Внеклассное мероприятие « Лучик мужества в сердце зажечь»
На слайде появляется цитата о мужестве, которую дети пытаются объяснить. «Настоящее мужество – это умение забыть о себе в минуты потрясений»
1. Игра « Мужественный поступок».
Дети делятся на 5 групп. Каждая из групп получает карточку с различными жизненными ситуациями. Дети должны обсудить в группах и рассказать, как они поведут себя в той или иной ситуации.
· Злая собака не пропускает девочку в её двор.
· В классе разбили стекло; учитель обвиняет вас, но это сделал кто-то другой.
· Вы с друзьями увидели, как чужой человек пытается открыть дверь соседской квартиры.
· Вы с друзьями заблудились в лесу.
· При вас кто-то ругает вашего друга.
Группы по – очереди рассказывают, как они поведут себя в той или иной ситуации. После того, как какая-либо группа расскажет, как она поступит, учитель обходит остальные группы с мешочком для голосования. У детей на руках карточки трёх цветов: белая, серая и чёрная. Если они считают, что поступок мужественный – опускают в мешок белую карточку, Если не очень мужественный – серую, а если - совсем не мужественный – чёрный. В конце игры учитель вынимает карточки и считает, сколько мужественных поступков совершили дети.
2. Беседа.
- Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вы проявляли мужество, и расскажите о нём.
- Как вы считаете, отличается ли мужество от храбрости, и чем?
- Какие события в жизни людей требуют от них мужества?
- Вы правы, что одним из страшных событий для проявления мужества считается война. Но даже на войне мужественные поступки можно совершать не только в бою, но и в тылу и даже у себя дома. Сейчас вы в этом убедитесь, прослушав рассказ А. Лопатиной « Рассказ деда».
« Больше всего Матвей дружил с дедом. Папа и мама днём были на работе, а дед хлопотал по хозяйству и помогал мальчику во всём. Но самое главное, дед помогал внуку со школой, особенно с математикой.
- Дед, реши мне задачи. Я бы сам математику сделал, но у нас сегодня матч между дворовыми командами, - просил Матвей.
- Давай вместе задачи решим, а потом я с тобой на футбол схожу, - предлагал дед.
- Нет, ты лучше сиди дома, а то простудишься, - уговаривал внук.
Дед послушно решал задачи. Вечером, после ужина, он объяснял Матвею решение, но уставший мальчик слушал его вполуха. Серьёзные проблемы начались через несколько лет.
- Не знаю я, Матвеюшка, как эти системы уравнений решать. Слишком много в них иксов и всяких неизвестных, - вздыхал дед.
- Дедушка, ты же техническое училище кончил, должен знать, - удивлялся Матвей.
- В училище мы практические вещи изучали, - оправдывался дед.
Пришлось Матвею обходиться без деда. Он изворачивался, как мог. Выбрасывал тетрадки с двойками и списывал у друга контрольные. Один раз учительница торопилась и попросила Матвея отнести классный журнал в учительскую. Ребята убежали, и Матвей увидел, что остался в классе один. Мальчик раскрыл журнал, нашёл свою фамилию и быстро вписал себе хорошую отметку. На следующий день у Матвея бешено билось сердце, когда учительница просматривала журнал, но она ничего не сказала. Так или иначе, Матвею удавалось получать удовлетворительные четвертные оценки. Гром разразился в конце года. Мама вечером пришла с работы и сердито спросила сына:
- Сегодня мне звонила твоя учительница по математике и сказала, что ты хуже всех написал годовую контрольную и вообще ничего не знаешь. Как такое может быть?
- У меня голова жутко болела, - пролепетал Матвей. Не мог же он сказать, что друг Сергей заболел, и не у кого было списывать.
- Хорошо, иди в свою комнату и подумай. Если не будет другого объяснения, я попрошу, чтобы учительница индивидуально проверила твои знания, - решила мама.
Мальчик вздохнул и подчинился. В комнате он лёг на диван и закрыл глаза. Когда в комнату зашёл дед, мальчик повернулся лицом к стене. Матвей хотел лишь одного, чтобы его оставили в покое. Дед присел на край дивана и заговорил:
- Когда началась война, папа ушёл на фронт, а мама поступила работать на завод. Мне было 8 лет, а брату Пашке – три. Мама закрывала нас на ключ, и мы сидели дома весь день. Я должен был следить за братом и играть с ним. Мама оставляла нам две порции хлеба и кастрюльку супа или каши. Она просила меня делить всё с братом поровну. Сначала мы не голодали, но постепенно супа становилось всё меньше. Я не наедался и придумал такую уловку. Ставил кастрюлю между собой и Пашкой. Ему давал маленькую ложку, а сам брал большую и успокаивал себя: « Ему же три года, а мне восемь, значит, всё справедливо». Пока малыш успевал съесть несколько ложечек, я вычищал кастрюлю до блеска. Пашка плакал от голода, а потом просто лежал и смотрел в потолок или спал.
- Ваня, ты кормил сегодня младшего брата? – спросила меня мама однажды вечером.
- Кормил, но он плохо ел, - отвечал я. На самом деле я слукавил. Я дождался, когда Пашка заснёт, и протянул ему ложку супа. Пашка не открыл глаза, и я съел всё сам.
Иногда маме удавалось достать немного молока или сахара. Она разводила их водой и поила Пашку из бутылочки. Я стоял рядом и сглатывал голодную слюну. Однажды, когда мама вышла из комнаты, я взял у брата бутылочку и высосал всю сладкую воду.
На следующий день Пашка не проснулся. Я съел суп с хлебом, а потом испугался и стал будить брата. Наконец, он приоткрыл глаза и что-то прошептал.
- Пашка, не спи, подожди, мама придёт и напоит тебя чем-нибудь, - бормотал я сквозь слёзы. Младший брат снова что-то прошептал. Я наклонился к самому его лицу и почувствовал, как он поцеловал меня и тихо позвал: « Ваня». После этого Пашка закрыл глаза, несколько судорог прошли по его маленькому худому телу, и он затих.
Я выл, кричал, барабанил в дверь, чуть с ума не сошёл. Соседи позвонили матери, и она прибежала с доктором. Старичок в белом халате вынес приговор: « Дистрофия. Голодный обморок. Пока жив, но до утра не дотянет, если не напоить чем-нибудь питательным».
Доктор ушёл, а мама решительно завязала в узел своё единственное тёплое пальто и ушла на базар. Оставшись один с умирающим братом, я дал себе клятву никогда больше не врать. К счастью, мама быстро вернулась и принесла целое богатство: молоко, яичный порошок и масло.
- Представляешь, Ванюша. Наш папа нас спас, - весело сказала мама. – Пришла я на базар продавать своё пальто, стала рассказывать, какая у него хорошая материя, и предложила покупателю: « Пощупайте сами». Он пощупал и говорит: « Здесь под подкладкой какое-то колечко». Я сделала дырочку в кармане и достала золотое кольцо, которое папа подарил мне в день рождения. Отнесла его в скупку золота и обменяла там на продукты. А я думала, что кольцо давно потерялось.
Мы с мамой развели молоко водой, и я по ложечке вливал в рот брата беловатую водичку. Я рассказал маме всю правду, когда Пашка снова научился сидеть.
- Хорошо, Ваня, что ты понял самое главное. Маленькая ложь рождает предательство, - сказала мама, выслушав меня.
Дед замолчал, а внук спросил: - Дедушка, так твой брат Пашка выжил?
- Конечно, выжил. С тех пор я всегда всё поровну делил, а порой отдавал брату большую часть. Только сердце у Пашки было слабое, поэтому он рано умер.
Матвею пришлось заниматься всё лето, и осенью он пересдал математику».
- Может ли такая тяжёлая жизненная ситуация, как война и голод, оправдывать обман?
- Почему дед Иван на всю жизнь запомнил случай с младшим братом?
- Почему мать не наказала старшего брата за то, что он отбирал еду у младшего?
- Можно ли назвать признание Вани мужественным поступком?
3. Деловая игра.
Дети делятся на 2 группы. Все они – учителя в школе мужества, им надо научить детей этому качеству. Дети должны написать на дощечках маркерами, какие упражнения и задания помогут их ученикам стать более мужественными. (Например: в течение недели говорить только правду; ухаживать за каким-нибудь больным человеком; выполнять до конца любое трудное дело, даже если оно не получается.)
4 Рисунок « Что такое мужество».
Выходят четверо детей и читают стихи.
1-ый. – По рассказам и книжкам я узнал о войне, Что сиротами сделала многих детей, Что заставила плакать седых матерей… По рассказам и книжкам я знаю войну.
2-ой. По рассказам и книжкам я вижу войну, Вижу стены, разорванный бомбами дом, Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом… По рассказам и книжкам я вижу войну.
3-ий. – По рассказам и книжкам я слышу войну, Слышу грохот орудий и раненых крик, Слышу вздох партизан, замеревших на миг. По рассказам и книжкам я слышу войну…
4-ый. – Читая книги о войне, мы словно сами воевали. И сердцем шли в такие дали, Где танки плавились в огне. Мы как бы сами рисковали среди горящих городов, Мы как бы сами повторяли Дела и подвиги отцов.
- Сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к услышанному сегодня рассказу о мужестве.
Деи рисуют простыми карандашами, а дома заканчивают рисунки красками.
5. Просмотр видеоклипа. Заканчивается мероприятие просмотром клипа «Дети войны.
- А теперь я предлагаю тем, кто зажёг сегодня в своём сердце лучик мужества, взять и закрепить на своих руках вот эти « фенечки» из красно-синих ленточек.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.