МБОУ «Лесно-Калейкинская СОШ»
Альметьевского муниципального района
Республики Татарстан
Внеклассное мероприятие
(квест-игра)
«ТАЙНЫ
РУССКОГО ЯЗЫКА»
(в рамках декады гуманитарных наук)
Подготовила
учитель русского языка и литературы
ИСКАКОВА Н.Х.
Обучающие цели:
¾ Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис, пунктуация).
¾ Формировать умения применять полученные знания на практике.
¾ Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
¾ Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;
Развивающие цели:
¾ Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
¾ Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
¾ Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;
Воспитывающие цели:
¾ Воспитывать любовь к родному языку.
Ход мероприятия:
«Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».
Ведущий 1. Добрый день, уважаемые участники игры, гости, любители русского языка!
Ведущий 2: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Тайны русского языка». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этому предмету, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршрут
Ведущий 1. Правила игры. В игре участвуют две команды. Игроки должны пройти несколько станций, где их ожидает какое-либо задание. Задание спрятано в конверте, но, чтобы найти этот конверт, нужно отгадать загадку и определить место, где спрятан конверт. Задания команд абсолютно одинаковы, а вот станции разные. Каждую команду сопровождает куратор. Именно он будет помогать команде, а также будет определять правильность ответов и начислять баллы. Задача игроков – набрать больше количество баллов. Команде, которая первая закончит маршрут, также будут начислены дополнительные баллы.
Отборочный тур
Ведущий 1: Для того чтобы определить команду, которая первая начнёт путешествие по тайнам русского языка, необходимо ответить на вопросы:
(Вопросы задаются командам по очереди.)
1.Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
2.Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
3.Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
4.Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)
5. Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Швейную)
6. Из какого крана нельзя брать воду? (Из строительного)
Команда, ответившая на большее количество вопросов, первая получает загадку, в которой зашифровано место, где хранится задание
1-ой команде
Шарик над столом порхает,
От ракетки убегает.
Что за классная игра?
Угадайте, детвора.(конверт под теннисным
столом)
2-ой команде
Бегать нужно там, скакать,
Веселиться и играть,
Только раз зайдёшь туда:
Начинается игра! (конверт в спортзале на подоконнике)
1 Станция «Сообразительная»
-Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
Объясните значения устаревших слов.
Тать |
Вор |
Вепрь |
Кабан |
Ланита |
Щека |
Агнец |
Ягнёнок |
Десница |
Правая рука |
Око |
Глаз |
Зеница |
Зрачок |
Стезя |
Путь |
Лихо |
Горе |
Отгадайте загадки
1.Одной рукой всех встречаю, другой провожаю.(дверь).
2.День и ночь ходят, а всегда на одном месте.(часы).
3.Кругом вода, а с питьем беда. (море).
4.Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (телевизор).
5.Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (двенадцать месяцев).
6.По черной доске белый заяц бежит. (мел).
1-ой команде
На чём усесться можно впятером?
Нет, не диван хочу вам загадать.
На улице ее мы все найдём,
На ней мы в парке будем отдыхать.(конверт под
скамейкой в коридоре на 2-м этаже)
2-ой команде
Вдоль аллеи дружно в ряд
Как солдатики стоят.
Кто захочет отдохнуть —
Тот присел и сразу в путь.
Присядет целая семейка
На красивую ... (конверт под скамейкой в
коридоре на 1-м этаже)
2 Станция «Фразеологическая»
Угадайте предмет по его описанию
1.Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)
2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)
3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)
4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)
5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)
Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений входящих в них слов.
В русском языке много фразеологизмов со словом «сердце». С легким сердцем ответьте на наши вопросы, которые, мы надеемся, придутся вам по сердцу. Что же мы говорим в том случае, когда…
-… сильно пугаемся? ( Сердце оборвалось.)
-…придаем чему-то слишком большое значение? (Принимаем близко к сердцу.)
-… испытываем чувство облегчения? (Камень с сердца свалился.)
-… заставляем себя забыть кого-то? (Вырываем из сердца.)
-…говорим совершенно откровенно? (Положа руку на сердце.)
-…что-то сильно нас волнует? (Берет за сердце.)
-…делаем что-то в порыве раздражения? (В сердцах.)
-…пытаемся понять чьи-то намерения? (Заглядываем в сердце.)
-…делаем что-то с большой неохотой? ( Скрепя сердце.)
Загадка 1-ой команде
Я молча смотрю на всех, И смотрят все на меня. Веселые видят смех, С печальными плачу я. Глубокое, как река, Я дома, на вашей стене. Увидит старик — старика, Ребенок — ребенка во мне. (конверт за зеркалом возле кабинета директора)
Загадка 2-ой команде
Бегать нужно там, скакать,
Веселиться и играть,
Только раз зайдёшь туда:
Начинается игра! (конверт в спортзале на подоконнике)
3 Станция «Фольклорная»
Язык помогает сохранить и мудрость народную, содержащуюся в пословицах и поговорках. Важность и красоту пословиц оценил сам народ: «Речь без пословицы – что еда без соли».
Все народа едины во мнении, что пословицы передают основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знание пословиц может дать человеку знание о русском народе, и в конечном итоге о самом себе. Закончите пословицы:
Волков бояться (в лес не ходить).
В гостях хорошо (а дома лучше)
Терпенье и труд (все перетрут)
Не спеши языком (торопись делом)
Бесплатный сыр бывает (только в мышеловке)
В тихом омуте (черти водятся)
Одна голова хорошо (две лучше)
Что написано пером (того не вырубишь топором)
Любишь кататься (люби и саночки возить).
Сделал дело (гуляй смело).
Загадка для обеих команд
Внутри меня стужа,
Лёд и мороз.
Там запросто мог бы
Прожить эскимос.
Внутри меня стужа,
Но тёплый снаружи,
Как будто в шкафу
Я зиму принёс. (конверт в холодильнике на кухне)
4 Станция «Собирательная».
Соберите слова, которые спрятались в других словах. Слушайте внимательно, делайте пометки в рабочих листах.
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ.(молодцы)
Загадка 1-ой команде)
Стоит корова, орать здорова. Как по зубам дашь — вою не оберёшься. (конверт внутри пианино в актовом зале)
Загадка 2-ой команде
Есть в доме большой и волшебный экран. В нём можно увидеть зверей дальних стран, Мультфильмы и новости. Даже Как что-то готовить, расскажет! Мой папа футбол часто смотрит на нём. Но чёрным бывает экран этот днём. Покуда вокруг никого – Пока не включили его! (конверт за новым телевизором в кабинете татарского языка)
5 Станция «Грамматическая»
Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Птич..ка (м..лин..вка)
Пр..ех..ла к..р..левна во дв..рец. Выб..ж..ли к ней (на) встречу нян..ки и мамки п..дхв..тили её под руки и ув..ли в р..сп..сны.. п..латы. А птич..ка (м..лин..вка) п..рхнула в сад выбр..ла пр..красн..е дер..во что как ра(з, с) ст..яло под окном к..р..левн..ной спал..н.., усел..с.. на вет..ч..к.. и н..ч..ла пет., так х..р..шо да жал..бно что к..р..левна целую ноч.. и гла(з, с) (не) смыкала — всё слуш..ла.
Подведение итогов:
Ведущий: «Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли,» - это мысли русских мудрецов. Мы рады, что сегодня, открывая тайны родного языка, вы смогли ощутить его силу. Мы надеемся, что вы будете любить и беречь наш русский язык
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.