ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия, посвященного Дню рождения Марины Цветаевой.
Разработчик:
Преподаватель Колесникова Н.В.
г.Белореченск,2023г
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Основные цели и задачи внеклассного мероприятия
3. Сценарий проведения внеклассного мероприятия
4. Приложения
Пояснительная записка
8 октября 2023 года мы отметили 141-ю годовщину со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой, одной из крупнейших русских поэтов XX века, прозаика, переводчика. К ее творчеству невозможно быть равнодушным. Без лучших стихов и поэм Цветаевой невозможно представить русскую литературу Серебряного века. Человек сложной и трагической судьбы, она оставила свой яркий след в поэзии. Произведения Марины Цветаевой переведены на многие языки мира, а рифмованное предсказание «Моим стихам, написанным так рано…» высечено на одном из зданий в нидерландском городе Лейден как символ того, что поэзия бессмертна.
Данное мероприятие разработано с целью ознакомления и приобщения обучающихся к поэзии Марины Цветаевой. Погружение в начало 20 века и проблематика темы позволяют участникам и гостям проекта стать сопричастными Истории, Времени и Таланту ярких представителей нашей культуры.
Цели и задачи внеклассного мероприятия.
Цели мероприятия:
Прививать культурные традиции обучающимся, углубить знания о литературе серебряного века на примере поэтического наследия М.И. Цветаевой;
заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой; увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и страстная любовь.
Задачи мероприятия:
Образовательные:
Изучение влияния на творчество Цветаевой поэзии и личности А.С. Пушкина;
Изучение влияния на творчество Цветаевой поэзии и личности А.С. Пушкина;
Знакомство с любовной лирикой М. И. Цветаевой
Воспитательные:
Формирование у студентов чувства гордости и уважения к творческому наследию поэтессы;
воспитание нравственной, духовной личности;
воспитание у обучающихся эстетического вкуса;
формирование здорового образа жизни, привлечение студентов к активному участию во внеклассных мероприятиях.
Материально- техническое оснащение:
Оформление кабинета к празднику;
Плакаты, посвященные празднику;
-Аудиозаписи колокольного звона; Шопен «Вальс» №7 до-диез минор; песни И.Аллегровой «Я тебя отвоюю..»; «Аве Мария»Баха;
Видеопроектор, экран, компьютер, презентация
Ход мероприятия
Слайд 1,2
Эпиграф:
Вся моя жизнь – роман с собственной душой.
Возьмите стихи – это и есть моя жизнь.
М.Цветаева
Слайд 3
Ведущая:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы встречаемся с поэтом, имя которому Марина Цветаева. Я не ошиблась, назвав её поэтом, потому что она сама называла себя только так - поэт. Определение «поэтесса» к ней абсолютно не подходит. Не для неё слова и не про неё: «Я не верю стихам, которые льются, рвутся - да!» - так она сказала однажды. И доказывала это на протяжении всей своей жизни собственными рвущимися из сердца строками. Думаю, что не найдётся среди нас человека, в сердце которого не поселилась хотя бы одна заметная цветаевская строка. Сегодня наша литературно - музыкальная композиция посвящена 141 - годовщине со дня рождения М.И. Цветаевой.Наше мероприятие «Лазурный остров Марины», посвящено её памяти.
Слайд 4
Декабрь 1920. Заснеженная Москва. Переполненный зал Политехнического музея. Вечер поэтесс. Одна за другой на сцене появлялись представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучала. Как вдруг... словно из темноты студёной ночи явилась женщина в чёрном, похожая на монахиню, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо с вызывающим независимым лицом. Вся она дышала каким-то внутренним протестом...
Я расскажу тебе про великий обман.
Я расскажу тебе, как ниспадает туман.
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как - пришелец египетских стран –
В узкую дудку под деревом дует цыган.
Я расскажу тебе - про великую ложь,
Я расскажу тебе, как зажигается нож
В узкой руке, как вздымаются ветром веков
Кудри у юных - и бороды у стариков.
Рокот веков. Топот подков.
Это была Марина Цветаева.
Слайд 5
Имя Марины Цветаевой, ее творчество известно всем и во всем мире. Поэзия Марины Цветаевой - это необъятный мир, который таит в себе множество загадок. Каждый, кто пытается их разгадать, открывает для себя новые грани красоты, новые высоты мысли и чувства...Творчество Цветаевой – одно из самых пронзительных и эмоциональных в русской поэзии. Её стихи всегда поражают читателей сильными чувствами. Взволнованной интонацией, высокой душевной напряженностью и удивительной красотой.
Слайд 6
Марина Цветаева родилась в эпоху, полную трагедий и кровопролитных событий, которая наложила отпечаток на все ее существование.26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Слайд 7
«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым словом оказалась «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала», - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре…» Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
Слайд 8
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, восхищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо - природу, одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги. Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке. Любимыми стали немецкие сказки, Наполеон, Бетховен, она любила родной Трехпрудный переулок, Москву и воображаемый Париж. Таким было ее детство.
Звучит музыка Е.Доги из телефильма «Гонки по вертикали».
Слайд 9
Казалось бы, о чем еще может мечтать девочка, которой повезло появиться на свет в семье профессора московского университета? О своем детстве Марина вспоминает с теплотой и душевностью. В ее дневниках каждая страница полна любовью к родным людям. Уже в 4 года Цветаева умела читать, а 8 лет уже писала свои первые стихи.После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение - книги и стихи. Юная Цветаева пишет стихи, как на русском языке, так и на немецком и французском. Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвергаться влияниям, “быть самой собой” - такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда.Родители пророчили дочери великое будущее и оказались правы. Стихотворение М. Цветаевой «Маме».
Звучит музыка Ф. Шопена.
В старом вальсе
Штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды
Все живые
И отрадный беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты.
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложены в сердца.
К детским снам, клонясь неутомимо
Без тебя лишь месяц в них глядел!
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто
Печален,
Скучен смех и чужд домашний
Кров…
Наш корабль не в добрый миг отчалил
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Слайд 10
В 1902 году Марина Цветаева поступила в Московский университет, где благополучно проучилось до 1905 года. В пятнадцатилетнем возрасте девушка самостоятельно едет в Париж, где изучает французскую литературу в университете Сорбонны.Ей пришлось поучиться понемногу и в Италии, и в Германии, и в Швейцарии. Друзья поэтессы не уставали удивляться ее эрудицией и осведомленностью во многих вопросах иногда ее даже называли «энциклопедией» и были не далеки от истины. В 1910 году, ещё не окончив гимназию, Цветаева на собственные средства издаёт первый сборник своих стихов под названием «Вечерний альбом». В 1912 году выходит вторая книга стихов - «Волшебный фонарь». Творчество начинающего поэта получает высокую оценку.
Слайд 11
Кто создан из камня, кто создан
из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан
из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
- В купели морской крещена –
и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце,
сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Какой была Марина Цветаева?
Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза... зеленые, цвета винограда.
Привычные к степям глаза,
Привычные к слезам глаза.
Зелёные - соленые -
Крестьянские глаза.
Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким и гибким.В своихвоспоминаниях о матери дочь Ариадна пишет: «мама была среднего роста,скорее невысокого роста, с правильными, чётко выраженными, но не резкими чертами лица. Нос у нее был прямой, с небольшой горбинкой и красивыми, выразительными ноздрями, особенно хорошо выражавшими и гнев, и презрение. Впрочем, всё в её лице было выразительным и всё – лукавым, и губы, и их улыбка, и разлёт бровей, и даже маленькие ушки,почти без мочек, чуткие и настороженные.Глаза её были того редчайшего, светло – ярко – зелёного цвета, который называется русалочьим и который не изменился, не потускнел и не выцвел у неё до самой смерти.В овале лица сохранялось что – то детское.Светло – русые волосы вились мягко и небрежно – всё в ней было без прикрас и в прикрасах не нуждалось.
Слайд 12
Стихи читала охотно, по первой просьбе, или предлагала сама: “Хотите, я вам прочту стихи?”
Милый читатель! Смеясь, как ребёнок,
Весело встреть мой “Волшебный фонарь”.
Искренний смех твой, да будет он звонок
И безотчетен, как встарь.
Слайд 13
Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает: «В комнате висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии ЛукиничныБернацкой, умершей очень рано – в двадцать семь лет. Увеличенная фотография – темноокое, с тяжелыми веками, печальное лицо с точно кистью проведенными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом…»Марина сознавала свою необычность, непохожесть на других, интересовалась, что во внешности, характере, манере поведения, желании писать стихи досталось ей по наследству. Вот как об это говорит Марина в своём стихотворении о «Бабушке»:
Продолговатый и строгий овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой
И взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимуюпрорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен,
И ветер был свеж,
Темные звезды погасли.
- Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..
Слайд 14
Взросление поэта сопровождается расширением поэтических тем и языковых средств. Основное развитие в поэзии М. Цветаевой получают темы любви, поэзии, России. В 1920 году она создаёт одно из самых знаменитых своих стихотворений, посвященных женской судьбе, в котором рефреном звучит вопль женщин всех времён.
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче - всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел, -
Все жаворонки нынче - вороны!
Я глупая, а ты умён,
Живой, а я остолбенелая,
О вопль женщин всех времён: «Мой милый, что тебе я сделала?!»
Слайд 15
Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стремительно. В стихах Марины Цветаевой “ощущается стремление к сжатой, краткой и выразительной манере, где все ясно, точно и стремительно в ритме”, но вместе с тем глубоко лирично. Стихотворение “Вы, идущие мимо меня...”
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, -
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром, -
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
Слайд 16
Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и другими талантливейшими людьми конца XIX — начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являвшиеся выражением её чувств и мыслей. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок. Свое преклонение перед поэтом, которого она называла “сплошной совестью”, Цветаева пронесла через всю свою жизнь.Особенной любовью проникнуты строки, посвященные Александру Блоку:
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка па языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щелканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок,
Имя твоё,— ах нельзя! —
Имя твоё — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твоё — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим — сон глубок.
Слайд 17
Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма Э. Рязанова «Жестокий романс».
Слайд 18
М. Цветаева в своей анкете назовёт любимые с детства четыре вещи: это музыка, природа, стихи и одиночество. Природа это Таруса на Оке; там, у Цветаевых была дача. Марина напишет в завещании: «Я бы хотела лежать на тарусском кладбище, под кустом бузины, в одной из могил с серебряным голубем». Одиночество было всегда. Музыка и стихи для неё были тождественны: слова не читались, они звучали, ломались в диссонансах и сходились в гармонии. Это была особая, глубинная стихия творчества Цветаевой.
Слайд 19
В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. Они встретились 5 мая 1911г. на пустынном коктебельском берегу. “Заглянув в его глаза и все, прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых”. Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.
Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена,
не на бумаге! —
Чрезмерно узкое его лицо подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови,
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей,
Его глаза — прекрасно-бесполезны!
Под крыльями раскинутых бровей —
Две бездны. В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! —
Такие — в роковые времена —
Слагают стансы —
и идут на плаху.
Слайд 20
В годы революции и гражданской войны Цветаева далека от политической борьбы.Октябрьскую революцию не приняла. Годыреволюции дались нелегко: она бедствовала, её маленькая дочь умерла от голода в приюте.От мужа 3 года не было вестей.Но именно в эти годы она пишет свои романтические пьесы: «Каменный ангел», «Феникс», а также поэму – сказку «Царь- девица». Наряду со стихами и пьесами Цветаева пишет и прозу, главным образом лирико – мемуарную. Начало первой мировой войны вместе с мужем восприняли романтически: он рвался на фронт, она видела в войне какую – то эпическую поэму. Гражданская война расколола страну надвое. Эфрон попал на «белую половину», так как был офицером белой армии.14 июля 1921 года Цветаева получила письмо из – заграницы от мужа, в котором он звал её к себе.Революционные события 1917 года, разруха и Гражданская война, сложные перипетии семейной жизни усиливают трагическое начало цветаевской лирики.
Слайд 21
В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью уезжает за границу к мужу, Сергею Эфрону, где остаётся 17 лет, из которых 3 с половиной года в Чехии и 14 лет во Франции.Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. “...Мой читатель остается в России, куда мои стихи... не доходят...”Вокруг Цветаевой все теснее смыкалась глухая стена одиночества.
И не спасут ни стансы, ни созвездья.
А это называется - возмездье
За то, что каждый раз,
Стан разгибая над стройкой упорной,
Искала я над лбом своим просторным
Звезд только, а не глаз...
Цветаева раздражала своей независимостью, неуступчивостью, уверенностью в своём даре. Чего стоят такие критические выпады о поэзии Марины Цветаевой: "цветок, быстро вянущий", "это не просто дурная поэзия, это вовсе не поэзия", "высокопарная ахинея", "безвкусное смешение стилей" И всё-таки, пусть в нищете и непризнании, но, сколько создала она за эти семнадцать лет! Вопреки всему - противоборство творчеством. Она постоянно сражается с издателями и редакторами: сначала за то, чтобы её работы были опубликованы, потом, чтобы защитить их от вычёркиваний и искажений:- Пишите понятнее, Вас нелегко воспринимать, ориентируйтесь на среднего читателя.- Я не знаю, что такое средний читатель, никогда его не видела ...Дела с устройством литературных вечеров продвигались плохо (а это была реальная возможность заработать): "Если бы вы знали, как это унизительно. - Купите, Христа ради! - Пойдите, Христа ради! Прибедняться и ласкаться я не умею ... "Вела бы себя потише, может быть, и ссуды какие-нибудь перепали бы, и редакторы смягчились. Конформизма в Цветаевой не было ни гроша. Такую возможность она даже не рассматривала. Всё это -оборотная сторона её дара, дара поэта, живущего с обнажённым сердцем и не умеющего жить "как все". Поэтому в истоке цветаевской лирики всегда сердечный толчок, а не холодное наблюдение.
Слайд 22
Все 17лет эмиграции, Эфроны бедствовали, голодали.Марина Цветаева постоянно думала о Родине. В 1934 году она написала удивительное стихотворение “Тоска по родине...”
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно -
Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что-мой,
Как госпиталь или казарма...
В стихотворении, обращенном к Б.Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится…
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце…
Ты, в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
Слайд 23
За границей обострилось чувство привязанности ко всему, что связанно с Россией. Стремительно и властно в жизнь Марины Цветаевой вошел Пушкин и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонко и мятежной души. Пушкинскую “Капитанскую дочку” Цветаева перечитывала много раз, а стихотворение “К морю” стало ее любимым. Великому русскому поэту Пушкину Цветаева посвятила цикл стихотворений “Стихи к Пушкину и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв»”. Стихотворение “Поэт и царь”:
Нет, бил барабан перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царевы над мертвым певцом
Почетную дробь выводили.
Гляди, мол, страна, как, молве вопреки,
Монарх о поэте печется!
Почетно-почетно-почетно- архи-
Почетно-почетно-до черту!
Кого ж это так - точно воры вора
Пристреленного выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умнейшего мужа России.
Слайд 24
В 1939 году Марина Цветаева вернулась, наконец, на родную землю вслед за семьёй и чтобы дать сыну Георгию родину. ..."Как только я ступила на палубу, я поняла, что всё кончено". Прибыла с опасным клеймом "белого эмигранта". Потом добавится не менеестрашное "родственница врагов народа".Цветаева вернулась в любимую страну, а страна себя повела, как мачеха: начала методично отнимать у неё самое дорогое - сначала арестовали Алю, затем Сергея. Больше она их никогда не увидит, да и самой ей оставалось около двух лет жизни. Растерянность, тоска, ужас, безысходность преследовали её все эти два печальных года. Марина Ивановна на себе испытала все тяготы на родине: она не могла найти работу, её в связи с этим преследовало безденежье, стихи и проза Цветаевой не публиковались, как поэтессу её просто не замечали. Помощи от друзей ждать не приходилось. Её новаторство в поэзии, прощаемое властью, пожалуй, одному Маяковскому, назвали "формализмом". С поэзией и прозой Цветаевой влился такой дух независимости, такой убеждённости в праве человека на внутреннюю свободу, на выбор своего пути, без оглядки на какие бы то ни было авторитеты. Нет, именно такое советскому читателю не подходит. Запретить! Значит, опять не о том, о чём надо.Она искала родственную душу. Эфрон и Аля исчезли; любимый сын не нуждался в ней. "Я знала, как писать стихи, но я забыла".
Слайд 25
С началом войны 1941 года началась эвакуация членов Союза писателей в Татарскую республику. Цветаева с сыном попали в Елабугу, отдалённую деревню, где она никого не знала. Она пишет заявление в Литфонд с просьбой принять её на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую. Постоянная тревога за жизнь близких.Тяжелые удары судьбы обрушились на поэтессу. Полная духовная изоляция. И думы, думы… Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии депрессии, она покончила с собой 31 августа 1941 года, повесившись в сенях, оставив предсмертную записку: «меня все считают мужественной, а я не знаю человека робче себя. Никто не видит - не знает, что я год уже ищу глазами крюк. Я год приемлю смерть. Всё уродливо и странно. Мурлыга! Прости меня, но дальше было хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але - если увидишь что - я любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Из записной книжки:«… Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – все меньше и меньше… Все уродливо и страшно… Я не хочу умереть. Я хочу не быть…”
В исполнении Аллы Пугачевой звучит “Уж сколько их упало в эту бездну...”.
Она шла к этому уже давно.Метущемуся естеству Цветаевой было тяжко, душно в телесной оболочке.
«Из тела вон хочу» – это не литература, это состояние, крик больной души.
Слайд 26
Многогранное творчество Марины Цветаевой, мы только начинаем постигать. Трагическая её судьба в полной мере отразилась в нём, как в дневнике, который пишут для себя и в котором не солгут ни звуком. Должно будет пройти много времени, чтобы, наконец, стихам Марины Цветаевой, как «драгоценным винам» настал свой черёд.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я - поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берёт!),
Моим стихам, драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
Этот черёд наступает у каждого в своё время. И я буду очень рада, если для кого-то из вас он наступит сегодня.
Слайд 27, 28
Марина Цветаева... Она оставила нам сборники лирических стихотворений, семнадцать поэм, стихотворные драмы, лирические эссе и философские этюды, мемуарную прозу, воспоминания и размышления. Цветаева - поэт “предельной правды чувства”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию...”Проза, написанная ею, так же ярка, как и поэзия. Блестящая поэзия Марины Цветаевой живет, и будет жить во славу своей страны. Марине Цветаевой принадлежит в развитии русского стиха несомненная и значительная роль, и с ее творчеством должен быть знаком всякий интересующийся поэзией человек.
Список использованной литературы
1. Белкина М. Сокращение судеб. [Биография М.И. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988
2. Цветаева М. Автобиографическая проза. – М.: Советская Россия, 1991.
3. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М.: Дрофа: Вече, 2002.
4. Цветаева М. Об искусстве. – М.: Искусство, 1991.
5. Швейцер В. Марина Цветаева. – М.: Молодая Гвардия, 2007.
6.Орлов В.Марина Цветаева: Судьба. Характер.Поэзия.М.: Просвещение, 1990.
7. Белкина М. Сокращение судеб. [Биография М.И. Цветаевой]. – М.: Книга, 1988
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.