различных профессий

 

 артист, пианист, шофер, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнер, механизатор, портной, мельник, кондитер.

 

Задание. Прочитать записи и узнать, что добавляют в муку, чтобы получились вкусные сдобные булочки, душистые батоны и мягкие плюшки.

 

(На доске открывается запись.)

 

АДОВ     ЬЛОС    ИЖЖОРД      РАХАС

 

(Вода, соль, дрожжи, сахар.)

 

Учитель. А вы знаете, что еще можно приготовить из муки? (Дети называют виды хлебобулочных изделий: пироги, крендели, пирожные, торты, булочки, пряники, печенье и т. д.)

 

3. Блокадный хлеб

 

А сейчас послушайте стихотворение, которое прочитает Евменова Полина

 

Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Её просторов главное богатство.
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси,
Тебе ответить могут ленинградцы.

Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней...
Снарядов свист... Воздушные тревоги...

Мела метель колючая, мела...
За нею голод шел в дома по следу...
И не было ни хлеба, ни тепла –
Была лишь вера твёрдая в победу!

 

- В Музее блокады Санкт-Петербурга хранится прозрачный кусочек хлеба - когда-то это был дневной паек жителей осаждённого немцами города.

-  Во время Великой Отечественной войны Ленинград был окружен фашистскими войсками. Запасы продовольствия в городе иссякали, а людям нужно было продолжать работать, спасать себя и близких от бомбежек и обстрела. Единственной связью с внешним миром стала автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера. По ней в зимний период осуществлялись доставка в город продовольствия и боеприпасов, эвакуация раненых. Ее называли Дорогой жизни. Люди постоянно умирали от голода и холода. Очереди за хлебом были огромные. Его выдавали по карточкам. Дневная норма хлеба на человека падала день ото дня. Нормы выдачи хлеба на один день составляли: для рабочих - 250 г, для служащих - 125 г, для детей - 125 г. (Демонстрирует фотографии.)

Выжить в этом аду горожанам помогла вера в помощь «Большой земли», которая где-то рядом, стоит лишь немного потерпеть. Каждый ждал наступления того дня, когда враг будет повержен, изгнан с территории нашей Родины, но далеко не всем удалось дожить до Победы.

 

Учитель:  В Зеленогорске (Ленинградская область) есть памятник хлебу. на гранитном постаменте высотой 80 сантиметров изображены хлебобулочные изделия из бронзы. Основа композиции — чёрный хлеб, 125 суточных граммов которого спас жизнь тысячам голодных блокадников. Помимо буханки, разрезанной на несколько частей, в экспозиции находятся сухари, батон, бублики. Есть версия, что памятник посвящён блокадным 125 граммам чёрного хлеба, спасших многих от голода в Великую Отечественную войну. По другой версии, монумент прославляет местный хлебозавод, так как стоит рядом с его магазином

 

Ещё существует скульптурная композиция «Хлеб» в Москве, установленная в 1963 году рядом с центральным входом в Парк Дружбы. Скульптура выполнена по эскизам советского скульптора Веры Мухиной и представляет собой изображение двух молодых девушек, поднимающих над головой огромный сноп колосьев. 

 

Памятник Бородинскому хлебу (также известен как памятный знак «Хлеб нашей памяти») находится в городе Ишим Тюменской области. Сооружение представляет собой гранитный куб, сверху которого лежит буханка «Бородинского» хлеба в сочетании с георгиевской лентой и ниспадающим знаменем.На одной из граней куба расположена надпись «В память 200-летия Отечественной войны 1812 года» и указаны даты 1812–2012.Ломти «Бородинского» хлеба — память о павших известных и безымянных защитниках Отечества, георгиевская лента — символ их ратных подвигов и побед

 

 Учитель: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе – большое счастье. «Хлеб – это жизнь. Он вечен, как мать, как Родина».

II. Подведение итогов

 

Учитель: О чем вас заставил задуматься наш классный час? (Ответы детей.)

 

А сейчас послушайте стихотворение, которое прочитает Омина

 

Слава хлебу!

 

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил.

Вот он хлебушко душистый.

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нем...

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырь.